Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие воспитательного процесса




Воспитание

Первый год жизни ребенка

Первый год жизни

Первый год жизни не просто особенный. Это самый главный год в жизни каждого человека. За первый год мы получаем столько информации, сколько не получаем за всю оставшуюся жизнь, причем усвоение этой информации в первый год в десятки раз эффективнее, чем впоследствии. За это время в организме происходит большое количество изменений настолько существенных, что их можно назвать мутациями. Много всего написано о том, насколько важен этот год, и все равно, поверьте, человечество далеко от реальной оценки этой важности.

 

Основной задачей на этот год для ребенка является освоение внутри себя. Я уже коснулся этого вопроса в предыдущей главе. Осталось лишь добавить, что задача родителей как можно меньше мешать ему в этом.

 

Воспитание - это вовсе не то, что обычно им называют. Большинство родителей убеждены в том, что знают, что и как должен делать "человек воспитанный".

Сообразуясь с этим знанием, они формируют определенный набор требований к своему ребенку и предъявляют его частями, по мере наступления подходящего, опять же с их точки зрения, времени. Результат чаще всего плачевный. В принципе ведь всех учат одному - говорить правду, уважать старших, любить ближних и т. д., а вырастает чадо, и начинает врать, хамить и ненавидеть. Откуда он этому научился? Ответ очевиден: это результат вашего воспитания. Ведь больше никто не затратил столько усилий на него.

 

Первый вывод, который я предлагаю сделать: важно не чему мы учим ребенка, а чему он у нас научится в итоге.

 

 

Воспитательный процесс начинается еще в материнской утробе. Это неразрывно связано с общением. Как только поток информации устремляется в сторону выбранного нами объекта, начинается наше воздействие на него с целью преобразования по образу и подобию своему. Естественно, что в ответ мы получаем то же самое. Дальнейшее не поддается никакому описанию. Можно лишь очертить границы процесса и его направленность. Чаще всего все наши действия направлены на снижение трансформирующего влияния на нас и одновременно на усиление собственного такого же влияния на объект взаимодействия. Если объектом воздействия является наш ребенок, мы называем "это" воспитанием, если объект - взрослый человек (муж, жена, мать, отец, брат, сестра, сосед и т. д.), мы говорим, что "пытаемся найти общий язык" или достигнуть взаимопонимания. Так или иначе, но все сводится к одному - острому желанию видеть вокруг себя свои копии и подобия. Конечно же, это "подсознательно", то есть никто не хочет себе и окружающим в этом признаваться.

 

Один из преподавателей военной психологии у нас в академии (ВМА им. С. М. Кирова) говорил в шутку, что "воспитание - это прежде всего питание". Как мы тогда смеялись, думали, шутка. Сейчас я думаю, что этот мужик был просветленным. По крайней мере, родителям, не знающим, как воспитывать своего ребенка, я бы посоветовал руководствоваться этим нехитрым на первый взгляд постулатом.

 

Так что же все-таки делать? Как добиться, чтобы из твоего ребенка выросло что-нибудь путное? Где секрет? Почему все попытки дать своему ребенку приличное воспитание оканчиваются неудачей? Почему сколько ни вдалбливай в голову детям, что плохо, а что хорошо, что следует делать, а что не следует, они все равно предпочитают то, что плохо, и делают то, чего не следует? Думаю, что готовые рецепты не помогут. Предлагаю разобраться вместе и по порядку.

 

Начнем с начала.

 

В воспитании есть две стороны: воспитуемая и воспитывающая. Воспитуемой является, понятное дело, ребенок, а вот насчет воспитывающей стороны меня лично давненько терзают смутные сомнения. Кто же воспитатель? Кто или что оказывает то самое воздействие на психику ребенка, которое заставляет ее менять свою структуру?

 

Нам кажется, что это, конечно же, мы и есть. Но вот какая штука. Некоторые наши действия, совершенные невзначай и однажды, кардинально меняют в ребенке все, а другие, часто и целенаправленно совершаемые с целью добиться хоть каких-нибудь сдвигов, вообще не оставляют следов. Почему так? Еще больше нас расстраивает, когда сказанное случайным гостем слово уничтожает результаты полугодовых усилий.

 

На мой взгляд, ответ может быть один: решающую роль в воспитательном процессе играет восприятие воспитуемого. Именно наше собственное восприятие и является главным нашим воспитателем с первых и до последних минут нашей жизни.

 

Я наблюдал за шестидневным младенцем, который внимательно смотрел за тем, как мать пьет воду из стакана. Это был не просто взгляд. Это было глубокое зондирование. Ребенок настраивался на материнское поле и одновременно с ней буквально проживал это событие всеми своими нервами, мышцами, сосудами. Его мускулатура сокращалась в унисон материнской, мне даже показалось, что ребенок почувствовал прохладу напитка, его вкус на языке и то удовольствие, которое испытала мать при этом. Это был всепроникающий взгляд, но при этом практически незаметный, чистое восприятие без воздействия. Так смотреть умеют только дети до года и просветленные.

 

Это событие перевернуло мое мировоззрение. Я вдруг совсем по-другому взглянул на период новорожденности и на отношения между родителями и детьми в этот период и вообще. Оказывается, в начале знакомства мы являемся объектом изучения со стороны своих собственных отпрысков. У нас они учатся пить, сопеть, бояться и радоваться, злиться и прощать и всему остальному, что мы делаем у них на глазах. Порой мне кажется, что даже во сне они наблюдают за нами. Это и есть истинное воспитание. Если не пытаться прибавить к этому что-нибудь еще, получится весьма недурно. Ведь дети хорошие ученики и, вполне вероятно, в состоянии превзойти своих учителей.

 

В таком воспитании есть и другая сторона. Мы с момента рождения ребенка приобретаем ответственность нового уровня. Ведь наше дитя научится всему, что сможет увидеть и почувствовать. Поэтому, если мы не хотим, чтобы наши дети научились у нас лицемерить и лгать, ненавидеть и завидовать и прочим подобным штукам, нам придется серьезно поработать над собой в определенном направлении. К сожалению, от этой ответственности не скроешься. Они научатся делать все то же самое, что и мы, но только лучше нас. В том числе и то, чего нам не хотелось бы, чтобы они умели делать.

 

Вы спросите: "Так все-таки как нам воспитать из наших детей достойных членов общества?" Не знаю. Ответ на этот вопрос ищут все, но не находит никто. А пока мы ищем, дети растут и, глядя на нас, становятся такими же, как мы. И если родители жили в мире и согласии, если они были счастливы хоть иногда, взрослые уже дети благодарят их за то, что хорошо воспитали. А если было все по-другому, проклинают все эти языковые курсы и кружки, музыкальные школы и хореографии, школы риторики и ораторского искусства. Потому, что не нужно это все человеку, который не может быть счастлив, поскольку в младенчестве не научился, а позже этому уже не научишься.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.