Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна 24 страница




 

Конечно, с точки зрения искусствоведа эти данные элементарны, не сравнимы с обычно применяемыми сложными и тонкими методами анализа и, возможно, не представляют большого интереса. Для нейробиоло-гии, однако, они очень важны! Исследователю, занятому поиском возможных нейробиологических основ элементарных правил эстетического восприятия и творчества, такой простой анализ позволил бы подойти к пониманию различного участия левого и правого полушарий художника или знатока в создании или оценке произведений искусства.

 

Важную роль функциональная асимметрия мозга играет, повидимому, и в музыке. Похоже, что гармония, тембр и звуковысотные отношения входят в основном в компетенцию правого полушария, а ритм (и метр в поэзии) связан с левополушарной областью, контролирующей речь. Возможно, именно с этой асимметрией связано то, что ведущие первые скрипки в западных оркестрах обычно располагаются слева от слушателей и дирижера, т. е. в той части их внешнего пространства, которая воспринимается главным образом правым полушарием. В результате музыка получает более прямой доступ к височной области этого полушария, анализирующей мелодию и гармонию.

 

Естественно, мы согласны, что общекультурное развитие, традиции и индивидуальное обучение в детстве и отрочестве очень важны для формирования как таланта творца, так и тонкости восприятия у ценителя

 

296 Глава II

 

прекрасного. Однако, хотя генетически запрограммированная структурно-функциональная асимметрия нашего мозга может на ранних этапах жизни подвергнуться видоизменению, она все же остается важной детер-минантой его поведения. Некоторые из аспектов этой асимметрии отражаются в таких непростых артефактах, как произведения искусства, и в таких сложных процессах, как их восприятие. Мы надеемся, что описанные выше элементарные исследования и гипотезы будут способствовать разработке в будущем более всеобъемлющих концепций, описывающих взаимосвязь между особенностями мозга и культурой человечества.

 

Прямательвость

 

Эта работа частично финансировалась Немецким научным обществом (Deutsche Forschungsgemeinschaft, грант 161). Мы благодарим г-жу В. Krawczynski и г-на М. Winzer за их помощь в изготовлении рисунков, г-на P. ^olzner-за фоторепродукции, г-жу В. Hauschild-за аккуратную перепечатку различных вариантов рукописи и г-жу J. Dames-за ценное содействие в переводе текста на английский язык. Рукопись была пересмотрена, когда O.-J. Grusser получал академическую стипенцию фонда <Фольксваген>.

 

ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Bradshaw J.L., Nettletw N.C. (1981). The nature of hemispheric specialization in

 

man. The Behavioral and Brain Sciences, 4: 51-91.

 

2. Denenberg V. Н. (1981). Hemispheric laterality in animals and the effect of early experience. Behavioral and Brain Sciences, 4: I-49;

 

3. Wada J.A., Clarke R., Hamm A. (1975). Cerebral hemispheric asymmetry in humans. Arch. NeuroL, 32: 239-246.

 

4. Penfleld W., Rasmussen Т. (1957). The cerebral cortex of man: A clinical study of localization. MacMillan, New York.

 

5. Teuber H.L. (1975). Effects of focal brain injury on human behavior. In: Tower

 

D. B. (ed.). The nervous system. The clinical neurosciences, vol. 2. Raven, New

 

York, pp. 457^80.

 

6. Hecaen H., Albert M.L. (1978). Human neuropsychology. Wiley, New York.

 

7. Springer S. P., Deutsch G. (1981). Left brain, right brain. W. H. Freeman, San Francisco. [Имеется перевод: С. Спрингер, Г. Дейч, Левый мозг, правый мозг,

 

М.: Мир, 1983].

 

8. Bryden N. P. (1982). Laterality. Functional asymmetry in the intact brain. Academic,

 

New York.

 

9. Springer S.P., Searleman A. (1978). The ontogeny of hemispheric specialization:

 

Evidence frorp dichotic listening in twins. Neuropsychology, 16: 269-281.

 

10. Экспериментальная амблиопия-сильное снижение остроты зрения глаза

 

и его способности распознавать объекты после временного лишения его возможности видеть окружающее.

 

11. Freeman R.D. (ed.) (1979). Developmental neurobiology of vision. Plenum, New

 

York.

 

12. Hyvarinen J. (1982). The parietal cortex of monkey and man. Springer, Berlin.

 

13. Gregory R.L. (1971). The intelligent eye. Weidelfeld and Nicolson, London.

 

14. Molmeux W. (1963). Letter to J. Locke. In: Locke J. (1664). An essay concerning hu-________________Функциональная асимметрия мозга и искусство_____________297

 

man understanding. Book II, chapter IX, 8. Reprint in: Burtt E.A. (1939). The English philosophers from Bacon to Mill. Modern Library, New York, p. 274.

 

15. Darwin E. (1/94/1796). Zoonomia; or the laws of organic life, vol. 1/11. J.Johnson,

 

London, p. 568 and p. 722. Reprint 1974, AMS Press, New York, pp. 145-146.

 

16. Salk L (1973). The role of the heartbeat in relation between mother and infant.

 

Scientific American, 228(5): 24-29.

 

17. Richards J. L., Finger S. (1975). Mother-child holding patterns: A cross-cultural

 

photographic survey. Child Development, 46: 1001-1004.

 

18. Grusser O.-J., Grusser-Cornehls U. (1982). Mother-child holding patterns, a study of

 

Western art. Congr. Intern, de Paleontologie Humaine. Resume des Communications, 213 p.

 

19. Grusser O.-J. (1983). Mother-child holding patterns in Western art: A Developmental study. Ethology and Sociology, 4: 89-94.

 

20. Рисунок по фотографии в каталоге: Karouzou S. (1982). National Museum

 

Athens. Ekdotike Athenon, p. 16.

 

21. Salk L. (1960). The effects of the normal heartbeat sound on the behavior of the

 

newborn infant: Implications for mental health. World Mental Health, 12: 168-175.

 

22. Salk L. (1962). Mother's heartbeat as an imprinting stimulus. Transcription of the

 

New York Academy of Science, ser. 2, 24: 753-763.

 

23. Weiland 1. H. (1964). Heartbeat rhythm and maternal behavior. J. Amer. Acad.

 

Child. Psychiatry, 3: 161-164.

 

24. Mehler J.. Bertoncini J., Barriere N., Jassik-Gerschenfold D. (1978). Infant recognition of mother's voice. Perception, 7: 491-497.

 

25. DeCasper A.J., Fifer W.P. (1980). Of human bonding: Newborns prefer their mo-thers'voice. Science, 208: 1174-1176.

 

26. Alegria J., Noirot E. (1981). Neonate orientation behaviour towards human voice.

 

Intern. J. Behavior Develop., 1: 291-313.

 

27. Hecaen H. (1981). The neurophysiology efface recognition. In: Davies G" Ellis H.,

 

Shepherd J. (eds.). Perceiving and remembering faces. Academic, New York, p. 39-

 

54.

 

28. Perret D.J., Rolls E. Т., Cam W. (1982). Visual neurones responsive to faces in the

 

temporal cortex. Exp. Brain Res., 47: 329-342.

 

29. Perrett D. J., Smith P. A. J., Potter D. B., Mistlin A. J., Head A. S., Miller A. G., Jeeves M.A. (1984). Neurones responsive to faces in the temporal cortex: Studies of

 

functional organization, sensitivity to identity and relation to perception. Human

 

Neurobiology, 3:197-208.

 

30. Rolls E. Т. (1984). Neurons in the cortex of the temporal lobe and the amygdala of

 

the monkey with responses selective for faces. Human Neurobiology, 3: 209--222.

 

31. Desimone R., Albright Т. D., Gross C.. Bruce C. (1984). Stimulus selective properties

 

of inferior temporal neurons in the macaque. J. Neuroscience, 4: 2051-2059.

 

32. Botzel К.., Grusser O.-J. (1988). Electrical brain potentials evoked by pictures offaces

 

and non-faces. A search for "face-specific" EEG-potentials. Experimental Brain

 

Research (in press).

 

33. Ahrens R. (1954). Beitrag zur Entwicklung des Physiognomic-und Mimikerken-nens. Z. Exp. Angrew. Psycho)., 2: 412-454; 599-633.

 

34. Spitz R.A. (1967). Vom Saugling zum Kleinkind. Naturgeschichte der Mutter-Kind-Bezichung im ersten Lebensjahr. Klett, Stuttgart.

 

35. Carey S. (1981). The development efface perception. In: Davies G., Ellis H., Shepherd J. (eds.). Perceiving and remembering faces. Academic, New York, p. 9--38.

 

36. Yarbus A.L. (1967). Eye movements and vision. Plenum, New York.

 

37. Sackheim H.A., Gur R.C. (1978). Lateral asymmetry in intensity of emotional expression. Neuropsychologia, 16: 473-481.

 

38. Sackheim H. A., Gur R. C., Saucy M. C. (1978). Emotions are expressed more intensely on the left side of the face. Science, 202: 434-436.

 

39. Campbell R. (1978). Asymmetries in interpreting and expressing a posed facial expression. Cortex, 14: 327-342.

 

298 Глава II

 

40. Heller W., Levy J. (1981). Perception and expression of emotion in right-handers and left-handers. Neuropsychologia, 19: 263-272.

 

41. BuchtelH., CampariF.,RisoC. de. Rota R. (1978). Hemispheric difference in the discrimination reaction time to facial expression. Ital. J. Psychol., 5: 159-169.

 

42. Grusser О.-J. (1984). Face recognition within the reach ofneurobiology and beyond it. Human Neurobiology, 3: 183-190.

 

43. Davies G., Ellis H., Shepherd J. (eds.) (1981). Perceiving and remembering faces. Academic, London, p. 392.

 

44. Zynda В. (1984). Uber das Wiedererkennen von Gesichtem. Thesis, Freie Universi-tat, Berlin.

 

45. Grusser O.-J., Selke Т., Zynda B. (1985). A developmental study efface recognition in children and adolescents. Human Neurobiology, 4: 33-39.

 

46. Jung R. (1977). Uber Zeichnungen linkshandiger Kunstler von Leonardo bis KJee: Linkshandermerkmale als Zuschreibungskriterien. In: "Semper attentus", Beitrage flir Heinz Gotze zum 8.8.1977. Springer, Berlin, p. 190-218.

 

47. Reynolds D. M., Jeeves M. A. (1978). A developmental study of hemisphere specialization for recognition of faces in normal subjects. Cortex, 14: 511-520.

 

48. Kraft H. (1982). Die Kopflussler-Psychologie der bildnerischen Gestaltung. Hip-pokrates, Stuttgart.

 

49. Kraft H. (1983). Kopffussler: Ein transkulturelles Phanomen. Deutsches Arztblatt, 80:63^6.

 

50. Kussmaul F. (1982). Feme Volker-fruhe Zeiten. Kunstwerke aus dem Linden-Museum Stuttgart. Staatliches Museum fur Volkerkunde, vol. 1. A Bongers, Recklinghausen.

 

51. Kerner J. (1857). Kleksographien. In: Gesammelte Werke, vol. 1. A. Weichert, Berlin.

 

52. Rorschach H. (1941). Psychodiagnostik. Methodik und Ergebnisse eines wahrneh-mungsdiagnostischen Experiments (Deutenlassen von Zufalisformen), 4th edn. H. Huber, Bern.

 

53. Muller J. (1826). Uber die phantastischen Gesichtserscheinungen. Eine physiologi-sche Untersuchung mit einer physiologischen Urkunde des Aristoteles uber den Traum. J. Holscher, Coblenz.

 

54. Berndl K., Dewitz W., Grusser O.-J., Kiefer R. H. (1986). A test movie to study elementary abilities in perception and recognition of mimic and gestural expression. Eur. Arch. Psychiatr. Neurol. Sci., 235: 276-281.

 

55. Berndl К., Cranach M. von, Grusser O.-J. (1986). Impairment of perception and recognition of faces, mimic expression and gestures in schizophrenic patients, Eur. Arch. Psychiatr. Neurol. Sci., 23S: 282-291.

 

56. Berndl К., Grusser O.-J., Martin M., Remschmidt H. (1986). Comparative studies on recognition of faces, mimic and gestures in adolescent and middle-aged schizophrenic patients. Eur. Arch. Psychiatr. Neurol. Sci., 236: 123-130.

 

57. Dewdney D. (1973). A specific distortion of the human facial percept in childhood schizophrenia. Psychiat. Quart., 47: 82-94.

 

58. Berndl К., Grusser O.-J. (1986). Wahrnehmungsstorungen bei Schisophrenen. Beein-trachtigung des Erkennens und Wiedererkennens von Gesichtem, Mirnik und Gestik beijugendlichen und erwachsenen Kranken. Munch. Med. Wochenschr., 128: 768- 773.

 

59. Schreber D.B. (1902). Denkwurdigkeit eines Nervenkranken. Reprint in: Burgerii-che Wahnwelten um Neunzehnhundert. Focus, Wiesbaden, 1972.

 

60. Prinzhorn H. (1968). Bildnerei der Geisteskranken. Springer, Berlin.

 

61. WadaJ.A., Rasmussen T. (1960). Intracarotid injection of sodium amytalforthela-teralization of cerebral speech dominance. J. Neurosurg., 17: 266-282.

 

62. Borchgrevink H. M. (1977). Cerebral lateralization of speech and singing after intra-carotid amytal injection. Neuropsychologia, 15: 186-191.

 

63. WSlfflin H. (1941). Uber das Rechts und Links im Bilde. In: Gedanken zur Kunst-geschichte. Schwabe, Basel, p. 82-90.

 

________________Функциональная асимметрия мозга и искусство_____________299

 

64. Gaffron М. (1950). Left and right in pictures. Art Quarterly, 13: 312-331.

 

65. Levy J. (1976). Lateral dominance and aesthetic preference, Neuropsychologia, 14:

431-445.

 

66. Barash М. (1978). Light and colour in Renaissance theory of art. New York University Press, New York.

 

67. Kraus Т.Н.. Matt L. von (1977). Pompeji und Herkulaneum. Dumont, K51n.

 

68. dark K. (1969). The drawings of Leonardo da Vinci in the collection of Her Majesty the Queen at Windsor Castle, 2nd edn. Phaidon, London.

 

69. Carlevaris P. (1887). Disegni di Leonardo da Vinci della Biblioteca di Santa Maria, Torino.

 

70. Piumati G. (1894-1904). II Codice Atlantico di Leonardo da Vinci della Biblioteca Ambrosiana Milan, Milano.

 

71. Gombrich E. H. (1982). The image and the eye. Further sdudies in the psychology of pictorial representation. Phaidon, Oxford.

 

72. Ganz P. (1910). Die Handzeichnungen Hans Holbein des Jungeren. J. Bard, Leipzig.

 

73. Ganz P. (1912). Hans Holbein der Jungere. Des Meisters Gemalde. Deutsche Verlag-sanstalt, Stuttgart.

 

74. Ganz P. (1950). Hans Holbein der Jungere. Phaidon, Koln.

 

75. Friedlander М. J., Rosenberg J. (1932). Die Gemalde von Lucas Cranach. Deutscher Verein fur Kunstwissenschaft, Berlin.

 

76. Rosenberg J. (1960). Die Zeichnungen Lucas Cranach d. A. Deutscher Verein fur Kunstwissenschaft, Berlin.

 

77. Уже после тогОд как рукопись была завершена, наше внимание привлекли две публикации X. И. Хуфшмидта (см. ссылки [78] и [79]), в которых представлены результаты обширного статистического анализа не только западных картин, рисунков и скульптур, но и произведений искусства ассирийской, древнеегипетской и шумерской культур. Хуфшмидт обнаружил четкую правостороннюю (относительно зрителя) тенденцию в повороте головы у изображений, созданных до ранней античности; она прослеживается начиная с пещерных рисунков каменного века. Поскольку с классического античного периода до современности в живописи и рисунке преобладает противоположная ориентация профиля, он сделал вывод, что этот сдвиг произошел <одновременно с ускорением интеллектуального и культурного развития, повлиявшим и на нашу нынешнюю культуру>. В качестве его причины он обсуждает <гипотетический переход доминирования в высшем зрительном восприятии от левого полушария к правому>. Проанализировав рисунки и картины 55 художников XIV-XX веков (6162 портрета), Хуфшмидт обнаружил у 44 из них предпочтение левостороннего поворота изображаемой головы; он отмечает также, что у некоторых мастеров-левшей заметна тенденция к правосторонней ее ориентации. По данным Хуфшмидта, положение головы на портретах зависит от пола изображаемого человека, но этот автор не приводит количественных изменений в двусторонней асимметрии, связанных с временем создания портретов. Следует упомянуть еще один интересный результат проведенного им анализа эскизов и рисунков: оказалось, что у художников-правшей существует четкая тенденция более тщательно прорабатывать левую сторону наброска. Кроме того, как профессионалы, так и любители без специального художественного образования весьма склонны начинать рисунок или эскиз с левой стороны листа бумаги. Некоторые данные Хуфшмидта о работах леворукого Леонардо да Винчи указывают на противоположную тенденцию.

 

78. Hufschmidt H.J. (1980). Das Rechts-Links-Profil im kulturhistorischen Langssch-nitt. Arch. Psychiatr. Neryenkr., 229: 17-43.

 

79. Hufschmidt H. J. (1983). Uber die linksorientierung der Zeichnung und die optische Dominanz der rechten Hirnhemisphare. Z. Kunstgesch., 46: 287-294. Часть V. Сущность и видимость

 

Глава 12

 

Эстетическое значение демонстраций: несколько примеров из Папуа-Новой Гвинеи

 

Э. Стратерн^

 

Введение

 

Эстетика имеет дело с эмоциональными аспектами восприятия, а биология-с природой организмов и их выживанием в окружающей среде. Почему между этими, казалось бы, несравнимыми сферами должна существовать связь? Причина совершенно ясна: процесс адаптации и выживания организмов частично зависит от разного рода демонстраций, и именно в демонстрациях мы находим первые характерные черты эстетических конструкций и реакций на них. Материалы по двум сообществам нагорных районов Папуа-Новой Гвинеи, где я работал с 1964 г., ясно свидетельствуют об этом. Для антрополога эти материалы интересны, в частности, тем, что они выявляют единение смысла и функции, или, иными словами, эстетики и биологии.

 

Дискуссии о зависимости между культурой и биологией ведутся в антропологии давно. Они нередко принимают облик политических споров, как например, при обсуждении <врожденного ума> этнических групп или пластичности форм доминирования. Эти споры относительно бесплодны, так как в них обычно противопоставляются полярные точки зрения: определяющую роль в поведении сообщества и отдельных индивидуумов приписывают либо их природе, либо воспитанию. В своих усилиях очертить для себя некую законную область исследования антропологи, возможно, слишком рьяно настаивали на примате культуры над природой. Это, однако, чересчур односторонний взгляд, ибо сама культура-продукт эволюции человека и, наоборот, развитие определенных форм культуры оказало глубокое влияние на саму эволюцию. Эти формы, конечно, имеют значение для тех людей, которые их поддерживают; они имеют также долговременное биологическое значение.

 

Пример, лежащий вне сферы эстетики: в сообществах нагорных районов Папуа-Новой Гвинеи нередко существует традиционный запрет на половые сношения в период, когда мать еще кормит грудью своего мла-Andrew Strathem, Univ. of Pittsburgh, Dept. of Anthropology, Pittsburgh, USA.

 

_____________________Эстетическое значение демонстраций__________________301

 

денца. Местные жители объясняют это тем, что если произойдет совокупление, то сперма мужчины испортит молоко матери и ребенок, питавшийся таким молоком, вырастет хилым или даже умрет. Смысл запрета, таким образом, состоит в охране здоровья ребенка, что повышает его шансы добиться успеха в жизни. Если ребенок не выглядит цветущим, начинают ползти слухи, что его родители, вероятно, нарушали правило воздержания. Мужчины, если у них есть возможность, прибегают к многоженству, чтобы нейтрализовать строгое послеродовое табу. В этом табу ясно просматривается сочетание сложившихся культурных обычаев и взглядов. Столь же очевидно и его биологическое обоснование. Цель запрета фактически сводится к тому, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития детей и повысить их шансы на выживание. В этом примере нельзя не заметить параллель с эстетикой народов Папуа-Новой Гвинеи, обсуждаемой ниже. Смысл послеродового табу тесно связан с важными социальными ценностями, которые в свою очередь имеют явное биологическое измерение.

 

Главным поводом для эстетических высказываний служат горным жителям церемониальные пляски, участники которых бывают изысканно разукрашены. Надевая украшения и разрисовывая лицо, человек стремится подчеркнуть все свои достоинства, повысить свою привлекательность, а в чем-то и внушать страх. Умение удачно разукрасить себя считается также знаком благоволения со стороны предков, а потому-известной гарантией здоровья и плодовитости в будущем. Это проявляется в некоторых культовых танцах: при их исполнении мужчины надевают на себя украшения, символизирующие божество женского рода, которому поклоняются именно потому, что оно дает плодородие, увеличение поголовья свиней и рождение мальчиков у поклоняющихся богине мужчин.

 

Зрители, присутствующие на этих церемониях, высказывают свое мнение об исполнителях, давая им оценки, которые мы могли бы считать <эстетическими>. Они критикуют танцоров, если те двигаются неуклюже или не в ритм с остальными, поют фальшиво или вступают не вовремя, либо украшены неказистыми, траченными молью перьями.

 

Казалось бы, речь идет о каком-то абстрактном артистическом суждении, однако это далеко не так. На самом деле из всех подобных замечаний слагается отрицательная оценка: выступавшая группа не сумела произвести на других должного впечатления, потому что у нее нет нужной для этого духовной опоры, и всякий человек, который выступает особенно неудачно, оказывается отличной мишенью для колдовских сил враждебных групп. Если эстетические суждения и высказываются, то они бывают включены в другие темы, которые люди считают более важными, чем сами эстетические восприятия. К таким темам относится сохранение и успешное воспроизведение групп, связанных близким родством. В этом ключ как к биологическому, так и к культурному значению демонстраций.

 

302 Глава 12

 

Социальная структура

 

Народы, которые я изучал в высокогорном регионе Папуа-Новой Гвинеи, называют мелна (иногда пишут мелтпа или медлпа) и виру. Их языки принадлежат к группе языков Новогвинейского нагорья; примерно 15% слов в них имеют общее происхождение, однако это самостоятельные языки: люди, говорящие на одном из них, не понимают тех, кто говорит на другом. Мелпа подпали под европейское влияние в 1933 г., а виру-только в 1950-х годах. Несмотря на это, жизнь виру изменилась очень значительно: они в гораздо большей степени утратили традиционную доколониальную культуру, чем мелпа. Тем не менее, изучая, как эти два народа носят свои украшения и как оценивают их на празднествах, можно составить представление о главных факторах, определяющих их эстетические взгляды.

 

Численность мелпа достигает примерно 100000 человек. Они делятся на несколько племен, в самом большом из которых насчитывается около 7000 человек, а в самом маленьком-всего несколько сотен. Очевидно, что такая значительная разница в численности объясняется войнами, происходившими вплоть до 1933 г., неравномерным распределением плодородной земли и различной вероятностью заболеваний на разных высотах. Точно установить зависимость между этими переменными невозможно; ограничимся замечанием, что забота об успешном воспроизведении явно сложилась в обстановке конкуренции, которая, помимо прочего, привела к разной численности главных групп, образующих популяцию в целом.

 

Племена, однако, не представляют собой монолитные единые группы. Они делятся на кланы, субкланы и более мелкие группы, типа родовых. В группе, которую я называю <кланом>, действует закон экзогамии, т. е. его члены не могут вступать в брак друг с другом, хотя браки между представителями одного и того же племени допускаются. Брачные узы играют также важнейшую роль в определении образа жизни общества, так как при заключении брака предусматривается создание и поддержание дружественных отношений между свойственниками. Поэтому в доко-лониальные времена при заключении браков немалую роль играло стремление обеспечить межгрупповую военную поддержку. Брак с кем-либо из группы главных военных противников мог создать много трудностей, например опасность быть отравленным собственной женой или сложность сохранения дружбы с теми, кто в какой-то момент может вступить в войну с членами твоего собственного клана. Мир, наступивший после колонизации, снял эту напряженность. Браки и связанные с ними обмены подарками охватывают теперь более обширную территорию, однако известные ограничения все еще остаются.

 

В пределах клана наиболее тесная сплоченность присуща небольшим <группам мужских домов> (манга рапа). Именно из этих групп в основном выходят старшины. Это те люди, которых в антропологической ли-_____________________Эстетическое значение демонстраций__________________303

 

тературе называют <большими людьми> (big men). Старшины отличаются волевым характером, успешно совершают обмены подарками, владеют ораторским искусством и имеют по нескольку жен. Их власть основана на том, что они в известной степени контролируют продукцию клана и способны усиливать этот контроль, руководя обменными операциями членов своей группы. Их повседневная жизнь не очень отличается от жизни рядовых людей. Во время празднеств они демонстрируют свои таланты лидеров, подвергаются обсуждению и либо подтверждают свое положение, либо теряют его. Старшины не обязательно бывали в прошлом военными вождями, хотя они неизбежно оказывали влияние на решения о том, вступать в борьбу или нет, и участвовали в разработке планов ведения войны. Кроме того, они играли важную роль при заключении мира, так как могли распоряжаться общим имуществом. Это было связано с тем, что единственный путь к миру лежал через договоры об обменах в качестве компенсации за гибель людей в битвах. Такие платежи часто превращались в большие празднества с демонстрацией богатства, известные под названием мока.

 

На этих сборищах демонстрировались свиньи, вареная свинина и раковины, особенно жемчужницы с охристой поверхностью, переходящей от желтых тонов к оранжевым, высоко ценимые у мелпа (это раковины жемчужницы-крыловидки пинктады; на языке мелпа их называют кен или кин). В начале 1970-х годов раковины были заменены деньгами-сначала австралийскими фунтами, потом долларами, а после 1975 г., когда Папуа-Новая Гвинея стала независимым государством, денежной единицей стала кина, название которой происходит от названия жемчужницы на языке мелпа. На красной банкноте достоинством в 5 ки-на изображена эта раковина на традиционном фоне древесной смолы, усиливающей впечатление от ее величины и чашеобразной формы. Эти символические особенности облегчили переход от раковин к деньгам, замаскировав в то же время глубокие экономические изменения, сопровождавшие этот переход.

 

Положение женщин у мелпа делает их во многих отношениях <посредниками> между кланами их отцов и их мужей. Женщина не утрачивает чувства принадлежности к родному клану, но ее привязанности и интересы должны постепенно переключаться на клан мужа. Этот сдвиг привязанностей происходит в результате рождения и выращивания детей. В то же время связи с материнской родней не ослабевают в течение всей жизни и лежат в основе постоянных обменов имуществом. Женщины как бы создают пользующийся общественным доверием фундамент для этих обменов между группами, которые объединяются таким образом в союз.

 

Упор на связи с родственниками по матери еще сильнее выражен у народа виру. Численность виру составляет примерно 20000 человек, они живут на травянистой равнине к югу от Маунт-Ялибу в Южно-Нагорной провинции Папуа-Новой Гвинеи. Указание местности имеет очень важное значение: людей различают не только по клану, к которому они

 

304 Глава 12

 

принадлежат, но н по той местности, где они живут, так как предки их могут быть выходцами не из одной, а из нескольких областей. В каждом регионе можно встретить представителей нескольких кланов, но их обычно связывают исторически сложившиеся союзы, а иногда также принадлежность к более крупным объединениям. Например, в местности Тунда доминирует группа пери, и все другие большие группы, обитающие в этой местности, тоже относят себя в определенном смысле к пери, хотя и признают, что у них иное происхождение.

 

Допускаются и довольно часто встречаются смешанные браки между представителями разных групп, входящих в местный комплекс. Нередки также обвинения в колдовстве, предъявляемые членам собственной группы. Это подвергает опасности солидарность внутри локальной группы. Кроме того, весьма обычны и браки с обитателями вражеских территорий. Этим социальная структура виру отличается от структуры мелла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.