КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое государство и гражданское общество
О ПОЛИТИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Термины Государственный орган. Государственный служащий. Компромисс. Консенсус. I Что такое политика? 2 Какова структура политической системы? Почему государство является главным институтом политической системы? 4 Какую роль играют в ней политические партии? 5 Что такое политические нормы? В чем суть культурно-идеологического и коммуникативного элементов политической системы? Перечислите основные признаки понятия «политическая система», сформулируйте его определение. ЗАДАНИЯ В 1906—1910 гг. в России была проведена П. А. Столыпиным аграрная реформа. Правильно ли назвать эту реформу политикой царского правительства? Аргументируйте свой ответ, опираясь на понятие «политика».
Представьте ситуацию: вы разговариваете с товарищем и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте? Правильно ли следующее утверждение: «Политическая власть — это способность управляющих подчинять своей воле управляемых»? Свой ответ аргументируйте. Правильно ли, на ваш взгляд, определение: «Политика — это отношения между классами, социальными группами и слоями в пределах данного государства (внутренняя) и между государствами (внешняя)»? Свой ответ обоснуйте. Можно ли, с вашей точки зрения, разрешить противоречия, существующие в «горячих точках» России по принципу большинства? Ответ аргументируйте. Приведите примеры, доказывающие необходимость совместного поиска решения подобных социальных и национальных конфликтов. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». ПЕРИКЛ (490—429 гг. до н. э.), афинский государственный деятель. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону». АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гг. до н. э.), древнегреческий философ. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей». Ф. НИЦШЕ (1844—1900), немецкий философ. Почему люди хотят жить в правовом государстве? Какими правами обладает каждый человек и как он может их защитить? Каким образом гражданин может повлиять на развитие гражданского общества и как в нем организована публичная власть? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОС: Право в системе социальных норм. Государственная власть, как мы выяснили, располагает большими возможностями осуществлять принуждение в отношении любого гражданина, она может встать над обществом, подчинить его себе. (Приведите примеры из истории нашей страны и других стран.) Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу. признаки правового государства Вдумайтесь в словосочетание «правовое государство»: на первом месте в нем — право, на втором — государство. В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства. Верховенство права (закона) в обществе как главный признак правового государства предопределяет прочие его признаки и предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан. Например, в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголовное дело против министра экономики за неуплату налогов, в США — против второго лица в государстве — вице-президента. «Прочная власть,— утверждал известный русский правовед Б. А. Кистяковский,— это власть плюс законность, общество с развитым правопорядком — это дисциплинированное общество». Правовое государство отличается от неправового и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого человека — право на жизнь, на достойное существование и т. д. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность действий в различных сферах: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом неоднократно убеждались и сами устроители правового государства. Так, в США была распространена практика подслушивания 9 13037. Боголюбов, 11 кл. правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, личные отношения, тайну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. «А жить с глазами, полными страха,— справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона,— значит жить в несчастливой стране». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более не покушаться на нее. Иначе право одного человека становится бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин отмечал: сознавая свои права, человек должен понимать, что другие люди также наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать. Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного и рассматривает его как равноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правового государства. Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения и претворяя их в жизнь, государство берет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства характерен признак взаимной ответственности государства и личности. Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в принципе разделения властей. Он означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. В качестве гарантий от всевластия какого-либо государственного органа выступают системы «сдержек» и «противовесов». Они реализуются в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках, а также в парламентских монархиях. В президентских республиках, скажем в США, где во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство формируется, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламента характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у парламента — права смещать правительство. Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время Конгресс в США может использовать против президента механизм импичмента, т. е. отрешения его от власти. Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария) характеризуется прежде всего тем, что парламент формирует правительство, которое перед ним несет ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, который руководит правительством и становится, по существу, первым лицом в государстве. Парламент может оказать недоверие правительству, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента президентом. В парламентских республиках он избирается самим парламентом и его функции ограничиваются в основном представительством, значительная часть полномочий осуществляется с согласия правительства. В смешанной или полу президентской республике (Франция) наряду с всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным собранием), которое может выразить правительству вотум недоверия. В свою очередь, французский президент имеет право распустить парламент. В парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительные функции, выступая символом единства нации. Значительную роль в таких государствах играет парламент. Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства являются: верховенство права (правового закона) в обществе; незыблемость прав человека; взаимная ответственность государства и личности; разделение государственных властей.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |