Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа. (наименование темы или номер варианта)




_____________________________________________

_____________________________________________

(наименование темы или номер варианта)

 

Выполнил студент

_______ учебной группы __ курса

_____________________________ (фамилия, имя, отчество)

 

 

Проверил _______________________

_____________________________

(должность, ученая степень, ученое звание)

_______________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Дата представления работы на кафедру «______»__________________20 г.   ___________________________ (подпись студента)     Оценка __________________________   ______________________________ (подпись преподавателя) «___» ____________ 20 __г.

Санкт-Петербург

20_

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы

 

1.1.Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации

 

1.2. История становления системы социальной защиты

 

Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация

организационно-административной работы

 

2.1. Государственные органы социальной защиты населения

 

2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды

 

2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации

 

2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

2.1.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения

 

2.1.5. Отдел по труду и социальным вопросам

 

2.1.6. Пенсионный отдел города или района

 

2.2. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения

 

2.2.1. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения

 

2.2.2. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Введение:

 

 

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и про­исходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Целью деятельности организаций социальной работы в систе­ме социальной защиты населения является установление устойчи­вых и упорядоченных связей между различными уровнями систе­мы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жиз­ненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структу­ры общества, т. е. институты государственной власти обществен­ного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуще­ствляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасно­сти и др.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня­тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ­ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали­дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви­тие системы социальных служб, реализацию государственной по­литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

 

Целью данной контрольной работы является анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения.

В связи с поставленной целью курсовой работы выделим следующие задачи:

- определить основные понятия социальной поддержки, обеспечения населения и системы социальной защиты;

- выделить проблемные области в организационно-административной работе органов системы социальной защиты;

- описать нормативно-правовую и структурную организацию организационно-административной работы государственных и районных органов социальной защиты.

 

Объектом исследования в данной курсовой работе является опыт организационно-административной работы системы социальной защиты населения и ее нормативно-правовое регулирование.

 

Предмет – анализ системы социальной защиты населения государственных и районных органов социальной защиты.

 

 

Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы.

 

1.1. Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации.

Социальная защита населения в широком смысле этого поня­тия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетру­доспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсия­ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помо­щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попав­шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и пересе­ленцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессио­нальное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров соци­ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

Социальное обеспечение — это основная часть социальной защи­ты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное стра­хование, создание дополнительных форм социального обеспече­ния и благотворительности [13, 62].

Изменение модели социальной политики сопровождается фор­мированием принципиально новой институциональной системы. Старая система социального обеспечения заменяется новой сис­темой социальной защиты населения, основными элементами ко­торой являются:

• государственные социальные гарантии, включая льготы отдель­ным категориям населения (категориальные социальные услуги);

• социальная помощь (государственное вспомоществование);

• социальное страхование.

Система социальных гарантий обеспечивает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется прин­цип распределения по потребностям с учетом ресурсных возмож­ностей государства, что и определяет меру этих гарантий. Мини­мальный набор и уровень этих гарантий носит конкретно-истори­ческий характер и определяется конкретными условиями каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан реализуется на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования.

К системе социальных гарантий примыкают социальные льго­ты — социальные гарантии отдельным категориям населения. Для этой формы социальной защиты характерны универсальность пре­доставления социальных благ и услуг в рамках определенной со­циально-демографической группы населения (инвалиды, ветера­ны войны и т.д.) и обеспечение за счет государственной налогово-бюджетной системы.

Социальная помощь как форма социальной защиты населения обеспечивает предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым слоям населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи явля­ются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже чер­ты бедности. Смысл системы социальной помощи — обеспечение минимально гарантированного дохода всем слоям населения.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связан­ных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе принципа коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюд­жетных фондов, которые формируются на основе принципа соли­дарного участия из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Эти фонды функционируют на прин­ципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Суще­ствует обязательное и добровольное страхование.

Обязательное социальное страхование обеспечивается через целевые внебюджетные фонды и гарантируется государством, что превращает его в особую разновидность государственных соци­альных гарантий. Оно призвано обеспечить всем гражданам, неза­висимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении опреде­ленного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий, услуг). Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обес­печения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а так­же охраны здоровья членов общества.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии стра­ховой поддержки государства (госбюджета). Оно призвано обес­печить дополнительный уровень социальной защиты граждан по сравнению с обязательным социальным страхованием. Поэтому добровольное социальное страхование рассматривается не как аль­тернатива обязательного страхования, а как его дополнение, обес­печивающее более высокий уровень страховой защиты населения (поскольку уровень государственных гарантий в системе обязатель­ного социального страхования оказывается недостаточным).

Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообраз­ные формы частного страхования от социальных рисков — разно­видности добровольного личного страхования граждан. Доброволь­ное социальное страхование граждан относится к системе неком­мерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.

Таким образом, в сфере социального страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного соци­ального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхо­вания, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.

Появление системы социального страхования в России связа­но с принятием следующих законов:

• «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.);

• «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.);

• «О медицинском страховании граждан в Российской Федера­ции» (1991 г.).

Кроме того, нормативными основаниями формирования сис­темы социального страхования были Указы Президента РФ о Фон­де социального страхования в РФ, о негосударственных пенсион­ных фондах, а также постановления Правительства РФ о государ­ственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся:

• Пенсионный фонд Российской Федерации (образован поста­новлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.);

• Фонд социального страхования РФ;

• Фонды обязательного медицинского страхования;

• Государственный фонд занятости населения России. Становление в 1991 — 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли го­сударственного бюджета в финансировании социальных расходов.

Так, в 1994 г. объем фондов социального страхования составил 46,7% всех социальных расходов государства, а социальный бюджет был равен 53,3%. В 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем социального бюджета РФ, составив, соответственно, 52,2 и 47,8%.

В течение переходного периода к рыночной экономике в Рос­сии значение государственных внебюджетных фондов социально­го страхования в системе социальной защиты населения возраста­ет. Политика децентрализации государственных социальных рас­ходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фон­дов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхова­ния в общем объеме государственных социальных расходов пре­высила 50%.

 

 

1.2. История становления системы социальной защиты.

 

Принимая на себя обязанность помогать нуждающимся, государство должно выявить лица, которым требу­ется такая защита. Поскольку оно достаточно далеко от этих лиц, а чис­ло их велико, в основание отбора мо­гут быть положены исключительно формальные, анкетные признаки: возраст, величина дохода, рабочий стаж и т.п. Создав вместо привычных - сословных или классовых - социаль­ные группы населения, государство приступает к традиционному распре­делению выделенных на цели соци­альной защиты средств. При таком распределении помощь строится не на основании ее эффективности, но исходя из имеющихся ресурсов, а по­тому нередко оказывается лишенной практического смысла.

Пагубным последствием все­общего выравнивания может стать развитие привычки к иждивенчеству и псевдоравенству. Такая угроза суще­ствует не только в России. В странах Европы и даже в США сложились це­лые группы граждан, поколениями живущих на пособие. В некоторых странах Латинской Америки люмпе­низированные слои населения созда­ли уже не просто банды, но подполь­ные армии, и правительства этих стран всерьез задумываются над тем,

не применить ли к ним те самые «выс­шие меры социальной защиты», о ко­торых говорится в эпиграфе к настоя­щей статье.

Начиная с Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, органами об­щественного призрения служили церкви и монастыри. «Около со­боров, церквей и монастырей сосре­дотачивалась общественная благот­ворительность, содержались больни­цы, богадельни, странноприимницы и школы». На эти цели Церковь ис­пользовала не только пожертвования, но и переданное ей доходное иму­щество и «десятину» от налогов. По пути поддержки церковной благотво­рительности пошли не только удель­ные князья, но и крестьянские миры. При этом благотворительность осуществлялась в соответствии с во­леизъявлением прихожан, хотя и ини­циировалась церковными иерархами. Кроме того, взаимопомощь осуществлялась в рамках семьи, крестьянского мира, сословных орга­низаций - на основе традиции и не нуждалась в государственном регу­лировании. В отличие от человека на­шего времени, зачастую остающего­ся один на один со своими проблема­ми, человек Средневековья от рожде­ния был включен в целую сеть семей­ных, сословных и религиозных корпо­раций, на помощь которых он мог рассчитывать [8, 31].

Эпоха позднего Средневековья и перехода к Новому времени по­родила государство современного ти­па, обладающего государственным аппаратом, регулярной армией, бюд­жетом, систематизированным зако­нодательством и т.д. Не могло остать­ся вне государственного регулирова­ния и общественное призрение.

С 1721 года Русская правос­лавная церковь, введенная в систему государства через Синод, получила предписание к обязательному испол­нению призрения и устройству в гу­берниях богаделен, а в городах - смирительных домов для профессио­нальных нищих. Церковное имущест­во было передано в управление госу­дарства, доходы, полученные от его использования, выдавались строго по смете, с четкой росписью статей рас­ходов. Ранее свободная церковная благотворительность стала госу­дарственной повинностью. В свою очередь, «общественная благотвори­тельность была приурочена к единице казенной» и потому вводить ее прихо­дилось принудительными мерами. Частная благотворительность в обход церковной была запрещена законо­дательно, нарушение сурово кара­лось. Отсюда - один шаг до оконча­тельной передачи призрения в веде­ние государства. Что и происходит в последней четверти XVIII века в ре­зультате реформ Екатерины Великой, последовавших за секуляризацией церковной собственности при Елиза­вете Петровне. С этого времени и до второй половины XIX века Русская православная церковь вынуждена ог­раничить свою деятельность сослов­ным призрением (церковного причта и членов их семей), а также отдельны­ми мероприятиями, проводимыми по личной инициативе иерархов или свя­щеннослужителей.

Отсутствие гражданских об­ществ на местах и слабые хозяй­ственные навыки в губерниях вызыва­ют централизацию губернской де­ятельности административного призрения и государственный контроль за нею. В 1802 году соз­дается Министерство внутренних дел России, принимающее на себя функции такого контроля. Однако при этом сохраняются собственность Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяй­ства.

Второе событие 1802 года - создание по инициативе Российс­кого Императорского дома Чело­веколюбивого общества, действо­вавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже ре­формами Екатерины II, получает свое первое организационное оформле­ние. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связа­но, но именно МВД формирует прави­ла гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские уп­равления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к цер­ковной и административной благот­ворительности присоединяется но­вое ее направление – гражданское.

Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решитель­ный отказ от общественного призре­ния и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приво­дящих к социальной защите, изве­стной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание.

На первом этапе формирова­ния в № 3 газеты «Временного рабо­че-крестьянского правительства» (а таковым оно останется до разгона Уч­редительного собрания в январе 1918 года) декларируются планы новой власти в отношении всех наемных ра­бочих, городской и сельской бедно­ты. Пять основных принципов рабо­чей страховой программы включали:

• полное самоуправление застрахованных;

• распространение социально­го страхования на все виды потери работоспособности и безработицу;

• возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;

• расширение круга страхуе­мых за счет городской и сельской бедноты;

• возмещение полного зара­ботка при страховании.

Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской кон­ференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принци­пов не был осуществлен, даже со­ответствующее законодательство не было принято, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер.

Следующий этап предусматри­вал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования ко­торых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сен­тябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправ­ления в августе 1918 года). Обнаро­довано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудя­щихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взя­того на себя государством:

• оказание всех видов врачеб­ной помощи и родовспоможения;

• обеспечение средств к суще­ствованию для временно утративших трудоспособность, независимо от причины, вызвавшей утрату (общие заболевания, увечья и т.п.);

• обеспечение всех или части средств к существованию для посто-

янно утративших работоспособность в результате увечья, болезни, старос­ти, обеспечение средств к существо­ванию для безработных. Определены круг лиц (трудящи­еся) и случаи необходимости обеспе­чения со стороны государства. Однако и это пока лишь декларация.

