КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Другой способ
Цели, виды и основные требования технических регламентов в области сертификации Основные положения технического регулирования как правовой базы сертификации Основные вопросы сертификации регулируются в настоящее время Федеральным законом «О техническом регулировании». Понятие «техническое регулирование» можно трактовать по-разному. В первую очередь оно ассоциируется с регулированием технических устройств, автоматических технических систем и технологическими производственными процессами. Вместе с тем применительно к данной учебной дисциплине это понятие следует относить как к нормам и требованиям в нормативной и правовой деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации, так и к сфере технических барьеров во взаимоотношениях всех участников социально-экономического пространства. Регулирование в широком смысле можно определить как любые меры или действия, принятые правительственным органом, контролирующим в рамках своих полномочий поведение отдельных лиц или групп. Механизм регулирования включает основные законы и другие правовые вспомогательные инструменты, разработанные органами управления, а также правила, опубликованные правительственными и правомочными неправительственными организациями. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет три категории регулирования: • экономическое регулирование, влияющее непосредственно на рыночные решения; • социальное регулирование, которое обеспечивает защиту здоровья людей и безопасность, а также защиту окружающей и социальной среды; • административное регулирование, устанавливая требования к лицензированию, аккредитации и т.д. В соответствии с существующими в настоящее время воззрениями и законодательными положениями техническое регулирование, как уже указывалось ранее, определяется в общем случае как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и т.п. В добавление к этому техническое регулирование используется в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия объектов регулирования. В основном к областям технического регулирования следует отнести: • обязательные требования; • требования, принимаемые добровольно; • отношения в области оценки соответствия. При этом объектами регулирования в указанных областях являются: • продукция (в том числе здания, строения и сооружения) как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в определенных целях; • процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; • работы; • услуги; • оценка соответствия (т.е. определение соблюдения требований, предъявляемых к объектам регулирования). Приоритетным свойством объектов технического регулирования является безопасность. К областям и объектам технического регулирования не относятся единые сети связи и продукция, обеспечивающая целостность, устойчивость функционирования этой сети, отношения в ней и ее безопасность. Не принадлежат к ним также государственные образовательные стандарты, стандарты и положения бухгалтерского учета и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты и проспекты эмиссии ценных бумаг. Их регулирование осуществляется отдельными законодательными положениями. Субъектами технического регулирования в России в настоящее время являются: • органы высшего уровня власти (Правительство, Федеральное собрание, Президент РФ); • органы государственного надзора (контроля) за соблюдением требований технического регулирования (Федеральные службы по надзору); • сертификационные органы; • разработчики нормативно-правовых документов; • субъекты хозяйственных государственных, муниципальных и предпринимательских структур. Можно отметить, что все основные составляющие технического регулирования обеспечивают в целом безопасность жизнедеятельности человека (в том числе потребления продукции, услуг, работ) во взаимодействии его с другими физическими и юридическими лицами на производстве и в повседневной жизни, безопасные взаимоотношения со средой обитания, фауной и флорой. При этом безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации обусловливается таким ее состоянием, которое обеспечивает соответствующую величину недопустимого риска, связанного с минимальной вероятностью причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. При этом все обязательные требования к объектам регулирования устанавливаются, как уже указывалось выше, соответствующими техническими регламентами. В общем плане рациональное техническое регулирование позволяет: • снизить число обязательных требований, приведенных в технических регламентах; • снизить технические, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные барьеры, препятствующие вступлению России в ВТО; • сократить номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; • уменьшить число подтверждаемых показателей соответствия; • снизить трудоемкость и ускорить работы по стандартизации на уровне организаций и сообществ организаций; • уменьшить объемы проверок, упорядочить функции и соответствующее число контрольно-надзорных органов. Большое значение для эффективного функционирования в стране технического регулирования имеют его основные принципы: • применение единых правил установления требований к объектам регулирования; • применение единой системы и правил аккредитации; • независимость (административная, организационная, экономическая, материальная, финансовая) органов аккредитации, сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; • применение единых правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; • единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; • недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; • недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; • недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; • соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития. Приведенные принципы технического регулирования необходимо учитывать не только при различных формах и видах оценки соответствия объектов регулирования. При наличии международного договора, связанного с применением иных принципов технического регулирования, в России должны применяться правила подписанного и ратифицированного международного договора. Это связано с необходимостью сближения отечественных правил технического регулирования с техническим законодательством передовых зарубежных стран. Технические регламенты, используемые при сертификации в качестве носителей обязательных требований к объектам регулирования, применяются в целях: • защиты жизни или здоровья населения и его имущества, а также имущества физических и юридических лиц, государства или муниципальных образований; • охраны окружающей среды, фауны и флоры; • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей и потребителей. Данный вид документов устанавливает, с учетом возможной величины риска причинения вреда, для всех используемых в стране объектов регламентирования минимально необходимые требования, способные обеспечить: • взрывобезопасность; • безопасность излучений; • биологическую, промышленную, химическую, электрическую, механическую, пожарную, термическую, ядерную и радиационную безопасность; • электромагнитную совместимость для безопасности работы приборов и оборудования; • единство измерений. Помимо этого, технические регламенты устанавливают минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, которые представляют собой обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, включая возможности переноса или распространения их животными, растениями и другими объектами. К этим мерам относятся также ограничения ввоза некоторых объектов из отдельных стран или мест по обеспечению биологической безопасности. Такие меры могут также предусматривать: • требования к методам обработки и производства объектов регламентирования, процедурам их испытания, инспектирования и подтверждения соответствия; • карантинные правила, включая требования по перевозке животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их транспортирования; • методы и процедуры отбора проб; • методы исследования и оценки риска; • иные требования. Технические регламенты являются не только инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и сохранения окружающей среды, но и действенной формой контроля соответствующих органов государственного надзора за объектами технического регулирования. В России обязательные требования к отдельным видам объектов технического регулирования устанавливаются комплексом требований, приводимых в технических регламентах. В технических регламентах устанавливаются обязательные требования для применения и соблюдения их в отношении любых регламентируемых объектов. Например, в таких регламентах отражаются требования в отношении: • безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; • безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; • пожарной безопасности; • биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности; • электромагнитной совместимости; • величина риска причинения вреда объектами регламентирования выше степени риска причинения вреда, указанной в техническом регламенте. Помимо этого, обязательные требования технических регламентов учитывают технологические и другие особенности отдельных видов регламентируемых объектов. При проведении оценки величины риска ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер следует учитывать: • положения международных стандартов и рекомендации международных организаций, в которых состоит Россия; • распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с ним; • экологические условия; • экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда и размерами затрат на его предотвращение. Любой технический регламент, помимо требований, содержит полный перечень и правила установления тождественности характеристик (идентификации) регулируемых им объектов (продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Для целей принятия регламента и регулирования в нем могут еще указываться: • требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; • правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия); • предельные сроки оценки соответствия того или иного объекта регулирования; • специальные требования к объектам регламентирования (обеспечивающие защиту отдельных категорий населения — несовершеннолетних, беременных женщин и кормящих матерей, инвалидов; учитывающие климатические и географические условия применения и использования). При этом оценка соответствия, которая упоминалась выше, осуществляется в виде реализации устанавливаемого порядка документального удостоверения соответствия регулируемых объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Оценка соответствия объектов технического регулирования установленным требованиям может проводиться различными способами, в том числе используя: • государственный контроль (надзор); • испытания; • аккредитацию; • регистрацию; • подтверждение соответствия; • приемку и ввод в эксплуатацию созданного объекта; В случае принятия решения о необходимости разработки технического регламента на определенный объект следует выполнять следующие основные операции: • провести идентификацию проблемы, в том числе выявляя ее природу и значимость; • обеспечить (при необходимости) проведение консультаций; • определить и провести анализ возможных вариантов решения проблемы; • провести анализ и определить меру влияния предпочтительного технического регламента на торговые барьеры; • изучить и определить целесообразность разработки стандартов, определяющих, например, эксплуатационные характеристики регламентируемой продукции; • определить степень гармонизации технического регламента с международными и региональными регламентами, а также с международными и региональными стандартами; • определить состав и структуру механизма оценки соответствия; • предусмотреть контроль и возможности пересмотра требований технических регламентов. При этом контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов представляет собой проверку выполнения определенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленных требований к контролируемым объектам и принятых мер по результатам проверок. Органы, проводящие оценку соответствия, должны быть должным образом аккредитованы. Аккредитация понимается как официальное признание соответствующим органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Все требования, включенные в технические регламенты, как уже указывалось ранее, являются обязательными для применения и использования и имеют в России характер прямого действия (независимо от страны и (или) места происхождения объекта). Изменения требований можно осуществить только внесением их в соответствующий технический регламент в установленном определенном порядке. Внесение изменений в технические регламенты является в принципе их совершенствованием. Совершенствованием технического регулирования стало намерение России вступить в число стран — участников Всемирной торговой организации (ВТО). Современное законодательство (в частности ФЗ «О техническом регулировании») заложило правовые основы создания в стране гармоничной системы технического регулирования, которая является основой современной сертификации, метрологии и стандартизации. Все это будет активно способствовать эффективной интеграции российской экономики в международное экономическое сообщество.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |