Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место ФП в системе российского права. Соотношения с другими отраслями




ФП - острасль публичного права, т.к. её регулирование имеет общегосударственный, общественный интерес.

К публичным отсралям относится конституционное и государственное право.

Соотношения:

с КП:

-Конституция устанавливает систему государственных органов и принципы организации МСУ;

-Конституция закрепляет основные принципы финансовой деятельности

-Конституция определяет основные направления расходования финансовых ресурсов

с АП:

-АП регулирует деятельность и порядок организации государственных органов, в т.ч. финансовых

-за отдельные правонарушения предусмотрена администартивная ответственность

с ГП:

ГП регулирует имущественные отношения, а предмет ФП тесно с ними связан

с ПСО

Финансовые ресурсы идут на финансирование системы социального обеспечения в соответствие с нормами ПСО и ФП

14. Система ФП: понятие, структура

Система - совокупность обособленных но взаимнообусловленных групп правовых норм, существующих в рамках отрасли

Нормы финансового права различаются по своему конкретному содер­жанию, характеру предписаний, сферам действия, формам вы­ражения, санкциям и т. д. В основе такого деления лежат преж­де всего разнообразие и специфика финансовых отношений. Поэтому финансовое право подразделяется на две части — Об­щую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы финансового права, кото­рые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и му­ниципальных органов, систему органов, осуществляющих фи­нансовую деятельность, разграничение их полномочий в дан­ной сфере, основы финансово-правового статуса других субъек­тов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т. д. Нормы Общей части применяются ко всем финансово-правовым отношениям и действуют относительно всех сфер фи­нансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов.

В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общнос­ти: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государ­ственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципаль­ный кредит; обязательное государственное страхование; орга­низация денежного обращения и расчетов; валютное регулиро­вание и валютный контроль.

15.Источники финансового права: понятие, основания классификации, краткая характеристика

Источники финансового права — это внешние конкретные фор­мы его выражения, т. е. правовые акты представительных, и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.

Конституция

Конституционные основы финансовой деятельности подраз­деляются на политические, экономические и организационные требования.

Политико-правовые принципы финансовой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения де­мократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституцион­ными основами финансовой деятельности следует считать фе­дерализм, законность, демократизм, разделение властей, пуб­личность, гласность, равноправие субъектов РФ и др.

Экономико-правовые основы финансовых отношений бази­руются на принципах единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя», и запрета установления препятствий для свободного перемеще­ния товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), зак­репленном в гл. 3 «Федеративное устройство». Подобный «двой­ной» фундамент свидетельствует об огромной значимости эко­номических основ финансовой деятельности государства, ибо эти постулаты рассматриваются одновременно в качестве пра­вовой базы и гарантии федеративного устройства России.

Организационно-правовые принципы финансовой деятель­ности, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Фе­дерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муни­ципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основ­ные начала деятельности государственных органов в финансо­вой сфере: ч. 5 ст. 101 — образование палатами Федерального Собрания РФ Счетной палаты РФ; ч. 3 ст. 104 — обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обяза­тельств государства и по другим законопроектам, предусматри­вающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; ст. 106 — обязательность рассмотрения в Совете Фе­дерации принятых Государственной Думой федеральных зако­нов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного регулирования и денежной эмиссии; ч. 1 ст. 114 — компетенция Правительства РФ по разработке и представлению Государственной Думе фе­дерального бюджета, обеспечению его исполнения, а также по предоставлению Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета и др.

Финансовое право относится к некодифицированным отрас­лям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ.

Имеют значения и другие ФЗ: ГК, КоАП, ФЗ О банках и банковской деятельности, О МСУ, о различных ЮЛ, и т.п.

В создании органов, имеющих полномочия в сфере финансвойо деятельности особое место занимают Постановления Правительства, Указы Президента, акты министерств.

Акты субъектов, МО

локальные акты.

Нормативные договоры

нормы международного права, международные договоры

решения КС

16. Финансово-правовые нормы. Понятие, особенности, структура. Классификация.

ФПН - установленные государством правила поведения сторон в отношениях по поводу формирования, распределения, использования фондов денежных средств в целях реализации задач, стоящих перед государством.

Признаки:

1) особая сфера применения - финансовая деятельность

2)государственно-властный характер

3)имеют материальное обеспечение. ОГВ при принятии решений материально ограничены

4)обычное право в финансовом праве не существует. ПН не возникают фактически.

Структура: гипотеза, диспозиция, санкции

Особенности санкций:

-всегда имеют денежный характер

-имеют правовосстановительное и карательное назначение одновременно

-при назначении наказания нет поглощения большего меньшим, за каждое нарушение - свое наказание

-полученные в результате применения санкции зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды

Виды

1. по функциям: регулятивные, охранительные

2.по характеру воздействия на участников: управомачивающие, обязывающие, запрещающие

3. по содержанию: материальные, процессуальные

4. по территории: действующие на всей территории, действующие на территории субъекта, на территории муниципального образования

5. по времени: общие, временные

6. по содержанию: общезакрепительные, оперативные нормы, нормы-дефиниции, нормы-принципы, комплексные нормы

17. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, структура, виды

Финансовые правоотношения – общественные отношения, основанные на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающий публичный интерес.

Признаки:

1)возникает и развивается в результате финансовой деятельности

2)является формой реализации публичных интересов

3)является экономическим отношением

4)носит имущественный характер

5)бывают материальными и процессуальными

6)является властеотношением, существует по принципу команда-исполнение

Объект финансового правоотношения взаимосвязан с субъектом, поскольку это то, на что направлено поведение участников правоотношения, обусловленное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Объекты финансовых правоотношений весьма разнообразны. Большинство из них определяется в конкретных финансово-правовых нормах, однако в ряде случаев, объект может быть выделен лишь в абстракции, т.е. логически. В этом случае речь идет о неотделимых объектах, которые специально в законодательстве не регулируются. Например, государственный финансовый контроль. Отделимые объекты – объекты, которые с той или иной степенью конкретностью зафиксированы в финансово-правовых нормах и существуют как явления. Например, бюджет, налоги.

Отношения бывают регулятивными и охранительными. Основная масса финансовых правоотношений -регулятивная, так как задача финансово-правового регулирования - упорядочение и закрепление отношений.

Регулятивные правоотношения подразделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм. И центр правоотношения находится в юридической обязанности. Правоотношения пассивного типа складываются на основе управомачиващих и запрещающих норм. Здесь центр правоотношений находится в субъективном праве. Основная масса правоотношений регулятивного типа являются активными.

Финансовые регулятивные отношения подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные финансовые регулятивные отношения – правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит, в качестве обязанного, всякий и каждый субъект (установление налогов и сборов).

Относительные финансовые регулятивные правоотношения – те, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совершать определенные действия (межбюджетные отношения).

Охранительные правоотношения возникают в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные

по объекту: Имущественные и неимущественные правоотношения.

По структуре простые и сложные правоотношения. Сложные делятся на основные и производные.

По количество субъектов: двусторонние или многосторонние правоотношения.

По виду институтов:

1)по гос. контролю

2)бюджетные

3)по финансам предприятий

4)налоговые

5)неналоговые

6)по гос.долгу

7)по сметно-бюджетному финансированию

8)по государственному внебюджетному финансированию

9) по гос страхованию

10)по денежному обращению и расчетам

11) по валютному регулированию




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.