Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ваш ребенок 33 страница




ПРОСТО СКАЗАТЬ: НЕТ

"Я стараюсь отучить нашу дочь, которой 18 месяцев, от желания понянчить ее ночью, потому что устала. Но она этого не понимает, а я не хочу быть великомученицей".

Эта девочка словно старшая сестра предыдущего малыша. Как мы говорили раньше, дети привыкли брать, а родители - давать; это в полной мере относится и к ножным часам.

Но и здесь, как во всей родительской заботе, должно быть некое равновесие. Иначе дети становятся "сверхпотребителями". Некоторые мамы из-за своей чуткости и доброты позволяют ребенку сосать из себя все соки, пока совсем не зачахнут. Стиль сближения учит не этому. К счастью, похоже, вы-то осознаете, сколько способны отдать и где нужно остановиться. Это составная часть разумного подхода при воспитании ребенка.

Для решения проблемы есть два пути. Один - продолжать удовлетворять все ночные прихоти ребенка в полной мере, хотя вас это и не устраивает. Согласитесь, не слишком разумно. Ваше нежелание и ваша усталость отразятся на отношениях с ребенком днем, да и с мужем тоже. Проиграет вся семья.

Другой путь - вы можете сказать: нет. Когда у ребенка просто повышенные требования, но нет необходимости в ночном кормлении, успокаивайте его, но не кормите (см. предыдущую ситуацию). В 18 месяцев вы должны дать ребенку понять, что это исключено, какой-нибудь простой фразой ("сися пошла бай-бай"). Иногда вы можете пойти на компромисс.

Спать без бутылочки

Когда ребенок ложится спать с бутылочкой (молока, смеси или сока) во рту, он может во сне повредить зубы (см. с. 492). Чтобы отучить его от этой привычки, попробуйте "водозамещение". Постепенно добавляйте в смесь все большее количество воды, пока ребенок не осознает, что ради нескольких глотков воды не стоит просыпаться и поднимать крик. Не оставляйте на ночь бутылочку в кроватке, каким бы заманчивым это ни казалось. Помимо того, что ребенок может повредить зубы, он может и захлебнуться содержимым, если никого не окажется рядом.

ПРОСЫПАЕТСЯ И ТЯНЕТСЯ К БУТЫЛОЧКЕ

"Наш ребенок в 15 месяцев никак не заснет без бутылочки. И ночью он раза два просыпается и опять просит поесть. Я скоро возненавижу эту бутылочку я ему того же желаю".

Кормление (из бутылочки или грудью) помогает малышу заснуть. Многих детей и после года нужно кормить перед сном, чтобы они не голодали до утра. Но с кормлением из бутылочки по ночам связано много трудностей. У таких детей сон непременно ассоциируется с бутылочкой (как у грудничков - с кормлением грудью). Мы уже говорили, что для сна очень важны ассоциации - то, что помогает заснуть: какой-нибудь предмет или присутствие близкого человека. Выход - выработать у ребенка несколько ассоциаций, вызывающих сон, а не одну-единственную (как в случае с бутылочкой).

У родителей в свою очередь тоже появляются определенные стереотипы: если грудь или бутылочка ночью помогают, они ничего другого не ищут. Но это хорошо, если вы готовы и впредь использовать такое средство каждый раз, как ребенок проснется. Если же вы хотите, чтобы он засыпал самостоятельно, вам придется перепробовать разные способы. Например, дайте ему любимую им бутылочку в кресле-качалке, затем устройте его так, чтобы одной рукой он обнимал маму или папу, а другой - плюшевого медведя. Если ночью он проснется, ему будет достаточно прикоснуться к игрушечному медведю, чтобы заснуть. Или используйте подушку особой формы. Наши дети любили, чтобы голова упиралась во что-нибудь или в кого-нибудь, - это их успокаивало, так как напоминало о чреве матери. Ребенку, который спит один, это также может помочь.

НЕ ХОЧЕТ УКЛАДЫВАТЬСЯ

"Наш 9-месячный ребенок просто не хочет укладываться. Мы зияем, что он устал, но все равно противится. Как помочь ему угомониться?"

Нельзя заставить ребенка лечь спать. Но есть некоторые приемы, способные вызвать у него сон: избегайте перед сном занятий, которые будоражат ребенка. Хорошо вечером побороться с папой, это дает море энергии, но только не перед самым сном. Теплая ванна, успокавающий массаж, спокойный просмотр картинок в книжке - вот проверенные временем средства, подготавливающие малыша ко сну.

В нашей семье лучше всего работает метод "носи, пока не уснет". Предположим, в половине девятого ребенка надо укладывать, а он этого не хочет. Положите его в лоскутный держатель и поносите по дому или по двору (в теплую погоду), напевая какую-нибудь неторопливую мелодию. Прибавьте воздействие позиции "гнездышко под шеей", и, согласитесь, ребенок просто обязан заснуть (см. метод "носить, чтобы убаюкать" на с. 302 и "гнездышко под шеей" - на с. 299).

ПОЗДНЯЯ "ПТАХА"

"Наш 2-летний ребенок не хочет укладываться спать до 9-10 часов вечера. Мы так устаем после рабочего дня, что готовы лечь спать раньте него. В какое время должен ложиться ребенок 2 лет?"

Нужно так распределить время, чтобы ребенок мог и выспаться, и пообщаться с родителями. Раньше было принято ложиться рано, особенно в крестьянских семьях, где и рано вставали. Если вы оба работаете вне дома, ребенку придется ложиться попозже. Представьте ситуацию: мама и папа возвращаются домой часов в 6 и хотят, чтобы ребенок уснул в 8. Остается всего 2 часа на общение с ним, притом не самого лучшего времени - к вечеру малыш устает и не может вкусить всей прелести этого общения.

Рассмотрите следующее предложение. Пригласите няню, которая бы обеспечивала ребенку послеобеденный сон, ближе к вечеру, чтобы он встретил вас бодрым и отдохнувшим. Попробуйте перенести сон на более позднее время. Проводите вечера только в кругу семьи.

Особые ритуалы при отходе ко сну - спасение для усталых родителей. Дети, как и взрослые, подвластны привычке. Ритуал перед сном позволяет ребенку запечатлеть в памяти определенную картинку, и когда процедура начинается (теплая ванна, баюканье, массаж, сказка, ласка и т.п.), он быстро засыпает. Чем старше ребенок и чем более заняты родители, тем более затягивается процедура укладывания. Ведь ребенок стремится получить от родителей то, чего им и самим недостает, - время.

НЕ ХОЧЕТ ИДТИ В КРОВАТЬ

"Наш ребенок не хочет ложиться спять до полуночи. Что вам делать?"

Будьте требовательнее! Вы же родители, поэтому вы решаете, каким должен быть распорядок сна в вашей семье. Попробуйте следующее.

- Передвиньте послеобеденный сон на более ранние часы, чтобы ребенок действительно притомился к вечеру. Если он будет отдыхать днем слишком поздно или слишком много, то не сможет рано заснуть вечером.

- Придерживайтесь своеобразного ритуала отхода ко сну: чистка зубов, колыбельная, гашение света... Ребенок привыкает, что после всего этого ему нужно заснуть.

- Попробуйте такой способ: ложитесь вместе с ребенком, включите запись колыбельной, помассируйте малыша, слегка касаясь его рукой. Добавьте к этому что-то еще, что, по вашему мнению, действует на него успокаивающе. Не забывайте, ваш ребенок привык к активности в это время, хочет с кемнибудь поиграть, а вам надо уговорить его уснуть.

- Можете быть потребовательнее. Если, несмотря на все ваши старания, ребенок по-прежнему не желает укладываться, спокойно, но твердо положите на него руку, приговаривая: "Все хорошо, усни, бай-бай". Вы даете ему понять, что пришло время для сна, и ваша единственная задача сейчас сделать так, чтобы вы оба перенеслись в страну снов.

- "Притворитесь мертвым". Если и после всего этого ребенок по-прежнему активен, используйте последнее средство - притворитесь, что вы уже спите. Лежите рядом с ним и не шевелитесь (см. вопрос о ребенке, любящем играть по ночам, на с. 357). В конце концов ребенок угомонится и присоединится к вам. Может потребоваться неделя, а то и две, но рано или поздно он поймет, что так заведено в этом доме.

- Дайте ребенку устать. Если вашему малышу немногим больше года и он не видел вас весь день или у него обострился страх одиночества, он может не захотеть разлучиться с вами на ночь и заснуть в положенное время. Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще полон энергии или что он точно не пойдет спать один, а вы сами пока тоже не хотите спать, просто сделайте необходимые приготовления ко сну и займитесь своими взрослыми делами. Спустя какоето время вы увидите, что ребенок свернулся калачиком посреди гостиной и сладко спит. Позвольте ребенку заснуть там, где он пожелает, затем перенесите в кроватку.

Иногда в возрасте от 1 до 3 лет у детей появляется страх одиночества, когда они не могут уснуть без вас. Вы можете уютно расположиться рядом и посмотреть какойнибудь спокойный видеофильм. Я провел много времени с нашими детьми, смотря "Даму и бродягу".

И это было отличное время.

КАК ПРОДЛИТЬ СОН

"Наш ребенок двух лет встает с восходом солнца и приходит к вам в комнату. Как заставить его спать подольше?"

Сквозь щелку в шторах проникает луч солнца и будит вашего малыша. Чтобы выкроить еще час-другой для сна, занавесьте наглухо плотными шторами окна в комнате, где спит ребенок. Для детей постарше установите правило, чтобы они, просыпаясь, не создавали шума. Оставляйте ящик с любимыми игрушками или даже сюрприз у его кровати, чтобы, проснувшись, он оставался в своей комнате и играл сам с собой. Легкая закуска на столе поможет ребенку утолить голод до завтрака. Если ребенок продолжает входить в вашу комнату по утрам или ночью, установите некоторые правила для такого вторжения. Положите спальник рядом с вашей кроватью и предупредите ребенка, чтобы он вел себя тихо, как мышка. Покажите ему, как забираться в спальник.

Рассмотренные приемы, помогающие ребенку научиться спать, - это временные меры. Рано или поздно он будет засыпать самостоятельно, покинет вашу постель, у него выработается режим. Как и другие составляющие стили сближения, необходимость заботиться о ребенке по ночам понадобится на очень короткий промежуток времени, а вот ощущение любви и доверия, заложенное таким воспитанием, останется на всю жизнь.

УХОД ЗА БЕСПОКОЙНЫМ РЕБЕНКОМ ИЛИ РЕБЕНКОМ; СТРАДАЮЩИМ КОЛИКАМИ

Есть дети, которые уже вступают в этот мир с особыми запросами, чем сразу же зарабатывают ярлык "беспокойных" или "шумных". Они способны исчерпать всякое терпение своих воспитателей, но легко ладят с теми, кто относится к ним чуточку мудрее и внимательнее. Давайте познакомимся с этими особенными маленькими созданиями.

БЕСПОКОЙНЫЕ ДЕТИ

Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.

Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова "правило", если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в "передай ребенка" стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта - дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.

Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: "Куда бы ни шли Марта и Билл, Хэйден идет с ними". Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло нашего тела. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования.

Наши чувства к Хэйден были так же беспорядочны, как и ее поведение. Иногда мы симпатизировали друг другу, а чаще, будучи утомлены, сердились и досадовали.

Если бы это был наш первый ребенок, мы могли бы считать виноватыми себя и ломать голову над тем, что мы делаем не так. Но к тому времени мы были уже опытными родителями и знали, что дело не в нас. Вскоре нас стали одолевать разными советами: "Вы носите ее слишком много", "Вы ее портите - дайте ей накричаться", "Она из вас веревки вьет". Но мы отстаивали свой стиль воспитания, продолжая придерживаться того, что работало и казалось нам правильным. Урок N 1 для тех, кому приходится воспитывать ребенка такого типа: "Ребенок кричит из-за своего темперамента, а не потому, что вы плохие родители".

Уже через несколько недель после рождения Хэйден мы осознали, что нам достался необычный ребенок, с особенными запросами, и отношение к нему должно быть особым; такую заботу мы твердо решили обеспечить. Но как? Мы сочли, что Хэйден будет лучше, если мы отнесемся к ней с наибольшей чуткостью и творчески. Но для этого требовалось терпение.

Ребенок с большими запросами

Наша первая проблема состояла в том, что мы не знали, как назвать поведение Хэйден. Нам не нравились обычные термины "трудный" и "шумный" ребенок. В них было чтото враждебное и унизительное. Кроме того, они подразумевают, что с одним, а то и с двумя партнерами в дуэте ребенок родитель что-то не в порядке: что-то не так с ребенком или родитель плохой. Нам это не подходило. В оценке поведения Хэйден мы придерживались нашего стиля заботливого отношения к детям и просто говорили: "У нее высокий уровень потребностей". Мы слышали, что многие родители именно так расценивали притязания подобных детей. Но однажды блеснул свет: "Давай назовем ее ребенком с повышенными запросами". Некоторое время мы пользовались этим термином, потом стали применять его и по отношению к другим подобным детям, он прижился, и мы на нем остановились. В этом термине заключался ключ к нашему пониманию Хэйден.

"Ребенок с повышенными запросами" - и этим все сказано. Это понятие точно раскрывает, и почему эти дети так много требуют, и как надо к ним относиться. Оно точное, необидное и звучит обнадеживающе, снимает вину с родителей и дает признание таким детям. Родители шумных детей, вам уже не стало чуточку легче?

"Она перерастет это", - уверяли друзья. И да, и нет. С тех пор, как мы определили поведение Хэйден и соответственно построили свои отношения с ней, нам стало легче. Но ее потребности с возрастом не уменьшались они просто изменялись. Хэйден из грудничка с повышенными запросами превратилась в девочку с большими запросами, потом - в подростка с неменьшими притязаниями. Она медленно отвыкала от мест, где чувствовала себя уютно, - от кровати, груди, рук. Но все же отвыкла. Как мы этого добились? Чуткостью.

Сейчас, четырнадцать лет спустя, Хэйден стала глубоко чувствующей, творческой личностью, у которой, как говорят, "жизнь бьет ключом". Она добра и внимательна к другим, включая нас. Вот чему нас научила Хэйден: - Дети бывают шумными прежде всего из-за своего темперамента (в смысле их общей тенденции вести себя именно так), а не по вине родителей.

- У каждого ребенка есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять. Забота о ребенке позволяет обеим заинтересованным сторонам (родителям и детям) в своих отношениях раскрыть все лучшее, что у них есть. - Нужно принять как должное, что у детей с повышенными запросами необычный темперамент и они требуют особой заботы. Дочь научила нас быть более чуткими, что помогло нам и в работе, и в отношениях с людьми и в семье.

Чему мы научили Хэйден:

- Те, кто о ней заботятся, внимательны к ее потребностям.

- Она сама представляет собой ценность (это нормально - иметь запросы).

- Она окружена теплом и доверием.

Мы изучили разные мнения по поводу того, почему ребенок шумит и что с этим делать; это примеры и из нашей практики, и взгляды многих сотен родителей. Вот средства, которые в большинстве случаев помогают.

Особенности ребенка с повышенными запросами

Чтобы удостовериться, наградил ли вас Господь именно этим типом ребенка, познакомьтесь с тем, какие черты, по мнению родителей, отличают детей с высокими запросами.

"Сверхчувствительность". Такие дети придают большое значение обстановке. Их сразу начинают беспокоить изменения в привычной и уютной среде, и они не приемлют их. Они легко пугаются днем и плохо спят по ночам. Эта чувствительность помогает им глубоко привязываться к внимательным и заботливым родителям, но они с неохотой принимают чужаков и нянек. У них разборчивый вкус и ясное сознание. Эта чувствительность, которая вначале причиняет много неудобств, впоследствии может сослужить хорошую службу. Такие дети способны на глубокую привязанность.

"Я просто не могу уложить его". Таким детям не свойственно мирно лежать в кровати и ждать (как большинству других), что на руки их возьмут, только чтобы покормить и поменять пеленки. Движение, а не покой - вот их стиль жизни. Эти дети вечно на руках или на груди, они редко соглашаются подолгу находиться в кроватке.

"Не может сам успокоиться". Способности к самоуспокоению за такими детьми не водится. Родители сообщают: "Он сам не может расслабиться". Колени матери - его стул, грудь отца - его ложе, грудь матери - средство для успокоения. Эти дети очень разборчивы по отношению к успокаивающим игрушкам, заменяющим мать, и часто отвергают их. Это требование высокого качества к "утешителю" впоследствии заставляет личность тяготеть не к вещам, а к людям, и стремиться установить с ними близость и взаимопонимание.

"Напряженность". "Он все время находится на взводе", - заметил уставший отец. Дети с высокими запросами вкладывают массу энергии во все, что бы они ни делали. Они громко кричат, смеются до упаду и тут же начинают протестовать, если их вовремя не покормили. В силу того что они все глубже чувствуют и сильнее на все реагируют, они способны крепко привязываться и очень переживают, если отношения разрушаются. Такие дети потом, похоже, становятся энтузиастами. Но какие бы ярлыки им ни приклеивали, скучными их никто не назовет.

Ребенок с высокими запросами - божий дар или божье наказание?

Однажды мы сравнили темпераменты наших малышей и поняли, что у детей с повышенными запросами есть многое, что работает на них. Посмотрите, какой ребенок получает больше внимания и вообще больше берет от жизни? С детьми с высокими запросами нянчатся больше, потому что они требуют этого.

Они занимают больше места в жизни родителей и больше их времени, так как таких детей ни с кем не оставишь. А кто получает больше ласки, больше времени проводит в комфорте - на груди или в теплой постели родителей? Эти дети путешествуют по жизни первым классом. Каких малышей лучше знают родители, к каким они вынуждены подходить наиболее творчески? Ответы вы знаете сами. И усилия родителей таких детей вознаграждаются.

"Хочет, чтобы с ним нянчились все время". Чаще всего расписание кормления чуждо сознанию такого ребенка. Он требует, чтобы его кормили каждые 2-3 часа, и может подолгу блаженно посасывать грудь. Они не только чаще питаются, но и сосут дольше. Эти дети медленно отвыкают от груди, и иногда их приходится кормить грудью до второго, а то и третьего года жизни.

"Часто просыпается". "И почему таким детям всего нужно побольше, только не сна?" - вздыхала одна мама. Они действительно часто просыпаются ночью и редко балуют родителей, засыпая днем, хотя дневной сон им, как и другим малышам, необходим. Вам может показаться, что над этим ребенком непрерывно горит лампочка, которую очень сложно потушить. Может быть, поэтому, когда они подрастают, их называют "яркими", "блестящими" детьми.

"Неудовлетворен и непредсказуем".

Настал момент, и вы поняли, чего ребенок от вас хочет, но готовьтесь к тому, что завтра придется начать поиски сначала. Одна мама говорила: "Именно тогда, когда я считаю, что переиграла его, он снова берет верх". Какой-то комплекс успокаивающих мер может помочь один раз, но на следующий день он уже не годится.

"Слишком активны". Эти дети, когда их держат на руках, много вертятся, пытаясь найти наиболее удобное положение. Кормление осложняется тем, что они все время норовят изогнуться назад и выскользнуть из ваших рук. "Для него вообще не существует неподвижного положения", - сказал один папа. Когда вы держите такого ребенка, то чувствуете, как напряжены его мускулы.

"Истощает все силы". Кроме своей энергии, которую ребенок вкладывает во все, что ни делает, он использует и энергию родителей. "Он меня просто изматывает", - постоянная жалоба родителей.

"Невозможно удержать". Это относится к наиболее трудным детям с повышенными запросами, которые не приемлют такого испытанного средства, как пребывание на руках. В то время как большинство детей на руках млеют и устраиваются поудобнее, эти норовят изогнуться, брыкаются, вырываются. Обычно малыши успокаиваются, когда их берут на руки, а эти очень долго не могут найти удобную позу, но рано или поздно находят ее, если мама старается помочь и предлагает уютное безопасное гнездышко из своих рук.

"Требовательность". Дети с высокими запросами требуют много и имеют достаточно воли, чтобы получить свое. Посмотрите, как по-разному два ребенка, протягивая к вам руки, просят, чтобы вы взяли их. Обычно ребенок, если его просьбу проигнорируют, опускает руки и занимает сам себя игрой. Но не таков малыш с повышенными запросами. Он не смирится с тем, что его не услышали, будет кричать и требовать до тех пор, пока не добьется своего.

Будьте готовы к такой особенности и не слушайте вредных советов типа "Он вас подминает под себя". Представьте себе на минуту, что произойдет, если ребенок с повышенными запросами не будет требователен. Если у него есть острая потребность в чем-либо, но недостает силы характера, чтобы заявлять о ней до тех пор, пока ему не пойдут навстречу, это может даже помешать ему нормально развиваться. Требовательность у детей с повышенными запросами - предвестник сильной воли в будущем.

Утомившиеся родители часто спрашивают: "Сколько же будут продолжаться эти выходки и что из него вырастет?" Не спешите загадывать, каким человеком вырастет ваш ребенок. Некоторые трудные дети со временем меняются на 180° как личности. Но в основном потребности малыша не уменьшаются, а только видоизменяются. И все же хотя вначале ранние проявления их личности удручают родителей, по мере развития ребенка многие, если пользуются нашим методом, меняют свою оценку поведения ребенка, в ней начинают преобладать такие слова, как "смелый", "заинтересованный", "яркий". Те же самые качества, которые вначале доставляли родителям столько хлопот, теперь приобретают положительное значение и для детей, и для родителей, но только в том случае, если высокие запросы в свое время были распознаны и не остались без ответа. Энергичный младенец может стать творческим ребенком, чувствительный малыш превратится в способную сострадать личность, т.е. сможет отдать гораздо больше, чем требовал.

ПОЧЕМУ ДЕТИ БЕСПОКОЯТСЯ

Теперь, когда вы уже познакомились с этим особым типом поведения, необходимо ответить на вопрос, как же с таким малышом обходиться. Для этого прежде всего необходимо понять, почему ребенок беспокоится. Говоря просто, дети беспокоятся по тем же причинам, что и взрослые: или им причинен вред, физический или моральный, или им что-то нужно. Спектр причин, по которым дети кричат, весьма широк. Одно дело, если малыш хочет, чтобы его взяли на руки, тогда его легко успокоить, другое - если ребенок безутешно плачет от какого-то недомогания, например, если он страдает от коликов

Младенцы плачут, пытаясь приспособиться к новым условиям жизни

Пока ребенок находился в утробе, он был прекрасно приспособлен к окружающей среде. Возможно, такого уютного дома, где все время одинаковая температура и потребности в питании удовлетворяются автоматически и постоянно, у него уже не будет. В сущности, материнское чрево неплохо обустроено. Рождение неожиданно разрушает эту организацию. В первый месяц после рождения ребенок старается вернуть ощущение обустроенности и приспособиться к жизни вне чрева. Рождение и адаптация к существованию в большом мире помогают и формированию характера ребенка, такому поведению, при котором его просьбы не остаются без ответа. Он вынужден как-то действовать, проявлять себя. Когда он голоден, замерз или напуган, он начинает плакать. Это нужно, чтобы привлечь внимание тех, кто о нем заботится. Если у ребенка простые запросы, которые несложно удовлетворить, его называют "легким". Если же малыш не может сразу приспособиться и постоянно дает знать об этом, его называют "трудным". Беспокойные дети не удовлетворены уровнем оказываемого им внимания, им нужно больше.

Утрата материнского чрева

Другая причина, по которой дети беспокоятся, - это то, что они утратили мир материнского чрева, в котором до сих пор пребывали. Ребенок ожидал, что жизнь и дальше будет течь, как прежде, но вот все изменилось и он не уверен, что все в порядке. Он хочет приспособиться к новой среде и получить прежние удобства. Несовпадение этого желания с реальной возможностью порождает внутренний стресс и внешний тип поведения, именуемый "беспокойством". Именно беспокойство помогает родителям понять, когда ребенку хорошо, а когда - нет, ведь его крик означает: "Отдай мне утробу назад". И так продолжается, пока он достаточно не повзрослеет, чтобы самому себя успокаивать.

Предположим, что ребенок не лишился условий чрева, что для него они как бы по-прежнему существуют: сразу после рождения его поместили на теплый материнский живот, материнская грудь поддерживает его и физически, и эмоционально, днем его носят в уютном лоскутном держателе, а ночью он спит рядом с родителями. Ему не надо волноваться. Все прежние удобства остались при нем, только форма их выражения немного изменилась.

А что же с ребенком, который попадает в этом мире в иные условия? Вместо теплого знакомого тела он получает непривычную колыбель в детской комнате. Вместо теплой груди - бутылочку с соской. Вместо того, чтобы его постоянно держать на руках и часто кормить, его берут на руки и кормят строго по расписанию. Даже сон его нарушен: вместо теплого тела, к которому он привык за 9 месяцев, он - в своей отдельной кроватке. И у него есть выбор: или удовлетвориться этой низкосортной "утробой" и заслужить ярлык "хорошего" малыша, или протестовать, показывая, что новый дом ему не по вкусу. Чем больше он шумит, тем чаще его берут на руки и укачивают; чем больше он кричит, тем больше его кормят. Он учится плакать, добиваясь, чтобы его кормили по "требованию". И в первые же 1-2 дня зарабатывает имя "крикуна". По ночам он вне себя от отчаяния и кричит, пока его не положат с родителями. Наконец, по прошествии нескольких недель этого периода приспособления, ребенок понимает, что крик - это стиль его жизни, путь, чтобы чего-то добиться. Это единственный язык, который позволяет ему получить все то, что раньше он получал автоматически. Этот ребенок, которого мы считаем жертвой так называемого "синдрома плохою начала", научился кричать.

Понятие уровня потребностей

Каждому ребенку нужно, чтобы его кормили, держали на руках, ласкали и оказывали другие знаки родительского внимания, но некоторым детям всего этого нужно больше и они больше считаются со своими потребностями. Мы это поняли, когда пытались выяснить, почему наши дети, о которых мы заботились одинаково, ведут себя по-разному, и вывели понятие "уровень потребностей". Мы считаем, что у каждого ребенка есть свой уровень потребностей. Будучи удовлетворены, они позволяют ему раскрыться в полной мере и эмоционально, и физически, в плане развития. В этом же и причина разных характеров у детей - характер соответствует уровню потребностей и служит для их удовлетворения.

Предположим, у ребенка средний уровень потребностей. Чтобы он чувствовал себя уютно, их нужно удовлетворить. Он немного беспокоится, и его укачивают и успокаивают - ровно столько, чтобы его волнение улеглось. Такого ребенка можно назвать "легким". А вот другой малыш, которому нужно, чтобы его больше держали на руках (как только его опускают, он начинает кричать). Такой ребенок требует особого внимания и его называют "крикливым". Но со временем, путешествуя по жизни в вагоне первого класса (часто кормят, много держат на руках, уделяют внимание и днем и ночью), он начинает беспокоиться все меньше и меньше. Раз он приспособился, ему незачем шуметь. Оба ребенка нормальны, оба умиротворены, ни один из них не хуже другого. Просто у них различные уровни запросов и характеры - под стать им.

Чувство единения с матерью

Ребенок, который "кричит, как только его кладут", хочет, чтобы не исчезло чувство единения с матерью, которое было до рождения. После рождения мама знает, что теперь ее ребенок - отдельная личность, но сам он этого не чувствует. Ему по-прежнему надо ощущать себя связанным с матерью. И если эта близость разрушается, он беспокоится и протестует. Для него эта связь по-прежнему необходима и с рождением меняется только ее форма. К счастью, у него есть способ выразить свою потребность. Если ребенка услышали и поняли, он чувствует себя хорошо, он умиротворен, находясь в гармонии с окружающей средой. Характер у такого малыша становится более спокойным, а сам он попадает в разряд "хороших" детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.