КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роберт Элли 2 страница
Я сбросил газ, и в кабине стало потише. – Как вы…? – начал я. – Что вы здесь делаете? – Мне показалось, что у вас могут быть проблемы, – сказала она. – Я пришла помочь. – Что значит в несколько тысяч раз? – спросила Лесли. – Вы из будущего? Пай кивнула и придвинулась к нам, чтобы было лучше слышно. «Я – это вы оба. Я не из будущего, а из…» Она пропела какую‑то удивительную двойную ноту: «…из альтернативного настоящего». Мне хотелось выяснить, как она могла быть сразу нами обоими, что такое альтернативное настоящее, но больше всего мне хотелось знать, что же происходит? – Где мы? – спросил я. – Ты знаешь, отчего мы погибли? Она улыбнулась и покачала головой. «Погибли? А с чего вы это взяли?» – Не знаю, – сказал я. – Мы уже было зашли на посадку в Лос‑Анджелесе, но тут что‑то бабахнуло, и город исчез. Цивилизация в долю секунды испарилась, мы летаем над океаном, не существующим на Земле, а когда приземляемся, привидениями бродим в нашем прошлом, там нас, кроме нас самих, никто не видит, по нам ездят тележки, а мы проходим сквозь стены… (Я пожал плечами.) Если этого не считать, то и вправду непонятно, с чего я взял, что мы умерли. Она рассмеялась. «Успокойтесь, вы живы». Мы с Лесли переглянулись и действительно почувствовали облегчение. – Тогда где мы? – спросила Лесли. – Что с нами произошло? – Это нельзя назвать местом, скорее это точка бесконечной перспективы, сказала Пай. – А произошло это, скорее всего, по вине электроники. Она осмотрела панель приборов. Золотая вспышка была? Интересно. Чтобы оказаться здесь, у вас был всего один шанс на триллион. – Она очаровывала нас, мы чувствовали себя с ней, как дома. – То есть у нас всего один шанс на триллион вернуться? – спросил я. – У нас завтра встреча в Лос‑Анджелесе. Мы успеем вернуться вовремя? – Вовремя? – она повернулась к Лесли. – Ты голодна? – Нет. Затем ко мне. «Хочется пить?» – Нет. – Кака вы думаете, почему нет? – Волнение, – предположил я, – Стресс. – Страх! – сказала Лесли. – Вы напуганы? – спросила Пай. Лесли чуть‑чуть подумала и ответила с улыбкой: «Уже нет. Я бы так не сказала. Не очень‑то я люблю внезапные перемены». Она повернулась ко мне. «И много топлива израсходовали?» Стрелка стояла не шелохнувшись. – Ни капли! – воскликнул я, внезапно догадавшись. – Ворчун не расходует топлива, а нам не хочется ни есть, ни пить потому, что голод и жажда появляются со временем, а здесь времени нет. Пай кивнула. – Скорость тоже зависит от времени, – сказала Лесли. – Но мы движемся. – Вы уверены? – Пай, вопросительно изогнув свои черные брови, повернулась ко мне. – Не смотри так на меня, – сказал я. – Мы движемся только в нашем воображении? Только в… Пай ободряюще улыбнулась, мол, теплее‑теплее, словно мы играли в угадайку. – …в осознании мира? Она радостно улыбнулась. «Верно! Временем вы называете ваше движение к осознанию мира. Любое событие, которое может произойти в пространстве‑времени происходит сейчас, сразу, все – одновременно. Нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее, хотя, чтобы общаться, мы говорим на пространственно‑временном языке». – Это как… – она умолкла, подыскивая сравнение, – …как в арифметике. Как только ее поймешь, становится ясно, что все задачки уже решены. Кубический корень из 6 известен, но нам потребуется то, что мы называем временем, несколько секунд, чтобы узнать, каким он всегда был и остается. «Кубический корень 8 равен 2, – подумал я, – а 1 равен 1. Кубический корень 6? Где‑то 1,8?» И, конечно же, пока я прикидывал в уме, я понял, что ответ ждал меня задолго до того, как я задался этим вопросом. – Любое событие? – переспросила Лесли. – Все, что только возможно, уже случилось? Так будущего нет? Моя практичная Лесли вышла из себя. «Так зачем же мы вообще живем, перенося все испытания в этом… в этом выдуманном времени, если все уже свершилось? Зачем все это?» – Дело не в том, что все уже произошло, а в том, что у нас неограниченный выбор, – сказала Пай. – Сделанный нами выбор приводит нас к новым испытаниям, а преодоление их помогает нам осознать, что мы вовсе не те беспомощные жалкие существа, которыми сами себе иногда кажемся. Мы – безграничные выражения жизни, зеркала, отражающие дух. – А где все это происходит? – спросил я. – Может, на небе есть огромный склад, где на полках хранятся приключения и испытания на любой вкус? – Склада нет. И места такого нет, хотя вы можете представить себе это в виде пространства. Как вы думаете, где это может быть? Не зная ответа я лишь покачал головой и повернулся к Лесли. Она тоже покачала головой. Пай переспросила театральным голосом: «Так где?» Глядя нам в глаза, она показала рукой вниз. Там внизу, под водой, на дне океана пересекались бесчисленные дороги. – Эти узоры? – воскликнула Лесли. – Под водой? А‑а! Это наш неограничен ный выбор. Эти узоры показывают дороги, которые мы выбираем! И те повороты, которые мы могли бы в своей жизни сделать, и уже сделали в… – …параллельных жизнях? – закончил я за нее, догадавшись, какой рисунок складывается из всей этой мозаики. – Альтернативные судьбы! Мы изумленно уставились на бескрайние узоры, раскинувшиеся под нами. – Набирая высоту, – продолжил я в приливе проницательности, – мы видим перспективу! Мы видим все возможные варианты выбора и его последствия. Но чем ниже мы летим, тем больше мы теряем понимание этой перспективы. А когда мы приземляемся, мы теряем из виду все остальные возможности выбора. Мы фокусируемся на деталях этого дня, часа или минуты и забываем обо всех других возможных судьбах. – Какую чудную метафору вы придумали, чтобы понять, кто же вы такие на самом деле, – сказала Пай, – узоры на бескрайнем дне океана. Вам приходится летать на своем гидросамолете и садиться то там, то здесь, чтобы повидаться с самим собой из альтернативной жизни. Но это лишь один из возможных творческих подходов, и он работает. – Так выходит, что это море под нами, – спросил я, – вовсе и не море? И этих узоров там на самом деле нет? – В пространстве‑времени на самом деле вообще ничего нет, – сказала она. – Эти узоры – всего лишь придуманное вами наглядное пособие. Так вам легче понять одновременность жизни. Это сравнение с полетом потому, что ты любишь летать. Когда вы приземляетесь, ваш гидросамолет плывет над какой‑то частью картины, вы становитесь наблюдателями, призраками входите в ваши альтернативные миры. Вы можите научиться чему‑нибудь у живущих там других аспектов нашего "я", даже не считая реальностью их жизненное окружение. А когда вы узнаете то, чему вам надо было научиться, вы вспомните свой гидросамолет, прибавите обороты двигателя, подниметесь в воздух и снова обретете перспективу. – Мы сами создали эту… картину? – спросила Лесли. – В пространстве‑времени столько же метафор, представляющих жизнь, сколько интересующих вас занятий, – ответила Пай. – Если вы бы увлекались фотографией, возможно, вы бы представили себе огромный фотообъектив. Мы видим четко только то, что находится в фокусе, остальное размыто. Мы фокусируемся на одной жизни и думаем, что кроме нее ничего больше нет. И все остальные стороны нас самих, наши размытые тени, мы считаем снами, желаниями, «чем‑бы‑я‑мог‑стать», но они точно так же реальны, как и мы. Мы сами наводим фокус. – Может быть, поэтому нас так зачаровывает физика? – спросил я. – Квантовая механика с ее безвременьем? Ничто не возможно, но все реально? Нет ни прошлых, ни будущих жизней, сфокусируйся на одну точку, поверь в то, что она движется – и вот, мы выдумали время? Чувствуя себя участником события, начинаешь думать, что это единственная жизнь? Это так, Пай? – Очень похоже, – сказала она. – Тогда мы можем полететь вперед, – предположила Лесли, – над той дорогой, – где мы покинули Ричарда и Лесли, приземлиться чуть дальше и посмотреть, остались ли они вместе, спасли ли годы, потерянные нами! – А вы уже знаете, – сказала наша гостья из другого мира. – Мы не знаем! – воскликнул я. – Нас утащили оттуда… Пай улыбнулась. «У них тоже есть выбор. Одна чась их существа напугана и пытается убежать от будущего, связанного взаимными привязанностями. Другая часть желает стать просто друзьями, еще одна – стать любовниками, чуждыми друг другу духовно, еще одна – жениться и развестись, и последняя – слиться духовно, жениться и вечно любить друг друга». – Выходит, что мы здесь вроде туристов! – подытожил я. – Не мы создали этот пейзаж, но мы выбираем ту часть картины, которую мы хотим разглядеть поближе. – Хорошо сказано, – согласилась Пай. – О'кей, – сказал я. – Ну, а если, предположим, мы прилетим в ту часть картины судеб, где моя мать должна встретить моего отца. Но мы им помешаем, они не встретятся. Как же тогда я мог родиться на свет? – Нет, Ричи, – сказала Лесли, – это не помешает тебе родиться. Ты родился в той части картины, где