Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональные нагрузки




Классификация условий труда по показателям напряженности трудового процесса

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин страны имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением Законов РФ: «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В тех случаях, когда по технологическим или иным причинам нет возможности соблюдения в полном объеме гигиенических нормативов на рабочих местах, требуется обеспечить безопасность выполняемых работ для здоровья человека. Это может быть достигнуто с помощью комплекса различных защитных мероприятий (организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника – рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.).

Оценка условий труда на соответствие гигиеническим нормативам проводится в процессе работы по аттестации рабочих мест, в том числе определение классов условий труда по показателям (тяжести и напряженности) трудового процесса.

Классификация условий труда по показателям трудового процесса необходима для обоснования основных направлений оздоровления деятельности человека, нормирования факторов окружающей среды, а также для предоставления льгот и компенсаций работающим.

Методические указания предназначены для приобретения навыков студентами при оценке условий труда по показателям напряженности трудового процесса.

Студенты должны иметь представление об аттестации рабочих мест по условиям труда, знать гигиенические критерии классов условий труда, показатели напряженности трудового процесса.

 

 

Цель работы:

1. Ознакомиться с порядком проведения аттестации рабочих мест по

показателям напряженности трудового процесса.

2. Научиться оценивать напряженность трудового процесса.

3. Обработать полученные результаты и оформить протокол оценки

условий труда по показателям напряженности трудового процесса.

4. Определить условия труда по показателям напряженности

трудового процесса.

 

 

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.

Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты.

Гигиенические критерии - это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) - такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса.

Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют, либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) - характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда относят к условно безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих (в классификации, в основном, использована качественная характеристика изменений в организме работающих, которая будет дополняться количественными показателями по мере накопления необходимой информации) подразделяются на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1.) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья.

2 степень 3 класса (3.2.) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).

3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно - обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4 степень 3 класса (3.4.) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характе­ризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Напряженность труда как характеристика трудовой деятельности, проявляется в функциональном напряжении организма при работах с преобладанием нервной нагрузки (с преимущественными нагрузками на анализаторы и центральную нервную систему).

Напряженность трудового процесса необходимо оценивать на тех рабочих местах, где работа характеризуется:

1) высокой сложностью производственных заданий (руководители высокого уровня, инженеры, конструкторы, врачи и др.);

2) большим количеством и сложностью принимаемой и перерабатываемой информации (диспетчеры, операторы);

3) руководством и контролем работы других лиц (мастера, бригадиры, руководители структурных подразделений);

4) необходимостью одновременного наблюдения за большим числом производственных объектов (авиадиспетчеры, операторы на сложных пультах управления, водители);

5) длительным сосредоточенным наблюдением (водители, оперирующие врачи);

6) напряжением зрения и слуха (контролеры, огранщики, телефонисты);

7) работой с оптическими приборами (лаборанты) и с видеотерминалами;

8) нагрузкой на голосовой аппарат (педагоги, дикторы);

9) повышенной ответственностью за сохранность оборудования и безопасность других лиц (мастера, бригадиры, диспетчеры, водители);

10) риском для собственной жизни (водители, электромонтеры);

11) монотонностью действий (работники поточно-конвейерных линий, штамповщики) или обстановки (операторы-наблюдатели);

12) большой длительностью рабочих смен и наличием ночных смен (работники металлургических предприятий, энергопредприятий, вахтовики).

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели.

Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).

Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки (см. таблицу. 1.1).

 

Таблица 1.1 - Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса Классы условий труда
Оптимальный Допустимый Вредный
напряженность труда легкой степени напряженность труда средней степени напряженный труд
1 степени 2 степени
    3.1 3.2
1. Интеллектуальные нагрузки:
1.1. Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгорит­мам (работа по се­рии инструкций) Эвристическая (творчес­кая) деятельность, требу­ющая решения алгорит­ма, единоличное руково­дство в сложных ситуациях
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сиг­налов с последующей коррек­цией действий и операций Восприятие сигна­лов с последующим сопоставле-нием фактических значений параметров с их номиналь-ными зна­че-ниями. Заключи­тель-ная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплек­сной оценкой связанных параметров. Комплек­сная оценка всей производствен-ной деятельности
1.3. Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение зада­ния Обработка, выполнение зада­ния и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
1.4. Характер выполняемой работы Работа по индивидуаль-ному плану Работа по установленному графику с возмож­ной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени     Работа в условиях дефицита времени и информа­ции с повышенной ответствен-ностью за конеч­ный результат
2. Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточен-ного наблюдения (в % от времени смены)     до 25     26-50     51 -75     более 75
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы   до 75   76-175   176-300   более 300
2.3. Число производствен-ных объектов одновремен-ного наблюдения     до 5     6- 10     11-25     более 25
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточен­ного наблюдения (% времени смены)     более 5 мм - 100%       5-1,1 мм- более 50% 1-0,3 мм - до 50% менее 0,3 мм - до 25%     1-0,3 мм - более 50% менее 0,3 мм - 25-50%     менее 0,3 мм - более 50%
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточен-ного наблюдения (% времени смены)     до 25     26-50     51-75     более 75
2.6. Наблюдение за экранами видеотермина-лов (часов в смену): - при буквенно-цифровом типе отображения информации; - при графическом типе отображения информации     до 2     до 3     2- 3     3-5     3- 4     5-6     более 4     более 6
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производствен-ной необходимости восприятия речи или дифференциро-ван­ных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100% до 90%. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90% до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстояние до 3,5м Разборчи-вость слов и сигналов от 70% до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстояние до 2м Разборчивость слов и сигналов менее 50% Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстояние до 1,5м
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)     до16   16-20   20-25   более 25
3. Эмоциональные нагрузки
3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответствен­ность за выполне­ние отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнитель-ные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогатель-ных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) Несет ответствен-ность за функциональ-ное качество основ­ной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнитель-ных усилий всего кол­лектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Вле­чет за собой повре­ждение оборудова­ния, остановку технологическо-го процесса и может возникнуть опасность для жизни
3.2. Степень риска для собственной жизни   Исключена           Вероятна
3.3. Степень ответственности за безо­пасность других лиц     Исключена             Возможна
4. Монотонность нагрузок
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяю­щихся операциях   более 10   9-6   5 -3   менее 3
4.2. Продолжитель-ность (в сек) выполнения простых производствен-ных заданий или повторяющихся операций     более 100     100 - 25     24-10     менее 10
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса.   20 и более   19- 10   9-5   4 и менее
4.4. Монотонность производствен-ной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)   менее 75   76-80   81 -90   более 90
5. Режим работы
5.1 Фактическая продолжитель-ность рабочего дня   6-7 часов   8-9 часов   10-12 часов   более 12 часов
5.2. Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжи-тельность Перерывы регламентиро-ваны, достаточной продолжитель-ности: 7% и более рабочего времени Перерывы регламентиро-ваны, недостаточной продолжитель-ности: от 3 до 7% рабочего времени Перерывы не регламенти-рованы и недостаточ-ной продолжи-тельности до 3% рабочего времени Перерывы отсутствуют
           

1.2. Показатели напряженности трудового процесса

1. Нагрузки интеллектуального характера

1.1"Содержание работы"

Данный параметр указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при соответствии алгоритма.

Пример: наиболее простые задачи решают лаборанты (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс условий труда).

Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс условий труда 3.1).

Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс условий труда 3.2).

1.2 "Восприятие сигналов (информации) и их оценка"

По данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу условий труда (лаборантская работа).

Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др. (класс условий труда 3.1).

В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу условий труда 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.).

1.3 "Распределение функций по степени сложности задания"

Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда.

Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда.

Примером такой деятельности является работа лаборанта (1класс условий труда).

Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс условий труда 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п.

Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств - класс условий труда 3.1).

Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессии как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

1.4 "Характер выполняемой работы"

Если работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс условий труда), характерно для деятельности лаборантов.

Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс условий труда), примером является деятельность медсестер, телефонистов, телеграфистов и др.).

Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс условий труда 3.1)это могут профессии: мастера промышленных предприятий, научных работников, конструкторов.

Наибольшая напряженность (класс условий труда 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

 

2.Сенсорные нагрузки

2.1 "Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)"

Чем больший процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств (более 75% смены – класс условий труда 3.2.). Несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс условий труда 3.1). От 26% до 50% значения этого показателя колеблется у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс условий труда). Самый низкий уровень значений этого показателя (до 25% от общего времени смены) наблюдается у руководителей предприятий, научных работников, конструкторов (1 класс условий труда).

2.2 ''Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы"

Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника.

Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности.

По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиосвязи, при непосредственном прямом контакте работников).

Например, наибольшее число (более 300) связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - класс условий труда 3.2.

Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже - в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс условий труда 3.1.). К этому же классу относится труд телеграфистов.

В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонентов в час от 25 до 150).

У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) - 2 класс условий труда.

Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы, что соответствует 1 классу условий труда.

 

2.3 ''Число производственных объектов одновременного наблюдения"

Этот параметр указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда.

Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п.

Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров (13), что соответствует классу условий труда 3.1; несколько ниже это число (8-9) у телеграфистов телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс условий труда). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, инструкторов и др. (1 класс условий труда).

2.4 ''Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)''

Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95.

2.5 "Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)"

На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

2.6 "Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)"

Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

2.7 "Нагрузка на слуховой анализатор"

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и "белого" шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% - 1 класс условий труда. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5м и т.п.

2.8 "Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)''

Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (классы условий труда 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. - 2 класс условий труда). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс условий труда).

3.1 "Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки"

Анализируемый показатель указывает на то, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуации для жизни людей (класс условий труда 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае будет уже несколько ниже (класс условий труда 3.1.) к ним относятся профессии медсестры, научного работника, конструктора.

В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс условий труда), например, телефонисты, телеграфисты.

Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс условий труда).

3.2 "Степень риска для собственной жизни"

3.3 "Степень ответственности за безопасность других лиц"

Показатели 3.2. и 3.3. отражают факторы эмоционального значения.

Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.) или только личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) – класс условий труда 3.2.

Но, существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц врачи-инфекционисты, водители автотранспорта т.п.).

В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.), поэтому их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 4225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.