Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа курса




Структура и содержание дисциплины (модуля)

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цели и задачи освоения дисциплины

Целевое назначение дисциплины «Селекция растений» — формирование у студентов современных представлений о селекции растений как целостной системе естественных отраслевых (покомпонентных) наук, структуре современной селекции, ее предмете и объекте исследований, методологических и теоретических основах; освещение современных проблем развития селекции растений, ее взаимодействия с другими науками и хозяйственной практикой.

Главные задачи курса:

— ознакомить студентовс современными парадигмами и концепциями селекции;

— выявить сущность теории и методологии селекционной науки, их взаимосвязь с историей науки;

— раскрыть сущность селекционных проблем и возможных путей их решения;

— показать области применения биохимических, биологических, генетических, физических знаний на практике;

— подготовить выпускников к восприятию новых актуальных проблем и направлений дальнейшего развития селекции.

Курс «Селекция растений» входит в общих блок математических и естественнонаучных дисциплин подготовки студентов по специальности 240901.65 «Биотехнология».

Общая трудоемкость курса 136 часов, из которых: аудиторных – 54 часа, из них лекции – 18 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа – 76 часов, КСР – 6 часов. Итоговая форма аттестации – зачет (6 семестр).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины инженер должен:

знать:

- истоки классической селекции, уровни открытий и их взаимосвязь с историей селекции, периодизацию селекционной науки;

- историю научных идей, формирование и развитие основных методологических положений селекции;

- персоналии селекционной науки;

- научные школы в России и за рубежом;

- развитие российской селекции на современном этапе.

Уметь:

- вести поиск информации по проблеме исследования;

- составлять программу научного исследования;

- выбирать и разрабатывать методику исследования;

- анализировать и обобщать полученные данные;

- оформлять результаты исследования.

Владеть:

- способами отбора научной информации;

- методами селекционных исследований;

- методикой лабораторных исследований;

- навыками создания научного исследования и оформления результатов.

(распределение часов по темам дисциплины)

(очная форма обучения)

Номера и название разделов и тем Всего час. учебных занятий   В том числе часов аудит. занятий   Лекции (час) Практические занятия (час) (час) Время, отводимое на самост. работу (час)
           
6 семестр
Тема 1. Селекция растений, ее связь с другими науками       -  
Тема 2. Учение о сорте и исходном материале растений          
Тема 3. Методы селекционной работы          
Тема 4. Государственное сортоиспытание          
Тема 5.Селекция зерновых культур          
Тема 6. Селекция картофеля        
Тема 7. Селекция многолетних трав.          
КСР    
Зачет          
Итого         (76+6)

Тема 1. Селекция растений, ее связь с другими науками. Значение селекции растений. Связь селекции растений с другими науками: генетикой, растениеводством, биохимией, иммунологией, ботаникой, семеноводством, физиологией растений. История развития селекционных знаний. Основные направления развития современной селекции. Вклад русских, советских, российских ученых в развитие теории и практики селекционного процесса. Достижения ученых-селекционеров в создании сортов важнейших сельскохозяйственных культур. Экологизация селекционного процесса, ее основные задачи и направления.

 

Тема 2. Учение о сорте и исходном материале в селекции растений. Понятие о виде, экотипе, биотипе, прототипе, сорте. Эволюция взглядов на сорт, вид. Признаки и свойства растений. Отличительные особенности сорта. Понятие о сорте. Классификация сортов по происхождению (местные, селекционные); способам выведения (сорт -популяция, линейные, сорта-клоны, сорта гибридного происхождения, мутантные сорта, многолинейные сорта, мутанты). Требования, предъявляемые производством к сорту производством. Понятие об исходном материале. Значение исходного материала в селекции растений. Сорта источники хозяйственно-биологических признаков. Роль ГНЦ ВИР в сборе и изучении мировой коллекции основных культур Значение научных работ Н.И. Вавилова. Центры происхождения и формообразования культурных растений. Местные сорта и их значение в селекционной практике. Инорайонные сорта и их значение в селекционной практике. Понятие интродукции. Дикорастущие формы, как источник исходного материала.

 

Тема 3. Методы селекционной работы. Внутривидовая гибридизация – основной метод создания исходного материала. Межсортовая гибридизация. Отдаленная гибридизации (межвидовая и межродовая). Причин нескрещиваемости растений. Преодоление нескрещиваемости видов (соматическая гибридизация, полиплоидия, метод посредника, опыление смесью пыльцы, моноплоидия). Принципы подбора пар (эколого - географический). Экспериментальный мутагенез и его использование в селекции растений. Ионизирующие излучения и их роль в получении новых сортов растений. Понятие о мутагенах, мутациях и модификациях. Норма реакции. Дозы облучения (летальная, мутагенная, стимулирующая, дозы пороги характеристика потомства). Получение мутантов с помощью химических веществ (дозы пороги характеристика потомства). Основные проблемы химического и физического мутагенеза. Пути использования мутантов. Гетерозисная селекция. Понятие о гетерозисе и его значении. Генетические основы гетерозиса. Основные закономерности его появления. Цитоплазмотическая мужская стерильность. Закрепители стерильности и восстановители фертильности. Значение гетерозиса. Создание гибридных популяций. Поликросс. Использование принципов гетерозиса в поликроссных системах.

Тема 4. Государственное испытание и районирование сортов и гибридов. Организация Государственного сортоиспытания. Государственная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений. Сорт – объект права. Свидетельство о внесении сорта в Реестр селекционных достижений Российской Федерации, допущенных к использованию. Патентование сортов. Производственное, экологическое сортоиспытание. Сортосмена и сортообновление.

Тема 5. Селекция зерновых культур. Пшеница. Народно-хозяйственное значение. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта пшеницы, возделываемые в Ленинградской области.

Озимая рожь. Народно-хозяйственное значение. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта озимой ржи, возделываемые в Ленинградской области.

Яровой ячмень. Народно-хозяйственное значение. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта ярового ячменя, возделываемые в Ленинградской области.

Яровой овес. Народно-хозяйственное значение. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта овса, возделываемые в Ленинградской области.

Тема 6. Селекция картофеля. Картофель. Народно - хозяйственное значение. Биологические особенности. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта картофеля, возделываемые в Ленинградской области.

Тема 7. Селекция многолетних трав. Народно- хозяйственное значение многолетних трав. Газонное использование многолетних трав Требования, предъявляемые к газонным травам: устойчивость к выпреванию, вымоканию, вытаптыванию, быстрое отрастание как весной, так и после подкашивания, долголетие. Основные травы, которые высевают на газонах (мятлик луговой, овсяница красная, овечья, луговая, клевер луговой, ползучий райграс пастбищный Тимофеевка луговая). Составление травосмесей для посева трав на газонах в зависимости от освещенности, направления использования газонов.

Клевер луговой. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции клевера лугового. Сорта клевера, возделываемые в Ленинградской области.

Клевер ползучий. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции клевера ползучего. Сорта клевера, возделываемые в Ленинградской области.

Овсяница. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции овсяницы. Сорта овсяницы, возделываемые в Ленинградской области.

Тимофеевка луговая. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции тимофеевки луговой. Сорта тимофеевки, возделываемые в Ленинградской области.

Райграс пастбищный. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции райграса. Сорта райграса, возделываемые в Ленинградской области.

Мятлик луговой. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции мятлика лугового. Сорта мятлика, возделываемые в Ленинградской области.

5. Методические материалы для изучения дисциплины:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.