Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык, его функции и особенности




Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение.

Речь – это внешнее проявление языка, это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспресивную или невыразительную и т. д.

Термин «речь» используется в двух значениях.

Во-первых, речью называется речевая коммуникативная деятельность человека (использование языка для общения с другими людьми).В этом смысле речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной.

Во-вторых, речью называется результат деятельности – текст, статья, сообщение.

Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является система, структура, а в слове «речь» – деятельность. Речь является главным инструментом человеческого общения.

Различают четыре вида речевой деятельности– это говорение, написание, слушание и чтение.Поэтому для определения коммуникации уместно использовать термин «речевая», однако, термин «языковая коммуникация» тоже существует.

В научной литературе слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т. е. взаимозаменяемы.

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения или формулирования мысли.Ее называютконструктивной.В речи мысль не только формулируется, но и формируется.Речь неотделима от мысли, поэтому мы с полным правом можем говорить о влиянии языка на мышление и поведение человека.Ученые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений.

Мыслить – это значит оперировать понятиями.Мышление и речь не только тождественны.С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку оно опирается не только на язык.Наряду с речевым мышлением существует мышление практически действенное и наглядно образное.

С другой стороны, в некоторых отношениях речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции.Помимо этого, речь стилистически окрашена и социально дифференцирована.Это объясняется тем, что люди различаются по своему социальному положению, по образованию, по возрасту, профессии и т. д. Иногда различия в языке зависят от пола.В частности, в Японии речь девушек более богата и разнообразна, чем речь юношей, потому что это является необходимым требованием к образованию девушки при подготовке к семейной жизни.

Наша речь – это язык, а язык – это система знаков, отношения между которыми образуют упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского или какого-либо другого языка. Универсальными языковыми единицами являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. д.), слова, словосочетания, предложения. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения.

В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц. Язык – это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения ими своих мыслей, чувств, желаний, намерений.

Языковоеоформление каждо­го конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор. Каждое высказывание вы­полняет ту или иную функцию (задачу) в процессе коммуникации (привле­чение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К ос­новным функциям относят:

К основным общим функциям языка относятся:

· конструктивнпя - функция формулирования мыслей:

· коммуникативная - это функция обмена информацией;

· апеллятивная(апелляция — призыв, обращение) – это функция воз­действия с помощью языка (наиболее ярко она выражена в повелительном наклонении, напр., «Таня! Иди сюда!»;

· эмотивная (экспрессивная)– это функция выражение отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию.

Среди частных функций выделяют фатическую - обменритуальными (этикетными) формулами («Добрый день. Рад вас видетъ. – Взаимно. Как ваши дела?») и м е т а я з ы к о в у ю - функцию толкования, когда необходимо проверить, пользуются ли собеседниками одним и тем же кодом («Вы понимаете, что я имею в виду? Уточните, что Вы понимаете под словом..?»).Кроме того, говорят о поэтической, волюнтативной и ряде других функций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.