КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место ФП в системе российского права. Соотношения с другими отраслями
ФП - острасль публичного права, т.к. её регулирование имеет общегосударственный, общественный интерес. К публичным отсралям относится конституционное и государственное право. Соотношения: с КП: -Конституция устанавливает систему государственных органов и принципы организации МСУ; -Конституция закрепляет основные принципы финансовой деятельности -Конституция определяет основные направления расходования финансовых ресурсов с АП: -АП регулирует деятельность и порядок организации государственных органов, в т.ч. финансовых -за отдельные правонарушения предусмотрена администартивная ответственность с ГП: ГП регулирует имущественные отношения, а предмет ФП тесно с ними связан с ПСО Финансовые ресурсы идут на финансирование системы социального обеспечения в соответствие с нормами ПСО и ФП 14. Система ФП: понятие, структура Система - совокупность обособленных но взаимнообусловленных групп правовых норм, существующих в рамках отрасли Нормы финансового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В основе такого деления лежат прежде всего разнообразие и специфика финансовых отношений. Поэтому финансовое право подразделяется на две части — Общую и Особенную. В Общую часть включаются нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т. д. Нормы Общей части применяются ко всем финансово-правовым отношениям и действуют относительно всех сфер финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов. В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общности: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципальный кредит; обязательное государственное страхование; организация денежного обращения и расчетов; валютное регулирование и валютный контроль. 15.Источники финансового права: понятие, основания классификации, краткая характеристика Источники финансового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных, и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права. Конституция Конституционные основы финансовой деятельности подразделяются на политические, экономические и организационные требования. Политико-правовые принципы финансовой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами финансовой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и др. Экономико-правовые основы финансовых отношений базируются на принципах единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя», и запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федеративное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетельствует об огромной значимости экономических основ финансовой деятельности государства, ибо эти постулаты рассматриваются одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России. Организационно-правовые принципы финансовой деятельности, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основные начала деятельности государственных органов в финансовой сфере: ч. 5 ст. 101 — образование палатами Федерального Собрания РФ Счетной палаты РФ; ч. 3 ст. 104 — обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; ст. 106 — обязательность рассмотрения в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного регулирования и денежной эмиссии; ч. 1 ст. 114 — компетенция Правительства РФ по разработке и представлению Государственной Думе федерального бюджета, обеспечению его исполнения, а также по предоставлению Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета и др. Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Имеют значения и другие ФЗ: ГК, КоАП, ФЗ О банках и банковской деятельности, О МСУ, о различных ЮЛ, и т.п. В создании органов, имеющих полномочия в сфере финансвойо деятельности особое место занимают Постановления Правительства, Указы Президента, акты министерств. Акты субъектов, МО локальные акты. Нормативные договоры нормы международного права, международные договоры решения КС 16. Финансово-правовые нормы. Понятие, особенности, структура. Классификация. ФПН - установленные государством правила поведения сторон в отношениях по поводу формирования, распределения, использования фондов денежных средств в целях реализации задач, стоящих перед государством. Признаки: 1) особая сфера применения - финансовая деятельность 2)государственно-властный характер 3)имеют материальное обеспечение. ОГВ при принятии решений материально ограничены 4)обычное право в финансовом праве не существует. ПН не возникают фактически. Структура: гипотеза, диспозиция, санкции Особенности санкций: -всегда имеют денежный характер -имеют правовосстановительное и карательное назначение одновременно -при назначении наказания нет поглощения большего меньшим, за каждое нарушение - свое наказание -полученные в результате применения санкции зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды Виды 1. по функциям: регулятивные, охранительные 2.по характеру воздействия на участников: управомачивающие, обязывающие, запрещающие 3. по содержанию: материальные, процессуальные 4. по территории: действующие на всей территории, действующие на территории субъекта, на территории муниципального образования 5. по времени: общие, временные 6. по содержанию: общезакрепительные, оперативные нормы, нормы-дефиниции, нормы-принципы, комплексные нормы 17. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, структура, виды Финансовые правоотношения – общественные отношения, основанные на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающий публичный интерес. Признаки: 1)возникает и развивается в результате финансовой деятельности 2)является формой реализации публичных интересов 3)является экономическим отношением 4)носит имущественный характер 5)бывают материальными и процессуальными 6)является властеотношением, существует по принципу команда-исполнение Объект финансового правоотношения взаимосвязан с субъектом, поскольку это то, на что направлено поведение участников правоотношения, обусловленное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Объекты финансовых правоотношений весьма разнообразны. Большинство из них определяется в конкретных финансово-правовых нормах, однако в ряде случаев, объект может быть выделен лишь в абстракции, т.е. логически. В этом случае речь идет о неотделимых объектах, которые специально в законодательстве не регулируются. Например, государственный финансовый контроль. Отделимые объекты – объекты, которые с той или иной степенью конкретностью зафиксированы в финансово-правовых нормах и существуют как явления. Например, бюджет, налоги. Отношения бывают регулятивными и охранительными. Основная масса финансовых правоотношений -регулятивная, так как задача финансово-правового регулирования - упорядочение и закрепление отношений. Регулятивные правоотношения подразделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм. И центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения пассивного типа складываются на основе управомачиващих и запрещающих норм. Здесь центр правоотношений находится в субъективном праве. Основная масса правоотношений регулятивного типа являются активными. Финансовые регулятивные отношения подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные финансовые регулятивные отношения – правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит, в качестве обязанного, всякий и каждый субъект (установление налогов и сборов). Относительные финансовые регулятивные правоотношения – те, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия (межбюджетные отношения). Охранительные правоотношения возникают в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей. По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные по объекту: Имущественные и неимущественные правоотношения. По структуре простые и сложные правоотношения. Сложные делятся на основные и производные. По количество субъектов: двусторонние или многосторонние правоотношения. По виду институтов: 1)по гос. контролю 2)бюджетные 3)по финансам предприятий 4)налоговые 5)неналоговые 6)по гос.долгу 7)по сметно-бюджетному финансированию 8)по государственному внебюджетному финансированию 9) по гос страхованию 10)по денежному обращению и расчетам 11) по валютному регулированию
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |