КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дженифер
Бетти Рисунки и их интерпретации Достижение поставленных целей Представить себя здоровым Ваша главная задача — выздороветь, и поэтому очень важно то, как вы представляете себе возвращение здоровья, жизненной силы и энергии. Если вам удается увидеть, что белые кровяные тельца и проводимое лечение побеждают рак, но трудно вообразить себя здоровым, вполне вероятно, что вы не очень верите в возможность выздоровления. Попробуйте представить себе, как вы занимаетесь чем-то, что сейчас не можете сделать из-за болезни, или постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы были здоровы. Выберите какой-то момент своей жизни, когда вы чувствовали себя максимально здоровым. Постарайтесь вспомнить это ощущение и перенесите его на настоящее.
Постановка целей — очень существенный этап работы с воображением (мы подробнее обсудим его в четырнадцатой главе). Если вам трудно представить себя здоровым и занятым какими-то интересными и приятными делами, это может свидетельствовать о ваших сомнениях в возможности поправиться. Постарайтесь вообразить, что вы достигаете поставленных целей, и это доставляет вам удовольствие.
Мы попросили вас изобразить увиденные во время визуализации образы по одной простой причине. Рисунок фиксирует представления, свойственные вам в определенный момент времени, так что позже вы сможете проследить за тем, как они развиваются. Мы обычно просим своих пациентов сделать такой рисунок раз в три месяца, а потом о нем рассказать. Сравнивая символы, изображенные во время первого сеанса, с теми, что были нарисованы позже, мы можем судить о том, как развиваются отношения наших пациентов к раку, как изменяются их представления. Ниже мы приводим три истории болезни, показывающие, как со временем менялись визуализации и представления отдельных пациентов.
Впервые у Бетти обнаружили рак груди в 1973 г., когда ей было 35 лет. Ей сразу же сделали операцию и удалили одну грудь. Через некоторое время у нее был обнаружен рак второй груди, и ее тоже удалили. Когда мы стали работать с Бетти в Форт-Уорте, лечилась она с помощью химиотерапии. Глядя на первый рисунок Бетти, сделанный в начале нашей работы (рис. 2), можно было не сомневаться, что белые кровяные тельца победят. Вид у них был весьма свирепый, с острыми страшными зубами. Бетти сделала пометку «как пираньи» - знаменитые своей прожорливостью рыбы южноамериканских рек. Как подсказывал наш опыт, такие острые зубы обычно свидетельствуют о сильной злобе и враждебности, и действительно, во время первого сеанса в поведении Бетти очевидно присутствовали эти качества. На протяжении некоторого времени эти чувства работали в ее пользу: сила, символически выраженная в ее рыбах, не оставляла сомнений в победе белых кровяных телец. Но в ее рисунке есть два элемента, которые вызвали у нас некоторое сомнение. Во-первых, раковые клетки нарисованы довольно большими, или же это рак изображен как однородная масса. Лучше, когда пациенты могут различать отдельные раковые клетки. Тем, кто не выделяет отдельных клеток, часто трудно разглядеть, что проблема или трудность, с которой они столкнулись, состоит из нескольких моментов. Они воспринимают ее как единое целое, и это целое действует на них подавляюще. Второе, что смутило нас в визуализации Бетти — это изображение химиотерапии в виде заостренных стрел.
Рис. 2. Первая визуализация Бетти. Хорошо видны ее гнев и враждебность.
Этот символ часто встречается в визуализациях пациентов и нередко отражает страх перед лечением и представление пациента, что лечение пагубно влияет не только на раковые, но и на здоровые клетки. И хотя многие больные действительно испытывают побочное действие химиотерапии, оно может быть значительно уменьшено, если представлять его себе в несколько другом виде, скажем, в виде «лекарственной мази», которая целенаправленно втирается в каждую раковую клетку. На втором рисунке Бетти, сделанном шесть месяцев спустя (рис. 3), пираньи (белые кровяные тельца) все еще присутствовали, но их зубы стали несколько меньше, хотя они и продолжали оставаться достаточно опасными для рака. Зато теперь у рыб появились явно выраженные глаза, что свидетельствует об их бдительности и целенаправленности действий. В ходе этой встречи в Бетти было значительно меньше злобы, и она рассказала группе, как все последнее время работала с этой проблемой. Теперь раковые клетки выглядели маленькими и были похожи на виноград, обвивавший нормальные клетки. Бетти связывала этот образ с сильным страхом, который последнее время испытывала (мы обратили внимание, что вьющиеся, переплетенные символы и проекции в форме пальцев обычно отражают страх). Во время работы с Бетти нам стало ясно, что кроме осознаваемого страха смерти, причем смерти в одиночестве, в ней жил страх от ее выздоровления и того, что ей снова придется решать проблемы, временно отодвинутые болезнью на второй план.
Рис. 3 Визуализация Бетти шесть месяцев спустя
Бетти где-то усвоила неверные представления о предраковых клетках, и на этом рисунке изобразила их в виде штопоров. Кое-где даже кажется, что они нападают на белые кровяные тельца. Она решила, что предраковые клетки способны внедряться в нормальные клетки, что с медицинской точки зрения — неверно. Сейчас Бетти вполне здорова и физически, и душевно, и занимается с психологом-консультантом в своем родном городе.
У тридцатилетней Дженифер был обнаружен широко распространившийся рак яичников. Глядя на нее, можно было сразу понять, что это — застенчивая женщина, которой трудно настоять на своем и удовлетворить свои эмоциональные потребности. Когда ее попросили нарисовать то, что она представляла себе во время визуализации, Дженифер сделала два рисунка. На первом (рис. 4) рак был изображен в виде ледяной глыбы, а белые кровяные тельца — в виде солнца, лучи которого растапливают этот лед. Химиотерапия выглядела как белый порошок, которым посыпался рак, рядом с которым Дженифер сделала пометку «раковое чудовище». Очевидно, слово «чудовище» отражало ее страх перед раком и одновременно его силу и свирепость. Образ химиотерапии был весьма слаб: порошок едва ли может что-то поделать с чудовищем. И хотя солнце (белые кровяные тельца) способно растопить глыбу льда, оно все же является слабым образом, которому не хватает определенной направленности — оно как бы светит вообще и заодно растапливает рак. Ее второй рисунок (рис. 5) свидетельствовал об ощущении еще большей беспомощности. Рак был изображен в виде бревен, застрявших в ходе лесосплава, а один единственный человечек, символизировавший белые кровяные тельца, пытался устранить этот завал. Бревна удастся спустить только в том случае, если этот человечек сможет разобрать завал, но даже и тогда они останутся не измененными, то есть раковыми клетками, плавающими в ее организме. Имея в арсенале всего одно такое белое кровяное тельце, Дженифер вряд ли справится с образовавшимся завалом.
Рис4 Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи Рисунок говорил и об отсутствии твердости и силы — то есть той энергии, которая могла бы прорвать завал накопившихся в ее жизни проблем (люди, изображающие всего одно белое кровяное тельце, обычно ощущают, что если им предстоит что-то совершить, то делать это им придется в одиночестве, без посторонней помощи, и это еще больше усиливает их чувство беспомощности и безнадежности). Образ химиотерапии на этом рисунке тоже не отличался силой — это был яд, потихоньку капавший на рак, опять-таки обозначенный «раковое чудовище» и, по всей видимости, не наносивший ему серьезного вреда. Само чудовище выглядело достаточно человекообразно — у него были глаза и рот, что предполагало ум и бдительность, с помощью которых оно могло защитить себя.
Рис. 5. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи
Судя по обоим рисункам, Дженифер находилась в состоянии полного замешательства, ее образы постоянно менялись, и она не верила в то, что химиотерапия или ее собственная естественная защита смогут существенно повлиять на рак. Через шесть месяцев в визуализации Дженифер (рис. 6) произошли значительные положительные изменения. Ее белые кровяные тельца теперь выглядели как злые акулы с острыми зубами. Для Дженифер проявление каких-то признаков злобы и агрессии — а акулы бесспорно агрессивны — было большим шагом вперед. Раковые клетки тоже были гораздо меньше и менее зловредны. К сожалению, между акулами и раковыми клетками не происходило никакого взаимодействия, более того, судя по рисунку, акулы, казалось, направляют свою агрессивность на химиотерапию (которая удивительным образом напоминала «раковые бревна» с первого рисунка). Эти образы соответствовали тому, что происходило в ее реальной жизни: Дженифер была явно враждебно настроена против химиотерапии. Хотя акулы символизировали ту ее часть, которая могла бы помочь ей поправиться, эту агрессивную силу следовало бы обратить не на лечение, а на действительный источник, ее неприятностей. Несмотря на злость, которую она испытывала к химиотерапии, образ лечения был не очень сильным — она ассоциировала его с таблетками «Алка-зельцер», которые никак нельзя назвать сильным лекарственным препаратом, что свидетельствовало о слабой вере в результаты лечения.
Рис. 6. Мысленные образы Дженифер полгода спустя Хотя таблетки и растворялись у нее в крови, здесь снова не было показано никакого взаимодействия между химиотерапией и раком. По сравнению с первым рисунком Дженифер очевидно делала некоторые успехи, но вновь обретенная твердость и энергия в тот момент все еще не были направлены на главный источник проблем. Однако за последние два года она значительно продвинулась вперед.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |