Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слуховой и соматосенсорный анализаторы




Занятие 26.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Занятие 25.

ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ

Цель занятия. Проанализировать общие функции анализаторов и работу зрительной сенсорной системы.

Примерные вопросы по теме.

1. Физиология анализаторов и методы их исследования. Общие принципы строения и основные функции анализаторов.

2. Рецепторы - периферический отдел анализаторов. Классификация рецепторов и механизмы их активации.

3. Основные свойства рецепторов. Закон Вебера - Фехнера.

4. Обнаружение, различение, передача и преобразование сигналов.

5. Кодирование информации и ее детектирование. Опознание образа.

6. Адаптация анализаторов и ее механизмы.

7. Зрительный анализатор. Оптическая система глаза.

8. Аккомодация и ее механизмы. Аномалии рефракции глаза.

9. Зрачковый рефлекс.

10. Структура и функции сетчатки глаза.

11. Фотохимические и электрические явления в сетчатке глаза.

12. Роль движения глаз для зрения.

13. Световая чувствительность. Механизм адаптации к свету и темноте. Контрастная чувствительность. Слияние мельканий и последовательные образы.

14. Цветовое зрение и теории цветоощущений. Цветовая слепота и

методы ее определения. 15.Восприятие пространства: острота зрения, поле зрения, оценка

расстояния, зрение обоими глазами, оценка величины предмета.

 

Самостоятельная работа студентов.

 

1. Определение остроты зрения.

2. Определение поля зрения.

3. Нахождение слепого пятна (опыт Мариотта).

4. Исследование цветового зрения по таблицам Рабкина.

5. Зрачковый рефлекс.

6. Аккомодация глаза (опыт Шейнера).

7. Бинокулярное зрение.

Цель занятия. Проанализировать механизмы функционирования слухового и соматосенсорного анализаторов.

Примерные вопросы по теме.

1. Слуховой анализатор. Строение и функции наружного и среднего уха.

2. Строение внутреннего уха. Механизм передачи звуковых колебаний по каналам улитки.

3. Электрические явления в улитке.

4. Механизм восприятия частоты и силы звука.

5. Звуковые ощущения: тональность звука, слуховая чувствитель­ность, громкость звука. Адаптация. Бинауральный слух.

6. Вестибулярный анализатор, его строение и функции. Рецепция положения и движения тела. Статические и статокинестетические рефлексы.

7. Соматосенсорный анализатор. Рецепторы кожи и их классификация. Адаптация экстерорецепторов.

8. Тактильная рецепция и пороги пространства. Терморецепторы и / их роль в терморегуляции.

9. Болевая рецепция и болевые рефлексы, их значение.

10. Мышечная и суставная рецепция.

11. Переработка соматосенсорной информации.

12. Обонятельный анализатор.

13. Вкусовой анализатор.

14. Висцеральный анализатор. Классификация интерорецепторов и их роль в поддержании гомеостаза.

 

Самостоятельная работа студентов.

1. Эстезиометрия.

2. Опыт Аристотеля.

3. Закон Вебера - Фехнера в кинестетическом анализаторе.

4. Определение чувствительности кинестетического анализатора (закрыв глаза, испытуемый сравнивает массу стаканов с песком и располагает их в порядке возрастания массы).

5. Определение точности работы кинестетического анализатора (на чистом листе бумаги проводят линию длиной 4 см. Закрыв глаза, проводят 10 таких же полос, 10по8и 10 по 16 см. Измеряют их и находят среднюю для каждого вариационного ряда).

6. Вращательная проба (испытуемого сажают на специальный стул, который вращают со скоростью 1 оборот за 2 сек. Вращение прекращают и наблюдают за нистагмом глаз и головы).

7. Определение остроты слуха.

8. Исследование костной проводимости методом Швальбаха (ножку звучащего камертона С - 128 приставляют к сосцевидному отростку поочередно с обеих сторон. Разность слышимости отмечают в секундах. При поражении звукопроводя­щего аппарата длительность восприятия через кость удлиняется, а при поражении звуковоспринимающего аппарата -укорачивается).

9. Определение латеризации методом Вебера (ножку звучащего камертона С — 128 Устанавливают на срединную линию черепа в области темени. При нормальном слухе звучание камертона в обоих ушах одинаково. Затем закрывают одно ухо пальцем, т.е. искусственно воспроизводят поражение звукопроводящего аппарата. При этом звук воспринимается закрытым ухом, что объясняется уменьшением потери звуковой энергии через звукопроводящий аппарат. Поэтому, при его одностороннем поражении, звук воспринимается больным ухом при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата - здоровым).

10. Сравнение продолжительности воздушной и костной проводимости опытом Рине (камертон устанавливают на сосцевидный отросток и определяют время его слышимости. Затем его переносят к наружному слуховому проходу. В норме, а также при поражении звуковоспринимающего аппарата звук воспринимается через воздух дольше, чем через кость (положительный опыт Рине). При поражении звукопроводящего аппарата, наоборот, камертон через кость слышен дольше, чем через воздух (отрицательный опыт Рине).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.