они смогли встретиться, и ничто этого изменить не может! – Так нет ничего предопределенного? – спросил я. – Разве каждому из нас не назначена своя судьба? – Судьба, конечно, есть, – сказала Пай, – но она вовсе не тащит тебя силком туда, куда ты не хочешь идти. Вы сами делаете выбор. Судьба зависит только от вас. – Пай, а если мы захотим домой, – начал я, – как нам вернуться? Она улыбнулась. «Вернуться домой очень просто. Вы создали эту картину си лой своего воображения, но путь домой – это путь духа. Любовь укажет вам дорогу… – она внезапно замолчала. – Простите меня, я что‑то увлеклась поучениями. Вы хотите вернуться прямо сейчас?» – Да, пожалуйста. – Нет! – воскликнула Лесли. Она говорила с Пай, но при этом взяла меня за руку, словно просила выслушать ее до конца. – Если я правильно поняла, те двое, какими мы были на пути в Лос‑Анджелес, остановились во времени, и мы можем вернуться к ним, как только захотим. – Конечно, можем, – сказал я. – Но тут опять бабахнет, и мы снова угодим сюда. – Нет, – сказала Пай. – Когда вы вернетесь, мелкие обстоятельства изменятся, и назад вам уже не попасть. Так вы хотите домой? – Нет, – повторила Лесли. – Я хочу здесь многое узнать, Ричард. Я хочу понять! У нас был лишь один шанс на триллион, и он нам выпал, мы должны остаться! – Пай, – спросил я, – а если мы останемся, можем мы погибнуть, даже если здесь мы – привидения? – Если таков будет ваш выбор, – ответила она. – Наш выбор? – Эти слова мне показались зловещими. – Я люблю безопасные приключения. Полет в полную неизвестность – вовсе не забавное приключение, это просто безумие. А вдруг мы станем пленниками этой воображаемой картины судеб и потеряем наш собственный мир? Вдруг нас что‑нибудь разлучит и мы с Лесли никогда здесь друг друга не найдем? Воображение может заманить нас в ловушку. – Мне это не нравилось, и я повернулся к своей жене. – Я думаю, нам лучше вернуться, дорогая. – Ну, Ричи, неужели ты действительно хочешь упустить такой случай? Разве не об этом ты всегда мечтал – параллельные миры, альтернативное будущее! Только подумай, сколько нового мы можем здесь узнать! Давай немножко рискнем. Я вздохнул. На пути к истине моя Лесли в прошлом не раз глядела в лицо опасности. Конечно, она хочет остаться. Теперь она позвала в дорогу скитальца, живущего в глубине моей души. – Ну ладно, малыш, – сказал я в конце концов. В воздухе сильно запахло опасностью. Я почувствовал себя пилотом‑новичком, осваивающим воздушную акробатику без ремня безопасности. – Пай, кстати, а сколько здесь живет разных аспектов нашей души? – спросил я. Она рассмеялась и посмотрела вниз на бесконечный узор: «А сколько ты можешь себе представить? Им нет числа». – Так вся эта картина о нас? – пораженно спросила Лесли. – Куда бы мы ни посмотрели, куда бы ни полетели – эти узоры показывают выбор, сделанный нами? Пай кивнула. «Мы еще не начали путешествия, – подумал я, – а уже столкнулись с чем‑то невероятным». – А как же другие, Пай? Сколько же жизней может быть во Вселенной? Она озадаченно посмотрела на меня, словно не поняла моего вопроса. «Сколько жизней во Вселенной, Ричард? – переспросила она. – Одна‑единственная».
– Карты здесь точно нет? – спросил я. Пай улыбнулась. «Карты нет». "Полет на самолете – это прежде всего правильно проложенный курс, – подумал я. – И вот, в этом бескрайнем мире, в котором мы только что очутились, нет карты, а компас не работает". – Здесь путь вам укажет интуиция, – сказала Пай. – Один из уровней вашего сознания уже знает все, что нужно. Найдите в себе этот уровень, попросите указать вам путь и поверьте в то, что вас ведут именно туда, куда вам надо попасть. Попробуйте. Я выровнял наш гидросамолет на высоте около ста метров и перешел на крейсерскую скорость. Зачем забираться выше, если можно приземлиться где угодно. Мы летели над бесконечными узорами, таившимися под водой. – Замысловатый узор, правда? – спросил я. – Это похоже на ковер, – ответила Пай. – Все просто, когда перебираешь нитки. Но когда начинаешь ткать большой ковер, все кажется немножко запутанным. – А ты скучаешь по своим прошлым "я"? – спросил я нашего наставника. – Ты скучаешь по нам? Она улыбнулась. – Зачем же мне скучать, если мы никогда не расстаемся? Я не живу в пространстве‑времени. Я всегда с вами. – Но Пай, – возразил я, – у тебя все же есть тело. Может быть, оно и отличается от нашего, но оно имеет определенные размеры и похоже на… – