Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подрядные работы для государственных нужд 2 страница




 

Статья 773. Обязанности исполнителя

 

Исполнитель прежде всего обязан выполнить работы в соответствии с разработанным им и согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику результаты работ в предусмотренный договором срок. С этим связана и обязанность исполнителя своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине недостатки в выполненных работах, влекущие за собой отступления от технического задания. К условиям о сроках выполнения работ и последствиях их нарушения применяются правила ст. 708 ГК.

Поскольку риск случайной невозможности исполнения договора несет заказчик (п. 3 ст. 769 ГК), на исполнителя возлагается обязанность незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работ.

Особое внимание уделено охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, принадлежащим третьим лицам. Если исключительное право на объект интеллектуальной собственности принадлежит третьему лицу, то его применение в договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ допускается только с согласия этого лица, оформленного в соответствии с положениями законодательства о промышленной собственности и авторском праве. Исполнитель обязывается согласовать с заказчиком необходимость использования таких охраняемых результатов и приобретение прав на их использование, а также гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц. В частности, должны быть оговорены условия, по которым исполнитель гарантирует заказчику патентную чистоту создаваемых решений. В ходе выполнения работ исполнитель проводит проверку патентной ситуации в России либо также в другой предусмотренной договором стране, и по результатам проверки составляется патентный формуляр, который входит в обязательный комплект технической документации. В то же время заказчик может принять на себя обязанность урегулировать взаимоотношения с патентообладателем самостоятельно. Использование патентов, принадлежащих исполнителю или заказчику или приобретенных ими у третьих лиц на законном основании, должно быть оговорено в договоре на выполнение работ.

 

Статья 774. Обязанности заказчика

 

1. В комментируемой статье содержится самое общее регулирование обязанностей заказчика, связанных с передачей исполнителю необходимой информации, принятием результатов работ и их оплатой. Последствия неявки заказчика за получением результата работ установлены в ст. 738 ГК. За просрочку передачи исполнителю необходимой информации и за несвоевременную оплату выполненных работ в договоре устанавливается неустойка.

Сама же юридическая фигура заказчика определяется системой финансирования работ, составляющих предмет названных договоров. Именно заинтересованный в результатах работ заказчик обеспечивает их финансирование, источники которого образуются за счет собственных, заемных или привлеченных средств или бюджетных ассигнований.

Существует система внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые формируются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) с отнесением этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг). Указанные отчисления не производятся, если реализуемая продукция (работы, услуги) изготавливается для государственных нужд и ее производство финансируется из бюджетных ассигнований. Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок утвержден постановлением Правительства РФ от 13.10.99 N 1156 (в ред. от 20.02.02)*(131). Средства названных фондов направляются на финансирование работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, на разработки новых и совершенствование применяемых технологий, на мероприятия по повышению технического уровня продукции и др. Запрещено направлять средства внебюджетных фондов на проведение коммерческих операций. Выделение средств из названных фондов осуществляется на договорной основе. Информация о финансовом состоянии внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не относится к информации, составляющей коммерческую тайну.

2. По общему правилу техническое задание разрабатывает исполнитель и согласовывает его с заказчиком. В то же время п. 2 комментируемой статьи допускает случаи, когда выдача исполнителю технического задания и согласование его вместе с программой или тематикой работ составляет обязанность заказчика.

 

Статья 775. Последствия невозможности достижения результатов научно-исследовательских работ

 

См. коммент. к ст. 776.

 

Статья 776. Последствия невозможности продолжения опытно-конструкторских и технологических работ

 

Комментируемая статья и ст. 775 ГК устанавливают специальные основания прекращения договорных отношений, не предусмотренные в общих положениях гл. 26 ГК (ст. 408-419) и исходящие из отсутствия вины исполнителя договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Выше уже отмечалось различие двух видов договоров данного типа. Это различие приобретает особое значение для определения последствий невозможности достижения результата или продолжения работ. Если данные последствия наступили из-за обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то по договору на выполнение научно-исследовательских работ заказчик обязан оплатить стоимость работ, которые были проведены до обнаружения указанной невозможности, но не выше соответствующей части цены работ, указанной в договоре. При аналогичной ситуации в отношении договоров на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ на заказчика возлагается обязанность оплатить исполнителю только понесенные им затраты. В обоих случаях речь идет об отрицательном результате как о не зависящем от исполнителя обстоятельстве, приводящем к невозможности исполнения обязательства, вытекающего из договора, а также о риске творческих неудач, которых нельзя было избежать. Имущественные последствия творческого риска несет заказчик, однако нельзя допустить, чтобы ссылками на творческий характер исследований и разработок прикрывались ошибки и недостатки, допущенные по вине исполнителя, который несет ответственность за нарушение договора (ст. 777 ГК).

