Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу о вредности пеленания




 

Пеленка – основной предмет младенческой одежды вот уже несколько тысяч лет. Пеленка – явление элементарное, простота конструкции не дает никаких шансов отличиться дизайнерам и стилистам. Пеленка – доступно, удобно, привычно. Но так ли все однозначно?

 

* * *

 

Исторически в основе использования пеленок лежат, по‑видимому, экономические причины. Классическая человеческая одежда – с рукавами и штанинами – строго адаптирована к размерам тела. Очевидно, что коль скоро размеры этого самого тела существенно меняются в течение двух недель, то нормальной одежды не напасешься. А пеленка – при условии, что на размерах никто не будет экономить изначально – позволяет по крайней мере полгода о новой одежде не думать.

Отношение общества и медицинской науки к пеленанию в течение многих десятилетий оставалось более или менее стабильным.

– Надо ли пеленать?

– Надо!

– А как пеленать?

– Выровнять ручки, выровнять ножки, а все остальное скрутить, обмотать потуже и зафиксировать, чтоб не дергался.

– А зачем потуже?

– Чтоб ножки были ровненькие, чтоб знал, кто в доме хозяин…

Постепенно взгляды поменялись. Многочисленные исследования выявили совершенно удивительный факт – оказывается, кривая нога не становится ровной, как ее туго ни обматывай. Оказывается, ровность ног вообще к технике пеленания никакого отношения не имеет. Оказывается, туго запеленатому дитю тяжелее дышать. Более того, мудрые доктора пришли к выводу, что не надо насиловать младенца! Ибо если все без исключения дети стремятся занять определенную позу – поджать ножки, согнуть ручки, – то, по‑видимому, именно эта поза является для ребенка наиболее физиологичной, т. е. удобной и естественной.

И на основании столь простого и столь логичного вывода тугое пеленание было подвергнуто нещадной критике и кануло в лету под давлением прогрессивной медицинской и родительской общественности. На смену пеленанию тугому пришло пеленание свободное – как символ демократии и уважения к правам человека.

Ребенок, запеленатый свободно, имеет возможность двигать конечностями и принимать положение, удобное именно для него. Казалось бы, достигнут консенсус. Свободное пеленание – оптимально, удобно, традиционно, удовлетворяет потребности и детей, и родителей. Да, некоторых бабушек такое пеленание не устраивает, главным образом по причинам эстетическим. Ну разве можно сравнить удивительный по красоте, изящный, правильный и ровненький валик, получающийся при тугом пеленании, и неаккуратное, дрыгающееся, мешкообразное образование, созданное посредством свободного пеленания?

Но с бабушками договориться можно. Нет, в конце концов, человека, которого нельзя убедить посредством рассуждений о свободе и правах.

И все было бы хорошо, как вдруг… Вдруг в десятках стран в сотнях средств массовой информации появились многочисленные сообщения о том, что пеленание, оказывается, в принципе очень вредно. И даже свободное пеленание – это не свобода никакая, а всего лишь свобода перемещаться в замкнутом пространстве (аналогия со свободой перемещения по территории тюрьмы). Более того, появились тысячи особых специалистов – детских психологов, аргументированно доказывающих, что пеленая детей, мы, оказывается, с рождения ограничиваем восприятие мира, нарушаем формирование осязательной функции, препятствуем гармоничному развитию человеческой личности, тормозим индивидуальность и вообще: воспитание личности, достойной жить в XXI веке, и использование пеленок – понятия несовместимые.

Миллионы родительских пар пребывают в унынии и растерянности. Бедные наши детки… По нашему преступному родительскому неведению будут они, прошедшие сквозь адовы муки пеленок, теперь отсталыми, негармоничными, недоразвитыми, безынициативными. А эти хитрюги, что в ползунках и распашонках с рождения, будут теперь нашими командовать и помыкать ими всячески.

Но что же делать? Как исправить? Понятно, что родить следующего и о пеленках забыть – самое мудрое решение, но ведь и этого, отсталого‑негармоничного, жалко.

Сказать по правде, кого действительно жалко – так это бедных родителей. Создается впечатление, что родительский инстинкт способен оказывать подавляющее влияние на элементарный здравый смысл.

Обратите внимание:

► противники пеленания встречались и раньше. Типичный и, пожалуй, самый известный апологет антипеленочной пропаганды – великий писатель Лев Толстой. Парадоксально, но самого Льва Николаевича в детстве пеленали, что, с одной стороны, не помешало ему проявить собственную гениальность, а с другой – помешало все‑таки убедительно доказать связь инфантилизма и вялости Пьера Безухова с тугим младенческим пеленанием;

► расцвет человеческой цивилизации и новые технологии – от одноразовых подгузников до полетов в космос – обеспечили люди, которых в детстве пеленали;

► всех, кто сейчас читает эти строки, в детстве пеленали;

► самое парадоксальное: великих детских психологов, грозящих неминуемыми бедами всем запеленатым, в детстве тоже пеленали. Возможно, несколько туже, чем требовалось…

Формирование полноценной и гармонично развитой человеческой личности действительно определяется множеством факторов: индивидуальными, генетически обусловленными особенностями темперамента, общим состоянием здоровья вообще и лечением конкретных болезней в частности, системой педагогического и религиозного воспитания, страной обитания. Особую и, пожалуй, наиболее важную роль играет психологический климат в семье, сформированная система ценностей, с учетом количества детей, наличия обоих родителей и их контактов друг с другом, с детьми, с собственными родителями. Все упомянутые факторы очень важны и их влияние на формирование ребенка доказано безоговорочно. В то же время не существует ни одного полноценного, подлинно научного исследования, доказывающего связь пеленания и проблем развития личности.

Таким образом, научной и логичной мотивации отказа от пеленания не существует, и на этом основании можно сформулировать главное правило:

 

 

пеленать или не пеленать ребенка – личное дело его родителей, определяющееся их желаниями, возможностями, образом жизни.

 

В антипеленочной пропаганде, по крайней мере, в нашей стране, отчетливо прослеживаются экономические мотивы. Любая отечественная фабрика, любой цех, любая домохозяйка может в течение суток наладить выпуск пеленок. Но красивые штанишки, распашонки, ползунки, костюмчики, комбинезончики – разноцветные, с картинками, кружевами, завязочками‑тесемочками, кнопками и карманчиками – это уже посложнее. Это дорогой и, как правило, заморский товар. И стоит такая распашоночка как пять пеленок. Не в этом ли суть "пеленочной вредности"?

Родители, тем не менее, должны отдавать себе отчет в том, что отказ от пеленок удобен по многим параметрам. Отметим некоторые из них:

► при использовании распашонок и ползунков к одеванию младенца можно привлечь мужчин, ибо отец, освоивший искусство пеленания, – явление уникальное;

► пеленки очень неудобны в жаркое время года – перегреть младенца совсем не трудно;

► при стирке распашонки и ползунки, в сравнении с пеленками, требуют меньшего количества воды и моющих средств, а при сушке не только занимают меньше места, но и высыхают быстрее;

► как бы свободно вы ребенка ни запеленали, ему все‑таки может быть неудобно. Опять‑таки, вне зависимости от качества пеленания, активное дитя вполне может и распеленаться (и хорошо, если в комнате тепло). Понятно, что самостоятельно избавиться от ползунков‑распашонок – многократно труднее;

► распашонки и ползунки действительно никоим образом не ограничивают двигательную активность…

Но!! Все вышеперечисленное – непринципиально. И если от старшего ребенка в доме осталось два десятка пеленок, то вовсе не обязательно тратиться на распашонки только потому, что в интервале между беременностями вы познакомились с достижениями передовой психологической мысли.

Повторяю: это ваше личное дело – пеленать или не пеленать. Никто – ни девочка‑консультант в магазине детской одежды, ни врач, ни психолог – никто не примет решения за вас. Только не думайте, что это решение и в самом деле способно серьезно повлиять на здоровье вашего дитя. Хотите – пеленайте, не хотите – не пеленайте. Только не нервничайте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.