КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преподаватель: Ростокина Светлана Сергеевна
Рецензенты:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания» студенты, обучающиеся по заочной форме, изучают дисциплину «Метрология, стандартизация, сертификация». При изучении дисциплины студенты должны овладеть теоретическими знаниями в области метрологии, стандартизации, сертификации, умениями и навыками практической работы со стандартами и другими нормативными документами, анализа их структуры, обоснованного выбора показателей потребительских и кулинарно-технологических свойств продукции при оценке качества, проведения измерений определения метрологических характеристик, работ со средствами измерения. Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация, сертификация» предназначена для реализации государственных требований к минимальному содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания». Основой заочного формы обучения является самостоятельная работа студента по изучению теоретического материала. Предусмотренные программой лабораторные и практические работы выполняются в период экзаменационной сессии. Учитывая, что учебным планом заочной формы обучения для практических работ отводится ограниченное время, преподаватель решает вопрос о выборе лабораторных и практических работ для обязательного выполнения студентами в классе. Варианты контрольной работы № 1 в своей структуре содержат два теоретических вопроса и одну практическую ситуацию. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ К выполнению контрольной работы студентам рекомендуется приступать после усвоения всех тем программы. При написании работы целесообразно руководствоваться нормативными документами, основной и дополнительной литературой, указаниями в программе. Ответы на вопросы контрольной работы должны быть основаны на результатах сравнительного анализа путем выявления общности и различия наиболее характерных признаков, показателей и содержать конкретные примеры из практики работы предприятий общественного питания, а так же сопровождаться выводами. Переписывание текста целиком из учебника и других литературных источников не допускается. Содержание работы следует излагать самостоятельно, логически и последовательно. Допускается полное копирование только цитат из источников, например, терминов и их определений, таблиц, норм, требований нормативных документов (федеральных законов, постановлений Правительства России, стандартов, технических регламентов и т.п.) со ссылкой на источник. Контрольная работа должна быть выполнена в установленные сроки и написана грамотно, разборчиво и одним цветом чернил (пасты). Контрольная работа выполняется в школьной тетради, на обложке которой студент указывает фамилию, имя, отчество, номер личного дела, номер группы, название предмета, вариант контрольной работы, домашний адрес, место работы (для замечаний преподавателя с правой стороны листа тетради оставляются поля размером 4 - 5 см). Также допускается изложение материала в машинописном варианте, с применением техническим средств. Рекомендуемые параметры при выполнении дипломной работы на компьютере средствами текстового редактора Microsoft Word: тип шрифта – Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14; межстрочный интервал – полуторный. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 20 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. При выполнении работы следует соблюдать равномерную плотность, контрастность, четкость изображения по всей работе. Все линии, буквы, цифры и знаки должны быть одинаково черные по всей работе. Структура контрольной работы: а) в начале работы представляется содержание с указанием нумерации страниц. Названия глав полностью дублируют вопросы варианта студента. б) ответы на вопросы следует начинать с новой страницы, они должны носить аналитический характер, сопровождаться конкретными примерами из практики конкретного предприятия, организации. Ответы должны быть конкретными и раскрывать поставленные вопросы, их существо, в ответах следует показывать умение излагать свои мысли, сообщать факты, делать выводы по результатам решения поставленной задачи. в) практическая ситуация решается с использованием нормативных документов или Законов РФ. Данные документы необходимо изучать из официальных источников. г) в конце работы указывается «Список использованных источников». д) ставится дата выполнения работы и личная подпись, а также необходимо оставить место для рецензии преподавателя. Выполненная контрольная работа сдается (высылается) в учебное заведение на рецензирование в соответствии с учебным графиком. Студенты, получившие работу после проверки должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний, рекомендаций преподавателя доработать отдельные вопросы. Незачтенная работа выполняется студентом повторно с учетом рекомендаций рецензии и сдается в учебное заведение вместе с вновь выполненной работой на проверку тому же преподавателю. ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Номер варианта контрольной работы выбирается согласно шифру студента из таблицы №1. Так, из первого столбца таблицы вычисляется предпоследняя цифра шифра, а из верхней строки таблицы – последняя. На пересечении двух ячеек указан номер варианта контрольной работы. Таблица № 1.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается. В случае, затруднений при выполнении контрольной работы студенты могут получить устную консультацию в учебном заведении.
Варианты контрольной работы Вариант № 1 1. Средства стандартизации (нормативные документы): понятие нормативных документов, виды, определение. Правовая нормативная база. 2. Правила проведения сертификации в Российской Федерации. Формы и порядок проведения сертификации. Основания для выдачи сертификатов. Порядок приостановки или прекращения действия, продления срока действия сертификатов, аннулирование сертификатов. 3. Ресторан заключил договор с английской фирмой на поставку партий: мяса. пива. пряностей. Фирма поставила ресторану: мясо -2т (тонна UK), пива - 66 gal (галлон), пряностей - 176,6 oz (унция). Рассчитайте массу товаров в единицах СИ. Вариант № 2 1. Объекты и субъекты сертификации: понятие, классификация. Выявите общность и различия в функциях, правах и обязанностях, требованиях, предъявляемых к различным субъектам сертификации. 2. Измерения: определение, виды. Выявите общность и отличие измерений и обнаружения по применению и применяемым средствам. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности (или иные). 3. В магазине «Кулинария» проведена проверка качества товаров на соблюдение обязательных требований стандартов. При проверке обнаружено: а) консервы «Огурцы маринованные» (в стеклянных банках) со сколами; б) котлеты рубленные неправильной формы; в) пирожки «Корзиночка с кремом» слегка подгоревшие; г) салат «Оливье» с неравномерными кусками овощей. Правильны ли действия госинспектора, выдавшего предписание о запрете реализации всех перечисленных товаров и применившего штрафные санкции. На основании каких правовых актов сделаны предписания и взысканы штрафы? Может ли директор магазина опротестовать действия госинспектора, и на каком основании? Ответ аргументируйте. Вариант № 3 1. Научные принципы стандартизации: определение, их краткая характеристика, выявите связь между отдельными научными и организационными принципами. 2. Метрология: основные понятия, цели, задачи, разделы (теоретическая, практическая, законодательная). Профессиональная значимость метрологии в различных отраслях народного хозяйства. Применение знаний основ метрологии в коммерческой деятельности и в области технологии продукции общественного питания. 3. К какому классу следует отнести бар, если он имеет мебель повышенной комфортности, мягкие с подлокотниками кресла, столовые приборы из нержавеющей стали, хрустальную посуду, но не имеет эстрады и танцевальной площадки, фирменных скатертей. Вариант № 4 1. Субъекты стандартизации: понятие, классификация. Уровни субъектов: международный, региональный (межгосударственный), национальный. Уровни национальной стандартизации. Функции, права и обязанности субъектов национальной стандартизации разных уровней, их взаимосвязь. 2. Схемы сертификации: понятие, виды. Общность и различия различных схем сертификации. 3. Американская фирма заключила договор на поставку товаров с английской фирмой. Английская фирма поставила 100 gal (галлон) пива, 200 pt (пинта) виноградного вина. При заключении договора купли-продажи сторонами не были оговорены единицы измерения. Каждая из договорных сторон имела в виду свои национальные единицы измерения. В результате одна из фирм понесла убытки. Рассчитайте возможные убытки (в натуральном и денежном выражении)? Какая из сторон понесла убытки? Цена за убытки: пиво - 5$ за 1 gal, виноградное вино -10 $ за 1 pt. Рассчитайте объем товаров в единицах СИ. Вариант № 5 1. Виды нормативных документов, регламентирующих требования безопасности услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания: противопожарной, санитарно-гигиенической, экологической, электробезопасности, технологической (требования совместимости и взаимозаменяемости, соблюдения технологических режимов). 2. Методы измерения: понятие, классификация по видам измерения, их краткая характеристика, преимущества и недостатки. Выбор методов измерения. Какие методы измерения применяются на Вашем предприятии? 3. Сравните объекты и структурные элементы разных категорий стандартов и технических условий (ТУ). Выявите, существует ли между ними общность и различия. Целесообразны ли различия в построении и структурных элементах этих стандартов и ТУ? Возможно ли привести их к единообразию в целом или в отдельных фрагментах? Ваши предложения по улучшению структуры стандартов и ТУ. Вариант № 6 1. Стандартизация в сфере услуг общественного питания. Ключевые понятия и их определения: сфера и услуга общественного питания, исполнитель и потребитель услуги. Общность и отличия понятий «продукция» и «услуга», целей и задач стандартизации в торговле и общественном питании. 2. Нормируемые метрологические характеристики средств измерения: определение, виды, краткая характеристика. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности. 3. В магазине «Кулинария» реализуются салаты, изготовленные в столовой. При проверке качества реализуемых салатов госинспектор выдал предписание о запрете реализации их на том основании, что на них отсутствует сертификат соответствия и качественное удостоверение на данный салат. Правомерны ли действия госинспектора: а) если магазин находится при столовой: б) магазин является самостоятельным предприятием? Может ли директор магазина опротестовать это решение и как он должен аргументировать свой протест? Что может служить основанием для снятия запрета на реализацию салатов? Вариант № 7 1. Виды и категории стандартов в общественном питании, сфера их применения, объекты, обязательные требования. Приведите конкретные стандарты в области услуг общественного питания. 2. Особенности проведения сертификации в общественном питании: нормативные документы, порядок проведения, схемы сертификации. Организационная структура системы сертификации в сфере общественного питания, их функция. 3. Английская фирма заключила договор на поставку товаров с американской фирмой. Американская фирма поставила 50 bu (бушель) масла подсолнечного, 70 f3 oz (жидкая унция) пищевых эфирных масел. При заключении договора купли-продажи сторонами не были оговорены единицы измерения. Каждая из договорных сторон имела в виду свои национальные единицы измерения. В результате одна tn фирм понесла убытки. Рассчитайте возможные убытки (в натуральном и денежном выражении)? Какая из сторон понесла убытки? Цена за убытки: масло подсолнечное -1,5$ за 1 bu, пищевые эфирные масла - 25$ за 1 fl oz. Рассчитайте объем товаров в единицах СИ. Вариант № 8 1. Методы сертификации: классификация. Способы подтверждения соответствия в России. Нормативные документы, регламентирующие эти способы. Сертификаты и знаки соответствия: понятие, назначение. Отличие сертификатов соответствия от других сертификатов (гигиенических, ветеринарных и т.д.). 2. Государственный метрологический контроль и надзор: понятие, виды, сферы распространения. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Калибровка и сертификация средств измерений. Ответственность за нарушение действующего законодательства. 3. Сравните объекты и структурные элементы стандартов 3-х видов (на продукцию, процессы, методы испытаний). Выявите, существует ли между ними общность и различия. Целесообразны ли различия в построении и структурных элементах этих стандартов? Возможно ли привести их к единообразию в целом или в отдельных фрагментах? Ваши предложения по улучшению структуры стандартов. Вариант № 9 1. Технические условия: определение, назначение, порядок разработки, принятия, учета и применения. Приведите конкретные технические условия, применяемые в области услуг общественного питания. 2. Средства измерений: определение, назначение, классификация по техническим устройствам, их краткая характеристика. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности. 3. Проработайте самостоятельно ГОСТ Р 50763-2007 «Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия». Пригоден ли данный стандарт для целей: а) обязательной сертификации; б) добровольной сертификации? Выявите общие и специфичные показатели качества, которые пригодны для целей указанных в пунктах а) и б). Вариант № 10 1. Стандартизация: понятие, цели и задачи. Основные направления развития стандартизации в России. Профессиональная значимость стандартизации. 2. Услуги общественного питания: понятие. Виды и категории стандартов, регламентирующих качество услуг и методов их контроля. Основополагающие стандарты на услуги. 3. Три транспортные компании предлагают услуги по морским перевозкам грузов. С какой фирмой выгоднее заключить договор на перевозку, если цены на транспортные услуги у первой компании - 10 $ за 1 км, у второй - 10 $ за милю, у третьей -10 $ за морскую милю. Рассчитайте стоимость услуг каждой компании, если груз нужно перевезти на расстояние 3000 км. Проранжируйте транспортные услуги по шкале отношений в возрастающем порядке. Вариант № 14 1. Правовые основы сертификации: Федеральные законы и организационно-методические документы по сертификации. Основные положения и нормы, регламентируемые Федеральными законами. Ответственность за нарушение действующего законодательства. 2. Поверка средств измерений: понятие, назначение, виды. Порядок проведения поверки. Результаты поверки. Поверочные клейма и свидетельства: порядок их нанесения или выдачи и аннулирования. 3. Сравните характеристики трех видов продукции, предусмотренные в разделе «Требования к качеству». Установите их общность и различия. Целесообразны ли эти различия? Возможно ли привести их к единообразию в целом или в отдельных фрагментах? Выявите обязательные требования стандартов. Вариант № 15 1. Межгосударственная система стандартизации: понятие, цели, задачи, принципы, организация работ по межгосударственной стандартизации, объекты. 2. Единицы физических величин: понятие, классификация. Международная система единиц физических величин (СИ), ее применение в России. 3. Можно ли присвоить предприятию общественного питания тип - ресторан, класс-люкс, если оно имеет обычную вывеску, стандартную мебель, полиэфирное покрытие столов, полумягкие кресла, столовые приборы из нержавеющей стали, не имеет банкетного зала и отдельных кабин, системы кондиционирования, хрустальной посуды? Какой тип и класс можно фактически присвоить предприятию при аттестации? Какие мероприятия следует осуществить предприятию, чтобы добиться присвоения "ресторан люкс"? Для ответа на поставленные вопросы необходимо проработать ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания». Вариант № 16 1. Организационные принципы стандартизации: определение, их краткая характеристика. Приведите примеры их использования в стандартизации услуг общественного питания. 2. Номенклатура услуг общественного питания, подлежащих обязательной сертификации. Особенности сертификации услуг общественного питания. Требования к качеству услуг и кулинарной продукции. Аттестация предприятий. Основания для выдачи сертификата соответствия на услугу. 