Невозможность исполнения обязательства может быть связана и с виной заказчика, например в случаях его недоработок при согласовании или выдаче технического задания или других исходных документов. Однако и в этих случаях исполнителю для применения последствий, предусмотренных в ст. 775 и 776, достаточно сослаться на отсутствие своей вины в невозможности исполнения обязательства, вытекающего из договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

 

Статья 777. Ответственность исполнителя за нарушение договора

 

1. Ответственность за нарушение договора возлагается на исполнителя при условиях, общих для ответственности по всякому обязательству, вытекающему из договора. Именно так следует трактовать отсылку в комментируемой статье к норме п. 1 ст. 401 ГК, регулирующей общие основания ответственности за нарушение обязательств. При этом от заказчика не требуется доказывания вины исполнителя. Напротив, последний должен доказать отсутствие своей вины, чтобы освободиться от ответственности. В этом случае применяется правило нормы п. 2 ст. 401: "Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство".

2. Комментируемая норма содержит правила об ограниченной ответственности исполнителя за выявленные в работах недостатки.

Исполнитель несет ответственность лишь за реальный ущерб, но не за упущенную выгоду. Это означает, что заказчик вправе требовать возмещения в пределах произведенных им платежей. Упущенная выгода исключена из состава имущественной ответственности за недостатки в работах из-за того, что обязанности по освоению результата работ лежат на заказчике, причины же неполучения доходов могут быть выявлены только на стадии освоения (внедрения). Исполнитель обязан возместить убытки, причиненные заказчику, в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если стороны предусмотрели в договоре, что убытки подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору. Тем самым ответственность исполнителя ограничивается ценой договора, т.е. суммами, которые заказчик по договору обязан уплатить исполнителю. В то же время упущенная выгода подлежит возмещению, если стороны особо предусмотрели такие случаи в договоре.

Следует иметь в виду, что ограниченная ответственность исполнителя распространяется только на случаи ненадлежащего качества выполненных работ. В других случаях действует норма п. 1 комментируемой статьи об ответственности исполнителя за нарушение договора на общих основаниях. Однако в соответствии со ст. 394 ГК стороны могут предусмотреть в договоре случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка).

3. Распространенной мерой защиты интересов сторон договора является расторжение договора. Сторона, чьи интересы при этом нарушены, вправе одновременно с требованием расторжения договора ставить вопрос о возмещении убытков, если установлено существенное нарушение договора другой стороной. В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Существенность нарушения договора, в основу которого положен экономический критерий, определяется судом.

Поскольку режим имущественной ответственности сторон в договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ связан с определенными ограничениями, стороны должны иметь возможность включить в договор условия с указанием обстоятельств, служащих основанием расторжения договора. Речь идет о толковании сторонами признака существенности нарушения договора, исходя из главного признака названных договоров - творческого характера и неопределенности результата работ. Отправной базой здесь будет норма п. 2 ст. 450 ГК, и заложенный в ней экономический критерий может быть уточнен и дополнен применительно к специфике договоров на выполнение названных работ.

 

Статья 778. Правовое регулирование договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится императивная норма о применении к договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ правил из общих положений о подряде (§ 1 гл. 37 ГК). Речь идет о ст. 708 (сроки выполнения работ) и ст. 709 (цена работы). К последствиям неявки заказчика за получением результата работ применяется правило ст. 738 (§ 2 гл. 37 "Бытовой подряд").

Подобная позиция законодателя не вполне логична. В целях экономии законодательного материала и устранения дублирования нарушен системный принцип особенной части обязательственного права. Ведь выполнению названных работ посвящен раздел гл. 38 ГК, не связанный структурно с гл. 37 о подряде. И уж совсем непонятно применение к названным договорам нормы о бытовом подряде. Между тем специфика существенных условий договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ о сроке и цене договора позволяла сформулировать самостоятельные нормы, не отсылая к общим положениям о подряде. Подобная отсылка порождает сомнения, действительно ли договоры, обозначенные в гл. 38, столь отличны от подряда, если существенные условия этих договоров о сроке и цене договора подчинены нормам о подрядных договорах. Это же касается и последствий неявки заказчика за получением результата работ, поэтому аналогия с бытовым подрядом выглядит искусственной и неоправданной.

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится императивная норма о применении к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд правил § 5 гл. 37 "Подрядные работы для государственных нужд", ст. 763-768 ГК. В свою очередь, в ст. 765 ГК говорится, что основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК (гл. 30 "Купля-продажа"; § 4 "Поставка товаров для государственных нужд"). Кроме того, ст. 768 ГК отсылает к применению закона о подрядах для государственных нужд, который еще предстоит принять.

Очевидно, выполнение исследований и разработок для государственных нужд требует самостоятельного регулирования, без применения отсылок к нормам о подряде и поставке товаров. Это подтверждается Законом о науке (ст. 8), где говорится о выполнении исследований и разработок для государственных нужд на основе договоров (контрактов) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции. Вводится понятие обязательного государственного заказа для государственных научных организаций. Поэтому в названной области целесообразна разработка специальных правовых норм с тем, чтобы устранить применение норм о купле-продаже, поставке и подряде.

 

Глава 39. Возмездное оказание услуг

 

Статья 779. Договор возмездного оказания услуг

 

Среди наиболее значимых нововведений, закрепленных в разд. IV кодифицированного гражданского закона, который посвящен отдельным видам обязательств, комментируемая глава занимает своеобразное место. Объясняется это по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, достаточно широким закреплением категории услуг в части первой ГК (ст. 1, 2, 107, 128, 132, 138, 167, 397, 424, 426). Во-вторых, тем, что вслед за регламентацией соответствующих договорных отношений в данной главе в ГК содержится несколько других глав, в которых также сосредоточено регулирование услуг. В-третьих, главе предшествует значительный нормативный материал об отношениях подрядного типа, причем в ней предусматривается возможность применения к договорам возмездного оказания услуг общих положений о подряде (ст. 702-729 ГК) и положений о бытовом подряде, сформулированных в ст. 730 и 739 ГК.

Вместе с тем, как это видно прежде всего из названий и содержания статей комментируемой главы включенные в нее нормы носят преимущественно общий и притом императивный характер. Их цель состоит в регулировании обширного, но четко не ограниченного спектра услуг.

В соответствии со ст. 128 ГК услуги как разновидность определенных действий или определенной деятельности представляют собой особый вид объектов гражданских прав. Роль таких действий и деятельности существенно возрастает в условиях перехода хозяйственного уклада к рыночной экономике.

Первостепенное значение в плане расширения и укрепления сферы услуг и совершенствования ее правового регулирования имеет факт включения рассматриваемой категории в Конституцию. Основополагающими признаются взаимосвязанные, в значительной части воспроизведенные в ст. 1 ГК нормы, содержащиеся в ст. 8 и 74 Конституции.

В силу одной из них наряду с единством экономического пространства в России гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Другие нормы не допускают на территории страны установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом при условии, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Следует отметить, что выделение в системе закрепленных в кодифицированном законе гражданско-правовых соглашений особого типа договора - возмездного оказания услуг - осуществлено в российском правоведении впервые. Корни этого явления уходят в классическое римское право, которому был известен договор найма услуг (locatio-conductio operarum). По такому договору одна сторона (нанявшийся) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (нанимателя) определенные услуги, а наниматель принимал на себя обязательство платить за эти услуги условленное вознаграждение. В отличие от locatio-conductio operis, целью которого было предоставление подрядчиком готового результата работы, договор найма услуг имел своим предметом выполнение отдельных услуг по указанию нанявшегося*(132).

Формулируя приведенное определение договора возмездного оказания услуг, ГК раскрывает (путем включения в скобки) содержание словосочетания "оказать услуги". Для этого закон привлекает такие связанные между собой слова, как "совершить определенные действия" или "осуществить определенную деятельность". Подобный прием, видимо, обусловлен необходимостью разъяснить недостаточно внятно выраженную начальную часть текста п. 1 комментируемой статьи, в которой вслед за названием данного договора повторно использованы слова "оказать услуги".

Иной, более узкий, но также не вполне определенный смысл придает понятию услуг Федеральный закон от 08.12.03 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*(133). В нем это понятие представлено лишь как предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Давая характеристику содержания договора возмездного оказания услуг, порой признают главным его признаком отсутствие вещественной формы оказываемых услуг*(134). Между тем столь категорическое утверждение не согласуется с существом ряда упоминаемых в п. 2 комментируемой статьи отношений. Так, многие договоры оказания услуг связи заключаются по поводу отправления писем, бандеролей, посылок. Одним из условий договора туристического обслуживания чаще всего является предоставление определенных транспортных средств. Число таких примеров можно увеличить за счет иных отношений, например таких, как оказание медицинских услуг по различным видам протезирования.

В п. 2 комментируемой статьи приведен примерный перечень видов договоров, которые подпадают под действие правил данной главы. Однако выявить какую-либо закономерность в последовательности и значимости их расположения не представляется возможным. Наряду с этим здесь же названы номера одиннадцати глав ГК, предусматривающих услуги, на которые упомянутые правила не распространяются.

Среди последних - гл. 37 и 38, соответственно посвященные договорам, которые, как отмечалось, направлены на выполнение работ различного характера. Тем самым едва ли могут быть сомнения в том, что ГК относит подрядные отношения как таковые и выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ к категории услуг в широком смысле.

Из текста комментируемой статьи можно сделать вывод, что к названным видам договора возмездного оказания услуг применяются исключительно правила этой статьи. Между тем каждый из них в той или иной степени получил закрепление и в соответствующих текущих законах, а также в иных специальных нормативных актах.

Обратимся к некоторым из них.

Федеральный закон от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи"*(135) устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации. Закон определяет не только полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, но и права и обязанности физических и юридических лиц, которые участвуют в указанной деятельности или пользуются услугами связи. Под услугами связи понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. В особых главах предусматриваются права пользователей связи, ответственность при осуществлении деятельности в области связи.

В преамбуле Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (в ред. от 07.07.03)*(136) наряду с наиболее общими положениями предусматривается, что он регулирует правоотношения, возникающие между организациями почтовой связи и пользователями услуг данного вида связи. Несомненное значение имеет понятие услуги почтовой связи, конкретизирующее приведенное понятие услуг связи. В развитие этого положения формулируются договорные услуги почтовой связи. Здесь же явно декларативно звучит тезис, согласно которому тарифы на услуги, предоставляемые организациями почтовой связи, устанавливаются на договорной основе. В главе "Права пользователей услуг почтовой связи" выделено положение об их защите Федеральными законами "О почтовой связи", "О связи", гражданским законодательством РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Федеральный закон "О почтовой связи" детально регламентирует ответственность при осуществлении деятельности в этой сфере. Организации связи несут имущественную ответственность перед пользователями услуг за утрату, порчу, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений, за несоблюдение тайны связи, повлекшие за собой причинение ущерба пользователю, в размерах и порядке, определенных законодательством РФ. Организации федеральной службы почтовой связи имеют право изымать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых создает опасность здоровью и жизни работников организаций почтовой связи или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить иным путем.

Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 07.07.03)*(137) предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Упомянутый Закон особо выделяет платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений и платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения. В первом случае учреждения вправе оказывать населению и различным организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Во втором случае учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регламентируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, иные условия.

Своеобразием отличается регулирование туристического обслуживания. Указом Президента РФ от 22.12.95 N 1284 была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации (в ред. от 06.04.2000)*(138). В Концепции констатируется многоотраслевой характер сферы туризма, требующей адекватной по сложности системы управления, обеспечения и регулирования.

