КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ГруттттЕ г
L гиперактивными, рекомендуется временно не включать их в 'кальные занятия и не стимулировать чтение ими стихотворений. Как показала практика, В качестве основного методического приема слеп использовать реципрокное «дирижирование», ориентирующее ребенка смысловых акцентах внутри синтагм, границах и паузах между синтагма* Это можно сделать, взяв руки ребенка в свои и поочередно легко нажима на них в такт словесному ритму и при этом осуществлять сильное сжатие одной, то другой в местах смысловых акцентов (внутри синтагмы), а в кони каждой синтагмы выдерживать паузу, способную обеспечить рефлекторную смену речевого выдоха вдохом. Например, «гПосадил дед репку, /выросла репка большая-пребольшая/ Стал дед тянуть репку, /тянет-потянет/ вытянуть не можетх£. Все слоги в словах внутри синтагмы сопровождаются поочередным легким нажатием на руки заикающегося, кроме того, на который падает логический акцент. В данном случае в 1 -и синтагме - это слог «ре» в слове «репку», во 2-й синтагме - слог «ша» в слове «пребольшая», в 3-й синтагме - слог «ре» в слове «репку, в 4-й - слог «тя» в слове «тянет», в 5-Й - слог «мо» в слове «может». Логические акценты помечены в тексте апострофами сверху. На следующих этапах коррекцяонной работы заикающийся может осуществлять такую маркировку сам, переплетя пальцы рук и действуя поочередно большими пальцами. Чтобы скрыть используемую внешнюю опору, он может убрать руки за спину и манипулировать ими «тайно», или же сложить их каким-либо другим замаскированным способом. Что касается нормализации мозговых механизмов говорения, то расчет делается на «обратную связь», т.е. воздействие на них через «периферию». Нормально функционирующие органы речевого аппарата и телесные опоры оказывают синхронирукицее влияние на иннервационные системы, снабжающие мышцы половин движущихся органов речи. Предлагаемый методический прием является развитием известных приемов, используемых в работе с детьми, имеющими нарушения ритма речи, в частности, заикающимися. Основные из них - это традиционное плавное маятниковое дирижирование рукой с замедлением темпа произнесения и растягиванием слов, отстукивание, отхлопывание слогов (В-М.Шкловский, 200), пальцевая маркировка ритма (Л. 3. Андронова-Аратюнян) и др. Преимущества реципрокной маркировки скрытого ритма речи с выделением логически ударных фрагментов состоят, на наш взгляд, в том, что такой способ не приводит к появлению сопутствующих навязчивых движений, как, например, при маятниковом дирижировании, а также отстукивании рукой или ногой. В сравнении с пальцевой маркировкой Л.З. Андроновой-Аратюнян большая состоятельность этого метода заключается в задействовании не одной, а обеих рук, что имеет в итоге целью воздействия на обе половины мозговых структур и речевых органов. Кроме того, предлагаемые приемы коррекции существенно продвигают в решении двух других не менее важных задач: 1) позволяют перенести мышечное напряжение с мышц речевого аппарата на мышцы конечностей или других частей тела; 2)обеспечивают смену выдоха вдохом на рефлекторном уровне. оизвольно), т.е. так это происходит в нормальном акте речевого ия. Заметим, что бытующая в логопедической практике инструкция: бери воздух (вдохни) и теперь говори!», кроме вреда, никакой пользы ести не может, поскольку фиксирует произвольное внимание на том, что до природе непроизвольно. Итак в основе описанной нейролингвистической концепции нарушения и оорекции ритма речи лежат: 1) представления о многомерности ритма как психофизиологического и лингвистического явления; 2) констатация разных (Ьорм нарушения ритма речи; 3) понимание мозговых механизмов нарушения плавности и ритма речи как следствие недостаточности функционирования на разных уровнях; 4) вывод об асинхронности, дискоординации в иннервации органов речевого аппарата со стороны мозговых структур; 5) идея координирующего воздействия на мозговые механизмы, обеспечивающие плавность и ритм речи по типу «обратной связи»; 6) возможность введения внешних опор, обеспечивающих перенесение мышечного напряжения с «речевых мышц» на телесные; 7) специфика внешних опор, способных организовывать реципрокно и ритмично организовывать речевой поток, маркировать смысловые акценты и высказывания и обеспечивать непроизвольное речевое дыхание.
Литература 1. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 3947.- 255 с. 2.Визель Т.Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей. В сб. "Диагностика и коррекция речевых нарушений". Спб., 1997, с. 63-73. 2. Визель Т.Г. Значение функциональных интеграции для формирования и нарушения речевой функции. Сб. ст., Изд-во С.П. Университета, 1999, 3. Голод В.И., Мачинская Р.И., Фишман Н.М. Функциональная асимметрия полушарий: норма и патология // Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития.- М.: Наука, 1992.- С. 6 - 39. 4. Kinsbourne М. The development of Cerabral Dominance // Handbook of clinical neurophysiology/Ed.S.Filskov., T-Boll., N.V.Wiley, 1981, P. 399-417. 5. Лурия А.Р. Очерки по психофизиологии письма,- М.Д950.-83 с. 6. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов //Сб. Психологическая наука в СССР,- М.: АПН РСФСР, 1959.-том.1. 7. Фарбер Д.А. Системная организация интегративной деятельности мозга ребенка в нтогенезе// Физиология человека.- 1979.-том 5.- № з.- С.516- 526. 8. Шкловский В.М. Заикание - М, ICE. 1994. - 1994. - 248 с, •Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1957.
Татьяна Григорьевна - доктор психологических наук, Московский психиатрии РФ, ведущий научный сотрудник
Приложение 4
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |