Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение палитры




П. П. Чистяков постоянно напоминал своим уче-
никам о необходимости ограничения палитры. Его
ученик русский живописец и график В. А. Серов
практиковал в Московском училище живописи за-
дания, во время которых ученики писали тремя
красками: белилами, жженой костью и охрой свет-
лой. Народный художник СССР И. Н. Клычев в
одной из своих статей пишет, что художнику
Ш. Акмухаммедову достаточно двух-трех красок,
чтобы передать бесконечное разнообразие тональ-
ных отношений в природе. Румынский художник
К. Баба вспоминает слова своего учителя Н. Тони-


цы, советовавшего работать четырьмя-пятыо крас-
ками. Старые мастера пользовались небольшим ко-
личеством красок, но никто не может их упрекнуть
в том, что они не были великолепными коло-
ристами. Наоборот, пока никто не сумел их пре-
взойти.

Использование малого количества красок по-
буждает художника извлекать из них все возмож-
ное, заставляет думать, изобретать, работать твор-
чески. При этом получается богатая живопись. При
применении большого количества красок актив-
ность творческого поиска притупляется, а излиш-
нее смешение многих красок приводит к глухой,
подчас даже загрязненной живописи.

Каждый художник должен знать свои краски.
Поэтому необходимо наряду с изучением природы,
писанием этюдов с натуры изучать краски. Приня-
то думать, что разбеленная черная дает серый от-
тенок. Но этот серый может стать синим, фиолето-
вым, зеленым, если его поместить в соответствую-
щее окружение. Французский живописец и график
Эжен Делакруа (1798—1863) постоянно упражнял-
ся в составлении всевозможных красочных смесей
и сочетаний, изучал «поведение» красок.

Ограничение палитры имеет и другое значение.
Чем больше красок, тем вероятнее получение не-
желательных смесей, которые приводят к быстрому
почернению и порче красочного слоя. Известно, что
картину «Оборона Петрограда» А. А. Дейнека на-
писал одной черной краской на белом фоне. Огра-
ничение палитры П. П. Чистяков понимал так: «Вы
спрашиваете, какими красками писать... Разложи-
те на своей палитре все цвета, какие у Вас имеют-
ся, и глядите на натуру, начинайте соображать и
даже пробовать на палитре, соединяя те краски, ко-
торые Вам подскажет натура. Хотя дело не легкое,
попробуйте и ту и эту краску, составляйте вместе
и все с натуры — соображайте. Как женщины, ко-
гда вышивают шерстью. Когда найдете состав кра-
сок подходящий, на них и пишите. Их будет три
или четыре» '.

На картине В. Е. Попкова «Шинель отца»
изображена палитра, лежащая на табурете. На па-
литре приготовлены только три краски: желтая,
красная и синяя. Почему только три? Что хотел
сказать художник нам, зрителям, этим выбором
красок? Это случайность или манифест автора? Ду-

1 Чистяков П. П. Письма, записные книжки..,—М., 1953, —
С. 382.



мается, что это не случайность. Художник говорит
нам, что с помощью трех красок он создает свои
картины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.