Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические нормы




Деятельность политической системы осуществляется на ос­нове определенных норм — правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являют­ся правилами политического поведения и воздействия на обще­ство.

О моральных нормах в политике вам многое известно. (По­думайте, при решении каких общественно значимых вопросов профессиональные политики встают перед проблемой морально­го выбора. Как ее решение отражается на жизни общества?)

Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента, постановлениях правительства, рас­поряжениях, приказах министерств, ведомств и других испол­нительных органов.

Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических докумен­тах государства и партий, международных документах.

Разделение норм на правовые и политические является ус­ловным, ибо правовые документы в большей или меньшей сте­пени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публич­ным правом (конституционным, частью административного, фи­нансового, уголовного и международного) при ведущей роли кон­ституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновремен­но основополагающими базовыми ценностями страны. Напри­мер, в экономической сфере — это равноправие частной и дру­гих форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социаль­ной — социальное обеспечение; в духовной — идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, пра­ва и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политичес­кие ценности включаются в нормативный компонент политиче­ской системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.

Поскольку законодательные органы занимают особое мес­то в государственном аппарате, публичным правом устанавли­ваются определенные правила проведения избирательных кам­паний. Большое внимание также уделяется регулированию деятельности исполнительных органов. Гражданин обычно име­ет дело не с министрами или депутатами парламента, а с госу­дарственными служащими налоговых органов, загсов, работни­ками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.

Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.

Политико-правовые нормы дополняются обычаями и тра­дициями (от лат. traditio — передача, предание). Они представ­ляют собой ту часть политического опыта людей, который пе­редается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения. Так, лейбористы в Великобритании уже более девяноста лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную ве­ками традицию рабочего движения — быть легальной оппози­цией партии консерваторов. При этом отношения между парти­ями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программ­ных установок каждой из сторон.

КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ и КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Субъекты политики — индивиды, социальные группы, по­литические элиты, политические лидеры — привносят в нее свои политические пристрастия, симпатии и антипатии, свои пред­ставления о лучшем государственном устройстве, свое отноше­ние к политическим нормам и политической действительности, путям ее совершенствования. Все это находит отражение в по­литических идеологиях и партийных программах, политиче­ских решениях и требованиях, в политическом поведении и ха­рактеризует в целом культурно-идеологический компонент по­литической системы.

В демократических странах ни одна из идеологий не за­крепляется в качестве государственной. (Объясните почему. Вспомните, каковы функции политических идеологий и тенден­ции их развития в современном обществе. Как и почему поли­тические идеологии оказывают влияние на политическую соци­ализацию, политическое сознание и поведение граждан, социальных групп, общества?)

Политическое сознание и поведение взаимосвязаны и со­ставляют суть политической культуры, имеющей чрезвычайно важное значение. От того, насколько политические представле­ния личности соответствуют политическим реалиям, какие по­литические и нравственные принципы (ценностные ориентации) она избирает в своей практической деятельности, зависит эф­фективность политики, а значит, и прогресс общества.

В странах, где в политической практике утвердились де­мократические ценности и образцы поведения, где они переда­ются из поколения в поколение и закрепляются в политиче­ских обычаях и традициях, господствует демократический тип политической культуры.

Политическая культура наиболее ярко проявляется в по­литических коммуникациях — связях, общении, которые воз­никают внутри политической системы (между государственны­ми органами, государственными органами и политическими партиями и пр.), а также между политической системой и об­ществом (государственными учреждениями и гражданами, госу­дарственными органами и общественными организациями и др.). Политические коммуникации характеризуют содержание и ха­рактер деятельности политической системы как непрерывный процесс выработки, принятия и реализации решений. Напри­мер, при разработке актуальных вопросов политики правитель­ства обычно опираются на материалы, полученные в ходе кон­сультаций и дискуссий, в которых участвуют представители различных общественных объединений и союзов (заинтересован­ные группы), предпринимателей, деятелей культуры, ученых и пр. Они, располагая информацией о состоянии дел в той или иной сфере, содействуют формированию сбалансированных ре­шений (если не преследуют узко корпоративных целей и не ока­зывают прямого давления на государственную власть). Таким образом общественные объединения граждан косвенно влияют на политический процесс.

Политические решения через различные каналы связи, прежде всего средства массовой информации (газеты, радио, те­левидение), доводятся до сведения населения. Если они недо­статочно продуманы или не соответствуют потребностям и ожи­даниям граждан, то в обществе может возникнуть реакция отторжения, могут усилиться дестабилизирующие процессы. При определенных социальных условиях недовольство людей приоб­ретает подчас форму неповиновения властям, уличных беспо­рядков. Политическая система, в которой развиты традиции не­приятия крайних средств и методов борьбы, стремится не допустить этого. Получив первую негативную информацию, ска­жем о забастовках или митингах протеста, ее структуры пред­принимают усилия по мирному урегулированию конфликтов. С этой целью ведутся переговоры, в ходе которых представите­ли государственной власти совместно с представителями оп­позиционных партий, общественно-политических движений, дру­гих заинтересованных групп и лиц пытаются найти компромисс­ные решения (от лат. compromissum — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок). Установка на поиск компромиссов приводит обычно к консенсусу (лат. consensus — согласие, еди­нодушие). В итоге могут быть приняты законы, например, об образовании, о прожиточном минимуме, усилены правительст­венные социальные программы за счет переброски части ресур­сов на их осуществление.

Таким образом, политическая система в процессе реализа­ции власти и управления обеспечивает непрерывную связь и ко­ординацию деятельности различных субъектов, нередко дости­гая взаимопонимания и согласия участников политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.