Указ признал приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным туристическим организациям в реализации федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации". В числе мер по осуществлению этой цели - создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей широкому опыту и правовой практике.

В качестве таковой нужно рассматривать Федеральный закон от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"*(139). Как сказано в преамбуле Закона, он определяет прежде всего принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации. Однако ни во введении, ни по тексту Федерального закона не упоминается ГК, что повлекло за собой закрепление нечетких и даже противоречивых положений. Так, в ст. 1 в качестве одного из основных понятий дается определение тура как комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия. В то же время в ст. 6 к правам туриста отнесены возмещение убытков и компенсация морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ. Тем самым правовой формой услуг по туристическому обслуживанию признается не что иное, как договор розничной купли-продажи. Это не только не отвечает сущности последнего и туристской деятельности, но и коренным образом искажает соотношение названных категорий.

Отдельным услугам, упомянутым в п. 2 комментируемой статьи, посвящены иные акты, содержащие нормы гражданского права. Некоторые из перечисленных услуг регламентируются специальными постановлениями Правительства РФ. Одним из них, от 06.08.98 N 898, утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг (в ред. от 16.04.01)*(140), разработанные в соответствии с Законом о защите прав потребителей. В Правилах, в частности, указано, что услуги оказываются на основе заключения договора, оформления абонементного обслуживания или путем выдачи жетона, талона, кассового чека, квитанции (что также свидетельствует о заключении договора). К обязанностям исполнителя отнесено предоставление образцов, типовых договоров и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг. В Правилах закреплены и иные обязанности, последствия их нарушения, а также права сторон.

Многие относящиеся к договору возмездного оказания услуг вопросы получили разрешение в постановлении Пленума ВС РФ N 7.

 

Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг

 

Как видно из комментируемой статьи, речь в ней идет только об одном из способов исполнения. Хотя название значительно шире содержания, оно охватывает все элементы надлежащего (в том числе реального) исполнения.

Единственное правило данной статьи, в отличие от двух норм предшествующей, является диспозитивным. По соглашению сторон при определенных обстоятельствах исполнение обязательства возлагается должником на третье лицо. Такая ситуация соответствует требованию ст. 313 ГК, в силу которой исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично; в этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Под обязанностью "оказать услуги лично" следует понимать исполнение конкретного договора без каких бы то ни было посредников независимо от того, является ли должником гражданин или юридическое лицо.

Сходного характера, но императивное правило содержится в ст. 974 ГК (гл. 49 "Поручение"), по которому поверенный обязан лично исполнять данное ему поручение. Исключение составляют случаи, указанные в ст. 976 "Передоверие исполнения поручения", которая в свою очередь отсылает к ст. 187 ГК "Передоверие" гл. 10 "Представительство. Доверенность".

 

Статья 781. Оплата услуг

 

1. Оплата оказанных услуг, как гласит закон, должна последовать в сроки и в порядке, указанные в договоре. Тем не менее некоторые подзаконные акты содержат по этому вопросу положения, не отвечающие смыслу закона. Так, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.08.97 N 1108 Правила предоставления услуг телеграфной связи (в ред. от 14.01.02)*(141) в п. 61 предусматривают, что тарифы на услуги телеграфной связи устанавливаются на договорной основе; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, по отдельным видам услуг телеграфной связи тарифы могут регулироваться государством.

2. Две последующие диспозитивные нормы комментируемой статьи регламентируют отношения, обусловленные создавшейся неосуществимостью исполнения обязательства.

Если такая невозможность наступила по вине заказчика, то он должен оплатить услугу в полном объеме, поскольку иное не предусмотрено законом или данным договором. Другой порядок оплаты услуги определен законом при условии, что невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые стороны не отвечают. На заказчика так же, если иное не предусмотрено законом или договором, возлагается обязанность возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы по исполнению договора (ст. 15 ГК).

Само собой разумеется, что, когда невозможность исполнения возникла по вине исполнителя, он не вправе требовать оплаты услуги. Если же оплата была произведена, исполнитель должен возвратить полученную от заказчика денежную сумму, возместить возникшие убытки и уплатить неустойку в случае, когда она установлена (ст. 330 ГК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.