Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология формирования ценностных ориентации юных тяжелоатлетов на физическое и нравственное воспитание




Методология системного подхода позволяет рассматривать систему формирования ценностных ориентации юных тяжелоатлетов на физическое и нравственное воспитание в процессе спортивной тренировки как совокупность специальных видов деятельности (рис. 6.4). При соблюдении педагогических условий, в рамках которых возможно достижение положительного результата в следующих направлениях:

1) овладение техникой классических упражнений;

2) развитие специальных физических качеств и двигательных способностей юных тяжелоатлетов с учетом современных требований к физической и технической подготовке;

3) совершенствование психоэмоциональной сферы и нравственных качеств, ориентация на сохранение здоровья;

4) формирование установки на нравственно оправданное поведение как на тренировке, так и в условиях соревнования.

В основу модели формирования ценностных ориентации юных спортсменов положена идея физического и нравственного воспитания на всех этапах спортивной подготовки: от установки на успешность тренировочных занятий, психорегулирующей тренировки, нацеливающей юных штангистов на нравственное поведение в повседневной жизни.

Педагогическими предпосылками для этого моделирования служат:

1) системно-деятельностный подход к содержанию и структуре модели формирования ценностных ориентации юных спортсменов на физическое и нравственное воспитание в процессе спортивной тренировки;

2) теоретические основы предвидения конечных, полезных результатов, предусматриваемого системным подходом к функционированию модели;

3) эмпирические предпосылки предвидения, на основе внешнего проявления ожидаемых событий и конечных результатов;

4) индивидуальное прогнозирование спортивно-технического роста юных тяжелоатлетов;

5) прогнозирование деятельности отдельных спортсменов, обладающих потенциальными возможностями в достижении высоких результатов в тяжелоатлетическом спорте.

 

Опираясь на принципы системного подхода формирования ценностных ориентации, физическое и нравственное воспитание юных спортсменов следует рассматривать как системное взаимодействие между тренером и спортсменами, с постоянными, прямыми и обратными связями, позволяющее оценивать достижение полезного результата и корректировать педагогические воздействия, если полезный результат взаимодействия не проявляется в явной форме.

Отображение структуры физического и нравственного воспитания в системно-структурном аспекте выступает главной, интегративной характеристикой содержания знания об объекте, позволяющих моделировать свойства системы, осуществлять ее синтез с заранее заданными свойствами, функциями, объяснять поведение системы на основе понимания ее механизмов, статических и динамических структур.

Методология системного подхода позволяет рассматривать систему физического и нравственного воспитания юных спортсменов как совокупность специальных видов деятельности, которые при соблюдении педагогических условий обеспечивают получение полезного адаптивного эффекта при воздействии тренировочных нагрузок и стресс-факторов, связанных с соревновательной деятельностью. Проектирование конечного полезного результата формирования ценностных ориентации на физическое и нравственное воспитание юных спортсменов, может оказаться недостаточно надежным: ребенок растет, меняются его взгляды на мир, на ценности окружающей его действительности. Поэтому предпочтительнее проектировать развитие ценностных ориентации у спортсменов, социальный статус которых уже сформировался.

В формировании ценностных ориентации на физическое и нравственное воспитание юного штангиста необходимо создавать реальные возможности и предпосылки для сознательного выбора и овладения техникой выполнения упражнений и развития мышечной силы.

В формировании ценностных ориентации юных спортсменов на физическое и нравственное воспитание важно опираться на базисные модельные характеристики, в которых отражались ценностные предпочтения к нравственно-оправданным формам поведения и самой спортивной деятельности, при сохранении здоровья в процессе тренировочных занятий и в повседневном быту.

Ценностные ориентации юных спортсменов находятся в ряду иерархии ценностей физической культуры в целом. Как полагают В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева, в физической культуре на верхней ступени иерархической лестницы могут разместиться пять групп ценностей: интеллектуальные, интенциональные, личностно индивидуальные, ценности двигательного характера и педагогической технологии (рис. 6.5).

В иерархии ценностных ориентации юных спортсменов нами выделены ведущие идеи («идеальные конструкты» или координаты, которые обеспечивают реализацию главной целевой установки):

а) нормативно-регламентирующая координата;

б) перспективно-ориентирующая координата;

в) коммуникативно-информационная координата;

г) созидательная (социально-потребностная) координата, завершающая формирование системы управления, с полезным эффектом ее функционирования – целенаправленным формированием ценностных ориентации спортсмена высокой квалификации.

Нормативно-регламентирующая координата концептуальной модели формирования ценностных ориентации обеспечивает устойчивость и целенаправленность усилии тренера, пытающегося в новых условиях рыночной экономики найти не только точки соприкосновения нормативных актов с конъюнктурными изменениями в социуме, но и сделать их стержневым элементом управления и формирования ценностных ориентации спортсменов.

Формирование социально значимых ценностных ориентации включает в себя освоение навыков бесконфликтного межличностного общения.

Коммуникативное содержание общения – обмен мыслями, эмоциями, отношениями к предмету общения прямо не связано с его информационной стороной. Оно является необходимой составной частью общения, а коммуникативность тяжелоатлета – одно из условий, когда конфликтные отношения на уровне соперничества оказываются или невозможными, или приобретают мягкие, обтекаемые формы. Конфликты, возникающие на уровне симпатий и антипатий, оказываются более затяжными, чем на уровне соперничества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.