КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Недействительность сделок 17 страница
Статья 268. Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется как гражданам, так и юридическим лицам. Однако, как отмечалось (см. коммент. к ст. 264) в соответствии с ЗК гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются (о коллизиях норм ГК и ЗК см. коммент. к ст. 267). Такая же норма содержалась и в ЗК РСФСР. В качестве одного из основания возникновения указанного права комментируемая статья предусматривает решение государственного или муниципального органа. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа государственной власти, осуществляющего от имени Российской Федерации право собственности на землю; из земель субъектов РФ - по постановлению уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего право собственности субъекта РФ на землю; из земель, находящихся в муниципальной собственности, - на основании решения органа местного самоуправления. Но на основании п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляют органы местного самоуправления, если законодательством не установлено иное. Порядок распоряжения такими землями может быть определен Правительством РФ. Правительство РФ приняло постановление от 07.08.02 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю"*(254). В данном Постановлении обращается особое внимание на роль Минимущества России (его территориальных органов), призванного осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случаях: предоставления земельных участков органу государственной власти РФ, государственному учреждению, федеральному казенному предприятию; предоставления земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, и т.д. 2. Вторым способом возникновения права постоянного (бессрочного) пользования является приобретение указанного вещного права при переходе права собственности на здания, сооружения и иное недвижимое имущество, расположенные на земельном участке, принадлежащем прежнему собственнику недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования (см. коммент. к п. 2 ст. 271). 3. В порядке правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования на основании п. 1 ст. 20 ЗК может перейти только к государственным и муниципальным предприятиям и к федеральным казенным предприятиям. При преобразовании юридического лица путем изменения его организационно-правовой формы, не подпадающей под указанные выше, право постоянного (бессрочного) пользования на основании п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть переоформлено на право аренды, либо земельный участок может быть приобретен в собственность по желанию нового юридического лица до 1 января 2004 г.
Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного пользования
1. Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке. Права и обязанности пользователей земельных участков четко определены в законе. Они имеют право: самостоятельно хозяйствовать на земле; использовать в установленном порядке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды; возводить различного рода производственные и иные строения и сооружения. Землепользователи обязаны эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, не нарушать прав других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами; вести любое строительство, руководствуясь строительными нормами и правилами по согласованию с архитектурными, градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. 2. Комментируемая статья закрепляет право собственности лиц, которым земельный участок предоставлен в постоянное пользование, на иное недвижимое имущество, созданное этими лицами для себя. При этом из контекста данной статьи следует, что это правило распространяется на всех юридических и физических лиц, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Однако из этого правила имеются исключения, поскольку любое имущество государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений находится у указанных юридических лиц не на праве собственности, а на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления (ст. 113-115, 120, 296 ГК). Имея в виду, что земельные участки предоставляются в постоянное пользование указанным выше предприятиям и учреждениям, вряд ли корректно определять их право собственности на имущество, исходя из прав на земельный участок. К указанному правилу не может быть применен также и п. 2 ст. 298 ГК, который указывает, что имущество, приобретенное за счет доходов от соответствующей деятельности учреждения, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на самостоятельном балансе, поскольку здесь не определено, что данное имущество становится собственностью учреждения и данная статья находится в разделе, посвященном праву хозяйственного ведения и праву оперативного управления.
Статья 270. Распоряжение земельным участком, находящимся в постоянном пользовании
Комментируемая статья устанавливает ограниченное право распоряжения земельным участком, переданным в постоянное пользование, предоставляя право соответствующему лицу передавать этот участок в аренду или в безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка. Учитывая, что п. 1 ст. 264 (см. коммент. к этой статье) предоставляет право всем собственникам - юридическим и физическим лицам, государственным и муниципальным образованиям - передавать земельные участки в постоянное бессрочное пользование, то необходимо согласие на передачу указанных земельных участков в аренду либо в безвозмездное срочное пользование как юридических и физических лиц, так и соответствующих органов, осуществляющих от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образования право собственности на землю. Комментируемая статья допускает лишь два вида сделок с земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования. Комментируемая статья не предусматривает для постоянного пользователя земельным участком права передать этот участок или само право постоянного (бессрочного) пользования в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества и общества. Если комментируемая статья предоставляет право лицу, имеющему земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного распоряжения с согласия собственника, то ЗК не разрешает пользователям земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, распоряжаться ими. Здесь имеет место неоправданная коллизия норм гражданского и земельного законодательства (см. коммент. к ст. 267), тем более что федеральное казенное предприятие вправе с согласия собственника распоряжаться закрепленным за ним имуществом (см. коммент. к ст. 297).
Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило, согласно которому собственник недвижимости, расположенной на земельном участке, должен иметь право на соответствующий участок. Вид права (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование и т.д.) устанавливается решением о предоставлении земельного участка, если он находится в государственной или муниципальной собственности, либо договором, если земельный участок является объектом права частной собственности. Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством решение соответствующих органов о предоставлении земельных участков должно содержать вид права, на котором данный участок предоставляется тому или иному лицу, видимо, абз. 2 п. 1 комментируемой статьи рассчитан на те случаи, которые могут встретиться на практике, когда в решении соответствующих органов не указан вид права, на котором земельный участок был предоставлен собственнику недвижимости. Однако в ЗК установлено иное правило, определяющее право собственника недвижимости на земельный участок. Применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, ЗК (ч. 2 ст. 36) предусматривает, что собственники недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды (о коллизии норм ГК и ЗК см. коммент. к ст. 267). 2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит общее правило о том, что при переходе права собственности на недвижимость (независимо от способа перехода), находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает тот же вид права на земельный участок, что и прежний собственник недвижимости. Применительно к продаже недвижимости такое правило содержится в абз. 2 п. 3 ст. 552 ГК. Например, если прежний собственник недвижимости имел земельный участок на праве аренды, то к новому ее собственнику переходит это же право. Если же прежнему собственнику недвижимости принадлежало право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, то к новому ее собственнику переходит такое же право. Однако последний пример может относиться лишь к случаям, когда земельный участок, на который продавец имел право постоянного (бессрочного) пользования, принадлежал иному лицу на праве частной собственности (см. коммент. к ст. 264). В том случае, если земельный участок, принадлежавший продавцу недвижимости, находился в государственной или муниципальной собственности, действует иное правило. В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже недвижимости, расположенной на земельных участках, предоставленных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, указанное право подлежит переоформлению на право аренды, или земельные участки должны быть приобретены в собственность по выбору покупателей недвижимости.
Статья 272. Последствия утраты собственником недвижимости права
1. Комментируемая статья посвящена балансу интересов собственника недвижимости и собственника земельного участка, на котором расположена данная недвижимость, принадлежащая другому лицу. Разрыв в правах на недвижимость и на земельный участок, на котором находится данная недвижимость, чреват для ее собственника негативными последствиями, приводящими в конечном счете к возможной утрате объекта собственности. Заключая договор на срочное пользование земельным участком, собственник недвижимости должен эти последствия предвидеть. В связи с этим при заключении договора о праве на земельный участок - договора аренды либо договора о срочном безвозмездном пользовании - следует решить вопрос о правах и обязанностях собственника недвижимости при прекращении прав на землю. В частности, в договоре может быть закреплено право собственника недвижимости на получение ее стоимости по цене, существующей на момент прекращения права на земельный участок, от собственника земельного участка при переходе к последнему права собственности на недвижимость. И наоборот, в договоре может быть предусмотрена обязанность собственника недвижимости освободить земельный участок от недвижимости и привести его в первоначальное состояние. Закрепление в договоре прав и обязанностей собственника недвижимости при прекращении прав на землю особенно важно, если земельный участок предназначается для последующей застройки. 2. В том случае, если при заключении договора стороны не пришли к соглашению о правах на недвижимость при прекращении прав на землю, они могут обратиться в суд, который определит последствия прекращения прав на земельный участок, которые и должны быть включены в договор. Если стороны при заключении договора аренды или безвозмездного срочного пользования вообще не оговорили последствий, наступающих для собственника недвижимости при прекращении права на земельный участок по истечении срока или по иным указанным в договоре основаниям, и у них возник спор о судьбе недвижимости, расположенной на земельном участке, они также имеют право обратиться в суд. В обоих случаях суд может вынести решения о правах на земельный участок собственника недвижимости либо о правах собственника земельного участка на недвижимость. В частности, суд может признать право собственника недвижимости на земельный участок, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости.
Статья 273. Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений
При переходе права собственности на здания и сооружения, принадлежащие собственнику земельного участка, к новому собственнику указанной недвижимости может перейти право собственности земельным участком, либо земельный участок может ему быть сдан в аренду или в безвозмездное срочное пользование, либо предоставлен в постоянное пользование. Переход этих прав оформляется путем заключения соответствующего договора, заключаемого между собственником земельного участка и новым собственником недвижимости. Данная норма носит диспозитивный характер, так как она дает возможность собственнику земельного участка, являющемуся собственником недвижимости, определить тот вид права, на котором этот участок передается новому собственнику недвижимости. ЗК (п. 4 и 5 ст. 35) содержит императивную норму, в соответствии с которой отчуждение недвижимости, находящейся на земельном участке и принадлежащей одному лицу, как правило, проводится вместе с земельным участком. Представляется, что указанная норма неоправданно ограничивает права собственника земельного участка, гарантированные Конституцией (ст. 36). О коллизии норм ГК и ЗК см. коммент. к ст. 267. Комментируемая статья гарантирует новому собственнику недвижимости переход права собственности на земельный участок или его часть, на которых расположена недвижимость, если в договоре о переходе права собственности на недвижимость не оговорены права нового собственника недвижимости на земельный участок.
Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении. ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23). Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это в свою очередь делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст. 131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК. 2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако, хотя установление сервитута юридически не лишает лица пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которыми проходят те или иные линии коммуникации. 3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК). 4. Комментируемая статья и п. 6 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерность платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК). В случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившего публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).
Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок
1. Если земельный участок обременен сервитутом, то при переходе данного земельного участка к другому лицу сервитут сохраняется. При этом необходимо перезаключение договора с лицом, к которому перешли права на землю. В соответствии с п. 3 ст. 37 ЗК при продаже земельного участка, обремененного сервитутом, его покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. При передаче в аренду земельного участка, обремененного сервитутом в договоре аренды должно быть упомянуто об обременении данного участка сервитутом, что в свою очередь должно быть учтено при установлении размера арендной платы. 2. Комментируемая статья (п. 2) запрещает куплю-продажу, залог, а также передачу сервитута лицам, не являющимся собственниками имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
Статья 276. Прекращение сервитута
1. В п. 1 комментируемой статьи определено, что сервитут может быть прекращен по инициативе собственника в случае отпадения оснований, по которым он установлен. Это означает, что, если лицо, в пользу которого установлен сервитут, объективно может удовлетворить свои потребности другим образом (например, проложена новая дорога, возможны иные пути водоснабжения и т.д.), в этих условиях собственник участка имеет право поставить вопрос о прекращении сервитута. 2. Комментируемая статья дает право собственнику земельного участка ставить вопрос в судебном порядке о прекращении сервитута, если таковой препятствует использованию земельного участка в соответствии с его назначением. Принимая во внимание, что установление сервитута оформляется соглашением, фиксирующим условия пользования соответствующим земельным участком, которые не должны являться препятствием для его использования по основному целевому назначению, лицо может ставить вопрос о прекращении сервитута в том случае, если данные условия не выполняются либо если наступили новые обстоятельства, при которых обременение сервитутом не дает возможности использовать земельный участок по целевому назначению.
Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений
Сервитут, т.е. право ограниченного пользования чужим имуществом, может быть установлен не только применительно к земельным участкам, но и по отношению к иному недвижимому имуществу - зданиям, строениям и сооружениям. По смыслу комментируемой статьи, к обременению сервитутами иной недвижимости применяются правила, содержащиеся в ст. 274-276 ГК. Учитывая, что данный раздел посвящен праву собственности и иным вещным правам только на землю, комментируемая статья должна была бы быть включена в раздел, посвященный вещным правам на иное имущество, и в ней следовало бы установить: обременяется ли сервитутами недвижимость, находящаяся только в собственности, либо принадлежащая лицам на иных вещных правах; виды сервитутов и т.д.
Статья 278. Обращение взыскания на земельный участок
Комментируемая статья разрешает обращать взыскание на земельный участок по обязательствам его собственника. Это означает, что взыскание может быть обращено лишь на земельный участок, принадлежащий лицу на праве собственности. Логически из комментируемой статьи вытекает, что на земельный участок, находящийся в пожизненном наследуемом владении либо в бессрочном пользовании, взыскание обращено быть не может.
Статья 279. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд
1. При необходимости использования земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности, для государственных и муниципальных нужд такой участок может быть изъят у собственника путем выкупа, т.е. с уплатой собственнику соответствующей стоимости данного участка в соответствии со ст. 281 ГК (см. коммент. к этой статье). ЗК (ст. 49) предусматривает, что изъятие, в том числе выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях, связанных: с выполнением международных обязательств Российской Федерации; с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов; с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами. При этом принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по решению суда (ст. 55). Из положения комментируемой статьи о том, что выкуп земельных участков в зависимости от того, для чьих нужд они изымаются, осуществляется Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием, можно сделать вывод, что выкупная цена выплачивается из средств соответствующих бюджетов. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится по решению исполнительных органов власти. Комментируемая статья предусматривает, что указанные решения принимаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ. Отсюда вытекает, что если земельный участок необходим для федеральных нужд, то решение об его изъятии (выкупе) принимается федеральным органом исполнительной власти. Если земельный участок необходим для нужд субъектов РФ и муниципальных образований, то решение принимается исполнительным органом власти субъекта РФ. Исходя из содержания данной статьи, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд. Следовательно, при необходимости изъятия земельного участка для муниципальных нужд органы местного самоуправления должны обращаться в государственный орган исполнительной власти субъекта РФ о принятии соответствующего решения. Комментируемая статья предусматривает, что государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, определяются земельным законодательством. Действующее земельное законодательство пока не определило конкретных органов государственной власти, уполномоченных принимать указанные решение. ЗК (ст. 9 и 10) указывает лишь, что изъятие земель для нужд Российской Федерации и для нужд субъектов РФ является прерогативой соответственно Российской Федерации и ее субъектов. Статья 11 ЗК относит к полномочиям органов местного самоуправления изъятие земель для муниципальных нужд. Принимая во внимание норму комментируемой статьи, не дающую права органам местного управления принимать указанные решения, и во избежании коллизии данной нормы со ст. 11 ЗК целесообразно следовать указанному выше правилу, в соответствии с которым органы местного самоуправления принимают решение об обращении в органы исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием необходимости принятия решения об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд. Как правило, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъятию и предоставлению земельных участков. Изъятие земельных участков с целью их последующего предоставления для строительства проходит две стадии: стадию предварительного согласования места размещения объекта и стадию принятия уполномоченным государственным органом решения об изъятии земельного участка. На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться суд. Таким образом, при решении вопроса об изъятии земельного участка собственник может искать защиты в суде в первую очередь на стадии предварительного согласования места размещения объекта, т.е. до принятия окончательного решения об изъятии (выкупе) земельного участка. 3. В качестве одной из важных гарантий прав собственника земельного участка применяется его письменное уведомление об этом органом, принявшим решение об изъятии. С учетом указанного выше порядка изъятия земельного участка это практически означает, что земельный участок может быть изъят у собственника только через год после принятия соответствующего решения. Но в соответствии с действующим порядком изъятия земель для государственных и муниципальных нужд собственник практически уведомляется об этом раньше принятия решения об изъятии земельного участка, а именно на стадии предварительного согласования. В связи с этим принципиальное правило о том, что изъятие земельного участка у собственника может иметь место не ранее чем через год после его уведомления, следует увязать со стадией предварительного согласования места размещения объекта. 4. Комментируемая статья допускает изъятие части земельного участка только с согласия его собственника. Следовательно, при отсутствии такого согласия соответствующий орган даже не вправе обратиться в суд. Таким образом, если собственник не согласен с изъятием части его участка, которая крайне необходима для государственных и муниципальных нужд, то тогда может быть поставлен вопрос об изъятии всего земельного участка по изложенной процедуре, включая и судебное рассмотрение спора. 5. ЗК (ст. 63) предоставляет собственнику земельного участка ряд дополнительных к п. 3 комментируемой статьи гарантий, к которым относится следующее. Изъятие земельных участков для указанных нужд, в том числе путем их выкупа, осуществляется после: предоставления по желанию лиц, у которых изымаются земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды; возмещения рыночной стоимости земельного участка, если ему бесплатно не предоставлен в собственность равноценный земельный участок.
Статья 280. Права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд
Комментируемая статья предоставляет право собственнику, чей участок подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, в течение определенного времени владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование данного участка по целевому назначению. При этом собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (см. коммент. к ст. 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |