Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3. Стадии и элементы коммуникативного процесса




Информационно-коммуникативное общество

Рубеж тысячелетий ознаменовался вступлением ряда разви­тых стран в информационное общество. Для них характерен вы­ход на первые позиции по численности работников в информацион­ном секторе и объемам продаж информационных продуктов. Ин­тенсивно растут информационно-коммуникативные потребности людей и организаций, связанные с переработкой больших масси­вов информации и необходимостью мобильных коммуникаций.

Российское общество, несмотря на отставание от развитых стран и специфические трудности реформенных преобразований, динамично продвигается по выше очерченному пути. Имеются все признаки становления в России информационно-коммуникатив­ного общества. Отмечается количественный рост подготовки специалистов-информатиков и коммуникаторов, в том числе и специ­алистов ПР.

По распространению информационных носителей Россия нахо­дится в четвертой десятке стран мира. В то же время нельзя пе­реоценивать наш уровень в этой сфере. Отставание от стран-ли­деров значительное.

Так, если в США владеет компьютером примерно каждый тре­тий, то у нас ситуация хуже на один-два порядка. Аналогично и с современными средствами мобильной связи - доля пользовате­лей в нашей стране находится на уровне нескольких процентов по отношению ко всему населению, в то время как в развитых стра­нах мобильные телефоны есть у каждого второго или третьего. Современные средства коммуникаций вошли в быт людей.

Конечно, уровень и динамика развития иформационно-коммуникативного общества зависят в первую очередь от состояния экономики, производства, но немаловажную роль играют и потреб­ности людей. К сожалению, сегодня мы очень мало знаем о соци­альных коммуникациях, их объеме, характере, не говоря уже о содержании. Исследуются преимущественно коммуникации, пря­мо связанные с коммерческими или политическими интересами доминирующих групп в обществе. Поэтому ниже будет показан более широкий спектр коммуникационных проблем, связанных не только с деловыми, но и гуманитарными аспектами человеческой жизни.

 

 

1. Ста­дии коммуникативного процесса

Коммуникация - это процесс, в котором коммуникант по­сылает (инициирует) сообщение, используя для его передачи знаки, коды и каналы, а получатель, кото­рому оно направлено, трансформирует (декодирует) систему знаков и обретает определенное понимание этого сообщения.

Коммуникация состоит из нескольких ста­дий движения в пространстве передаваемого и воспринимаего сообщения. На каждой из них происходит трансформация мысли коммуниканта в сообщение с помощью знаков, затем - в вербальные звуки и/или символы и невербальные сигналы, которые распространяются в пространстве. Получатель (реципиент) видит или слышит их и трансформирует по-своему. Его понимание смысла может быть близко к исходному или отли­чаться в зависимости от субъективного отношения и особенностей получателя.

Здесь коммуникация выглядит как линейный процесс состоящий из пяти стадий: 1) решение сообщить что-либо, 2) кодирование этого в каких-либо знаках, 3) передача этих знаков, 4) получение, восприятие этих знаков 5) декодирование полученных знаков (сообщения).

На первой стадии рождается решение о сообщении чего-либо (информации) кому-либо – партнеру по коммуникации.

Вторая стадия: кодирование - это подбор слов, жестов, символов или других знаков, выражающих некое содержание, значение, смысл.

На третьей стадии происходит материализация того смысла (значения, содержания), той информации, которую решено передать. Происходит «овеществление», «опредмечивание» информации-сообщения. Оно трансформируется в некие физичес­кие явления, напр., колебания воздуха (звуки голоса, радио), знаки на бумаге, рисунок и т.д.

На четвертой стадии реципиент воспринимает передаваемую ему информацию тем или иным образом, т.е. видит ее (напр., письменные знаки или жесты), слы­шит (звуки), чувствует (переживания, эмоции).

На пятой стадии происходит раскодирование или интерпре­тация сообщения в рамках языка и культуры, на основе известных ему правил и схем, стереотипов, мнений, убеждений, позиций, ценностей и другой информации, заложенной в памяти. На этом заканчи­вается линейная коммуникация.

Передача ответа, реакция дает начало новой линейной коммуникации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.