КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа курса
Структура и содержание дисциплины (модуля) Место дисциплины в структуре ООП ВПО Цели и задачи освоения дисциплины Целевое назначение дисциплины «Селекция растений» — формирование у студентов современных представлений о селекции растений как целостной системе естественных отраслевых (покомпонентных) наук, структуре современной селекции, ее предмете и объекте исследований, методологических и теоретических основах; освещение современных проблем развития селекции растений, ее взаимодействия с другими науками и хозяйственной практикой. Главные задачи курса: — ознакомить студентовс современными парадигмами и концепциями селекции; — выявить сущность теории и методологии селекционной науки, их взаимосвязь с историей науки; — раскрыть сущность селекционных проблем и возможных путей их решения; — показать области применения биохимических, биологических, генетических, физических знаний на практике; — подготовить выпускников к восприятию новых актуальных проблем и направлений дальнейшего развития селекции. Курс «Селекция растений» входит в общих блок математических и естественнонаучных дисциплин подготовки студентов по специальности 240901.65 «Биотехнология». Общая трудоемкость курса 136 часов, из которых: аудиторных – 54 часа, из них лекции – 18 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа – 76 часов, КСР – 6 часов. Итоговая форма аттестации – зачет (6 семестр). 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины инженер должен: знать: - истоки классической селекции, уровни открытий и их взаимосвязь с историей селекции, периодизацию селекционной науки; - историю научных идей, формирование и развитие основных методологических положений селекции; - персоналии селекционной науки; - научные школы в России и за рубежом; - развитие российской селекции на современном этапе. Уметь: - вести поиск информации по проблеме исследования; - составлять программу научного исследования; - выбирать и разрабатывать методику исследования; - анализировать и обобщать полученные данные; - оформлять результаты исследования. Владеть: - способами отбора научной информации; - методами селекционных исследований; - методикой лабораторных исследований; - навыками создания научного исследования и оформления результатов. (распределение часов по темам дисциплины) (очная форма обучения)
Тема 1. Селекция растений, ее связь с другими науками. Значение селекции растений. Связь селекции растений с другими науками: генетикой, растениеводством, биохимией, иммунологией, ботаникой, семеноводством, физиологией растений. История развития селекционных знаний. Основные направления развития современной селекции. Вклад русских, советских, российских ученых в развитие теории и практики селекционного процесса. Достижения ученых-селекционеров в создании сортов важнейших сельскохозяйственных культур. Экологизация селекционного процесса, ее основные задачи и направления.
Тема 2. Учение о сорте и исходном материале в селекции растений. Понятие о виде, экотипе, биотипе, прототипе, сорте. Эволюция взглядов на сорт, вид. Признаки и свойства растений. Отличительные особенности сорта. Понятие о сорте. Классификация сортов по происхождению (местные, селекционные); способам выведения (сорт -популяция, линейные, сорта-клоны, сорта гибридного происхождения, мутантные сорта, многолинейные сорта, мутанты). Требования, предъявляемые производством к сорту производством. Понятие об исходном материале. Значение исходного материала в селекции растений. Сорта источники хозяйственно-биологических признаков. Роль ГНЦ ВИР в сборе и изучении мировой коллекции основных культур Значение научных работ Н.И. Вавилова. Центры происхождения и формообразования культурных растений. Местные сорта и их значение в селекционной практике. Инорайонные сорта и их значение в селекционной практике. Понятие интродукции. Дикорастущие формы, как источник исходного материала.
Тема 3. Методы селекционной работы. Внутривидовая гибридизация – основной метод создания исходного материала. Межсортовая гибридизация. Отдаленная гибридизации (межвидовая и межродовая). Причин нескрещиваемости растений. Преодоление нескрещиваемости видов (соматическая гибридизация, полиплоидия, метод посредника, опыление смесью пыльцы, моноплоидия). Принципы подбора пар (эколого - географический). Экспериментальный мутагенез и его использование в селекции растений. Ионизирующие излучения и их роль в получении новых сортов растений. Понятие о мутагенах, мутациях и модификациях. Норма реакции. Дозы облучения (летальная, мутагенная, стимулирующая, дозы пороги характеристика потомства). Получение мутантов с помощью химических веществ (дозы пороги характеристика потомства). Основные проблемы химического и физического мутагенеза. Пути использования мутантов. Гетерозисная селекция. Понятие о гетерозисе и его значении. Генетические основы гетерозиса. Основные закономерности его появления. Цитоплазмотическая мужская стерильность. Закрепители стерильности и восстановители фертильности. Значение гетерозиса. Создание гибридных популяций. Поликросс. Использование принципов гетерозиса в поликроссных системах. Тема 4. Государственное испытание и районирование сортов и гибридов. Организация Государственного сортоиспытания. Государственная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений. Сорт – объект права. Свидетельство о внесении сорта в Реестр селекционных достижений Российской Федерации, допущенных к использованию. Патентование сортов. Производственное, экологическое сортоиспытание. Сортосмена и сортообновление. Тема 5. Селекция зерновых культур. Пшеница. Народно-хозяйственное значение. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта пшеницы, возделываемые в Ленинградской области. Озимая рожь. Народно-хозяйственное значение. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта озимой ржи, возделываемые в Ленинградской области. Яровой ячмень. Народно-хозяйственное значение. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта ярового ячменя, возделываемые в Ленинградской области. Яровой овес. Народно-хозяйственное значение. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта овса, возделываемые в Ленинградской области. Тема 6. Селекция картофеля. Картофель. Народно - хозяйственное значение. Биологические особенности. Достижения и направления селекционной работы. Методы селекции. Сорта картофеля, возделываемые в Ленинградской области. Тема 7. Селекция многолетних трав. Народно- хозяйственное значение многолетних трав. Газонное использование многолетних трав Требования, предъявляемые к газонным травам: устойчивость к выпреванию, вымоканию, вытаптыванию, быстрое отрастание как весной, так и после подкашивания, долголетие. Основные травы, которые высевают на газонах (мятлик луговой, овсяница красная, овечья, луговая, клевер луговой, ползучий райграс пастбищный Тимофеевка луговая). Составление травосмесей для посева трав на газонах в зависимости от освещенности, направления использования газонов. Клевер луговой. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции клевера лугового. Сорта клевера, возделываемые в Ленинградской области. Клевер ползучий. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции клевера ползучего. Сорта клевера, возделываемые в Ленинградской области. Овсяница. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции овсяницы. Сорта овсяницы, возделываемые в Ленинградской области. Тимофеевка луговая. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции тимофеевки луговой. Сорта тимофеевки, возделываемые в Ленинградской области. Райграс пастбищный. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции райграса. Сорта райграса, возделываемые в Ленинградской области. Мятлик луговой. Значение культуры. Биологические особенности. Задачи селекции мятлика лугового. Сорта мятлика, возделываемые в Ленинградской области. 5. Методические материалы для изучения дисциплины:
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |