Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра и подражание




ЖИВОПИСЬ В ДЕТСКОМ САДУ

В вальдорфском детском саду важнейшую роль играет эле­мент ритма дня, недели и года. «Свободная игра» в группе имеет свое четкое место утром каждого дня так же, как и сказка, пение и совместная трапеза. Все другие занятия, как правило, прово­дятся после «свободной игры». Каждый день имеет свой собствен­ный характер. Например, в понедельник будет рисование, во вторник - лепка и т.д. Всегда в один и тот же день каждую неде­лю. Все повторяется в определенном ритме. И это дает детям то, на что можно опереться. Они знают, где они находятся, имея хо­рошо простроенные, ежедневно и еженедельно чередующиеся концентрацию и расслабление.

Таким же образом входит и живопись в еженедельный ритм. Дети дошкольного возраста имеют естественную потребность вы­разить себя, заполнить себя цветом. Они наслаждаются, делая цвета светлее или темнее. Дети удивлены, когда цвета выпрыги­вают на бумагу. Предметы, окружающие их, имеют фиксирован­ный цвет, однако на бумаге цвета движутся свободно, появляясь и исчезая. Таким образом, живопись - интенсивное переживание и ключ к инстинктивному пониманию того, как цвета возникают и изменяются.

Подражание взрослому у ребенка дошкольного возраста ле­жит в основе педагогического принципа в преподавании живопи­си в детском саду. Ребенок следует за рисующей «тетей». Дети ес­тественным образом подражают рисункам «тети» потому, что ис­пытывают к ней симпатию. После утренних приготовлений, она сразу же начинает рисовать в то время, пока дети заходят в груп­пу. Даже тогда, когда они снимают свою одежду, они видят, что их воспитатель занят работой. Здороваясь, она продолжает рисо­вать как можно дольше. В конце концов, дети останавливаются и начинают рассматривать ее работу. Они видят движение так, как оно происходит: раздача красок, баночек с водой, кисточек и бумаги, внимание, которое учитель уделяет цвету, и как на бума­ге возникают новые цвета или вдруг просто так исчезают. Все это имеет волшебное свойство, так похоже на сказку...

Это стимулирует потребность ребенка рисовать. «Я бы хотел порисовать!» - «И я!». Воспитатель прерывает свою работу, и вместе они все подготавливают. Так из подражания воспитателю начинается работа. Очень важно оставить детям выбор: присоеди­ниться ли к рисованию, или стоять и смотреть. Ведь вся деятель­ность, связанная с цветами, требует «силы», которая по-настоя­щему высвобождается только после 7-ми лет6. Душе маленького ребенка иногда не хватает пространства, чтобы принять цвета, ко­торые из-за их различных свойств могут вызвать напряжение, от­вергаемое ребенком. Для некоторых детей достаточно просто наб­людения за игрой цвета.

В детском саду мы не говорим об «уроках» живописи. Сущес­твует много других видов деятельности, в которых дошкольник подражает работе и игре воспитателя, его жестам и пению. Дети также могут помогать в подготовке: смешивание и размешивание красок, наполнение стаканчиков водой, расстановка стульчиков и столов и т.д. Особенно более взрослые дети вскоре научаются то­му, как все должно быть подготовлено для живописи. Воспита­тель всегда подает пример.

Возможно также пригласить художника, дабы создавать настроение живописи у детей точно так же, как мастер по ремон­ту велосипедов, кузнец, или пекарь может работать в группе во время эпохи мастеров. Дети будут подражать всем действиям, приготовлениям и приемам работы живописца с большим инте­ресом. Они будут наблюдать преданность своему делу и энтузи­азм художника. «Да, я хочу быть художником точно так же как он, когда я вырасту», - говорит воспитателю один из детей.

Если ряд детей не проявляет интереса к живописи (и час­то не следует за примером в других занятиях), воспитателю стоит подумать о небольшой истории, пытаясь таким образом побудить этих детей присоединиться к другим. Содержание ис­тории может быть непосредственно связано со всем, что вовле кается в живопись. Конечно, наиболее важным фактом явля­ется то, что дети в этом возрасте уже имеют способность занять себя рисованием.[7]

То, что дети рисуют в детском саду, должно оставаться отк­рытым. Три чистых цвета: желтый, красный и синий - в их рас­поряжении. (См. также первое и второе базовые упражнения для учителей.) Наставления не даются. Цветовая игра на бумаге и в стаканчиках с водой — это каждый раз маленькое приключение. Часто дети комментируют свои рисунки, необычайно волнуясь. После занятий они часто заталкивают своих родителей в группы, стремясь показать им, что вышло на рисунках. Они даже не пол­ностью высохли, но все же производят очень живое впечатление. Никогда не спрашивайте, что там нарисовано, если ребенок сам Вам не объясняет. Делание, переживание - наиболее важный ас­пект для ребенка дошкольного возраста.

 

Базовое упражнение 1 для учителей

Какие цвета мы используем для живописи на занятиях дет­ского сада и в первом классе? Желтый, красный и синий. Из них могут возникать все другие цвета. С какого именно желтого, красного или синего начать? Если исходить из тех красок, кото­рые есть в продаже, мы имеем два желтых цвета, два красных и два синих: лимонный желтый и золотой желтый, пунцовый крас­ный и ярко-красная киноварь, ультрамариновый синий и синий прусский. Один из двух всегда представляет холодный, а другой - теплый вариант цвета. Лимонно-желтый имеет тенденцию дви­жения к синему и, чем холоднее желтый, тем быстрее он стано­вится зеленым. Золотой желтый имеет тенденцию направляться к оранжевому/красному, и это - теплый желтый. Так что поиск среднего, нейтрального желтого - это поиск золотой середины. Оба цвета необходимы, чтобы получить надлежащий цвет. Сме­шивая их, учитель экспериментально ищет цвет, который удов­летворяет его. Поиск и попытки самостоятельно найти цвет уп­ражняют чувства. Важно исследовать, наблюдать, отходить на расстояние в этом поиске. В конечном счете, каждый будет иметь и чистое внутреннее чувство, какой именно оттенок является над­лежащим красным, желтым или синим, и навык быстро смешивать цвета. Это - необходимое упражнение для учителя, желаю­щего заниматься с маленькими детьми. Позже (во 2 классе), де­ти будут делать это сами. Они будут иметь, как минимум, 6 цве­тов в своем распоряжении. Лучше готовить краски заранее, за день до урока живописи. Тогда пигмент сможет раствориться дол­жным образом в воде. Вышеописанный процесс поиска надлежа­щего желтого цвета также необходим для синего и красного. Ультрамариновый синий - теплый красноватый синий и прус­ский синий - холодный, похожий на чернила. Карминовый крас­ный - более глубокий, а киноварный красный стремится к оран­жевому. Пробуйте смешивать их так, чтобы добиться чистого красного. Не бойтесь немного отходить от цели. Цвета будут вос­приниматься с восторгом, даже если они просто немного отлича­ются от обычных.

 

Базовое упражнение 2 для учителей

После того, как эти три цвета смешаются с небольшим коли­чеством воды, необходимо учесть, совместимы ли они. Формиру­ют ли они вместе одно гармоничное целое? Как эти цвета соотно­сятся друг с другом? Доминирует ли один над другим? Насколь­ко желтый сильнее синего? Чтобы выяснить это, хорошо было бы нарисовать небольшой цветовой круг. Желтый с синим дают зе­леный, синий с красным - фиолетовый и красный с желтым -оранжевый. Круг сформирован. Теперь пронаблюдайте возник­шие цвета. Посмотрите на желтый с позиции фиолетового, на зе­леный — от красного, на синий - от оранжевого. Если теперь мы рассмотрим работу в ее целостности, мы сможем увидеть, доста­точно ли уравновешены цвета. Доминирует ли холодная гамма? Действительно ли один цвет вспыхивает из другого? Слишком много ультрамаринового может поглотить весь синий. Пигмент легко накапливается. Если эту краску оставить на день и не раз­мешивать до рисования, Вы увидите, что синий пигмент опустил­ся на дно, а чистая вода осталась сверху. В этом случае трудно сделать зеленый и фиолетовый.

Фирма «Stockmar» выпустила на рынок новые цвета под названием «Цвета цветового круга» («Farbenkreis Farben»). Из этих цветов можно нарисовать прекрасный цветовой круг. К сожалению, красный демонстрирует определенную сильную од­носторонность и требует в процессе подготовки некоторого ре­гулирования.

Следовательно, задача преподавателя состоит в том, чтобы предложить детям в упражнении надлежащие цвета - те, кото­рые несут в себе все необходимые для выполнения задания воз­можности. Правильный цвет - тот, который вы найдете наилуч­шим для выполнения поставленной задачи, может быть, даже са­мостоятельно создавая необходимый оттенок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.