Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художники и ученые. Терминология научная и обиходная




И. С. Тургенев отмечал, что русские художники
талантливы, но мало образованны. Но не все рус-
ские художники чуждались наук. В 1883 г. профес-
сор Ф. Ф. Петрушевский прочитал шесть публич-
ных лекций, а затем издал их брошюрой «Свет и

1 Оганов А. А. Теория отражения и искусство.—М., 1978.—
С. 16.


цвета сами по себе и по отношению к живописи».
Он преследовал цель «...попробовать возбудить
интерес к учению о цветах, которое способно
осветить многие темные вопросы, касающиеся со-
четания цветов... и взаимного действия их... в
колоритном отношении... Я буду считать себя впол-
не удовлетворенным,— писал он,— если чтение
этой брошюры будет хоть немного способствовать
сближению художников и ученых» '.

Петрушевский проводил также специальные за-
нятия с художниками. И. Е. Репин вспоминал, что
неоднократно в большом физическом кабинете на
университетском дворе художники-передвижники
собирались в обществе Д. И. Менделеева и
Ф. Ф. Петрушевского для изучения под их руковод-
ством свойств разных цветов. На этих лекциях бы-
вали кроме И. Е. Репина П. П. Чистяков, А. И. Ку-
ииджи и др. Эти художники, по-видимому, хорошо
понимали роль научных знаний для совершенство-
вания реалистической живописи и тянулись к ним.

Есть художники, которые убеждены, что доста-
точно много и настойчиво писать с натуры, чтобы
стать хорошим живописцем. Они не любят теорию
и не умеют излагать свои мысли. Были художники,
которые много думали, много писали с натуры,
экспериментировали, но не любили и не умели из-
лагать свои выводы на бумаге. Таким был
А. И. Куинджи. Думают, что живопись Ван Гога
основана только на страстном чувственном воспри-
ятии натуры. Это совсем не так. Ван Гог был
одинок, страдал от этого, но одиночество и страда-
ния породили почти ежедневные письма брату Тео,
в которых Ван Гог излагает свои мысли, наблюде-
ния, делает выводы. Его письма — это учебник по
вопросам цвета и колорита: «Я полностью погло-
щен законами цвета. Ах, почему нас не учили им
в юности!...Ведь законы цвета... являются... под-
линным лучом света» 2.

Ф. Ф. Петрушевский писал, что свет есть фи-
зиологическое ощущение, но мы настолько привык-
ли называть светом нечто, вне нас существующее,
что даже, закрывая глаза, бываем уверены, что
свет остается вне нас. Тут же он добавляет, что
употреблять научные и точные выражения вместо
утвердившихся и общепринятых образных было бы
длинно и запутанно. Но это было сто лет назад.

1 Петрушевский Ф. Свет и цвета сами по себе и по отно-
шению к живописи.—С.-Петербург, 1883.— С. IV.

2 Ван Гог. Письма.—Л.; М., 1966.—С. 259.


Петрушевский был вынужден считаться со слабы-
ми познаниями художников в области физики, бо-
ялся быть непонятым и пользовался обиходными
терминами и привычными понятиями. Другое дело
сейчас. С художниками, студентами художествен-
ных вузов, а также училищ можно вести разговор
на научных началах.

Обиходное понимание света, цвета и колорита,
бытующее среди не только художников, но и искус-
ствоведов, и переходящее из книги в книгу, не соот-
ветствует современному уровню научных знаний.
Часто это приводит к построению различного рода
умозрительных теорий, пестроте фразеологических
оборотов и запутывает суть дела. Понятиям света,
цвета и колорита необходимо придать научное тол-
кование. Этого требует разработка научной теории
реалистической живописи, в которой особенно остро
нуждается советская художественная школа и от
которой будет зависеть дальнейшее развитие искус-
ства живописи. Произвольность, неустойчивость на-
шей терминологии выросла в проблему, которая
встала преградой между наукой и искусством. Если
выпускник художественного института говорит, что
его первой задачей после выхода из стен института
была задача забыть все, чему учили в институте и
что ему понадобилось десять лет на переучивание
и поиски своей дороги в искусстве, то это наводит
на мысль о просчетах в учебно-методической ра-
боте, о необходимости улучшать, совершенствовать
теорию учебных предметов, улучшать методику,
привести в единую систему обучение композиции,
рисунку и живописи.

Основные понятия живописи базируются на фи-
зических явлениях, которые составляют первопри-
чину всех дальнейших физиологических и психоло-
гических процессов. Отсюда следуют такие науч-
ные формулировки:

светфизиологическое ощущение интенсивного
одновременного и совокупного воздействия види-
мых электромагнитных волн на сетчатку глаза;

цвет есть физиологическое субъективное ощуще-
ние воздействия на сетчатку глаза световой волны
данной (одной) длины;

колоритфизиологическое субъективное ощу-
щение одновременного раздельного воздействия на
сетчатку глаза световых волн разной длины, отра-
женных предметами.

Ощущения у двух художников с нормальным
цветоощущением будут одинаковыми, но психологи-
ческая оценка этих ощущений у каждого — своя.



Из-за бедности разговорного языка мы вынуж-
дены при объективировании образа предмета свое
ощущение (красное, синее) приписывать, присваи-
вать предмету и говорить, что он красный, синий.
Написанную на холсте руку мы тоже называем ру-
кой, так как нет отдельного слова для обозначения
написанной руки. Сознание человека экономит
слова.

Свет — наше благо. Но сильный свет ослепляет
нас, очень сильный делает ожоги сетчатки и может
привести к слепоте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.