КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка
Основные отличия моделей перехода к рыночной экономике
Основными целями экономических преобразований в России после 1990 года были (Табл.21): - формирование рыночной структуры хозяйства, что как мы уже знаем, предусматриваем изменения в отношениях собственности и узаконение всех ее форм; - становление и развитие рынка товаров и услуг, создание фондового и валютного рынков, рынка труда и других институтов, свойственных смешанной экономике. Здесь мы поговорим о предпринимательстве и его формах в России, коснемся сущности и причин теневой экономики; Таблица 21
- макроэкономическая стабилизация, как на рыночной основе, так и на базе экономического регулирования со стороны государства и других социальных институтов, при этом предполагалось, что произойдут положительные структурные преобразования в экономике, которые сделают ее более эффективной; - становление экономики открытого типа, т.е. включение национального хозяйства России в единую систему мирового хозяйства, аграрные преобразования, предполагающие использование различных форм собственности и землепользования в сельском хозяйстве; - разработка мероприятий по социальной защите населения в условиях перехода от централизованно-государственного регулирования к рыночным формам хозяйствования. Либерализация экономики. Контроль над 80% оптовых и 90% розничных цен был единовременно отменен 2 января 1992 г. Сохранялся контроль за ценами на ряд товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание, лекарства и пр.), а также энергоносители и транспорт. Однако, оставаясь под контролем, эти цены были повышены в 3—5 раз. В марте были отпущены цены практически на все потребительские товары. В России в 1992 г. рост цен по сравнению с 1991 г. составил 2508%'. К концу 1992 г. цены выросли примерно в 100—150 раз при росте средней заработной платы в 10—15 раз. Разгосударствление. Первым нормативным актом, знаменующим начало преобразований собственности, стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР». Термин «приватизация» появился в лексиконе российских реформаторов только в 1990 г. В декабре 1990 г. в РФ был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности. Только 29 декабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», в которых определялась процедура приватизации. Процесс приватизации. Предпринимательство и его формы. Теневая экономика. Принципы приватизации: бесплатность, платность, сочетание платности и льгот. В России был принят последний подход. Организаторам приватизации выступал Государственный комитет имущества РФ (Госкомимущество РФ), продавцом – Фонд федерального имущества, покупателями – юридические и физические лица). Основным способом приватизации стало акционирование, которое в свою очередь имело три варианта, различающиеся условиями предоставления льгот трудовым коллективам. Источниками финансовых средств при приватизации стали приватизационные чеки (ваучеры) и личные сбережения населения. Начало приватизации - октябрь 1992г. Этапы приватизации: 1 этап - ваучерная приватизация - задача покончить с господством государственной собственности за 22 месяца. Каждому гражданину выдали приватизационный чек (ваучер) – бесплатная передача гражданам госсобственности. 2 этап (с 1 июля 1994 года) предполагался как этап платной приватизации на конкурсах, публичных торгах, залоговых аукционах. Общая оценка проведенной в России приватизации собственности имеет негативный характер: в реальности произошло перераспределение накопленной столетиями собственности в пользу относительно небольшой группы граждан за счет ущемления интересов основной части населения. Приватизация в России носила в основном номенклатурный характер с широким участием представителей теневой экономики. Необходимо отметить, что на протяжении всех рассмотренных периодов в России проходила и малая приватизация, т.е. продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг и общественного питания. Наряду с этим осуществлялась и приватизация жилья, начавшаяся еще в 1989 г. Наиболее сложной оказалась приватизация земли. В 1990 г. был принят Закон о фермерском хозяйстве и Закон о земельной реформе, в соответствии с которыми крестьяне могли выходить со своей долей общественной земли из колхозов и совхозов. В 1991 г. было принято постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую форму ассоциаций; В дальнейшем реформы на селе шли по пути создания семейных ферм, частных хозяйств, дальнейшего развития личных подсобных хозяйств. Результаты приватизации: 1. Разрушено господство госсобственности. На 1.01.2003 г. в России 336 тыс. государственных и муниципальных предприятий, организаций из общего числа 3845 тыс., что составило около 10% их общего количества. 2.Стала формироваться многоукладная экономика: государственная, частная, акционерная, товарищества, кооперативы, ассоциации. В последние годы государство и право во все большей мере регулируют структуру и характер развития отношений собственности в стране. Итоги приватизации не оправдали надежд, которые возлагались на нее трудовыми коллективами предприятий. Почему? Недостатки: - Решения о приватизации принимались не демократично, а директивно (Госкомимуществом). - Преобразование отношений собственности шло только в одном направлении – государственная форма превратилась в частную. Другие формы игнорировались. - Не учитывалась экономическая и социальная эффективность деятельности приватизируемых предприятий. В основу оценки имущества приватизируемых предприятий была положена остаточная форма основных фондов на базе оптовых цен 80-х годов. В условиях инфляции предприятия продавались за бесценок. Приватизация нужна. Этот процесс объективен. Суть вопроса в конкретных формах, в масштабах и условиях проведения этих процессов, ибо и приватизация, и национализация – не самоцель, а средство повышения экономической и социальной эффективности производства. Современный производственный потенциал России Вывод: к началу третьего тысячелетия Россия утратила положение страны – сверхдержавы (кроме наличия ядерного оружия) и столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующегося нового мира.
15.3. Теневая экономика Теневая экономика – это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилом хозяйственной жизни, то есть находится вне рамок правового поля. Это мировое явление, с разной степенью интенсивности проявляющееся во всех странах мира. Положительные темпы роста ВВП в РФ в 1997 году (впервые за все 90-е годы) были осуществлены за счет досчета объемов теневой экономики. ((1/4 совокупного показателя). Доля нелегального сектора в ВВП западных стран – 5-10%, в России – 25%-60%. Латинская Америка – 60%. Это критическая масса. Формы теневой экономики (существующие с самых древних времен). 1) «Вторая» (беловоротничковая) скрываемая деятельность работников легальной сферы, непосредственно связанная с их официальной профессиональной деятельностью и направленная на скрытое перераспределение доходов (взятки, приписки и др.). 2) «Серая» (неформальная): нерегистрируемая деятельность неофициально занятых по производству обычных товаров, услуг (контрабанда, нелегальное производство). 3) «Черная» (подпольная): нелегальная деятельность профессиональных преступников, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг (рэкет, наркобизнес, проституция и т.д.). Нормальное и ненормальное в экономике: представления постоянно меняются. Производство алкоголя, работорговля, наркобизнес, ростовщичество, азартные игры – в некоторых странах допускаются, в других – нет. Нерегистрируемая деятельность по удельному весу наиболее значительна в торговой сфере (63%) Челноки с 1995 года – 76% товарооборота по одежде, 68% по трикотажным товарам, 61% по обуви. Уход от налогов – одно из типичных и наиболее распространенных проявлений теневой экономики. В результате государство недобирает минимум 40% налогов. Коррупционная связь – одна из основных форм влияния организованной преступности на органы власти. Коммерческие структуры направляют от 30 до 50% своей прибыли для содержания коррумпированного чиновника. (Финансирование политических партий и кампаний; гигантские гонорары за лекции и консультации, передача акций родственникам и т.д.). Приведенные цифры, факты, оценки позволяют сделать вывод: теневая экономика устойчиво воспроизводится, причем расширенно. Дальнейшее усиление теневой экономики чревато тотальным подчинением ей буквально всех общественных процессов.
15.4. Структурные сдвиги в экономике и условия формирования открытой экономики Переход к социально ориентированной рыночной экономике сопряжён с существенной перестройкой всех отраслей экономики страны - это означает: - постепенную реструктуризацию ОПК; - преимущественное развитие лёгкой, пищевой и других отраслей; - изменение специализации и квалификации кадров всех категорий; - изменение структуры системы высшего и среднего специального образования, подготовки и переподготовки рабочих кадров, подготовки менеджеров, экономистов, маркетологов, способность работать в условиях рыночных отношений; - обеспечение социальной защиты слоёв населения, подвергшиеся отрицательным последствиям структурной перестройки экономики. Необходимость, особенности и направления структурной перестройки в России. Необходимость объясняется сменой приоритетов в формировании народно-хозяйственной структуры. Прежняя структура народно-хозяйственного комплекса нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования: высокая степень огосударствления всех экономических процессов, сверх монополизацией производства, искаженной структурой народно-хозяйственного комплекса: значительное развитие добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок. Особенности (специфика) - осуществляется в условии перехода к новой системе, сопровождалось спадом производства, либерализацией цен, сменой собственников, открытием границ, распадом СССР, ослаблением и изменением функций государства, появлением теневой экономики. Направления структурной перестройки в России: - свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий; - замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; - создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности (самолетостроение, ракетно-космическая промышленность, атомная промышленность, вооружения и военная техника, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.) - экспортные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеют возможности развиваться на собственные финансы. Но государство хочет, чтобы была шире представлена переработка нефти (вертикально интегрирование предприятий); - ускоренный рост наиболее наукоемких производств. Направление реформы: • серьёзно изменить соотношение между оборонным и гражданским секторами экономики посредством проведения конверсии; • ускорить рост наиболее наукоёмких производств; • повысить удельный вес обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей; • быстрее развивать и качественно обновить производство предметов потребления и сферу услуг. В настоящее время положение улучшается или стабилизировалось, однако позитивные процессы идут очень медленно. Планируются следующие структурные изменения в экономике. 1 направление – инновации в область медицины (развитие медтехники, технологий и фармацевтики.; качественные и доступные лекарства. Более 50 дорогих препаратов будут производиться в России. Доля отечественных лекарств через 5 лет должна составить четверть, а к 2020 году более 50%) В августе 2009 года впервые за 15 лет в России зафиксирован естественный прирост населения (всего на 1000 чел.) 2 направление. Повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов - программы по производству и установке приборов учета - энергосберегающие лампы - не только добыча, но и переработка ископаемых для получения энергоносителей: торф, древесина - эффект сверхпроводимости – большие расстояния… 3 направление. Развитие ядерной энергетики. До 2014 г. появятся новые реакторы нового поколения и ядерное топливо для себя и экспорта. Сотрудничество с другими странами. 4 направление. Развитие космических технологий и телекоммуникаций. Сейчас 63 место в мире по уровню развития инфраструктуры связей. 5 направление. Развитие стратегических и информационных технологий. Суперкомпьютеры - возможность проектирования новейших самолетов и космических кораблей. Госуслуги населению и прием экзаменов. Через 2 года в электронной форме 60% ключевых государственных услуг.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |