Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика состояния здоровья юных штангистов в процессе многолетней подготовки




При приеме в спортивную секцию важно исследовать физическое и функциональное состояние организма школьников и их здоровье. Как показали исследования штангистов 12—14-летнего возраста, в среднем в 10—15% случаев у поступающих школьников обнаруживается повышенное кровяное давление. В этом возрасте оно связано в основном с периодом полового созревания и его называют «юношеским». Однако встречаются подростки и с патологическими формами гипертонии. У некоторых новичков наблюдается выраженная тахикардия. Перед окончательным приемом подростков в спортивную секцию тренеру необходимо посоветоваться с врачом о каждом поступающем в отдельности.

Ниже приводятся некоторые данные результатов многолетних физиологических исследований, анализа врачебно-педагогического контроля и самоконтроля юных тяжелоатлетов в возрасте 13– 16 лет и их сверстников, не занимающихся спортом. Исследования проводились в условиях покоя и во время выполнения нагрузки в условиях тренировки, а также в лаборатории.

Исследование организма юных спортсменов в покое. Занятия спортом приводят к снижению частоты пульса. Так, через год тренировок сердцебиения в покое у 13—14-летних подростков, занимающихся тяжелой атлетикой, составляют в среднем 70 уд./мин, а у их нетренированных сверстников – 80. Через 2 года занятий разница в частоте пульса между тренированными и нетренированными подростками сохраняется и составляет 10 уд./мин (соответственно 65 и 75). Полученные результаты говорят о том, что тренировочные занятия в подростковом возрасте оказывают значительное воздействие на сердечно-сосудистую систему. В процессе спортивных тренировок у штангистов отмечается все более выраженная брадикардия по сравнению с нетренированными подростками (рис. 4.2).

Многие исследователи указывают на то, что с возрастом артериальное кровяное давление повышается. То же наблюдается и у юных штангистов в течение 2 лет тренировок. За это время систолическое давление у них увеличивается в среднем со 105 до 111 мм рт. ст., а диастолическое – с 61 до 63 мм рт. ст. Повышение кровяного давления наблюдается и у подростков, не занимающихся спортом (систолическое – со 107,5 до ПО, диастолическое – с 63 до 63,5 мм рт. ст.). Но у всех подростков изменение артериального кровяного давления по сравнению с изменением частоты пульса менее выражено. В целом не отмечается каких-либо достоверных различий в изменении кровяного давления у юных штангистов и у нетренированных подростков того же возраста.

 

Рис. 4.2. Изменение частоты пульса в покое у тяжелоатлетов 13–14-летнего возраста и у их нетренированных сверстников

Важнейшими физиологическими показателями в деятельности сердечно-сосудистой системы являются ударный и минутный объемы крови, обеспечивающие все органы и ткани питательными веществами и кислородом.

Под ударным объемом крови понимается количество крови, выбрасываемое сердцем при систоле (т. е. за одно сокращение сердца). Поэтому ударный объем называют еще систолическим (СО). Минутный объем (МО) – это количество крови, выбрасываемое сердцем в 1 мин.

Следовательно, МО крови можно определить, помножив СО крови на количество систол в 1 мин.

Для расчета СО крови можно воспользоваться формулой Старра:

СО = 100 + 0,5 ПД-0,6 ДД-0,6 В,

где ПД – пульсовое давление, ДД – диастолическое давление в мм рт. ст., В – возраст в годах. МО крови равен произведению систолического объема на частоту пульса в 1 мин.

У юных штангистов СО крови достоверно больше, чем у нетренированных их сверстников. Так, через год тренировок СО у спортсменов 14—15 лет составляет 60 мл, ау их нетренированных сверстников – 49 мл; МО – соответственно 3,5 и 3 л. Через 2 года занятий спортом СО крови увеличивается у тяжелоатлетов до 78 мл, МО – до 4,8 л; у их нетренированных сверстников – соответственно до 58 мл и 4,35 л.

Как уже отмечалось, занятия спортом предъявляют весьма высокие требования к функциональному состоянию дыхательного аппарата. У спортсменов, как правило, более высокие величины жизненной емкости легких и меньше частота дыхания по сравнению с нетренированными сверстниками. С возрастом частота дыхания уменьшается. Занятия спортом приводят к более быстрому ее снижению (рис. 4.3). Например, через 2 года спортивной подготовки частота дыхания у тяжелоатлетов 15—16 лет становится на 3,5 дыхательного движения в 1 мин меньше, чем у их нетренированных сверстников.

У спортсменов жизненная емкость легких за 2 года увеличивается с 3,38 до 4,2 л, а у их нетренированных сверстников – с 2,8 до 3,5 л.

Таким образом, занятия с 13—14-летнего возраста в секции тяжелой атлетики, где главное внимание уделяется общей физической подготовке, приводят к достоверному улучшению у штангистов приспособительных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем по сравнению с подростками, не занимающимися спортом.

 

Рис. 4.3. Изменение частоты дыхания в покое у тяжелоатлетов 13–14-летнего возраста и у их нетренированных сверстников

Исследование организма юных спортсменов во время нагрузок.Для исследования реакции сердца при выполнении мышечной работы была применена функциональная проба со статическими напряжениями, заключавшимися в сжатии в 1/3 максимальной силы «до отказа» ручного динамометра.

Мышечная работа приводит к значительным сдвигам в деятельности сердечно-сосудистой системы. Усиление функционирования сердца отчетливо наблюдается уже в предстартовом состоянии. Об этом свидетельствует повышение частоты пульса у юных штангистов перед началом мышечной работы по сравнению с частотой, регистрируемой в покое, в среднем до 72—75 в 1 мин, а у их нетренированных сверстников – до 81—85 в 1 мин.

При выполнении мышечного напряжения статического характера у всех подростков частота пульса резко возрастает уже в период врабатывания. В это время у юных штангистов прирост частоты пульса по сравнению с исходным уровнем выраженнее, чем у их нетренированных сверстников (частота пульса увеличивается соответственно на 10,8 и 8,3 в 1 мин). После окончания врабатывания частота пульса у тренированных подростков находится в устойчивом состоянии до самого конца статического напряжения, тогда как у их нетренированных сверстников наблюдается волнообразное ее изменение (рис. 4.4).

 

Рис. 4.4. Изменение частоты пульса при статическом напряжении в 1/3 максимальной силы «до отказа» у тяжелоатлетов 13–14 лет и у их нетренированных сверстников:

1 – период врабатывания, 2 – период «устойчивого состояния»,

3 – появление начальных признаков утомления, 4 – период преодоления

утомления, 5 – период нарастающего утомления

Средняя частота пульса во время мышечной работы у юных спортсменов составляет 80 уд./мин, а у нетренированных подростков – 88 уд./мин, максимальная частота пульса – соответственно 93 и 96. Максимальный прирост частоты пульса равен у спортсменов 30,8%, а у их нетренированных сверстников – 19,4%.

Таким образом, у юных атлетов реакция частоты сердцебиения во время статического напряжения в 1/3 максимальной силы «до отказа» по сравнению с исходным уровнем более выражена, чем у нетренированных подростков. Это говорит о более высокой лабильности сердечно-сосудистой системы у спортсменов. В то же время, несмотря на больший прирост частоты пульса в начале работы, в целом на всем протяжении статического напряжения у спортсменов наблюдается равномерное изменение сердцебиений, чего не отмечается у подростков, не занимающихся спортом.

Во время статического напряжения у всех подростков заметно небольшое увеличение артериального кровяного давления. Это увеличение происходит постепенно, достигая своего максимума к концу мышечной работы. Прирост систолического давления во время статического напряжения составляет у спортсменов в среднем 16 мм рт. ст., а у их нетренированных сверстников – 9,2 мм рт. ст. Характер изменения диастолического кровяного давления такой же, как и характер изменения систолического давления (рис. 4.5). После окончания статического напряжения на первой минуте восстановительного периода показатель прироста систолического давления уменьшается у юных спортсменов на 52%, а у нетренированных подростков – на 6,5%, показатель диастолического – соответственно на 68 и 60%.

По сравнению с исходным уровнем перед началом выполнения статического упражнения СО и МО крови возрастают у всех подростков соответственно до 72,6 и 64 мл и до 4,34 и 3,84 л. Известно, что увеличение СО и МО, как и брадикардия, характерно для тренированных людей. У юных тяжелоатлетов СО крови перед началом мышечной работы больше, чем у их нетренированных сверстников, на 8,6 мл, а МО – на 0,5 л. Следовательно, у спортсменов наблюдаются более высокие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы во время выполнения работы, чем у нетренированных подростков. При статическом напряжении у всех подростков происходит незначительное изменение СО и МО крови. По-видимому, напряжения статического характера (в 1/3 максимальной силы «до отказа») не являются для подростков трудновыполнимыми. Представляет интерес тот факт, что во время статического напряжения у всех подростков отмечается не повышение, а снижение СО и МО крови по сравнению с исходным уровнем. О снижении этих показателей во время статических напряжений свидетельствуют исследования, осуществленные В.В. Скрябиным и Р.А. Шабуниным.

Статическое напряжение мышц кисти и предплечья в 1/3 максимальной силы приводит к увеличению частоты дыхания, которое имеет тенденцию к возрастанию к концу работы. Сравнительные исследования изменений частоты и глубины дыхания у тяжелоатлетов и нетренированных подростков 13—16-летнего возраста говорят о том, что во время статического напряжения эти показатели подвержены меньшим изменениям у юных спортсменов, чем у их нетренированных сверстников (рис. 4.6). Многие специалисты объясняют данный факт повышенным внутригрудным и внутриальвеолярным давлением в результате натуживания, что приводит к резкому уменьшению кровотока по сосудам малого круга кровообращения и к недостаточному поступлению крови в левый желудочек.

 

Рис. 4.5. Прирост величины артериального кровяного давления при статическом напряжении мышц кисти в 1/3 максимальной силы «до отказа» у тяжелоатлетов 11–12 лет и у их нетренированных сверстников: 1 и 2 – в конце статического усилия, 3 и 4 – на 1-й минуте восстановительного периода, СД – систолическое давление, ДД – диастолическое давление

 

Рис. 4.6. Изменение частоты и глубины дыхания у штангиста Николая Л. 13 лет (1) и его нетренированного сверстника Владимира Д. (2) при статическом напряжении мышц кисти и предплечья, равном 1/3 максимальной силы (в конце статического напряжения)

Таким образом, тренировка способствует выработке приспособительных механизмов, обеспечивающих адекватную реакцию дыхательной системы при длительном статическом напряжении. Систематическая тренировка приводит к развитию и совершенствованию моторно-висцеральных рефлексов, которые обеспечивают взаимодействие между двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и дыхательной системами человека.

Для оценки динамики здоровья и изменения его показателей можно использовать критерии состояния основных доступных для самоконтроля жизнеобеспечивающих систем организма. Критериями нормального физиологического состояния дыхательной системы были: свободное дыхание через нос, отсутствие кашля, одышки, частота дыхательных движений не более 15 циклов в минуту.

Критериями оптимального состояния сердечно-сосудистой системы служили нормальные, соответствующие возрасту частота сердечных сокращений и артериальное давление, самооценивание скорости восстановления частоты пульса после 20 приседаний за 30 с.

Для самооценки системы пищеварения юным спортсменам предлагалось оценивать аппетит, состояние полости рта (языка, зубов), пищеварительную функцию.

Данные самооценки должны подтверждаться результатами объективного контроля за состоянием здоровья спортсменов (периодические медицинские осмотры). Анализ результатов медицинских осмотров, проводимых на протяжении всего периода педагогических наблюдений, показывает, что серьезных нарушений здоровья у юных тяжелоатлетов не наблюдается. В количестве случаев заболеваемости, связанной с наступлением неблагоприятных погодных условий, существенных межгрупповых различий нет.

Динамика морфометрических показателей юных спортсменов двух возрастных групп (13—15 и 16—18) свидетельствует о том, что за период многолетних наблюдений появлялись сдвиги, которые в результате тренированности имели положительную тенденцию. Так, если в 10– 11 лет количество травм, зафиксированных у юных штангистов во время тренировки, составляло 16, а в 12 лет – 14, то в последующие годы их было не больше 12 случаев в год. В целом положительная динамика наблюдается и при регистрации растяжений сухожилий и травм суставного аппарата (табл. 4.10).

Таблица 4.10

Сводные данные по травматизму и заболеваемости юных штангистов в процессе многолетней подготовки (кол-во случаев)

 

Примечание. Тяжелых травм (сотрясение головного мозга, перелом, вывих, разрыв мышц, сухожилий) как в опытной, так и в контрольной группах за весь период наблюдений не было.

 

Глава 5

Спортивно-педагогические аспекты подготовки юных тяжелоатлетов

5.1. Спортивная тренировка и ее особенности

Под тренировкой принято понимать специализированный процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Цель тренировки – обеспечить физическую, техническую, морально-волевую и другие виды подготовленности.

Физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей человека, развитие его физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости и др.; техническая подготовка—на формирование определенных двигательных навыков и их совершенствование, представляющих единый тренировочный процесс.

Специалисты указывают на необходимость более дифференцированной ОФП при тренировке не только взрослых спортсменов, но и юных (В.М. Зациорский, А.Н. Воробьев и др.). На ранних этапах тренировки почти все виды физических упражнений способствуют совершенствованию двигательных функций спортсменов. По мере нарастания тренированности круг упражнений, обеспечивающих СФП, суживается (А.В. Коробков). Тренировка в любом виде спорта повышает общие функциональные возможности организма, и на этом фоне происходит развитие специфических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в том виде упражнений, который является предметом тренировки (А.Н. Крестовников).

ОФП необходима как основа развития специальной тренированности. Эта подготовка обеспечивает уже в юном возрасте рост результатов не только в данном виде упражнения, но и в других видах спорта (В.И. Шапошникова, Н.Н. Яковлев).

Тренировочная работа с юными спортсменами не должна быть направлена на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения. Такая форсированная подготовка приводит, как правило, к остановке роста результатов. Спортивную тренировку в начальный период обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых (В.П. Филин).

СФП в юном возрасте должна опираться на хорошую ОФП, которая в каждом виде спорта имеет свои специфические особенности. Соотношение ОФП и СФП имеет свои характерные черты в различных видах спорта. В начальный период тренировки юных спортсменов на ОФП отводится в среднем от 50 до 80% тренировочного времени (В.П. Филин).

Разносторонняя физическая подготовка должна учитывать особенности избранного вида спорта. Например, как отмечает А.В. Коробков, не всякая разносторонняя тренировка рациональна. Действительный рост технических результатов приносит только такая разносторонняя тренировка, которая построена с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками.

Чем выше уровень тренированности спортсмена, тем больший удельный вес приобретает СФП. При наличии высокого спортивного мастерства даже ОФП должна иметь специальную направленность. Развитие физических качеств на этом этапе тренировки обеспечивается преимущественно занятиями избранным видом спорта или упражнениями, близкими к нему по структуре и по физиологическому эффекту. Так, А.Н. Воробьев указывает, что ОФП не может заменить специальную работу в конкретном виде спорта. Специфика вида мышечной деятельности отражается и на функциональных, и на морфологических особенностях организма спортсмена. Каждый конкретный вид спорта формирует специальную морфо-функциональную гармонию. Для тяжелоатлета эта гармония выражается в развитии силы мышц.

Исследования юных тяжелоатлетов, проведенные Б.Е. Подскоцким, М.Г. Лукьяновым, А.И. Фаламеевым и другими специалистами, показали эффективность всестороннего физического развития в период начальной подготовки и при дальнейшей специализации. Поэтому при планировании учебного времени в тренировочном процессе юных штангистов наряду с СФП большое внимание уделяется ОФП. Если проследить, как изменялось отношение авторов программ по тяжелой атлетике на распределение учебных часов на ОФП и СФП, то, например, Б.Е. Подскоцкий в 1968 году на занятия ОФП в группе начальной подготовки отводил 104 ч, а на СФП – 182 ч в год, в 1974 году Н.С. Ипполитов и А.И. Фаламеев – соответственно 130 и 306 ч, АД. Ермаков в 1977 году —170 и 414 ч в год, В.Ф. Скотников, В.Е. Смирнов, Я.Э. Якубенко в 2005 году – 180 и 175 часов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.