Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рост частного образования




Частные ВУЗы

В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз — Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом» (статья 19).[20] Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе «Решение относительно Реформы Образовательной Системы», выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

В 1992 году «южный тур с инспекцией» Дэн Сяопина и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как «сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства».[21]

 

2.2. Различие частного и государственного университета.

 

Как новый феномен в системе высшего образования, частные вузы в Китае отличаются от государственных следующим:

А) Учредители. Поставщики частного высшего образования весьма разнообразны. Они включают в себя 1) бывших преподавателей, отставных чиновников, бизнесменов; 2) социальные организации, такие как демократические партии; 3) предприятия, как, например, образовательные группы, играющие наиболее активную роль в учреждении частных вузов;

4) государственные вузы с дочерними колледжами; 5) сотрудничество Китая с различными странами; 6) др.

Б) Создание. В соответствии с Законом о Содействии частного высшего образования, частные аккредитованные вузы, дошкольные учреждения, самостоятельное обучение и т.п. должны быть одобрены образовательными ведомствами на государственном уровне. Профессионально-технические учебные заведения должны быть одобрены департаментами труда и социального обеспечения на государственном уровне. Подготовительный период подачи документов на официальное учреждение частного колледжа длится до трех лет. Документы, которые необходимо представить, включают в себя: финансовый сертификат, устав вуза, дипломы преподавателей и руководителей.

Многие частные вузы были учреждены в последние годы. К примеру, появившиеся вузовские городки в развитых районах, которые представляют собой совокупность частных колледжей и университетов. Некоторые слабые государственные вузы были трансформированы в частные учебные заведения при поддержке государства. Один из путей выживания для таких вузов с недостаточным финансированием и низким уровнем управления — это трансформироваться в частные, которые обладают новыми механизмами и средствами из негосударственных источников. С 1999 года в государственных вузах были созданы дочерние колледжи, что позволяет согласовывать увеличивающийся прием студентов. Эти дочерние колледжи считаются независимыми органами, хотя и находятся под руководством вышестоящих вузов. Доход таких вузов зависит от платы за обучение.

В) Финансовые источники. В отличие от государственных университетов и вузов, чье финансирование идет от одного источника — правительства или налогоплательщиков, финансовые источники частных вузов — различны, это могут быть: 1) плата за обучение и взносы; 2) спонсорские инвестиции; 3) пожертвования; 4) банковские займы; 5) специальные государственные фонды; 6) иностранные инвестиции; 7) предпринимательский доход; 8) прочее. Вследствие того, что вузы не получают большую финансовую помощь от государства, и в Китае не развита культура пожертвований, большинство частных колледжей и университетов управляют рынком, конкурируя за студентов, которые платят высокую плату за обучение и взносы.

Г) Управление. Частный вуз по закону обладает автономией как юридическое лицо. Правительство утверждает его создание, аккредитует программы и оценивает их качество. Совет попечителей назначает президента, утверждает положения и планы вуза, формирует доход и решает важные вопросы. Президенты в вузе ответственны за обучение и административные вопросы.

Д) Студенты и преподаватели. Хотя преподаватели и студенты в частных вузах обладают тем же правовым статусом, что и в государственных вузах, в действительности это не совсем так. Студентов можно поделить на две группы: 1. Студенты, получившие на вступительных экзаменах в государственный колледж количество баллов ниже проходного. 2. Работающие студенты. Обычно это люди более старшего, чем традиционно для студентов, возраста. Поэтому студенты в частных вузах различаются по возрасту и степени подготовленности. Помимо преподавателей, работающих на полную ставку в частном вузе, также нанимают лекторов из государственных вузов или колледжей. Таким преподавателям платят жалованье, согласно учебным часам, и не предоставляют льготы, такие как пособия, медицинское страхование, пенсии и прочее.

Е) Программы и обучение. Для востребованности будущих выпускников большинство частных колледжей концентрируются на программах, которые отвечают требованиям рынка: бизнес-администрирование, маркетинг, финансы, иностранные языки, вычислительная техника, экономика и пр. Некоторые частные вузы специализируются на профессионально-технических программах, по которым готовят инженеров для местных предприятий. В сравнении с государственными вузами, программы в частных вузах более гибкие и приспособлены к изменениям на рынке труда.

Большинство частных колледжей предлагают двух-трех - годичные программы. К 2002 году 133 частных вуза получили аккредитацию выдавать дипломы выпускникам (MOE, 2003). Почти все частные школы помогают студентам проходить национальные экзамены. В частных вузах существуют специальные программы. Такие вузы принимают выпускников средних школ, которые не прошли по конкурсу в государственные вузы. Благодаря курсам частных вузов, студенты могут сдать государственные и местные экзамены (около 70 % общего числа курсов), а также университетские экзамены (30 % всех курсов), таким образом имея возможность получить сертификат или диплом. Из-за различной степени подготовленности студентов, поступающих в частные вузы, и недостатка факультетов, большинство частных вузов не могут гарантировать высокий уровень обучения.

Несмотря на бурное развитие частного сектора в Китае, частные вузы сталкиваются со сложными задачами и проблемами, которые требуют решения.

· Во-первых, некоторые финансовые проблемы ограничивают нормальное развитие частного высшего образования:

1. Большинство частных вузов обладают ограниченными финансовыми средствами, кроме тех, которые щедро спонсируются некоторыми предприятиями. В результате, ряд частных колледжей не имеет собственных кампусов или средств обслуживания.

2. Высокая плата за обучение в определенной степени стала причиной несправедливости в высшем образовании. К примеру, в 2003 году в университете Zhejinag Wanli плата за обучение составляла 17 тысяч юаней, а плата за проживание варьировалась от 1100 до 1200 юаней в год (Wanli Education Group, 2003). В то время как в 2002 году чистый годовой доход на душу населения в городе равнялся 12 970 юаней, в сельской местности он составлял 5 764 юаня (Ningbo, 2003). Можно сделать вывод, что стоимость обучения равнялась почти двойному годовому доходу на душу населения в городе, а это за рамками возможностей городских жителей. Учеба в частном колледже или университете является привилегией семей высшего сословия.

3. В частных вузах не существует программ финансовой помощи студентам. Государственные программы финансовой помощи не распространяются на студентов частных университетов. Вопрос в том, как финансово помочь студентам продолжить образование, все еще является «больным» вопросом частного сектора.

4. В некоторых вузах царит беспорядок, так как не урегулированы вопросы финансового менеджмента, бюджетирования, систем аудита.

5. Многие вузы ориентированы на привлечение большего числа студентов для увеличения прибыли, а не на улучшение качества образования. Поэтому многие частные вузы называют «фабриками по выдачи дипломов». Злоупотребление служебным положением приводит к плохой репутации всего частного сектора.

· Во-вторых, нужно усилить руководство в частных вузах. В период учреждения и функционирования вуза он должен взаимодействовать с отделами образования, труда, социального обеспечения и налогообложения. Как скоординировать помощь частному сектору во всей этой бюрократической системе и как построить эффективное сотрудничество между государственными органами и частными вузами — вот вопросы, которые требуют разрешения и урегулирования.

По закону, выбранный президент вуза должен им управлять, но фактически он не имеет на это права. Также необходимо определить участие профессорско-преподавательского состава и студентов в вузовском управлении. В действительности частные вузы управляются и контролируются учредителями, которые не обладают ни опытом в управлении вузами, ни должной компетенцией. Существование такого феномена показывает несостоятельность учреждения.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.