КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна 20 страница. Хотя такую асимметрию детских рисунков можно объяснять по-разному, она полностью согласуется с тем, что можно наблюдать у взрослых
Хотя такую асимметрию детских рисунков можно объяснять по-разному, она полностью согласуется с тем, что можно наблюдать у взрослых. Очевидно, и у детей эстетическое чувство отчасти определяется уравновешиванием внутренних тенденций восприятия асимметрией стимулов внешнего мира-равновесием, подразумевающим участие обоих полушарий в восприятии и создании художественных произведений.
Выводы
Итак, согласно исследованиям последних 25 лет, два полушария головного мозга в эмоциональном и когнитивном плане дополняют друг друга. Эта комплементарность означает, что богатые оттенками внутренне целостные представления в мозгу и их эмоциональная окраска
246 Глава 9
обусловлены неразделимой интеграцией процессов, специфических для каждой его половины. Даже в самых тривиальных и обыденных процессах восприятия сознание активно, целенаправленно и упорядочение действует как создатель моделей, соответствующих четырехмерному пространственно-временному континууму,-моделей, наделенных цветом, формой, структурой, ритмом, темпом и всеми прочими вторичными свойствами, дополнившими <мир в себе> в результате эволюции мозга. Такие модели не просто полезны, они необходимы, так как это единственная известная нам реальность и наше выживание зависит от того, насколько выражаемые ими связи соответствуют существующим во внешнем мире. Ни одно из полушарий мозга не способно в одиночку уловить все богатство действительности, ощущается ли она, мыслится или создается нашим воображением. Каждое полушарие обладает удивительной способностью использовать свои специфические программы для адаптивного поведения в большинстве обыденных ситуаций, однако перед лицом неординарной проблемы, когда нужен новый взгляд на реальность, когда сложность задачи требует новых внутренних построений, нового творческого усилия, в работу включаются они оба. Если результат удовлетворителен, их усилия вознаграждаются эстетическим переживанием. Пуанкаре был глубоко прав, говоря, что <стремление к красоте приводит нас к тому же выбору, что и стремление к пользе> [66].
ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Sperry R. W. (1974). Lateral specialization in the surgically separated hemispheres.
In: Schmitt F. 0., Worden F. G. (eds.). The neurosciences: Third study program. The
MIT Press, Cambridge, Mass.
2. Levy J., Irevarthen C. (1977). Perceptual, semantic and phonetic aspects of elementary language processes in split-brain patients. Brain, 100: 105-118.
3. Levy J., Trevarthen С., Sperry R. W. (1972). Perception of bilateral chimeric figures
following hemispheric deconnection. Brain, 95: 61-78.
4. Levy J., Trevarthen С. (1981). Color-matching, color-naming, and color memory in
split-brain patients. Neuropsychologia, 19: 523-541.
5. Levy J., Trevarthen C. (1976). Metacontrol of hemispheric function in human split-brain patients. J. Exp. Physiol.: Human Perception and Performance, 2: 299-312.
6. Bogen J.E. (1969). The other side of the brain. II: An appositional mind. Bull. Los
Ang. Neur. Soc., 34: 135-162.
7. Bradshaw J.L.. Nettleton N. C. (1983). Human cerebral asymmetry. Prentice Hall,
Englewood Cliffs, New Jersey.
8. Sperry R. W., Gazzaniga M.S., Bogen J.E. (1969). Interhemispheric relationships:
The neocortical commissures; syndromes of hemisphere disconnection. In: Vinken
P. Т., Bruyn G.W. (eds.). Handbook of clinical neurology, IV. North Holland, Amsterdam.
9. Hillyard S.A., Gazzaniga M. S. (1971). Language and the capacity of the right hemisphere. Neuropsychologia, 9: 273-280.
10. Zaidel E. (1977). Unilateral auditory language comprehension on the Token Test
following cerebral commissurotomy and hemispherectomy. Neuropsychologia, 15: 1-18.
11. Zaidel E. (1976). Language, dichotic listening, and the disconnected hemispheres. In: . Walter D. 0., Rogers L., Finzi-Fried J. M. (eds). Conference of Human Brain Function. Brain Information Service/BRI Publications Office. Los Angeles.
^. У '"
^
____________Церебральная асимметрия и эстетическое переживание_________247
12. ZaidelE. (1976). Auditory vocabulary of the right hemisphere following brain bisection or hemidecortication. Cortex, 12: 191-211.
13. Levy J. (1983). Language, cognition, and the right hemisphere: A response to Gazza-niza. Am. Physiol.May: 538-541.
14. Atkinson J.. Egeth H. (1973). Right hemisphere superiority in visual orientation
matching. Can J. Physiol., 27: 152-158.
15. Umilta С., Rizzolatti G., Marzi C. A., Zamboni G., Franzini C., Camarda R.. Berluc-chi G. (1974). Hemispheric differences in the discrimination of line orientation.
Neuropsychologia, 12: 165-174.
16. Longden К., Ellis С., lwrsen S. D. (1976). Hemispheric differences in the discrimination of curvature. Neuropsychologia, 14: 195-202.
17. Nebes R. D. (1971). Superiority of the minor hemisphere in commissurotomized man
for the perception of part-whole relations. Cortex, 7: 333-349.
18. Hetlige J. В. (1975). Hemispheric processing differences revealed by differential conditioning and reaction time performance. J. exp. Pysiol.: General., 104: 309-326.
19. Nebes R. D. (1973). Perception of spatial relationships by the right and left hemispheres in commissurotomized man. Neuropsychologia, 3: 285-289.
20. Kimura D. (1969). Spatial localization in left and right visual fields. Can. J. PsychoL,
23:445-458.
21. Levy J., Reid M. (1976). Variations in writing posture and cerebral organization.
Science, 194:337-339.
22. Robertshaw S., Sheldon M. (1976). Laterality effects injudgement of the identity and
position of letters: A signal detection analysis. Q. J. exp. Psychol., 28: 115- 121.
23. Dwnford M., Kimura D. (1971). Right hemisphere specialization for depth perception reflected in visual field differences. Nature, 231: 394-395.
24. Franco L., Sperry R. W. (1977). Hemisphere lateralization for cognitive processing of
geometry. Neuropsychologia, 15: 107-114.
25. Nebes R. D. (1972). Dominance of the minor hemisphere in commissurotomized man
in a test of figural unification. Brain, 95: 633-638.
26. Haydon S. P., Spellacy F. J. (1974). Monaural reaction time asymmetries for speech
and non-speech sounds. Cortex, 9: 288-294.
27. Simon J. R. (1967). Ear preference in a simple reaction-time task. J. exp. PsychoL, 75:
49-55.
28. Provins К. A., Jeeves M.A. (1975). Hemisphere differences in response to simple
auditory stimuli. Neuropsychologia, 13: 207-211.
29. Anzola G. P., Bertoloni G., Buchtel H. A.. Rizzolatti G. (1977). Spatial compatibility
and anatomical factors in simple and choice reaction time. Neuropsychologia, 15:
295-302.
30. Bradshaw J. L., Perrimenf A. D. (1970). Laterality effect and choice reaction time in
a unimanual two-finger task. Percept. Psychophys., 7: 185-188.
31. Jeeves M.A., Dixon N.F. (1970). Hemisphere differences in response rates to visual
stimuli. Psych. Sci., 20: 249-251.
32. Belmont 1., Handler A. (1971). Delayed information processing and judgement of
temporal order following cerebral damage. Journal of Nervous and Mental Diseases,
152:353-361.
33. Edwards A. E., Auger R. (1965). The effect of aphasia on the perception of precedence. Proceedings of the 73rd Annual Convention of the American Psychological Association, pp. 207-208.
