Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВНИМАНИЕ. Предупреждение и устранение проблем со сном




Предупреждение и устранение проблем со сном

 

В одном из исследований годовалых и двухлетних детей было установлено, что около 20 % из них просыпаются по ночам пять или более раз в неделю, а исследования трехлетних детей показали, что 26 % из них просыпаются не менее трех раз в неделю. К сожалению, неспособность самостоятельно засыпать после таких пробуждений не исчезает волшебным образом сама. Этому нужно учиться; вам следует ожидать, что у ребенка сохранятся проблемы, пока он не научится самостоятельно успокаиваться и засыпать без вашей помощи.

Кроме того, при исследовании годовалых и двухлетних детей выяснилось, что те, кто чаще просыпается ночью, более подвержены переломам и другим травмам, требующим врачебного вмешательства: они случались всего у 17 % детей, которые спали хорошо, и у 40 % детей, просыпающихся по ночам! (В главе 11 мы более подробно обсудим связь травм с нарушениями сна.)

Для подавляющего большинства детей в возрасте от года до пяти лет процесс укладывания на ночь занимает менее 30 минут; они засыпают с выключенным светом, и это занимает у них еще примерно 30 минут. У детей постарше из этой группы ночные пробуждения возникают всего один раз в неделю; лишь некоторые просыпаются более одного раза. Если режим вашего ребенка в возрасте от года до пяти лет существенно отличается от описанного, то, возможно, он попадает в те 20 % детей, у которых имеются расстройства сна. Если это так, то вы можете заметить у вашего ребенка и повышенную сонливость в течение дня, которая отмечается примерно у 5–10 % детей в возрасте от пяти до четырнадцати лет.

Развитие вашего ребенка как личности и осознание им своей индивидуальности означает, что второй и третий годы его жизни будут временем накопления опыта, проверки, несогласия, упорства и стремления к независимости. Ваш ребенок очень хочет быть самостоятельным. Проблемы со сном у детей в возрасте от года до трех лет имеют отношение к этому естественному упрямству и к своеволию. Например, ребенок может захотеть выбираться по ночам из кроватки, не спать днем, слишком рано вставать утром, чтобы поиграть, и, конечно, не ложиться вечером и просыпаться ночью. Последняя проблема может возникать еще в первый год его жизни, а на втором году стать уже укоренившейся привычкой. Давайте рассмотрим все эти основные проблемы по очереди.

 

 

Не путайте следующие вещи:

• потребности и желания;

• грустный плач и протестующий плач;

• заброшенность и одиночество.

 

 

Ребенок выбирается из кроватки или кровати: синдром «чертик из табакерки»

 

Для двух– и трехлетнего ребенка совершенно естественно выбираться из кроватки или кровати, чтобы проверить, чем это таким интересным занимаются родители. А может, ему просто хочется поздно‑поздно вечером посмотреть фильм или перекусить. Но, конечно же, больше всего детям нравится приходить к родителям и/или забираться в их постель. Это не только мешает спать матери и отцу, но и вредит малышу, и вот каким образом.

Когда у ребенка ночью естественным образом наступает момент частичного пробуждения, он, вместо того чтобы снова заснуть, учится заставлять себя окончательно просыпаться и вылезать из кроватки. В результате происходит нарушение целостности сна – и у него, и у родителей. Я предлагаю пятиступенчатый план, который поможет вам вернуть вашего «чертика» ночью обратно в «табакерку».

Шаг 1. Ведите график или журнал учета, в котором вы будете записывать все основные события, относящиеся к детскому сну: время засыпания, время пробуждения, сколько раз ребенок вылезал из кроватки и какова была продолжительность протестующих призывов, беспокойства или плача. Так вы сможете лучше понять как поведение ребенка, так и собственное. График или журнал учета сна помогут вам определить, работает ли стратегия, и будут напоминать о регулярности событий и постоянстве вашей реакции.

Шаг 2. Спросите себя, не свидетельствует ли поведение вашего ребенка в конце дня или начале вечера о том, что он устал. Если ответ утвердительный, то рассмотрите возможность того, что ему не хватает дневного сна, или что вы укладываете его слишком поздно. Решите эти проблемы параллельно с проблемой ночных подъемов. Если это необходимо, включите в свои записи данные о дневном сне: во сколько засыпает ребенок днем, сколько он спит, как долго плачет перед дневным сном и сколько времени проходит между окончанием дневного сна и началом ночного.

Также обратите внимание на то, не начал ли ребенок ночью больше храпеть или дышать через рот. Если у вас есть такая проблема, прочтите раздел, посвященный храпу, в главе 10.

Шаг 3. Объявите ребенку, что теперь у вас в доме новое правило: лег – значит лег, и вставать с постели до утра нельзя. Скажите ему, что вы очень его любите, но вам необходимо спать, а ему нужно засыпать самостоятельно, если он проснулся; вылезать из кровати нельзя. Скажите ребенку, что, если он встанет ночью, вы уложите его обратно и при этом не будете разговаривать с ним или смотреть ему в лицо. Давайте назовем это «тихим возвращением ко сну». Сохранять тишину, когда вы укладываете ребенка обратно в постель, очень важно, потому что, если вы начнете ласково или, наоборот, жестко объяснять ему, почему всем нужно спать, это лишь заставит его вновь вылезать из кроватки, чтобы получить ваше внимание. Обсуждая проблему, вы добиваетесь только того, что она будет возникать еще чаще. Многие родители не понимают, что негативное внимание, т. е. крики и ругань – это тоже внимание, и оно все равно приводит к закреплению у ребенка определенного поведения.

В зависимости от возраста вашего малыша он может понимать или не понимать ваши слова. Но он точно почувствует, что этой ночью все будет по‑другому.

 

 

КОЕ‑ЧТО ИЗ ПРАКТИКИ

Сохраняйте молчание и спокойствие; ваши действия должны выглядеть лишенными интереса или механическими. Больше никаких ночных развлечений.

 

Шаг 4. Находитесь там, где вы сразу услышите, как ребенок вылезает из кроватки. Можете подвесить на дверь его или вашей комнаты колокольчик на шнурке, который будет сигнализировать о том, что ребенок вышел из своей комнаты или зашел к вам, или используйте интерком, если вам приходится находиться вне пределов слышимости. Благодаря сигналу ребенок будет осознавать, что он делает, а вам он поможет быть последовательными. Каждый раз, узнав о том, что ребенок выбрался из кроватки, или обнаружив его у себя в постели, спокойно укладывайте его обратно.

Соблюдайте тишину. Попробуйте не спать первую ночь, потому что ребенок может неоднократно пытаться делать то, что делал раньше. Можете чередовать ночи с супругом, чтобы хотя бы один из вас мог нормально поспать. Не нужно спать по очереди в одну и ту же ночь, так как ребенок может решить, что родители могут вести себя по‑разному. Дети быстро понимают, что нет никакого смысла вылезать из постели, поэтому начинают спать, не просыпаясь.

Шаг 5. Каждое утро горячо благодарите ребенка за то, что он усвоил новое правило. Можете дать ему что‑нибудь вкусненькое или пойти с ним в какое‑нибудь интересное место. За частичное подчинение правилу награда может быть поменьше, а за полное – более существенной.

Кроме похвал и вознаграждения за сотрудничество вы можете подумать об изменении каких‑то процедур в случае его отсутствия. Например, после 15–18 месяцев постепенно закрывайте дверь, когда ребенок будет выбираться из кроватки. Можете сделать на полу три или четыре отметки белой лентой, и в первые три‑четыре раза, когда он выберется из кроватки, дверь будет закрываться все больше и больше, пока не окажется почти или совсем закрытой. Если малыш будет оставаться в постели, дверь останется открытой до первой отметки. Можно применить похожую стратегию с увеличением или уменьшением яркости ночника.

Можно ожидать, что этот план позволит в значительной мере или полностью справиться с ночными пробуждениями ребенка за несколько дней; как правило, требуется три‑четыре дня. Все, что вы должны сделать, – это исключить ночное общение с малышом (приятное или неприятное), так как оно служит подкреплением его привычки вылезать из кроватки.

Короче говоря, каждый раз, когда ребенок так поступает, он должен видеть молчаливого и лишенного эмоций родителя, который аккуратно возьмет его и водворит обратно.

Вот ряд типичных вопросов об этой стратегии и ответы на них.

 

Вопрос: Не может ли ребенок получить травму, когда вылезает или вываливается из кроватки?

Ответ: Это частая причина переживаний родителей, которой они оправдывают то, что подходят к ребенку ночью или переводят его в «большую» кровать. Но на самом деле дети очень редко получают серьезные травмы, даже если падают с кроватки на пол.

 

Вопрос: Может ли этот план не сработать?

Ответ: Да, если родители не смогут договориться, и один из них будет пассивно или активно мешать его осуществлению. В моей практике был случай, когда один отец раз или два за ночь тайком приносил ребенку бутылочку с молочной смесью. Из‑за этого малыш чаще писался, и у него развилось тяжелое и стойкое раздражение кожи. Только в ходе его лечения поведение папаши всплыло на свет. Также неудачи могут случаться, если ребенок продолжает испытывать хроническое переутомление из‑за слишком позднего укладывания или недостатка дневного сна.

 

Вопрос: Что делать, если ребенок остается в кроватке, но плачет?

Ответ: Если ребенок плачет в знак протеста, не желая засыпать или оставаться в кроватке, – это совсем не то же самое, что плач от боли, которую вы ему нечаянно причинили. Оставьте малыша одного (исключение) или попробуйте метод контролируемого плача (постепенное исключение).

 

В одной известной мне семье такую пятиступенчатую программу стали применять, когда их дочери было 26 месяцев, т. е. после 26 месяцев плохого сна. Николь всегда с трудом засыпала и не могла спать, не просыпаясь. Девочке всегда хотелось выбраться из кроватки и пойти к родителям, что она и делала. После рождения братика Дэниела ее родители решили, что пора это прекращать.

Их записи демонстрируют следующие результаты:

Ночь 1‑я: с 20:13 до 21:45–69 возвращений в кровать. Спала до 8:30, один раз ненадолго проснулась в 2:15.

Ночь 2‑я: с 20:20 до 22:30 – 145 возвращений в кровать. Спала до 7:20, один раз ненадолго проснулась в 2:15.

Ночь 3‑я: после 21:14 (уложили спать) – ни одного пробуждения! Спала до 7:40, один раз проснулась в 3:20.

Вот оно!

 

 

КОЕ‑ЧТО ИЗ ПРАКТИКИ

Не нужно недооценивать огромную силу частичного подкрепления, которое способно разрушить все ваши попытки преодолеть привычку ребенка выбираться из кроватки. Если вы не сохраняете молчание и начинаете обсуждать с ребенком его поведение, когда он вылезает из кроватки, ваше общение подкрепляет его желание продолжать так поступать.

 

Важный момент здесь – то, что почти всегда Николь выбиралась из кроватки в первые один‑два часа после укладывания. Многие дети поступают так же, так что не думайте, что вам обязательно придется не спать целыми ночами во время этого тренировочного периода.

После третьей ночи применения этой программы Николь совершенно перестала выбираться из кроватки. Более того, теперь ее мать, укладывая дочку днем, читает ей 15–20 минут и уходит, а раньше ей приходилось оставаться в комнате, пока Николь не заснет. Родители говорят, что ее поведение улучшилось во многом: она стала меньше сопротивляться при одевании, меньше спорить, словом, превратилась в еще более очаровательную и самостоятельную девочку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.