Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недействительность сделок 16 страница




 

Статья 259. Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства

 

Комментируемая статья ограничивает круг организаций, которые могут быть созданы на базе имущества фермерского хозяйства, лишь хозяйственными товариществами и производственными кооперативами. О хозяйственных обществах в данной статье не упоминается. Однако возможность создания на базе крестьянских (фермерских) хозяйств акционерных обществ прямо предусмотрена п. 4 ст. 1 Закона об акционерных обществах. Но если члены фермерского хозяйства захотят создать на базе его имущества, например, общество с ограниченной ответственностью, то органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, могут отказать в регистрации этого общества. В таком случае членам хозяйства придется ликвидировать фермерское хозяйство, а затем создать общество с ограниченной ответственностью в порядке, предусмотренном ст. 87-94 ГК.

По смыслу комментируемой статьи деятельность крестьянского хозяйства в случае создания на его базе товарищества или кооператива прекращается, а имущество, принадлежащее членам хозяйства, передается юридическому лицу. При этом глава хозяйства перестает быть предпринимателем, поскольку он признавался предпринимателем именно как глава фермерского хозяйства после регистрации последнего (п. 2 ст. 23 ГК) и никакой иной самостоятельной предпринимательской деятельности, отличной от деятельности фермерского хозяйства, не осуществлял. Члены же фермерского хозяйства предпринимателями и не признавались. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 66 ГК участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Но вряд ли все бывшие члены фермерского хозяйства будут регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей с тем, чтобы создать полное товарищество. Более реальна ситуация создания товарищества на вере, когда индивидуальным предпринимателем становится, по крайней мере, один из бывших членов хозяйства, а остальные будут участвовать в деятельности такого товарищества в качестве вкладчиков (коммандитистов).

Более целесообразным представляется создание на базе имущества фермерских хозяйств производственных кооперативов, так как при этом гражданам не нужно становиться индивидуальными предпринимателями, да и сама эта организационно-правовая форма является для них привычной. Однако здесь есть другое препятствие: согласно Федеральному закону от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (в ред. от 11.06.03)*(250) в производственном кооперативе должно быть не менее 5 членов - физических лиц. Следовательно, и эта форма подходит не для всех семейных крестьянских хозяйств.

Комментируемая статья не употребляет термин "реорганизация", а имеет в виду создание хозяйственных товариществ и производственных кооперативов на базе имущества фермерского хозяйства, хотя на самом деле речь идет именно о реорганизации в форме преобразования одной организационно-правовой формы в другую, при которой вновь образованная коммерческая организация становится правопреемником фермерского хозяйства. И это в равной степени относится как к фермерским хозяйствам с правами юридического лица, созданным до введения в действие ГК, так и к хозяйствам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица. На первые распространяются положения ст. 57-60 ГК о реорганизации юридических лиц. Что касается вторых, то они также должны руководствоваться названными статьями, так как согласно п. 3 ст. 23 ГК к предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица могут применяться нормы ГК, касающиеся юридических лиц.

Особое значение нормы комментируемой статьи имеют для так называемых групповых или партнерских фермерских хозяйств, которые были организованы по Закону РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" лицами, не состоящими в родственных отношениях. Для них создание на базе имущества фермерского хозяйства коммерческой организации будет являться способом приведения статуса фермерского хозяйства в соответствие с ГК.

В заключение отметим, что согласно Закону о фермерском хозяйстве фермерские хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с ранее действовавшим законом, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

 

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

 

Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи раскрывает содержание права распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, путем указания видов сделок, которые собственники вправе совершать со своими земельными участками при условии, если соответствующие земельные участки не исключены из оборота или не ограничены в обороте. В соответствии со ст. 129 ГК (см. коммент. к этой статье) объекты, изъятые из оборота, в том числе земельные участки, должны быть прямо указаны в законе.

Пункт 2 ст. 27 ЗК предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. ЗК содержит исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами. К таким объектам, в частности, относятся: государственные природные заповедники и национальные парки; здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды; объекты организаций федеральной службы безопасности и т.д.

В соответствии со ст. 129 ГК (см. коммент. к этой статье) к ограниченно оборотным объектам относятся такие объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Виды указанных объектов определяются в порядке, установленном законом. ЗК несколько по иному определяет ограниченно оборотоспособные земельные участки, предусматривая, что содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК и федеральными законами. К земельным участкам, ограниченным в обороте ЗК (ч. 2 п. 2 ст. 27) относит такие земельные участки, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ЗК содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27). К ним, в частности, относятся земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников; объектами архео-логического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности и т.д.

ЗК не указывает виды земельных участков, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, а также виды земельных участков, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Вместе с тем следует отметить, что действующее законодательство определяет круг субъектов, которым могут принадлежать земельные участки определенного целевого назначения. Так, в соответствии со ст. 3 Закона о фермерском хозяйстве право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Из данной нормы вытекает, что участниками оборота земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть лишь указанные лица.

В земельном законодательстве содержится ряд правил, в соответствии с которыми может совершаться оборот земельных участков. Такие правила, на наш взгляд, также можно рассматривать как ограничение их оборотоспособности.

К таким правилам в первую очередь относится недопущение изменения целевого назначения продаваемого земельного участка. Об этом, в частности, говорится в ст. 1 Закона об обороте земель.

Применительно к землям несельскохозяйственного назначения (поселений, промышленности и др.) действующее законодательство прямо не содержит особых правил совершения сделок с указанными участками. Однако из толкования ряда норм земельного законодательства можно сделать вывод, что такие правила существуют. В частности, поскольку земли городов и иных поселений могут использоваться только в соответствии с генеральными планами, проектами планировки и застройки, постольку и оборот этих земель также должен производиться в соответствии с указанными документами. Применительно к обороту земель городов и иных поселений это означает, что земли, отнесенные соответствующими планировочными документами к землям жилой застройки, не могут быть проданы для промышленного строительства.

2. Земельное законодательство предусматривает следующие категории земель, выделяемые по их целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Категория земель указывается в государственном земельном кадастре, в регистрационной (поземельной) книге, в постановлениях о предоставлении земли, в договорах, оформляющих сделки с земельными участками, в документах, подтверждающих права на землю.

Закон возлагает обязанность на всех субъектов права частной собственности - граждан и юридических лиц - использовать земельные участки строго по целевому назначению. За нарушение данной обязанности виновные лица могут быть подвергнуты штрафу, налагаемому в административном порядке (ст. 8.8 КоАП), а также лишены прав на земельный участок (см. коммент. к ст. 285-287).

 

Статья 261. Земельный участок как объект права собственности

 

1. Земельный участок как объект права собственности строго индивидуализирован. Он имеет границы, площадь и местоположение. Эти сведения содержатся в государственном земельном кадастре и в документах, удостоверяющих право собственности на земельный участок.

Территориальные границы земельного участка могут изменяться в результате сделок с землей, например при продаже части земельного участка либо его дарении. Все эти изменения должны быть внесены в кадастровую документацию.

2. Конституция (ст. 9) допускает право частной собственности не только на землю, но и на иные природные объекты. Однако действующее законодательство не предусматривает права частной собственности на ряд природных объектов. Так, в соответствии со ст. 19 ЛК лесной фонд находится в федеральной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

В частной собственности может находиться только не входящая в лесной фонд древесно-кустарниковая растительность (защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения, деревья и группы деревьев на приусадебных и дачных участках), которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу (ст. 20 ЛК).

В соответствии со ст. 40 Водного кодекса в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

В соответствии со ст. 1.2 Закона о недрах недра являются государственной собственностью.

3. Законодательство о недрах весьма ограничивает собственника земельного участка в использовании полезных ископаемых. В соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ только добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном законодательными актами субъектов РФ. В отношении же использования иных полезных ископаемых введена жесткая процедура лицензирования.

Что касается использования воздушного пространства, то законодательство в основном регулирует выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, которые допускаются лишь на основании специального разрешения.

 

Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

 

1. Земли общего пользования, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются основной частью земель городов и иных поселений. Они состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, сады, бульвары, пляжи) и т.д.

Такие же земельные участки находятся и в составе земель лесного фонда. Статья 86 ЛК разрешает гражданам пребывать в лесах (а, следовательно, и на землях лесного фонда) для сбора для собственных нужд дикорастущих плодов и ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья, участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов и иных нарушений.

Земельные участки общего пользования могут также находиться и в составе земель рекреационного назначения. В первую очередь это земли за пределами городской черты, занятые лесопарками и другими зелеными насаждениями, являющиеся местом отдыха населения.

На землях особо охраняемых территорий также могут находиться земельные участки общего пользования, занятые дорогами, проездами, автомобильными стоянками и т.д.

На земельных участках общего пользования могут находиться водные объекты общего пользования для купанья, катания на лодках, водопоя скота и т.д. При этом местная администрация может устанавливать места, где в целях охраны жизни и здоровья граждан указанные виды общего водопользования могут быть запрещены.

2. Если в п. 1 комментируемой статьи речь шла в основном о земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, то в п. 2 речь идет о земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц.

Лица, проходящие через земельный участок собственника, не должны причинять последнему ущерб и беспокойство. Если понятие "ущерб" выражается в четких юридических категориях - ущерб может быть возмещен собственнику в порядке, установленном законом, то "беспокойство" - более размытое понятие. Возможно, что беспокойство может быть связано с шумом, проходом одновременно большими группами людей и т.д. Таким образом, собственник сам определяет, какие факторы причиняют ему беспокойство при проходе через его участок, и вправе действовать в соответствии со ст. 304 ГК (см. коммент. к этой статье).

 

Статья 263. Застройка земельного участка

 

1. Любое строительство на земельном участке, находящемся в собственности юридических и физических лиц, осуществляется при соблюдении градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Застройка земельных участков в поселениях регулируется Градостроительным кодексом.

2. Комментируемая статья допускает случаи, когда собственник земельного участка может не быть собственником здания, сооружения и иного имущества, созданного им для себя. Эти случаи устанавливаются законом или договором.

В соответствии со ст. 113-115 ГК имущество не принадлежит юридическим лицам на праве собственности, когда таковыми являются государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Однако указанные юридические лица не могут быть и субъектами права собственности на землю.

Что касается случаев, когда собственник земельного участка не является собственником недвижимости, создаваемой им для себя, в соответствии с договором, то таковым, в частности, может быть возникновение права собственности у займодавца или кредитора, предоставившего кредит собственнику земельного участка при невыполнении им обязательств по соответствующему договору, если указанное условие предусмотрено договором. При этом в договоре должно быть предусмотрено право пользования созданным недвижимым имуществом собственником земельного участка.

Самовольной постройкой, произведенной собственником земельного участка, в соответствии со ст. 222 ГК признается любое недвижимое имущество, созданное на земельном участке без получения необходимых разрешений или с существенными нарушениями строительных норм и правил (см. коммент к ст. 222). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, и самовольная постройка подлежит сносу собственником земельного участка либо за его счет.

 

Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

 

1. Земельные участки могут принадлежать физическим и юридическим лицам не только на праве собственности, но и на иных правах. Комментируемая статья говорит о таких правах, как постоянное и срочное пользование, в том числе и аренда. На указанных правах земельные участки передаются юридическим и физическим лицам их собственниками. Из данной статьи вытекает: 1) в постоянное и срочное пользование, в том числе и в аренду, с земельными участками может предоставляться и находящаяся на них недвижимость; 2) к собственникам относятся как государственные и муниципальные образования, так и юридические и физические лица.

Таким образом, на основании данной статьи в постоянное бессрочное пользование могут передаваться не только земельные участки, но и иные виды недвижимого имущества. Следовательно, постоянное пользование является одной из разновидностей вещных прав не только на земельные участки, но и на иную недвижимость. Однако ст. 216 ГК, посвященная вещным правам лиц, не являющихся собственниками, упоминает о таком вещном праве, как право постоянного пользования только применительно к земельным участкам. Иных статей, посвященных раскрытию содержания права постоянного пользования на иную недвижимость, в ГК нет. Следовательно, можно сделать вывод, что содержание права постоянного пользования недвижимостью идентично содержанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Из комментируемой статьи следует, что земельные участки могут предоставляться в постоянное пользование как из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности так и из земель, находящихся в частной собственности. ЗК (ст. 20) предусматривает право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками только применительно к землям, находящимися в государственной и муниципальной собственности. В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Федеральный закон от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 07.07.03)*(251) предусматривает обязательное переоформление права постоянного (бессрочного) пользования некоторыми юридическими лицами на право аренды или приобретение земельного участка в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. (п. 2 ст. 3). Гражданам участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Те граждане, которые имеют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести соответствующий земельный участок в собственность однократно бесплатно при взимании лишь сборов, установленных федеральными законами (подп. 2 и 5 ст. 20 ЗК). В соответствии со ст. 268 ГК (см. коммент. к этой статье) земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут предоставляться как юридическим лицам (независимо от их организационно-правовых форм), так и гражданам (о коллизиях норм ГК и ЗК см. коммент. к ст. 267).

ЗК не содержит запрета на такую сделку как предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, не могут быть только земельные участки, изъятые из оборота. Отсюда можно сделать вывод, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности земельные участки, вправе передавать их в постоянное (бессрочное) пользование.

ЗК предусматривает такие виды срочного пользования земельными участками, как аренда (ст. 22) и безвозмездное срочное пользование (ст. 24). При этом земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование лишь государственным и муниципальным учреждениям, государственным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления.

К одному из видов безвозмездного срочного пользования ЗК (п. 2 ст. 24) относит такой вид пользования земельными участками, как пользование служебными наделами. Такие наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным работникам предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного и охотничьего хозяйства, как правило, на время работы, в связи с которой они выделены. При этом в земельном законодательстве определены основания сохранения прав на служебный надел по окончании указанного срока.

2. Земельное законодательство устанавливает права и обязанности по использованию земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов (ст. 41, 42 ЗК). К ним, в частности, относится: право использовать находящиеся на земельном участке иные природные ресурсы в соответствии с законодательством РФ; возводить жилые, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка, его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Указанные лица обязаны использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования иными природными объектами, расположенными на земельном участке, и т.д.

3. Пункт 3 комментируемой статьи не допускает распоряжения земельным участком лицами, не являющимися их собственниками, за исключением случаев, установленных законом или договором. ГК (см. ст. 267, 270 и коммент. к этим статьям) предоставляет землепользователям и землевладельцам право ограниченного распоряжения земельными участками.

Что касается арендаторов земельных участков, то в соответствии со ст. 22 (подп. 5, 6, 9) ЗК они имеют более широкие права по распоряжению земельными участками по сравнению со ст. 615 ГК. Так, арендатор земельного участка, находящегося в частной собственности, вправе передать свои права и обязанности третьему лицу в пределах срока договора аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если иное не предусмотрено договором аренды. Лицо, арендующее земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, на срок более чем 5 лет, вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

 

Статья 265. Основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком

 

Право пожизненного наследуемого владения как вещное право впервые было введено Основами законодательства о земле Союза ССР и союзных республик от 28.02.90 в условиях, когда право частной собственности на землю не существовало.

Введение права частной собственности на землю сделало излишним существование права пожизненного наследуемого владения как особой разновидности вещных прав. Поэтому Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"*(252) право пожизненного наследуемого владения из ЗК РСФСР было исключено. Однако в других федеральных законах это право сохранилось.

Федеральный закон от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в ред. от 21.03.02)*(253) определяет, что в определенных зонах земельные участки могут предоставляться для указанных целей на праве пожизненного наследуемого владения, что фиксируется в соответствующих схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, дачных и огороднических объединений.

В соответствии с ЗК (ст. 21) предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного Закона не допускается. Земельные участки, предоставленные гражданам на указанном праве до введения в действие ЗК, сохраняются. При этом граждане, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность бесплатно, но лишь однократно.

 

Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

 

1. Владелец земельного участка имеет право владения земельным участком, т.е. правом фактического обладания данным участком. Это означает, что земельный участок, находящийся в пожизненном наследуемом владении, имеет границы, местоположение, размеры, т.е. земельный участок индивидуально определен и отграничен на местности от соседних земельных участков.

Границы земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении, зафиксированы в соответствующей документации.

Владелец земельного участка обладает также правом хозяйственного использования земельного участка в строгом соответствии с его целевым назначением, указанным в документе, подтверждающем право пожизненного наследуемого владения соответствующим участком (см. коммент. к ст. 264).

2. Комментируемая статья устанавливает общее правило, согласно которому владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, строения и сооружения и создавать иное недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Одновременно данная статья указывает на возможность установления законом таких условий пользования земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, когда землевладелец не вправе возводить на данном участке здания, сооружения и иную недвижимость.

Действующее земельное законодательство не содержит прямого запрета на возведение зданий, строений и сооружений на указанных земельных участках, ибо возможность (или невозможность) строительства на земельных участках определяется их целевым назначением. В действующем законодательстве содержится лишь указание на виды сооружений, которые могут быть возведены на соответствующем земельном участке. Так, на основании подп. 4 п. 1 ст. 19 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на огородном земельном участке возможно возведение лишь некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений.

 

Статья 267. Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении

 

1. Владелец земельного участка имеет ограниченное право распоряжения земельным участком. Он имеет право совершать лишь два вида сделок: сдавать земельный участок в аренду или в безвозмездное срочное пользование. Данная статья расширяет права распоряжения земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, по сравнению с ранее действовавшей статьей ЗК РСФСР, предоставляя землевладельцу указанные права.

Передача земельного участка в аренду или в безвозмездное срочное пользование осуществляется на основании договора, подлежащего регистрации в специально уполномоченных на то государственных органах. Основные условия договора аренды земельных участков, находящихся в собственности, и земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении, идентичны, за исключением права арендатора земельного участка, находящегося в пожизненном наследуемом владении, на его покупку.

2. На основании п. 2 ст. 21 владелец земельного участка не вправе совершать с земельным участком сделки: продавать данный участок, передавать его в залог, обменивать или дарить. Владелец земельного участка лишен также права передавать земельный участок в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ. Он вправе только передать земельный участок по наследству.

Таким образом, здесь возникает коллизия между комментируемой статьей и соответствующей статьей ЗК. По смыслу п. 3 ст. 3 ЗК разрешение данной коллизии может быть основано на содержащемся в нем положении, в соответствии с которым имущественные отношения по распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, земельным законодательством. Иными словами, здесь законодатель устанавливает верховенство земельного законодательства над гражданским, видимо, основываясь на принципе приоритета специального закона над общим. Однако, как представляется, применение указанного принципа в данном случае не обосновано, поскольку критерий разграничения общих и специальных законов определяется спецификой субъекта регулируемых отношений или их объектом. В рассматриваемом случае нет ни того и ни другого, ибо указанные статьи ГК и ЗК регулируют абсолютно идентичные отношения. Думается, что приведенная коллизия может быть разрешена только путем внесения соответствующих изменений в ГК или в ЗК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.