Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Экономика первобытного общества и стран Древнего мира




Резюме

Историко-хронологический подход

Цивилизационный подход

Термин «цивилизация» известен с XVIII в., когда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства. Традиционно выделяют три основных стадии в развитии цивилизации: агарное, индустриальное и постиндустриальное развитие. Однако до настоящего времени не удалось дать всеобъемлющего, всеми признаваемого объяснения понятия «цивилизация».

Наиболее удобным является традиционный подход, в соответствии с которым в истории народов Средиземноморья выделяется семь законченных периодов.

Древний — XXXIII—VIII вв. до н.э. Произошло разделение труда, и сформировались основные социальные институты: семья, община, собственность, право, государство, религия.

Античный — с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Появились ремесла, торговля, частная собственность на землю и рабов.

Средневековый — с VI до середины XV в. Сформировались основные европейские нации, выросли самостоятельные города.

Возрождения — с середины XV до середины XVII в. Эпоха великих географических открытий и первоначального накопления капиталов.

Просвещения — с середины XVII до последней четверти XVIII в. Произошел территориальный раздел мира.

Свободной конкуренции — с последней четверти XVIII до последней четверти XIX в. Промышленная революция.

Монополистической конкуренции — с последней четверти XIX по середину XX в. Концентрация капиталов и борьба за экономический передел мира привели к серии кризисов и войн.

Социального (рыночного) хозяйства — начиная с середины XX в. Наиболее развитые страны достигли стабильности, сформировался новый средний слой и общество потребителя.

1. Предметом изучения "Экономической истории" является исторический анализ хозяйства разных стран (их групп) и генезиса рыночной экономики в них. Экономическая история — наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин — истории и экономики. Экономическая история — это самостоятельная наука, которая использует как исторические, так и экономические методы познания. Так же как и экономическая теория, она является базовой экономической наукой.

В арсенале методов, которыми пользуется экономическая история, присутствуют как общенаучные методы познания, так и специальные — исторические, экономические, психологические и математические.

Экономическая история выполняет следующие функции: формирует мировоззрение; помогает на конкретных примерах усваивать экономическую терминологию; формирует экономическое мышление.

2. Задачи курса. Изучив содержимое дисциплины, студенты должны

- иметь представление:

- об основных тенденциях и особенностях развития соци­ально-экономической структуры в основных странах и регионах мира, обращая особое внимание на изменение роли России в мировой системе хозяйства на различных этапах развития;

- о неэкономических (политических, культурных и др.) факторах, влияющих на хозяйственную деятельность;

- о причинах и факторах, стимулирующих или тормозя­щих экономическое развитие разных стран с древнейших времен до наших дней.

- знать:

- базовые понятия и термины, связанные с хозяйственной деятельностью, экономическими субъектами и институтами;

- закономерности развития и этапы становления мировой экономики, начиная с первобытнообщинного строя и до наших дней;

§ основные этапы экономического развития России.

- уметь:

- сопоставлять историко-экономические события с точки зрения их хронологической последовательности, нахо­дить причинно-следственные связи между ними, объяснять характер их эволюции;

- самостоятельно интерпретировать и давать логичное объяснение экономическим явлениям и процессам, имев­шим место в прошлом, находить причинно-следственные связи и извлекать опыт, необходимый для развития российской экономики

1. Существует множество подходов к периодизации истории экономического развития:

- отраслевой - выделяет пять стадий: дикости; пастушеский; земледельческий; земледельческо-мануфактурный; земледельческо-мануфактурно-коммерческий;

- трехстадиальная модель - в качестве критерия разделения исторических эпох предлагает использовать длину пути, которую преодолевает товар-продукт, направляясь из производящего хозяйства в потребляющее и выделяет всего три стадии в истории хозяйства: «естественное», натуральное (или домашнее), хозяйство, с древнейших времен — до середины XII в. Путь в среднем не более мили — с поля или огорода земледельца через мельницу и кузницу в его и господский, дом; «денежное» (или городское) хозяйство, до конца XVIII в. Путь от нескольких миль до нескольких десятков миль — с поля крестьянина или из мастерской ремесленника, через городской рынок или ярмарку при помощи купца в дома потребителей; «кредитное» (или народное) хозяйство, начиная с XIX в., когда товары преодолевают путь в сотни и тысячи.

- исторический подход: переход от одной стадии развития к другой происходит тогда когда возможности дальнейшего экстенсивного развития данной модели хозяйства заканчиваются, и требуется перейти к другой модели. Данный подход выделяет пять этапов в истории экономики:

изолированное хозяйство; общинное хозяйство (начало зарождения ремесла);

районное хозяйство (расширение обмена между городом и деревней);

национальное хозяйство (появление мануфактур); мировое хозяйство (господство фабрик).

- формационный подход: выделяются пять общественно-политических формаций, в зависимости от господствующего вида собственности на основе средства производства: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

- цивилизационный подход выделяет три основные стадии в развитии цивилизаций: агарное, индустриальное и постиндустриальное развитие.

Наиболее удобным является историко-хронологический подход, в соответствии с которым в истории народов Средиземноморья выделяется семь законченных периодов: древний, античный, средневековый, возрождения, просвещения, свободной конкуренции, монополистической конкуренции.

Основные экономические категории: периодизация, отраслевой признак, трехстадиальная модель, формация, цивилизация, возрождение, античный мир, средневековье.

Вопросы для самопроверки::

1. Каковы предмет и задачи изучения курса?

2. В чем заключается историческое значение аграрной неолитической революции?

3. В чем различие формационной и цивилизационной теорий?

4. Назовите хронологические рамки эпохи Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Толмачева Р. П. Экономическая история: Учебник. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 604 с.

2. История экономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. - М.: ИНФРА-М, 2005. - Раздел 1, гл. 1.

Дополнительная

1. Бартенев С.А. История экономики: Учебник. — М.: Экономист, 2004.

2. Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учебник. — М.: Академический проект, 2003.

3. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.П. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1999.

4. История экономического развития России: Учебное пособие / Под ред. А.К. Шуркалина. — М.: Изд-во «ПРИОР», 2000.

 

2.1.Общая характеристика эпохи

Первый этап в развитии общества – эпоха древнего мира, продолжался с 40 тыс. лет до н.э. до V века н.э. (от времени отступления ледника до падения Рима - 476г.). Его главным содержанием является возникновение древнейших форм производства и элементарных связей в структуре экономики.

Организационно – экономический уровень характеризуется использованием примитивных ручных технологий на основе простой кооперации в форме родовой и соседской общины.

Простая кооперация – форма организации производства, при которой коллектив людей выполняет однокачественную работу в условиях естественной (половозрастной) специализации.

Основным производителем древнего мира являлось земледельческое хозяйство, которое претерпело эволюцию – от коллектива свободных общинников в условиях родовой общины до формирования общинных, рабовладельческих и государственных хозяйств на основе различных форм отношений зависимости.

 

2.2. Основные черты и направления развития первобытнообщинного хозяйства

В экономике древнего мира можно условно выделить (в зависимости от вида материала, служившего для изготовления орудий труда): каменный век, меднокаменный, бронзовый, железный. Эпоха первобытной экономики совпадает в основном с каменным веком.

Каменный век в свою очередь характеризуется следующими основными моментами:

1) палеолит: овладение огнем, первые орудия труда из камня, дерева, рога и кости; строительство жилья;

2) мезолит: зернотерки, ступы, песты, колесо, рыболовство, сезонно-оседлый образ жизни;

3) неолит: земледелие и скотоводство, мотыга, плуг, серп, нож, переход от родовой к соседской общине.

У различных племен и народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило не одновременно. Вместе с тем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт.

Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ.

Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства, характеризовавшаяся низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил, уравнительным распределением материальных благ.

Неолит (новокаменный век) имеет разные хронологические рамки для различных территорий (Азия с VШ до V тыс. до н.э.; Европа – с VШ до IV тыс. до н.э., на севере до III тыс. до н.э.). Его содержание определяется неолитической революцией – переходом от присваивающего типа хозяйства к производящему, появлением прибавочного продукта. Прибавочный продукт — это главное условие рождения новой цивилизации.

Другие причины неолитической революции: появление зачатков знаний, быстрый рост населения, благоприятные погодные условия, высокий уровень технологии, истощение запасов дичи и полезных растений.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу производительных сил, возникновению обмена; второе общественное разделение труда — выделение ремесла из сельского хозяйства, способствовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства.

Первым обществом неравенства, где существовала эксплуатация, был рабовладельческий строй. Смена первобытнообщинного рабовладельческим строем началась на Востоке в IV в. до н.э.

 

2.3.Возникновение рабства. Модели рабовладения

Пока производительные силы были развиты слабо, продукт, производимый родом или семьей, едва обеспечивал прожиточный минимум членам рода, семьи, общины или племени. Использовать принудительный или наемный труд в таких условиях было экономически нецелесообразно. Пленных либо отпускали, либо убивали, либо принимали в род, семью.

Рост производительных сил обеспечил сначала небольшое, а затем существенное превышение производимого продукта над необходимым минимумом. В этих условиях стало экономически выгодно обращать пленников в рабов, заставляя их работать за еду и кров (необходимый продукт) и присваивая прибавочный продукт. Вслед за обращением пленных в рабов стали превращать преступников из числа членов рода (вместо казни или изгнания), а затем должников и обедневших общинников. Сначала долговое рабство было ограничено 3—7 годами, но затем стало бессрочным.

В развитии рабовладельческой экономической системы можно выделить две основные макромодели: восточную, основанную на патриархальном рабстве, и западную, связанную с классической формой рабства (рис.1).

Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

- рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными;

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.