На третьем этапе Декретом, принятым в апреле 1919 года, вводится единый источник обеспе­чения: «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Госуда­рственного казначейства в сметном порядке по смете Наркомтруда».

Освобождение дворянства Ека­териной II среди прочих имело важное следствие в виде появления думаю­щего «праздного класса». Примеча­тельно, что в результате в России общественное сознание взрастает на фундаменте призрения. Первоначально призрение фрагментарно и сословно. К середи­не XIX века начинается создание все­сословных обществ, укрепляя един­ство гражданского общества. Пос­тепенно расширяется круг лиц, получающих помощь от общества в той или иной форме. Помощь ма­лоимущим начинает рассматривать­ся не как самоцель, а как средство возврата «сирых и убогих» к нор­мальному гражданскому состоянию, не требующему общественных пода­чек. Все более важную роль начина­ют играть формы взаимопомощи граждан как в области финансовой поддержки, так и в кооперации мало­имущих и среднеимущих.

Таким образом, к началу XX ве­ка общество, все более объединяясь, выделяет как минимум три уровня благотворительности:

• имущие и среднеимущие по­лучают ее как поддержку в виде кре­дитов и страхования;

• малоимущие трудоспособ­ные используют помощь для возвра­та в нормальное гражданское состоя­ние;

• недееспособным обществе оказывает опеку и берет на себя приз­рение условий их существования.

Необходимо понять, что инсти­тут призрения не самостоятелен. Он является следствием гражданскогс развития, которое ныне находится в самом зачаточном состоянии. Он предполагает наличие свободных средств у части населения (имеющей достаточно высокий уровень жизни), которых нет в нашей сегодняшней действительности. Он может быть обеспечен лишь при условии сущест­вования развитой многоукладной собственности, что сегодня не реали­зовано. Он требует высокого уровня образования и культуры. Сегодня уровень образования достаточно высок, а уровень культуры доста­точно низок, что, в свою очередь, обесценивает образование. Нако­нец, институт призрения невозможно представить вне развитой нравствен­ности и морали, само упоминание о которых выпало из традиций советс­кого аппарата всех уровней. Не идеализируя путь, пройден­ный Россией, приходится признать, что институт призрения сыграл ог­ромную роль в истории ее, и не столь­ко в объеме и результатах конкретной помощи, сколько в побуждении раз­вития государства, вышедшего к 1913 году на рубежи формирования круп­ной державы мирового масштаба. Все институты, следствием которых стало призрение, и все организации, ставшие результатом его созревания, оказались соединенными в едином итоге эволюции.

 

Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы.

 

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и про­исходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Институт учреждений и организаций социальной работы явля­ется многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в систе­ме социальной защиты населения является установление устойчи­вых и упорядоченных связей между различными уровнями систе­мы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жиз­ненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом [11, 126].

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить что фактически все структу­ры общества, т. е. институты государственной власти обществен­ного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуще­ствляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасно­сти и др.

В общем виде организационную структуру институтов социаль­ной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноцен­ной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их инте­ресами и потребностями.

В структуре реализации механизмов системы социальной по­мощи населению выделяются два глобальных уровня: законода­тельный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Вся система выглядит следующим образом: высшие орга­ны власти республик, краев и областей, входящих в РФ, и систе­ма местных администраций всех уровней; президент РФ и его администрация; Правительство Российской Федерации. Эти за­конодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной за­щите населения, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Кон­ституцией РФ и федеральными законами.

Важнейшим условием создания эффективной системы соци­альной защиты является деятельность органов социальной защи­ты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосу­дарственных общественных организаций. Вниманию читателя предлагаются структурные подразделения 2-го и 3-го уровней со­циальной работы.

Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.

Объектами управления в системе социальной защиты населе­ния являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаи­моотношений, которая складывается между людьми, нуждающи­мися в помощи.

Субъектами управления в системе социальной защиты населе­ния являются организации, непосредственно занимающиеся про­блемами социальной помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объек­том воздействия со стороны органов социальной работы, сам яв­ляется субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функ­циональные задачи системы социальной защиты.

Функции органов социальной работы — это объективно необ­ходимая, относительно самостоятельная часть управленческой де­ятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-вре­менной формой выражения. Для органов социальной работы ха­рактерными функциями являются:

- осуществление защищенности, страховки и гарантии соци­альной обеспеченности, покровительства;

- реализация государственной политики по созданию необхо­димых предпосылок для улучшения материального положе­ния и условий жуизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.

 

—лица с ограниченными возможностями;

—бомжи.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ­ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали­дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви­тие системы социальных служб, реализацию государственной по­литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

2.1. Государственные органы социальной защиты населения.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи­тания детей и иных случаях, установленных законом. [1]

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Кон­ституция возлагает обязанность на государство создавать все необ­ходимые условия для осуществления этого права.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня­тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов»[5], 10.12.95 г. — «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[6], 24.11.95 г. — «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации»[7].

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

—граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

—инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

—инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;

—инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

—граждане, пострадавшие от последствий аварии на Черно­быльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

—безработные;

—вынужденные беженцы и переселенцы;

—дети — круглые сироты;

—дети с девиантным поведением;

—семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круг­лые сироты, алкоголики и наркоманы;

—малообеспеченные семьи;

—многодетные семьи;

—одинокие матери;

—молодые, студенческие, семьи;

—граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;

 

 

2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды.

 

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра­хования.

Фонд социального страхования Российской Федерации — специа­лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель­стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально­го страхования — обеспечение гарантированных государством по­собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по­лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле­нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ­ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос­сийской Федерации [2]. Пенсионный фонд России является самосто­ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве­дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

—страховых взносов работодателей;

—страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

—страховых взносов иных категорий работающих граждан;

—ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде­ляется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Рос­сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме­роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен­ной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

—обязательных страховых взносов работодателей;

—обязательных страховых взносов с заработка работающих;

—ассигнований из федерального бюджета Российской Феде­рации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; вы­плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери­альной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза­тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра­хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения — это один из источни­ков финансовых средств для осуществления деятельности по со­циальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под­держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со­циальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основ­ные направления расходования средств этого фонда. На террито­рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе­ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин­валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ­ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходу­ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме­роприятий по следующим направлениям:

—предоставление натуральной помощи в виде предметов пер­вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;

—оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

—организация бесплатного питания;

—предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез­но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;

—обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

—создание собственных предприятий;

—содействие в предоставлении кредитов и прочее.

Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен­ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ­ляющая деятельность по формированию активов путем привлече­ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи­зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып­лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя­занности производить обязательные отчисления в государствен­ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен­сионным фондом и страхователем.

 

2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

 

Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области тру­да, занятости и социальной защиты населения, является Мини­стерство труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Пре­зидента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Мини­стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями [3].

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объе­динениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министер­ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще­ствляет свои функции в следующих областях: решение комплекс­ных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци­альное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за­нятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита насе­ления; социальное обслуживание населения; государственная служ­ба; законодательство о труде, занятости и социальной защите на­селения; международное партнерство [14, 58].

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представле­нию Председателя Правительства Российской Федерации. Предсе­датель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

 

2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

В различных регионах, субъектах Российской Федерации орга­ны социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Коми­теты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения области, края находят­ся в двойном подчинении — подчиняются администрации облас­ти, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные за­дачи Департамента, его структуру.

Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защи­ты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие систе­мы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя­тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Феде­рации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.