34. Lackner J. R., Teuber H. L. (1973). Alterations in auditory fusion thresholds after cerebral injury in man. Neuropsychologia, II: 409-415.
35. Swisher L., Hirsch 1. J. (1972). Brain damage and the ordering of two temporally successive stimuli. Neuropsychologia, 10: 137-152.
36. Efron R. (1963). Effect ofhandedness on the perception of simultaneity and temporal order. Brain, 86: 261-284.
37. Mills L., Roliman G. G. (1980). Hemispheric asymmetry for auditory perception of
temporal order. Neuropsychologia, 18: 41-47.
248 Глава 9
38. Leek M.R., Brandt J.F. (1983). Lateralization of rapid auditory sequences. Neuro-psychologia, 21: 67-77.
39. Cremonini W.,De Renzi E.,FaglioniP. (1980). Contrastingperformanceofright-and
left-hemisphere patients on short-term and long-term sequential visual memory.
Neuropsychologia, 18: I-9.
40. BuchtelH. A., Rizzolatti G.. Anzola G. P., Bertoloni G. (1978). Right hemispheric superiority in discrimination of brief acoustic duration. Neuropsychologia, 16: 643-
647.
41. Bertoloni G., Anzola G. P.. Buchtel H. A., Rizzolatti G. (1978). Hemispheric differences in the discrimination of the velocity and duration of a simple visual stimulus.
Neuropsychologia, 16: 213-220.
42. Patterson К., Bradshaw J. L. (1975). Differential hemispheric mediation on nonverbal visual stimuli. J. exp. Psychol.: Human Perception and Performance. 1: 246-
252.
43. Umilta С., Bagnara S., Simion F. (1978). Laterality effects for simple and complex
geometrical figures and nonsense patterns, Neuropsychologia, 16: 43- 49.
44. McFie J., Zangwill 0. (1960). Visual constructive disabilities associated with lesions
of the right cerebral hemisphere. Brain, 83: 243-260.
45. Warrington Е. К., James M., Kinsbourne M. (1966). Drawing disability in relation to
laterality of lesion. Brain, 89: 53-82.
46. Buchtel H.A., Campari F., De Risio C.. Rota R. (1978). Hemispheric differences in
discriminative reaction time to facial expressions. Italian Journal of Psychology, 5:
159-169.
47. Campbell R. (1978). Asymmetries in interpreting and expressing a posed facial expression. Cortex, 14: 327-342.
48. Heller W., Levy /.(1981). Perception and expression of emotion in right-handers and
left-handers. Neuropsychologia, 19: 263-272.
49. Safer M. A. (1981). Sex and hemisphere differences in access to codes for processing
emotional expressions and faces, J. exp. Psychol.: General, 110: 86-100.
50. Haggard M. P., Parkinson A.Af. (1971). Stimulus and task factors in the perceptual
lateralization of speech signals. Quart. J. exp. Psychol., 23: 168-177.
51. Ley R. G., Bryden M. P. (1982). A dissociation of right and left hemispheric effects
for recognizing emotional tone and verbal content. Brain and Cognition, 1: 3-9.
52. Safer M.A., Leventhal H. (1977). Ear differences in evaluating emotional tones of
voice and verbal content. J. exp. Psychol.: Human Perception and Performance, 3:
75-82.
53. Carmon A., Nachshon 1. (1973). Ear asymmetry in perception of emotional nonverbal stimuli. Acta psychol., 37: 351-357.
54. Bryden M. P., Ley R. G., Sugarman J. H. (1982). A left-ear advantage for identifying
the emotional quality of tonal sequences. Neuropsychologia, 20: 83-87.
55. Borod J. С., Caron H. S. (1980). Facedness and emotion related to lateral dominance, sex and expression type. Neuropsychologia, 18: 237-241.
56. Chaurasia B.D., Goswami H.K. (1975). Functional asymmetry in the face. Acta ant., 91: 154-160.
57. Sackeim H. A., Gur R. C. (1978). Lateral asymmetry in the intensity of emotional expression, Neuropsychologia, 16: 473-481.
58. Ross Е., Mesulam M. N. (1979). Dominant language functions of the right hemisphere? Prosody and emotional gesturing. Arch. Neur., 36: 144-148.
59. Cicone M., Wapner W., Gardner H. (1980). Sensitivity to emotional expressions and
situations in organic patients. Cortex, 16: 145-158.
60. Gardner H.. Ling P.K., Flamm L., Silverman J. (1975). Comprehension and appreciation of humorous material following brain damage. Brain, 98: 399-412.
61. Heilman К. M., Scholes R., Watson R.I. (1975). Auditory affective agnosia: Disturbed comprehension of affective speech. J. Neurol. Neuros. Psychiat.. 38: 69-72.
62. Heilman К. M., Schwartz H.D., Watson R.I. (1978). Hypoarousal in patients with
the neglect syndrome and emotional indifference. Neurology, 28: 229-232.
____________Церебральная асим.штрия и эстетическое переживание_________249
63. Heilman К.М.. Van Den Abell Т. (1979). Right hemispheric dominance for mediating cerebral activation. Neuropsychologia, 17: 315-321.
64. Tucker D.M. (1981). Lateral brain function, emotion, and conceptualization. Psych. Bull., 89:19-46.
65. Yerkes R. M., Dodson J. D. (1908). The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation. Journal of Comparative and Neurological Psychology, 18: 459- 482.
66. Poincare Н. (1913). The foundations of science. The Science Press, New York, pp. 366-367.
67. Winner E., Gardner Н. (1977). The comprehension of metaphor in brain-damaged patients. Brain, 100: 719-727.
68. Gordon Н. W. (1980). Degree of ear asymmetries for perception ofdichotic chords and for illusory chord localization in musicians of different levels of competence. J. exp. Psychol.; Human Perception and Performance, 6: 516-527.
69. Best С., Hoffman Н., Glanville В. В. (1982). Development of infant ear asymmetries for speech and music. Percept. Psychophys., 31: 75-85.
70. Entus А. К. (1975/1977). Hemispheric asymmetries in processing ofdichotically presented speech and non-speech sounds by infants. Society for Research in Child Development. Denver, Colorado, April 1975. In: Segalowitz S.J., Gruber F.A. (eds.). Language Development and Neurological Theory. Academic, New York.
71. Milner B. (1962). Laterality effects in audition. In: Mountcastle V. B. (ed.) Interhemispheric relations and cerebral dominance. Johns Hopkins University Press, Baltimore.
72. Shapiro B., Grossman At., Gardner Н. (1981). Selective musical processing deficits in brain-damaged patients. Neuropsychologia, 19: 161-170.
73. Gordon Н. W. (1978). Left hemisphere dominance for rhytmic elements in dichotically presented melodies. Cortex, 14: 58--70.
74. Gaede S.E., Parsons O.A., Bertera J.H. (1978). Hemispheric differences in music perception: Aptitude vs experience. Neuropsychologia, 16: 369-373.
75. Jung R. (1974). Neuropsychologie und neurophysiologie des Kontur und Formse-hens in Zeichnung und Malerei. In: Wieck Н. H. (ed.). Psychopathologie musischer Gestaltungen. Schattauer, Stuttgart, pp. 30-88.
76. Alajouanine Т. (1948). Aphasia and artistic realization. Brain, 71: 229-241.
77. Zairnov К., Kitov D., Lolev N. (1969). Aphasie chez un peintre. Encephale, 68: 377- 417.
78. Winner E. (1982). Invented worlds, the psychology of the arts. Harvard University Press, Cambridge, Mass.
79. Bever, Chiarello R. (1974). Cerebral dominance in musicians and nonmusicians. Science, 185: 137-139.
80. Kellar L., Bever T. (1980). Hemispheric asymmetries in the perception of musical intervals as a function of musical experience and family handedness background. Brain and Language, 10: 24-38.
81. Gordon Н. W. (1975). Hemispheric asymmetries and musical performance. Science, 189:68-69.
82. Bradshaw J.L., Nettlelon N. C., Geffen G. (1971). Ear differences and delayed auditory feedback: Effects on a speech and music task. J. exp. Psychol., 91: 85-92.
83. Deutsch D. (1974). An auditory illusion. Nature, 261: 307309.
84. Deutsch D., Roll P. L. (1976). Separate "what" and "where" decision mechanisms in processing a dichotic tonal sequence. J. exp. Psychol.: Human Perception and Performance, 2:23-29.
85. Botez M., Wertheim N. (1959). Expressive aphasia following right frontal lesion in a right-handed man. Brain, 82: 186-201.
86. Luria A., Tsvetkova L., Futer D. (1965). Aphasia in a composer. Journal of Neurological Science, 2:288-292.
87. Judd Т., Gardner Н., Geschwind N. (1980). Alexia without agraphia in a composer.
250 Глава 9
Project Zero Technical Report No. 15, Harvard Graduate School of Education, Cambridge.
88. Gw R. C., Reivich M. (1980). Cognitive task effects on hemispheric blood flow in humans: Evidence for individual differences in hemispheric activation. Brain and Language, 9:78-92.
89. Risberg J.. Halsey J. H., Btmenstein V. W.. Wilson E. M., Wills E. L. (1975). Bilateral measurements of the rCBF during mental activation in normals and in dysphasic patients, In: Harper A. M., Jennett W.B. Miller J.G., Brown J.O. (eds.). Blood flow and metabolism in the brain. Churchill Livingstone, London.
90. Amochaev A.. Salamy A. (1979). Stability ofEEG laterality effects. Psychophysiology, 16:242-246.
91. EhrUchman H., Wiener M.S. (1979). Consistency of task-related EEG asymmetries. Psychophysiology, 16: 247-252.
92. EhrUchman H., Wiener M. S. (1980). EEG asymmetry during covert mental activity. Psychophysiology, 17: 228-235.
93. Galin D., Ellis R. R. (1975). Asymmetry in evoked potentials as an index oflaterali-zed cognitive processes: Relation to EEG alpha asymmetry, Neuropsychologia, 13: 45-50.
94. Morgan A. H., McDonald P. J., MacDonald H. (1971). Differences in bilateral alpha activity as a function of experimental task with a note on lateral eye movements and hypnotizability. Neuropsychologia, 9: 459-469.
95. Levy J. (1976). Lateral dominance and aesthetic preference. Neuropsychologia, 14: 431^45.
96. Levy J., Heller W., Banich M., Bwton L. (1983). Are variations among right-handed individuals in perceptual asymmetries caused by characteristic arousal differences between hemispheres? J. exp. Psychol.: Human Perception and Performance, 9: 329-359. Глава 10
Одинаково ли воспринимается красота двумя половинами глаза?
М.Регард, Т.Лэндис^
Восприятие того, что мы считаем или должны считать прекрасным, зависит от духа времени. Поэтому нейропсихологический подход к эстетике был невозможен, пока не возродилась когнитивная психология, приведшая к более динамическому представлению о функциях головного мозга. Кроме того, интерпретация эстетического переживания зависит от философской точки зрения на душу и тело, т. е. от того, придерживаемся мы холистической концепции или считаем физические и духовные процессы вещами совершенно разной природы. И все же, несмотря на меняющиеся представления о прекрасном, правила, связывающие работу каждого полушария с эстетическим восприятием, скорее всего доступны для изучения. Чисто иерархическое подразделение психических процессов на этапы от ощущения до восприятия и далее до мышления неудобно для исследования полушарных механизмов, лежащих в основе эстетического предпочтения. Менее иерархизированный подход позволяет вновь обратиться к двум классическим, на первый взгляд противоречащим друг другу концепциям прекрасного: объективной, считающей красоту свойством самого объекта, и субъективной, связывающей ее с особенностями восприятия данного человека.
Дэвид Юм полагал, что в основе оценки искусства лежит логика. Это можно было бы считать справедливым в отношении любого зрительного стимула. Многочисленные исследования с применением тахистоскопа (аппарата для кратковременного проецирования изображений, позволяющего предъявлять их отдельно правому или левому полушарию мозга) показали, что на качество восприятия влияют как тип зрительной информации, так и полушарие, в которое она поступает.
Судя по результатам тахистоскопических опытов с разными половинками поля зрения, каждое полушарие обрабатывает зрительную информацию по-своему, как будто наше сознание совмещает в себе два различных познающих субъекта. Показано также, что восприятие включает
' Marianne Regard, Theodor Landis, Neurol. Dept., Univ. Hospital, Zurich, Switzerland.
Глава 10
Рис. 1. Испытуемая перед двухканальным тахистоскопом фиксирует взглядом центральную точку. Затем слева или справа от этой точки на очень короткое время вспыхивает изображение, и в ответ на это нужно нажать на ту или иную кнопку в соответствии с полученной инструкцией.
и объективный аспект, поскольку преимущество той или иной половины зрительного поля (а значит, и определенного полушария) зависит от типа стимуляции. Несколько лет назад опубликованы результаты, выявляющие связь обработки информации каждым полушарием с ее эмоциональной окраской [1, 2]. Взаимодействие таких особенностей стимула, как форма, содержание и эмоциональная нагрузка, с воспринимающим субъектом-одна из основных концепций школы гештальтпсихологии. Зрительное восприятие трактовалось ею как сложный процесс взаимодействия субъект/объект, приводящего к упрощению и фильтрации воспринимаемых стимулов [3]. Для некоторых законов восприятия, постулированных гештальтистами, были найдены электро-и нейрофизиологические корреляты. Лэндис и др. [4] обнаружили специфические изменения электрической реакции головного мозга на изображение, в котором испытуемый видит либо человека, либо бессмысленный набор линий. Фон дер Хейдт и др. [5] выявили в зрительной коре обезьяны отдельные клетки, реагирующие на иллюзорные контуры (см. гл. 7).
Несмотря на весьма незначительные анатомические различия зрительной коры левого и правого полушарий нашего мозга [6], изучение людей с повреждением одного полушария, а также больных с перерезкой мозолистого тела показало четкую специфику восприятия и переработки зрительной информации каждым полушарием (см. гл. 9). Аналогичные
__________Одинаково ли восприятие красоты двумя половинами глаза?_______253
результаты дали и тахистоскопические эксперименты на здоровых людях [1]..Более того, два полушария, видимо, по-разному оценивают эмоциональную окраску предъявляемых зрительных стимулов [2].
При изучении связи эстетического предпочтения с межполушарной асимметрией возникает неустранимая сложность: эстетическое переживание нами часто не осознается, а если и осознается, то мы не всегда способны его описать. Значит, нужно экспериментально выявить <бессознатель-ное>-один из главных предметов большинства психологических и нейропсихологических теорий. Вербальное осознание, т.е. способность описать действия словами, возможно, представляет собой только один из процессов, сопровождающих принятие решения [7, 8]. Лэндису и др. [9] удалось показать, что вербальное осознание правильности двигательных реакций четко выражено, когда стимулы достигают доминирующего в отношении речи левого полушария, и слабо проявляется (несмотря на верный двигательный ответ), если они воздействуют на правое, некомпетентное в речевой сфере полушарие.
Другой подход к изучению эстетических предпочтений используется в многочисленных работах по бессознательному восприятию. Метод так называемого подпорогового предъявления стимулов, т. е. воздействия их в течение очень коротких интервалов времени, не позволяющих сформироваться осознанному вербальному восприятию, продолжает вызывать споры. Недавно подробно обсуждалось, идет ли здесь вообще речь о подсознании и как влияет такая короткая стимуляция на сознательное восприятие [10, II]. Кунст-Уилсон и Зайонц [12] сообщают об исследованиях с подпороговым предъявлением геометрических фигур. В таких условиях испытуемые оказались способны сообщить только о периодических мерцаниях в поле зрения. Затем им показывали пару геометрических фигур, одна из которых перед этим предъявлялась на подпороговом уровне; требовалось ответить, какая фигура казалась предпочтительнее. При этом значительно чаще выбиралось последнее изображение, не воспринимавшееся ранее сознательно. Тех же испытуемых спрашивали, какую фигуру, по их мнению, они уже видели. Ответы показывали отсутствие четкого эффекта подпорогового восприятия. Исходя из этого Зайонц [10] высказал дерзкую гипотезу о том, что чувство предшествует осознанию.
Долгое время изучение вопросов эстетики было идентично исследованию сенсорного ощущения. Затем эстетика стала синонимом красоты, и появились два подхода к ней-субъективный и объективный. Пытаясь понять специфику эстетического выбора, свойственную каждому из полушарий мозга, мы пользовались обоими подходами. С одной стороны, нас интересовали особенности стимула, т. е. зрительного раздражителя, влияющие на <сознательное> (надпороговое) и <бессознательное> (под-пороговое) предпочтение. С другой стороны, эксперименты должны были выяснить различия правого и левого полушарий с точки зрения эстетической оценки ими зрительных стимулов. Ниже мы рассмотрим три эксперимента, проведенные со здоровыми испытуемыми. Во всех трех
^Й ^
Глава 10
Точка фимации
Левое тле зpeнu!^'^ljу^^^^^ Провше поле зрение
Левый глаз
Проаый глаз Зрительный нерв
Перекрест зрительных нервов
Левое полушарие
Лравие полушарие
Зрительная нора
Рис. 2. Зрительный стимул передается из левого поля в зрительную кору правого полушария по перекрещивающимся волокнам зрительных нервов, связывающих глаз с мозгом. Аналогичным образом, стимул из правого поля попадает в зрительную кору левого полушария. Перерезка мозолистого тела, приводящая к <расщеплению> мозга, препятствует передаче информации из одного полушария в другое.
случаях использовался тахистоскоп, позволявший предъявлять зрительные стимулы каждому полушарию отдельно. Как показано на рис. 2, испытуемые должны были смотреть на точку в центре экрана. В связи с перекрещиванием зрительных нервов стимул, предъявляемый слева от нее, сначала достигает зрительной коры правого полушария, где происходит его первичная перцептивная обработка. Стимул, появляющийся справа от точки фиксации взора, проецируется прежде всего в левое полушарие.
Аффективная оценка геометрических фигур
Двадцати мужчинам и 20 женщинам (все-правши) показывали пары изображений, используемые в тесте Брескина [13], и просили путем нажа-Одинаково ли восприятие красоты двумя половинами глаза?
Л
Рис. 3. Примеры парных изображений в тесте Брескина. Косым крестом отмечены <прегнантные> фигуры.
тия кнопки указать то из них, которое им больше нравится. Фигуры в парах (рис. 3) располагались друг над другом и предъявлялись в течение 150 мс либо справа, либо слева от точки фиксации в тахистоскопе. Таким образом, пары находились либо в левой, либо в правой половине зрительного поля и проецировались, соответственно, в правое или левое полушарие мозга. Согласно Брескину, одна фигура в паре подчиняется сформулированному гештальтпсихологами закону <выразительности> (Prag-nanz), т. е. более значима, проста и завершена. Мы определяли число выбираемых <выразительных> фигур, а также задержку реакции при стимуляции правой и левой половин зрительного поля.
Оказалось, что <выразительная> фигура явно предпочитается, если предъявлена в правой части поля зрения (т. е. левому полушарию)
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |