Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы многолетней подготовки юных тяжелоатлетов




Современный уровень тяжелоатлетического спорта требует организации в нашей стране системной многолетней подготовки молодых атлетов в наиболее оптимальные возрастные периоды – подростковый и юношеский. Причем такая многолетняя подготовка тяжелоатлетов должна опираться на выявленные общие закономерности, объективно исходящие из процесса становления спортивного мастерства и возрастных особенностей развития организма.

Многочисленные исследования 70—80-х годов, проведенные в области юношеского спорта, убедительно доказали преимущество системного подхода в процессе многолетней работы с юными спортсменами, начиная с их первых шагов в спорте. В эти же годы происходит интенсивный научный поиск разработки эффективных средств и методов тренировки юных спортсменов в различных видах спорта, а также методики отбора одаренных школьников с целью пополнения резерва спортсменов высокого класса.

В тяжелоатлетическом спорте вопросами системной подготовки юных спортсменов начали заниматься отдельные ученые в 50—60-х годах. Так, Б.Е. Подскоцкий в конце 50-х – начале 60-х годов опубликовал ряд работ и научно обосновал с педагогических позиций поэтапный процесс многолетней подготовки юных тяжелоатлетов, начиная с 14—15 лет. В дальнейшем, примерно с середины 60-х годов, с использованием комплексных методов исследований и на базе практической работы с юными тяжелоатлетами были продолжены исследования по научному обоснованию системы многолетней подготовки в возрастном периоде с 12 до 18 лет. Результаты этих работ изложены в ряде научных и научно-методических трудов Л.С. Дворкина, А.С. Медведева и в наших совместных публикациях.

О необходимости организации многолетней целенаправленной подготовки юных тяжелоатлетов указывалось в научных трудах АИ. Кураченкова, АИ. Фаламеева, М.Т. Лукьянова, Н.С. Ипполитова, А.С. Прилепина и др. Одной из характерных черт этих и других работ является то, что в них говорится о постепенном повышении уровня специальной физической подготовки молодых спортсменов. Тренировки юных атлетов не должны быть направлены в первые годы обучения на достижение высокого спортивного результата. Спортивную тренировку, отмечает целый ряд авторов, в начальный период следует проводить с перспективой на многолетний рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых.

В начальный период обучения наибольший акцент делается на общую физическую подготовку. Так, на ОФП, по Н.В. Зимкину, отводится в этот период в среднем 50—80% времени. О необходимости преимущественного всестороннего физического развития юных тяжелоатлетов указывалось в работах АН. Кураченкова, Б.Е. Подскоцкого, М.Т. Лукьянова, АН. Фаламеева, Л.С. Дворкина, А.С. Медведева, Н.С. Ипполитова, А.С. Прилепина и многих других.

Еще в 1982 году автором была сделана попытка формализовать процесс многолетней подготовки юных тяжелоатлетов на основе имеющихся в теории и практике тяжелоатлетического спорта знаний. Была предложена «формула поэтапной подготовки тяжелоатлетов» в возрастном периоде с 12 до 22 лет. В эту формализованную систему вошли следующие этапы: предварительная и начальная подготовка, учебно-тренировочный этап, этап спортивного совершенствования и этап высшего спортивного мастерства. Следовательно, юный тяжелоатлет, начиная с 12 лет занятия спортом, имеет возможность достичь к 20—22 годам этапа высшего спортивного мастерства. Данная концепция многолетней подготовки юных спортсменов особенно четко обоснована в работах НА. Фомина, В.П. Филина, М.Я. Набатниковой и в монографии «Основы управления подготовки юных спортсменов» под редакцией М.Я. Набатниковой. Многочисленные факты и практический анализ подготовки лучших атлетов мира позволяют сделать вывод о том, что в большинстве своем высококлассные атлеты прошли все вышеперечисленные этапы, хотя по возрастной периодизации они были неодинаковы.

В тяжелоатлетическом спорте всевозрастающее внимание стали уделять вопросам отбора юных спортсменов. Однако разработок в этом направлении было опубликовано очень мало. Об этом свидетельствует даже тот факт, что в учебном пособии «Тяжелая атлетика для юношей» М.Т.Лукьянова и А.И. Фаламеева отсутствует раздел по отбору юношей. Нет таких разделов и в учебниках по тяжелой атлетике для студентов институтов физкультуры, изданных в разные годы.

В работе Б.Е. Подскоцкого «Особенности отбора к занятиям тяжелой атлетикой с подростками 13—14 лет», опубликованной в 1970 году в ежегоднике «Тяжелая атлетика», отмечалось, что поскольку тяжелоатлетов с 13—14-летнего возраста стали готовить недавно, мы пока не располагаем апробированными рекомендациями, которые помогли бы нам увидеть в подростке будущего тяжелоатлета определенной весовой категории и высокого класса. Эта же мысль проводится и в учебнике «Тяжелая атлетика», изданном в 1981 году, т.е. почти через 10 лет: «Весьма сложной проблемой является отбор подростков и юношей, обладающих потенциальными возможностями достижения в дальнейшем высоких спортивных результатов. Такой отбор – один из актуальных вопросов развития тяжелой атлетики…»

Значительную работу по отбору провел Н.С. Ипполитов со школьниками 14—15 лет. Автор обосновал методику отбора в течение двухлетнего периода, разделенного на три этапа. Основными тестовыми показателями при определении наиболее способных автор выбрал упражнения с тяжестями, прыжковые упражнения с места и бег на короткие дистанции.

Известно, что современные подростки и юноши достигают спортивной зрелости значительно раньше, чем это имело место, например, 10—15 лет назад. Это связано с тем, что во многих видах спорта внедрена ранняя спортивная специализация с детского и подросткового возраста. Анализ роста квалификации молодых тяжелоатлетов на протяжении многолетних тренировок (от юношеского разряда до мастера спорта) показал, что достижение более высоких спортивных результатов в юном возрасте в целом тесно связано с продолжительностью занятий спортом (табл. 5.1).

В период начальной подготовки (до двух лет) выраженного роста спортивной квалификации у большинства исследуемых нами юных тяжелоатлетов не наблюдалось. Это объясняется тем, что применяемая нами методика тренировки не ставила задачу форсированного выполнения спортивных разрядов. Так, после первого года таких занятий 11,8% спортсменов не достигли разрядного уровня по тяжелой атлетике; 51,3% выполнили лишь юношеский разряд и только 35,2% – III разряд. Причем это были спортсмены, которые до прихода в секцию тяжелой атлетики, как правило, занимались в течение 1—2 лет всесторонней физической подготовкой в других секциях. Из наблюдаемых юных тяжелоатлетов лишь один сумел выполнить за один год II разряд (из 68 человек). В дальнейшем число наиболее одаренных спортсменов увеличилось: на втором году они составили 2,9% и на третьем – 8,8%. Тем не менее за первые 6 лет тренировок норму мастера спорта выполнили лишь 2,9% от общего числа занимающихся.

Таблица 5.1

Рост спортивной квалификации юных тяжелоатлетов (%)

 

При массовой спортивной подготовке в тяжелой атлетике в подростковом и юношеском возрасте вовсе не обязательно ставить задачу выполнения разрядного норматива любой ценой. Этот процесс должен идти естественным путем, без форсирования, так как главная задача этого периода – повышение уровня физической подготовки, в частности силовых возможностей. Для отдельных одаренных атлетов оптимальным темпом прироста спортивной квалификации до уровня I разряда и КМС следует считать одну ступень в год. Этому условие отвечали 35,2% занимающихся, выполнивших I разряд в первый год подготовки. Но затем их количество из года в год уменьшалось и через 2 года тренировок составило 30,9%; через три – 26,5% и через четыре – 17,6%. Через семь лет тренировок один спортсмен из этой группы выполнил норматив мастера спорта международного класса.

Основная масса спортсменов повышала свою квалификацию более медленными темпами и выполнила норму мастера спорта в среднем за 6—10 лет тренировок. При массовой тяжелоатлетической подготовке такие темпы прироста спортивной квалификации вполне приемлемы, так как в числе этих спортсменов будут лица (рабочие, служащие, учащиеся), уделяющие занятиям спортом значительно меньше времени по сравнению с членами сборной команды страны.

В качестве причин медленного повышения квалификации большей части исследуемых тяжелоатлетов следует считать слабую разностороннюю подготовку на начальном этапе специализации, слабое здоровье в подростковом возрасте, являющееся причиной пропуска занятий; регулярную сгонку веса перед соревнованиями, нарушение спортивного режима, нерегулярные тренировки и т.д. Кроме того, немаловажную роль играет и отсутствие хорошей материальной базы для массовых занятий тяжелой атлетикой и атлетизмом.

5.3. Критические замечания по вопросу возрастной периодизации в процессе многолетней подготовки юных тяжелоатлетов

Многолетняя тренировка тяжелоатлетов связана с решением целого ряда проблем. Среди них одной из важных является обоснование оптимальных возрастных границ в системе поэтапной подготовки с учетом особенностей развивающегося организма, педагогических задач и спортивных требований. Если в ряде видов спорта эта проблема – возрастной поэтапной подготовки – уже практически решена для тех, кто начинает заниматься спортом с детского или подросткового возраста (фигурное катание, плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.), то в тяжелой атлетике даже в вопросе поэтапной подготовки с раннего подросткового возраста окончательного мнения еще нет. Это связано с тем, что в нашей стране еще совсем недавно подготовке подростков и даже юношей в тяжелой атлетике особого значения не придавали. Считали, что занятия данным видом спорта есть удел лишь взрослых и поэтому основные научные исследования были связаны со взрослыми тяжелоатлетами.

Как уже отмечалось выше, отношение к занятиям тяжелой атлетикой с подросткового возраста резко изменилось. Это видно из того, что все чаще и чаще в этом виде спорта рекордных результатов достигают в возрасте 16—18 лет, а многолетнюю подготовку тяжелоатлетов стремятся строить как систему тренировки от новичка до спортсмена высокого класса. Анализ ряда литературных источников по вопросу возрастной периодизации многолетней тренировки спортсменов показал, что в том или ином виде спорта эти возрастные этапы неодинаковы.

Так, Д. Харе считает, что деление многолетнего процесса тренировки на этапы в определенной степени не зависит от возраста. Автор предлагает брать за основу возраст высших достижений. Следовательно, если руководствоваться этими правилами в тяжелой атлетике, то отправной точкой для поэтапного планирования подготовки юных спортсменов будут достижения, показываемые в настоящее время советскими атлетами в среднем в возрасте от 18 до 33 лет. По В.П. Филину, Н.А. Фомину, зона оптимальных возможностей спортивных успехов в тяжелой атлетике находится в пределах от 21 до 24 лет. Б.В. Валик полагает, что процесс многолетней тренировки юных тяжелоатлетов необходимо строить с учетом как возраста высших достижений, так и возрастных особенностей организма. От этого, отмечает автор, зависит возраст начальной подготовки.

Главной чертой современной многолетней тренировки спортсменов является ее этапность. Поэтому планировать многолетнюю подготовку юных тяжелоатлетов необходимо с использованием поэтапной системы. С чем это связано? Известно, что еще 10—15 лет назад в секцию тяжелой атлетики приходили заниматься в основном лица с хорошим физическим развитием, а в некоторых случаях – прошедшие спортивную подготовку в других секциях. Туда редко принимали желающих моложе 15 лет. Теперь же совсем наоборот. Чаще в секцию тяжелой атлетики приходят школьники 12—13 лет и даже моложе. И, следовательно, тренеру приходится в период начальной подготовки чаще иметь дело не только с очень молодым контингентом, но и физически не подготовленным для специализации в данном виде спорта.

Из воспоминаний заслуженного мастера спорта А.Н. Воробьева (1960) видно, что он пришел к регулярным занятиям тяжелой атлетикой уже будучи физически хорошо развитым, зрелым, закалившим свой характер и волю во время войны и в труде. Фактически ему понадобилось не более одного года, чтобы проявить себя способным спортсменом. Через 4 года занятий он уже завоевал звание чемпиона Европы. Как отмечает сам АН. Воробьев, большой физической силой обладали олимпийский чемпион Трофим Ломакин и многие другие советские атлеты. Очевидно, в течение многих десятилетий развития тяжелой атлетики тренеры не видели особой необходимости в планомерной подготовке тяжелоатлетов высокого класса из числа подростков и юношей, не говоря о детском возрасте, хотя отдельные научные изыскания в этой области велись с начала 50-х годов прошлого столетия.

После 1971 года, когда Международной федерацией тяжелой атлетики из троеборья был исключен классический жим и остались только рывок и толчок, резко активизировались исследования в области юношеского тяжелоатлетического спорта. Прежде всего, необходимо было решить проблему возрастных границ такой подготовки. В различной литературе деление групп по возрастам трактовалось по-разному. Так, в программе для ДЮСШ по тяжелой атлетике (составитель – Б.Е. Подскоцкий), приводится следующее деление на возрастные группы: подростковая – до 14 лет, младшая юношеская – 15—16 лет, старшая юношеская – 17—18 лет, спортивного совершенствования – 19—20 лет. В правилах соревнований по тяжелой атлетике за 1972 год была установлена следующая возрастная градация: юноши младшей возрастной группы – 14—15 лет, юноши старшей возрастной группы – 16—17 лет, юниоры – 18—20 лет, молодежь – 21—22 года; в правилах соревнований по тяжелой атлетике за 1977 год: юноши младшей возрастной группы – 14—15 лет, юноши старшей возрастной группы – 16—17 лет, юниоры – 18—20 лет, молодежь – 21—22 года, взрослые – старше 23 лет.

В многолетнем планировании физического воспитания использовалось и такое распределение на возрастные группы: преддошкольная – 1—4 года, дошкольная – 4—7 лет, младшая школьная – 7—12 лет, средняя школьная – 13—16 лет.

Институтом по возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР в 1968 году была рекомендована следующая схема распределения на возрастные периоды: период новорожденности – 1—10 дней, грудной возраст – 10 дней – 1 год, раннее детство – 1—3 года, первое детство – 4—7 лет, второе детство – 8—12 лет, подростковый период (мальчики – 13—16 лет, девочки 12—15 лет), юношеский возраст – 17—21 год, зрелый возраст: I период – 22—35 лет, II период – 36—60 лет и т.д.

Итак, какой же возрастной градации придерживаться при подготовке юных спортсменов? В этом вопросе до сих пор нет единого мнения. И, как говорится, некому навести в этом вопросе порядок. Автор на протяжении почти 30 лет придерживается анатомо-физиологической концепции распределения учебно-тренировочных групп (УТГ) для ДЮСШ. Это связано с тем, что при планировании поэтапной многолетней тренировки юных спортсменов тренер должен совершенно четко ориентироваться в определении возрастных групп. Главным критерием в этом вопросе является учет индивидуальных возрастных особенностей развития человека. Какие индивидуальные физиологические и морфологические характеристики необходимо учитывать при занятиях с юными тяжелоатлетами? Это, во-первых, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы с учетом того или иного возраста. Например, объем сердца у 13– 14-летних подростков может почти в два раза превзойти объем сердца детей 8—9 лет. В то же время артериальное кровяное давление у подростков нередко выше, чем у детей. И здесь следует искать причину не в функциональных расстройствах организма подростков, а в возрастных и индивидуальных особенностях физического развития в период полового созревания. Так, известно, что длина тела у юных атлетов с13 до 14 лет может за год увеличиться от 6 до 10 см за счет более выраженного удлинения трубчатых костей. Быстрый рост трубчатых костей в подростковом возрасте приводит, в свою очередь, к растягиванию кровеносных сосудов и к сужению их просветов. До тех пор, пока анатомическая зрелость сосудов у подростков не придет в соответствие с длиной тела, у них может отмечаться увеличение артериального кровяного давления. Как правило, к 15—16 годам артериальное кровяное давление стабилизируется. При занятиях тяжелой атлетикой следует обратить внимание на так называемых акселерантов, то есть тех, у кого отмечается некоторое ускорение темпов полового созревания в пубертатный период.

Важно не только педагогам, но и врачам участвовать вместе с тренером в процессе планирования тренировочной нагрузки, особенно в период полового созревания юных атлетов. Именно факты несогласованных действий тренера и врача нередко приводят к нежелательным последствиям при занятиях с юными атлетами.

Необходимо большое внимание обратить на правильное питание юных атлетов детского и подросткового возраста. Всевозрастающие объемы тренировочных нагрузок в тяжелоатлетическом спорте требуют обеспечения юных атлетов полноценным питанием. В детском и подростковом возрасте нельзя допускать дефицит витаминов, минеральных веществ, растительных и животных белков.

5.4. Нормативная часть учебной программы по тяжелой атлетике для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР[4]

Данный раздел полностью соответствует содержанию новой Программы по тяжелой атлетике, изданной в 2005 году Федеральным агентством Российской Федерации по физической культуре и спорту. Автор приводит этот раздел без изменений, так как понимает, что его книга может оказаться для некоторых ДЮСШ или спортивных секций единственным официальным источником, по которому можно официально регламентировать (планировать) учебно-тренировочную работу преподавателя-тренера. В последующих разделах будет рассмотрен авторский вариант системы многолетнего планирования подготовки юных тяжелоатлетов, который имеет некоторые отличия от официальной программы.

Итак, учебный материал официальной программы состоит из теоретического и практического разделов и распределен по группам подготовки: начальной, учебно-тренировочной, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (табл. 1—14), что позволяет предложить тренерам всех спортивных школ единое направление, выработанное комплексным научным подходом к оценке тренировочного процесса в многолетней системе подготовки тяжелоатлетов от новичков до высококвалифицированных спортсменов.

Многолетняя подготовка тяжелоатлетов – сложный процесс становления спортивного мастерства, каждый уровень которого характеризуется своими целями, задачами, средствами и организацией подготовки.

1.1. Организация учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процесса

• Комплектование спортивных групп, организация учебно-тренировочных занятий, проведение учебно-воспитательной работы с занимающимися осуществляется дирекцией и тренерским советом спортивных школ. Это является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего коллектива.

• Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям тяжелой атлетикой детей, подростков, юношей и девушек, а также спортсменов, перешедших из других видов спорта, проявивших способности к тяжелой атлетике и отвечающих требованиям по уровню спортивной и физической подготовленности для поступления в спортивные школы.

• В отдельных случаях учащиеся, не отвечающие соответствующим требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения по решению тренерского совета при условии, что эти учащиеся имеют определенный разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года.

• В случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть переведен на следующий год обучения с согласия тренерского совета и с разрешения врача.

• В случае, если спортсмен входит в основной состав сборной команды края (области) и выше и регулярно показывает высокие результаты, то независимо от возраста он может быть зачислен в группу высшего спортивного мастерства.

• При выполнении нормативов по спортивной подготовке необходимо оценивать технику выполнения классических упражнений (рывок, толчок), в первую очередь обращая внимание на скоростно-силовые и координационные способности.

• Наряду с нормативами по спортивной подготовке при комплектовании учебных групп учитывается выполнение учащимися нормативов по общей физической подготовке.

• Набор и прием в спортивные школы осуществляется приемными комиссиями этих школ. Зачисление учащихся оформляется приказом на основании протокола комиссии.

• Работа в спортивных школах проводится круглогодично на основании данной программы.

• Поступившие в спортивные школы распределяются по учебным группам с учетом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности.

• Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются:

– групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе (по каждой теме тренер предлагает занимающимся список литературы и перечень вопросов для проведения зачета);

– практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному дирекцией школы;

– индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;

– участие тяжелоатлетов в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;

– учебно-тренировочные занятия, проводимые на лагерных и учебно-тренировочных сборах;

– просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований;

– тренерская и судейская практика.

• В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи.

Примечание. Учащиеся спортивных школ обязаны ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, а также домашние задания тренера-преподавателя по отработке отдельных элементов спортивной техники.

При проведении учебно-тренировочных занятий и участии в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные в России требования по врачебному контролю, предупреждению травм, обеспечению должного технического и санитарно-гигиенического состояния мест занятий и соревнований, спортивного оборудования и инвентаря.

Большое значение для реализации целей спортивной подготовки тяжелоатлетов имеет использование в работе спортивных школ передовых методов обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.

Программа служит руководящим документом по организации и руководству учебно-тренировочным процессом для тяжелоатлетов всех возрастных групп, разрядов и различных половых признаков. Творческое применение системы программ будет способствовать совершенствованию методики подготовки отечественных тяжелоатлетов. В многолетних программах учтено все лучшее и передовое, что имеется на сегодняшний день в теории и методике спортивной подготовки.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.