3. Ресторан заключил договор с американской фирмой на поставку партий: масла сливочного, муки пшеничной, сахарного песка. Фирма поставила ресторану: масло сливочное - 2 cwt (центнер UK), муки - 5 т (тонна UK), сахарного песка - 176,6 sh cwt (короткая тонна UK). Рассчитайте массу товаров в единицах СИ. Вариант № 17 1. Особенности проведения сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов. Номенклатура групп однородной продукции. Деление по срокам хранения. Критерии идентификации и перечень общих и специфичных показателей безопасности, подлежащих подтверждению при обязательной сертификации. 2. Объекты метрологии: понятие, виды. Общность объектов метрологии с объектами коммерческой деятельности. Характеристика величин: размер и размерность. Значения измеряемых величин: истинные, действительные и фактические. Приведите примеры из Вашей профессиональной деятельности. 3. Проведите анализ структуры двух стандартов на мясные полуфабрикаты и полуфабрикаты из мяса птицы. Выявите общность и различия основных разделов стандартов, а также показателей качества, установленных в этих стандартах. Установите обязательные требования в этих стандартах. Вариант № 18 1. Стандарты: определение, виды, категории, классификационные признаки. 2. Поверка и поверочные схемы: понятие, классификация. Эталонная база, порядок проведения поверки средств измерений. Поверочные клейма и свидетельства. 3. При заключении контракта на поставку мороженого в особых условиях было указано, что температура его хранения должна быть не выше + 10,4°F (градус Фарингей-та). Фактически фирма-поставщик хранила мороженое при температуре -10°С. Может ли фирма-получатель предъявить претензии поставщику-импортеру, если при хранении в течении 5 суток (срок годности на оптовой базе) качество мороженого ухудшилось и не соответствует сопроводительным документам? Вариант № 19 1. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов: понятие, объекты, формы. Ответственность за нарушение действующего законодательства. Предписания и штрафы за нарушение обязательных требований стандартов. 2. Факторы, влияющие на качество услуг. Требования к качеству и объему услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания различных типов и классов. 3. Продавец взвешивал товар массой 12 кг на весах ВНЦ-10. Какие нормируемые метрологические характеристики не были соблюдены продавцом? Какие еще нормируемые метрологические характеристики весоизмерительного оборудования он должен знать? Какие претензии могут быть ему предъявлены госинспектором? Вариант № 20 1. Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК. Общность и различия в их правовом статусе, целях, задачах, составе участников и структуре. Международные стандарты: назначение, правила разработки и принятия. 2. Факторы, влияющие на результаты измерений. 3. В кафе поступили пирожные без сертификата соответствия. Может ли кафе принять пирожные, если в накладной есть штамп с указанием № сертификата, органа, выдавшего сертификат, срока действия, подписи и печати держателя первой копии, с указанием адреса и телефона? Ответ обоснуйте. Может ли заменить сертификат а) товарно-транспортная накладная; б) гигиенический сертификат: в) заявление-декларация: г) качественное удостоверение?
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Основные источники: 1. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 2. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 N 102-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 3. Радченко Л.А. Метрология, стандартизация и сертификация в общественном питании. [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений.- М.: Дашков и К, 2006.- 320с. 4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 399с.
Дополнительные источники: 1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации РФ «Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 21 июня 1999 г. N 193) 2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 845-ст) 3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 8 октября 2002 г. N 366-ст) 4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 470-ст) 5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 471-ст) 6. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник / Ю.И. Борисов, А.С. Сигов, В.И. Нефедов и др.; ред. А.С. Сигов.- 2-е изд.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.- 336с. 7. Журнал «Стандарты и качество».
Сайты в сети Интернет, публикующие информацию, используемую при преподавании и самостоятельном изучении дисциплины: 1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстат) http://www.gost.ru/wps/portal/ 2. Российский научно – технический центр по стандартизации, метрологии и оценке соответствия http://www.vniiki.ru/ 3. Козлов М.Г. Метрология и стандартизация. МГУ, Москва. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook109/01/part-002.htm#i35 4. Метрология, метрологическое обеспечение предприятия. http://www.metrob.ru/HTML/literatura.html 5. Помощник предпринимателя в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. http://www.pompred.ru/stand_usl.php 6. Информационно – правовой портал «Гарант», www.garant.ru 7. информационно – справочная система «Консультант Плюс». http://www.consultant.ru/ 8. Журнал «Стандарты и качество». http://ria-stk.ru/stq/ 9. Журнал «Мир стандартов». http://www.interstandart.ru/ms.htm
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 3054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |