Огромное разнообразие световых излучений в природе от светящихся тел и несветящихся пред- метов, вызывающих у человека цветовые ощуще- ния, может привести к мысли, что во всех этих из- лучениях и ощущениях нет никакой системы и по- рядка. Но это не так. Со времени Ньютона ученые пытаются найти закономерности, определить при- чины и следствия, построить модели. Первую си- стематизацию цветов еще в 1680 г. провел Ньютон. Он расположил цвета в том порядке, в котором они находятся в спектре или радуге, но расположил их по кругу. Так возникла первая цветовая модель — цветовой круг Ньютона.
Профессор Е. Б. Рабкин в книге «Атлас цветов» (М., 1956) приводит рисунки цветовых кругов, предложенных разными авторами на протяжении последних двух столетий. Все эти круги как цвето- вые модели имели определенное значение для об- щего понимания цветовых закономерностей. Уже Делакруа пользовался цветовым кругом при под- боре и гармонизации цветов. В его мастерской на- ходилась картонка, на которой по кругу, как на ци- ферблате часов, были нанесены краски всех цве- тов. Против красных по диаметру находились зеленые, против синих — желтые и т. д.
Но ни один из известных цветовых кругов на 24, 36 и более цветов не может соперничать по практическому значению в работе живописца с цве- товым кругом В. М. Шугаева на 16 цветов. Его цветовой круг является цветовой моделью высокой практичности. Этот круг является равноступенным, математизированным и симметричным кругом, очень удобным при обучении учащихся и в работе живописца. При построении круга В. М. Шугаев исходил из четырех основных цветов: желтого, красного, синего и зеленого. Каждый из этих цве- тов является самостоятельным, ничем не похожим на другой. Дальнейшее построение производилось следующим образом: к желтому прибавлена 1/4 часть красного—получился желто-оранжевый (желтый покрасневший); к желтому прибавлена половина красного — получился оранжевый, а ко- гда к желтому прибавили 3/4 красного — получили красно-оранжевый. Далее в круге стоит чисто крас- ный цвет. В том же порядке к красному прибавля-
ется синий, к синему — зеленый, к зеленому — желтый. В. М. Шугаев предупреждает, что все цве- та круга должны быть равной светлоты. Свой круг он разрабатывал на материалах решения цветовых задач орнаментального характера (текстильное производство). Но этот круг оказался пригодным и даже незаменимым при решении цветовых задач любого характера: в живописи пейзажа, натюрмор- та, портрета, сюжетной картины, настенной роспи- си, т. е. везде, где художник применяет цвет.
С целью большего удобства в практическом при- мении цветового круга В. М. Шугаева мною произ- ведена некоторая его модернизация: цвета не уравновешивались по светлоте, а бралась краска в чистом виде, как она есть в тубе: кадмий желтый светлый, средний, оранжевый, оранжево-красный, красный светлый. Некоторые краски высветлялись: кадмий пурпурный, кобальт синий, изумрудная зе- леная. Зеленая и желто-зеленая составлялись, так как в чистом виде их нет. Вокруг каждого кружка, в котором показано образование цвета, мною поме- щено цветовое кольцо с результативным цветом. Цветовой круг В. М. Шугаева приобрел вид, пока- занный на рис. 84.
Кроме понятий о цветах родственных и контра- стных, В. М. Шугаев вводит понятие о цветах род- ственно-контрастных. Строение круга позволяет легко объяснить это понятие. Для удобства объ- яснения цвета пронумерованы. Третий цвет по кру- гу— оранжевый — состоит из красного и желтого; седьмой цвет — фиолетовый — из красного и сине- го. Оранжевый и фиолетовый по красному цвету — родственные, а по желтому и синему — контраст- ные. В целом они — родственно-контрастные. Таки- ми являются пары цветов 2—8, 3—7, 4—6, 16—10, 15—11, 14—12, 16—2, 15—3, 14—4, 12—6, 11—7 и 10—8. Эти пары цветов наиболее гармоничны, что обеспечивается природой их образования.
При создании пейзажа «Луг летом. Сенокос» (рис. 85) мною использованы четыре краски: для желто-зеленого луга—16-я, для голубого неба — 10-я, для сине-фиолетового леса — 8-я и для пес- чаных дорожек — 2-я. Эти четыре краски, положен- ные на холст почти аппликативно, с использова- нием разбелов в облаках, дают ощущение солнеч- ного света, знойного дня лета самим своим сопо- ставлением. Что представляют собой эти четыре цвета? 2-й и 8-й, 2-й и 16-й, 16-й и 10-й, 10-й и 8-й — родственно-контрастные. В то же время 2-й и 10-й, 16-й и 8-й —контрастные.
Как музыкант знает, какие звуки в сочетании дадут мажорный аккорд, а какие — минорный, так и живописец заранее предполагает, сочетание каких цветов даст необходимое ему «настроение».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление