Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подрядные работы для государственных нужд 1 страница




 

Статья 763. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

 

Необходимость специального регулирования подряда для государственных нужд вызвана особенностями отношений, возникающих при реализации государственных интересов в условиях рыночной экономики. В отношении подряда для государственных нужд устанавливается специальный правовой режим, характеризующийся рядом особенностей, к которым прежде всего относится следующее:

во-первых, объектом правоотношений являются не любые подрядные отношения, а лишь отношения, связанные со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных потребностей и финансирующиеся за счет государственных средств, что означает специальное предметное действие рассматриваемых в комментируемом параграфе норм;

во-вторых, рассматривая действие указанных норм по кругу лиц, можно говорить о специальном субъекте правоотношений - государственном заказчике;

в-третьих, в целях компенсации подрядчику ограничения принципа свободы договора устанавливаются специальные льготы и гарантии для подрядчиков;

в-четвертых, размещение заказов на выполнение подрядных работ для государственных нужд производится, как правило, путем проведения конкурсов в соответствии с положениями Закона о конкурсах.

Подрядные работы для государственных нужд осуществляются на основе государственного контракта, под которым понимается договор, заключенный между государственным заказчиком и победителем конкурса и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение государственного заказа. Под государственным заказом понимается задание государственного заказчика на выполнение подрядчиком строительных работ либо проектных и изыскательских работ. Следует отметить, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на выполнение работ для государственных нужд и координировать их проведение является Минэкономразвития России (постановление Правительства РФ от 13.10.99 N 1160 (в ред. от 08.11.2000)*(121)).

 

Статья 764. Стороны в государственном контракте

 

Одной из сторон в государственном контракте всегда выступает специальный субъект - государственный заказчик, под которым понимается государственный орган либо организация, наделенные специальными полномочиями. Основным правом государственных заказчиков является право распоряжения инвестиционными ресурсами, под которыми следует понимать финансовые средства соответствующего бюджета либо внебюджетных источников, выделенные для реализации федеральных инвестиционных (целевых) программ или инвестиционных (целевых) программ субъектов РФ.

Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению выполнения подрядных работ для государственных нужд Правительством РФ утверждаются федеральные государственные заказчики. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Для организации работы по выполнению региональных целевых программ и обеспечению выполнения подрядных работ для региональных нужд высшие органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают региональных государственных заказчиков. Государственным заказчиком может быть орган исполнительной власти субъекта РФ либо государственное учреждение, образованное по решению органов исполнительной власти субъекта РФ. Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусмотренных Правительством РФ либо высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.

 

Статья 765. Основания и порядок заключения государственного контракта

 

Основанием заключения государственного контракта является задание государственного заказчика, выраженное в форме государственного заказа, принятого подрядчиком. Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый подрядчиком, заключение контракта является обязательным. Для подрядчика заключение государственного контракта является добровольным, за исключением отдельных случаев, установленных законодательством. Так, заключение государственного контракта является обязательным для подрядчика при монопольном положении последнего на определенном рынке (сегменте) подрядных работ и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением контракта. Указанное условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.

Порядок заключения государственного контракта обладает определенными особенностями по сравнению с общим порядком заключения договора: применяются положения ст. 445 ГК, касающиеся заключения договора в обязательном порядке.

Предусмотрена специальная процедура, регламентирующая разрешение преддоговорных вопросов и включающая наличие обязательного документа - протокола разногласий, который подписывается в случае наличия возражений одной из сторон по представленному другой стороной проекту контракта. В случае когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на выполнение подряда для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса. При этом следует руководствоваться положениями ст. 447-449 ГК, регулирующими порядок заключения договора на торгах.

 

Статья 766. Содержание государственного контракта

 

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и подрядчика и регулирует отношения подрядчика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Комментируемой статьей определяется перечень существенных условий государственного контракта. К обязательным относятся также требования по качеству производимых работ, обеспечивающие их безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства, за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно.

 

Статья 767. Изменение государственного контракта

 

При выставлении требования об одностороннем изменении условий заключенного контракта со стороны государственного заказчика при уменьшении средств, выделенных для финансирования, стороны должны руководствоваться правилами об изменении либо расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

 

Статья 768. Правовое регулирование государственного контракта

 

До принятия закона о подрядах для государственных нужд следует руководствоваться положениями комментируемой главы ГК, положениями Закона о конкурсах, а также действующими Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (см. постановление Правительства РФ от 14.08.93 N 812 (в ред. от 18.02.98)*(122)). Допустимо применение положений § 4 гл. 30 ГК и Закона о поставках. При производстве работ по выполнению оборонного заказа следует применять положения Закона об оборонном заказе.

 

Глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

 

Статья 769. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

 

1. В ГК РСФСР не было норм о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. В Основах гражданского законодательства появилась норма, посвященная таким договорам, которые были отнесены к разновидности подряда. Ныне в ГК содержится более детальное регулирование названных отношений, при этом они уже не отнесены к институту подряда и им отведена самостоятельная глава ГК, закрепляющая свой особый режим, отличный от подряда и вызванный творческим характером выполняемых работ. Соответственно на названные договоры не распространяются общие положения о договоре подряда (§ 1 гл. 37), однако допускается применение отдельных норм, касающихся некоторых видов подрядных работ, к которым в комментируемой главе даны прямые отсылки (п. 2 ст. 770, ст. 778 ГК).

Уже из заголовка комментируемой статьи видно, что различаются два вида договоров, составляющих единый договорный тип, закрепленный в гл. 38 ГК. Это договоры на выполнение научно-исследовательских работ и договоры на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ. Для первого вида предметом служат научные исследования, для второго - разработка образца нового изделия (опытного образца), конструкторской документации на него или новой технологии. Различаясь по характеру выполняемых работ, оба вида договора имеют существенные общие признаки, обозначенные в комментируемой статье: а) устанавливают аналогичную обязанность заказчика принять работы и оплатить их; б) обязанности исполнителя могут охватывать как весь цикл работ, так и отдельные этапы (элементы); в) риск случайной невозможности исполнения обязательства несет заказчик; г) условия обоих договоров должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности). Обязательство исполнителя включает не только условия выполнения самих работ, но и определенные требования к формам их завершения (научный отчет, опытный образец, конструкторская и технологическая документация). Содержание этих обязанностей определяется техническим заданием и программой работ (см. ст. 773 ГК).

При применении нормы п. 3 комментируемой статьи необходимо учитывать ограничения принципа диспозитивности, предусмотренные ст. 775 и 776 ГК.

2. Законом о науке (ст. 8) предусмотрены договоры на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции. Под научной (научно-технической) продукцией понимается научный (научно-технический) результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. В свою очередь, научный (научно-технический) результат трактуется в названном Законе как продукт научной (научно-технической) деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Договоры на создание, передачу и использование научной (научно-технической) продукции целесообразно объединить в рамках единого договорного типа вместе с договорами, предусмотренными в комментируемой главе. Они весьма близки друг к другу, поскольку в обоих случаях речь идет об однотипном результате выполняемых работ. Разграничение между ними можно провести по объему содержания: договоры, обозначенные в комментируемой статье, завершаются передачей результата работ заказчику; договоры, обозначенные в ст. 8 Закона о науке, включают и стадию использования ("внедрения") результата работ.

3. Процесс освоения и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ является промежуточным звеном между наукой и производством, образуя одну из функциональных сфер рыночной экономики - инновационную деятельность. Повышение темпов экономического роста потребовало введения в хозяйственный оборот всех имеющихся производственных ресурсов, в том числе и научно-технического потенциала страны. Государственная политика в научно-инновационной сфере получила серьезную юридическую поддержку в Указах Президента РФ от 14.05.98 N 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"*(123) и от 22.07.98 N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"*(124), а также в принятых во исполнение этих указов постановлениях Правительства РФ от 29.09.98 N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" (в ред. от 24.09.01)*(125) и от 02.09.99 N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности"*(126).

Названные выше Указы содержат принципиальную установку, которую и призвано реализовать Правительство РФ: обеспечить сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий.

Инновационная сфера взаимодействует с научно-технической сферой и во многом является ее продолжением и развитием. В настоящее время довольно активно формируется нормативная правовая база инновационного процесса. При этом следует иметь в виду, что по сугубо прагматическим соображениям инновационный процесс трактуется как структурный элемент сферы науки и технологий с акцентом на производственные инновации, хотя в теоретическом плане это, конечно, неполная трактовка, поскольку не учитывается место социальных инноваций в таких сферах, как образование, культура, искусство, политика, управление и др.

4. Инновационная деятельность осуществляется на основе договоров (контрактов). Преимущественно используются договоры, предусмотренные в комментируемой главе. В то же время, если рассматривать инновационный процесс в целом, то его экономической и организационной основой является инновационный проект, реализация которого требует неординарного подхода к договорно-правовой базе. Вопрос коренится в принятой в ГК традиционной системе договоров, построенной на правовых признаках, где содержание регулируемых отношений связывается с возмездной реализацией и передачей имущества. Тем самым юридические различия разновидностей договоров как бы отрываются от их экономической хозяйственной основы. Понятно, что инновационный процесс нельзя свести к какому-либо одному виду договоров, указанных в ГК, поскольку в основе инновационного договора (контракта) заложена прежде всего его экономическая хозяйственная функция. Здесь возможны несколько вариантов договорно-правового оформления. Вполне допустим единый сводный (генеральный) договор, регламентирующий отношения между участниками инновационного процесса, опираясь на возможность заключения смешанных договоров, предусмотренных п. 3 ст. 421 ГК. Можно пойти по пути оформления системного пакета документов, состоящих из различных договоров, предусмотренных ГК, и, наконец, признать наличие и законодательно урегулировать самостоятельный вид инновационного договора (контракта).

 

Статья 770. Выполнение работ

 

Два вида договоров, регулируемых комментируемой главой, различаются по уровню творческого характера выполняемых работ. С этим и связано специальное регулирование, содержащееся в комментируемой статье. Выполнение научно-исследовательских работ должно совершаться исполнителем лично, а для привлечения третьего лица к работам творческого характера необходимо получить согласие заказчика. Обязанность лично исполнить работу объединяет договор на выполнение научно-исследовательских работ с авторским договором. Если же заказчик по собственному усмотрению дал согласие на привлечение третьего лица к выполнению научных исследований, то в соответствии с нормой п. 1 ст. 313 ГК он обязан принять исполнение обязательства с привлечением третьего лица.

При выполнении опытно-конструкторских и технологических работ допускается привлечение третьих лиц на основе правил о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 706 ГК). В этом случае согласия заказчика не требуется. Привлечение субисполнителей в договорах на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ объективно обусловлено развитой специализацией во многих технических и технологических областях.

 

Статья 771. Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора

 

1. Данная норма исходит из положения о том, что сведения, касающиеся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов, признаются в объеме, определяемом сторонами в договоре, конфиденциальными. Под сведениями в данном случае следует понимать научную, техническую, организационную, коммерческую и иную информацию, ценность которой состоит в том, что она неизвестна третьим лицам и к ней нет свободного доступа. Сюда относятся не только сведения, которые получены в процессе выполнения работ, но и сведения, которые имеются у сторон на момент заключения договора. Будучи обладателями подобной информации, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений. Принцип конфиденциальности является наиболее приемлемым средством защиты результатов выполняемых работ от их незаконного использования третьими лицами.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"*(127) к последним, в частности, отнесены: а) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и федеральными законами (служебная тайна); б) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и федеральными законами (коммерческая тайна); в) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В соответствии с нормой п. 2 ст. 139 ГК информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Правонарушением признается разглашение и передача сведений одной из сторон другим заинтересованным пользователям без согласия другой стороны, а также непринятие мер к их охране, исключающих свободный доступ к информации и возможности ее утечки.

Следует иметь в виду, что по законодательству РФ служебная и коммерческая тайна рассматривается как разновидность более широкого объекта гражданских прав - информации, под которой понимаются сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под конфиденциальной информацией следует иметь в виду документированную, т.е. зафиксированную на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законами и иными правовыми актами. Поэтому в более широком контексте комментируемой статьи защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Режим защиты информации в отношении конфиденциальной документированной информации устанавливает собственник информационных ресурсов (государство, юридическое или физическое лицо). Порядок защиты государственной тайны и персональных данных устанавливается Федеральным законом от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.03)*(128). Заметим, что в соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188 к сведениям конфиденциального характера отнесены и персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

До сих пор нет ясности в вопросе о правовой охране секретов производства (ноу-хау) и селекционных достижений. Очевидно, в проектируемой четвертой части ГК в разделе об интеллектуальной собственности будут восприняты нормы Основ гражданского законодательства, где секреты производства (ноу-хау) и селекционные достижения были отнесены к промышленной (интеллектуальной) собственности.

Исходя из начал диспозитивности, стороны могут вообще отказаться от признания конфиденциальности сведений, составляющих предмет договора, или определить в договоре объем сведений, признаваемых конфиденциальными.

2. Публикация каждой из сторон сведений, признанных ранее конфиденциальными, допускается только с согласия другой стороны. Понятно, что публикация означает свободный доступ к информации, но в определенных пределах она может служить взаимным интересам сторон в качестве материалов, в том числе и рекламы, для привлечения инвесторов и других заинтересованных лиц.

3. Принцип конфиденциальности, заложенный в комментируемой статье, применим и к договорам (контрактам) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, предусмотренным в ст. 8 Закона о науке.

 

Статья 772. Права сторон на результаты работ

 

1. Исполнитель и заказчик имеют право использовать результаты работ, в том числе и способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором. Под результатами, способными к правовой охране, имеются в виду результаты, охраняемые законами и иными правовыми актами в области интеллектуальной собственности. Последняя включает только те результаты, на которые могут быть установлены и защищены исключительные (монопольные) права. Речь идет о строго определенной системе институтов, относящихся либо к патентоспособным и регистрируемым в особом порядке объектам промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения), либо к объектам нерегистрируемым, но охраняемым от незаконного копирования или присвоения (произведения авторского и смежных прав, программы для ЭВМ). Иными словами, правовая охрана в этом смысле распространяется не на сами результаты работ, а на те объекты интеллектуальной собственности, которые входят в состав полученных результатов. При этом исполнитель как субъект права интеллектуальной собственности сохраняет за собой личные неимущественные права, связанные с объектом интеллектуальной собственности. Условия использования должны предусматривать объем и способы распоряжения каждой из сторон ее правами путем выдачи разрешения (лицензии) на использование результатов работ третьим лицам или уступки прав на них. Стороны должны согласовать условия защиты созданных или использованных в процессе работ охраноспособных элементов, при этом в увязке с правами на использование самих результатов работ в целом.

Имущественные права на объекты интеллектуальной собственности могут быть вкладом в уставный капитал, объектом инвестиций, предметом залога, они включаются в состав приватизируемого имущества. Поступившая в экономический оборот интеллектуальная собственность и производные права на нее, полученные по договору или лицензии, закрепляются за организациями, находятся в составе их нематериальных активов и переносят свою стоимость (амортизацию) на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с нормами износа и срока их полезного действия.

Особый правовой режим имеют также сведения конфиденциального характера и конфиденциальная информация (см. коммент. к ст. 771).

2. По общему правилу, если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в том числе и способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд.

Следовательно, закон исходит из приоритета прав заказчика на использование результатов работ, в том числе и путем передачи третьим лицам. Исполнитель же после передачи заказчику результатов работ вправе использовать их только для собственных нужд. В принципе эти положения не вызывают сомнений. Однако для лучшей защиты своих прав на результаты работ, в том числе способные к правовой охране, предпочтительным для исполнителя будет предусмотреть в договоре условия использования результатов работ, в том числе и путем их передачи третьим лицам, отвечающие в полной мере его интересам. Во всяком случае исполнитель вправе урегулировать в договоре условия использования результатов работ, связанных с патентными и авторскими правами на объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть созданы в процессе или непосредственно после окончания работ по договору, и условиями использования такого рода объектов сторонами договора.

3. Применительно к договорам (контрактам) на создание, использование и передачу научной и (или) научно-технической продукции в п. 3 ст. 8 Закона о науке указывается: "Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции".

В постановлениях Правительства РФ от 02.09.99 N 982 и от 29.09.98 N 1132 содержатся императивные нормы, направленные на закрепление прав за Российской Федерацией на результаты научно-технической деятельности, полученные при реализации государственных контрактов (заказов) на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд, и на установление порядка распоряжения этими правами от имени Российской Федерации государственными заказчиками. Распоряжение правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения осуществляет, по согласованию с государственными заказчиками, образованное при Минюсте России Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД).

Представляется, что названные постановления Правительства в этой части не соответствуют норме комментируемой статьи, а потому в силу п. 5 ст. 3 ГК в необходимых случаях подлежат применению ГК, Патентный закон и иные федеральные законы. При этом нужно иметь в виду, что в Указах Президента РФ от 14.05.98 N 556 и от 22.07.98 N 863 не содержится норм, закрепляющих за Российской Федерацией права на результаты научно-технической деятельности. Объясняется это тем, что действующее гражданское законодательство ставит закрепление данных прав в зависимость от содержания договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Формулировка п. 1 комментируемой статьи носит ясно выраженный диспозитивный характер, предоставляя самим сторонам право использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором. Действие этой нормы не обусловлено принадлежностью источника финансирования работ либо их назначением. Какие-либо оговорки относительно особых прав государственных заказчиков также отсутствуют.

Вместе с тем в названных постановлениях Правительства содержатся поручения о разработке примерных условий государственных контрактов (заказов) и порядка реализации федеральными органами исполнительной власти прав на результаты научно-технической деятельности и использования средств, полученных в результате реализации этих прав. Условиями таких контрактов могло быть закрепление прав на результаты работ за Российской Федерацией, а потенциальные исполнители получили бы возможность, исходя из принципа свободы договора (ст. 421 ГК), принимать решения об участии в обязательствах. Что же касается порядка реализации прав на результаты работ и использования средств, полученных от их реализации, то тут следует опять же исходить из установки на необходимость обеспечения сбалансированности прав и законных интересов и стимулирования деятельности субъектов правоотношений в названной области.

Разумеется, предпочтительнее было бы решить все эти вопросы в федеральном законе о подрядах для государственных нужд, предусмотренном в ст. 768 ГК. Имеется прямая норма ст. 778 ГК, согласно которой к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд должен применяться названный специальный закон. Однако такой закон до сих пор не принят. А ведь именно в нем можно было бы отразить специфику правоотношений, связанных с работами по государственным контрактам (заказам). Заметим, что вопросы, связанные с конкурсами на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, уже решены в Законе о конкурсах. Необходимо также отразить специфику государственного оборонного заказа (см. Закон об оборонном заказе), а также отношений по экспортному контролю (см. Федеральный закон от 18.07.99 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 30.12.01)*(129)) и военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами (см. Федеральный закон от 19.07.98 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"*(130)). К комментируемой статье имеет отношение специальная норма ст. 13 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" об обязательности и пропорциональности распределения прибыли между всеми организациями, участвующими в осуществлении военно-технического сотрудничества, с учетом их вклада в разработку, производство и реализацию продукции военного назначения, и о необходимости рационального использования доходов, в том числе путем направления их на социальную защиту работников организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.