Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое государство и гражданское общество




О ПОЛИТИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Термины

Государственный орган. Государственный служащий. Ком­промисс. Консенсус.

I Что такое политика?

2 Какова структура политической системы?

 

Почему государство является главным институтом по­литической системы?

4 Какую роль играют в ней политические партии?

5 Что такое политические нормы?

 

В чем суть культурно-идеологического и коммуника­тивного элементов политической системы? Перечислите основные признаки понятия «политическая си­стема», сформулируйте его определение.

ЗАДАНИЯ

 

В 1906—1910 гг. в России была проведена П. А. Сто­лыпиным аграрная реформа. Правильно ли назвать эту реформу политикой царского правительства? Аргументи­руйте свой ответ, опираясь на понятие «политика».

Ос

 

 

Представьте ситуацию: вы разговариваете с товари­щем и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Ка­кие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убе­диться в его правоте?


 

Правильно ли следующее утверждение: «Политическая власть — это способность управляющих подчинять сво­ей воле управляемых»? Свой ответ аргументируйте.

 

Правильно ли, на ваш взгляд, определение: «Полити­ка — это отношения между классами, социальными груп­пами и слоями в пределах данного государства (внутрен­няя) и между государствами (внешняя)»? Свой ответ обоснуйте.

 

Можно ли, с вашей точки зрения, разрешить противо­речия, существующие в «горячих точках» России по принципу большинства? Ответ аргументируйте. Приведите примеры, доказывающие необходимость совместного по­иска решения подобных социальных и национальных кон­фликтов.

«Лишь немногие могут творить политику, но су­дить о ней могут все».

ПЕРИКЛ (490—429 гг. до н. э.), афинский государственный деятель.

«Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону». АРИСТОТЕЛЬ (384—322 гг. до н. э.), древнегреческий философ.

«Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу

людей».

Ф. НИЦШЕ (1844—1900), немецкий философ.

Почему люди хотят жить в правовом государ­стве? Какими правами обладает каждый чело­век и как он может их защитить? Каким обра­зом гражданин может повлиять на развитие гражданского общества и как в нем организова­на публичная власть?


ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОС:

Право в системе социальных норм.

Государственная власть, как мы выяснили, располагает большими возможностями осуществлять принуждение в отно­шении любого гражданина, она может встать над обществом, подчинить его себе. (Приведите примеры из истории нашей стра­ны и других стран.) Человечество прошло долгий путь разви­тия, прежде чем поставить государство на службу обществу.

признаки правового государства

Вдумайтесь в словосочетание «правовое государство»: на первом месте в нем — право, на втором — государство. В соци­ально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правового государства. Нерушимость его за­крепляется в конституции страны и распространяется на про­чие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституци­онный суд и вся система судов правового государства.

Верховенство права (закона) в обществе как главный при­знак правового государства предопределяет прочие его призна­ки и предполагает подчинение закону самого государства, его органов, должностных лиц, других организаций, граждан. На­пример, в ФРГ в обычном порядке было возбуждено уголов­ное дело против министра экономики за неуплату налогов, в США — против второго лица в государстве — вице-президента. «Прочная власть,— утверждал известный русский правовед Б. А. Кистяковский,— это власть плюс законность, общество с развитым правопорядком — это дисциплинированное общество».

 

Правовое государство отличается от неправового и качест­вом законов: они должны быть гуманными, справедливыми, за­креплять неотъемлемые права каждого человека — право на жизнь, на достойное существование и т. д. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность дейст­вий в различных сферах: экономической, политической, соци­альной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, не­уверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. В этом не­однократно убеждались и сами устроители правового государст­ва. Так, в США была распространена практика подслушивания

9 13037. Боголюбов, 11 кл.

правительственными агентами телефонных разговоров, вследст­вие чего нарушались права гражданина на частную (личную) жизнь, ее интимность, на уединение, личные отношения, тай­ну корреспонденции и т. п. Многие американцы, зная о подслу­шивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно ис­пытывали страх. «А жить с глазами, полными страха,— справедливо заметил бывший министр юстиции в администра­ции президента Джонсона,— значит жить в несчастливой стра­не». Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет определен­ную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Напри­мер, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать так, чтобы не подвергать опасности жизнь другого человека, а тем более не покушаться на нее. Иначе право одного человека ста­новится бесправием, произволом для другого, превращается в одностороннюю привилегию. Русский философ И. А. Ильин от­мечал: сознавая свои права, человек должен понимать, что дру­гие люди также наделены аналогичными правами, которые он должен признавать, учитывать, уважать.

Правовое государство признает и конституционно закреп­ляет свободу людей, их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Тем самым государство признает автономию личности, исключает возможность превращения граж­данина в своего верноподданного и рассматривает его как рав­ноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой сис­темы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правового го­сударства.

Разрабатывая законы, принимая на их основе другие по­литические решения и претворяя их в жизнь, государство бе­рет на себя конкретные обязательства перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим установлениям государства, выполнять свои конституционные обязанности. Сле­довательно, для правового государства характерен признак вза­имной ответственности государства и личности.

Правовое государство предполагает также наличие опреде­ленной системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, су­дебной. Сущность этой системы выражается в принципе разде­ления властей. Он означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность друго­го органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удер­жать власть от возможных злоупотреблений.

В качестве гарантий от всевластия какого-либо государст­венного органа выступают системы «сдержек» и «противовесов». Они реализуются в президентской, парламентской и полупрези­дентской республиках, а также в парламентских монархиях.

В президентских республиках, скажем в США, где во гла­ве государства стоит президент, избираемый всеобщим голосо­ванием, правительство формируется, как правило, из той пар­тии, к которой принадлежит сам президент. Здесь отсутствует пост премьер-министра. Для отношений президента и парламен­та характерно в целом независимое существование, выраженное в отсутствии у президента права роспуска парламента, а у пар­ламента — права смещать правительство. Вместе с тем прези­дент зачастую пользуется правом вето, т. е. не подписывает при­нятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения. В то же время Конгресс в США может использовать против президента механизм импичмента, т. е. от­решения его от власти.

Парламентская республика (Италия, Германия, Швейца­рия) характеризуется прежде всего тем, что парламент форми­рует правительство, которое перед ним несет ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, который руководит прави­тельством и становится, по существу, первым лицом в государ­стве. Парламент может оказать недоверие правительству, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента пре­зидентом. В парламентских республиках он избирается самим парламентом и его функции ограничиваются в основном пред­ставительством, значительная часть полномочий осуществляет­ся с согласия правительства.

В смешанной или полу президентской республике (Фран­ция) наряду с всенародно избранным президентом действует воз­главляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении. Его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом (Национальным со­бранием), которое может выразить правительству вотум недове­рия. В свою очередь, французский президент имеет право рас­пустить парламент.

В парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония) власть монарха не распространяет­ся на законодательство и значительно ограничена в сфере уп­равления. По большей части монарх выполняет представитель­ные функции, выступая символом единства нации. Значительную роль в таких государствах играет парламент.


Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (призна­ками) правового государства являются: верховенство права (пра­вового закона) в обществе; незыблемость прав человека; взаим­ная ответственность государства и личности; разделение государственных властей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.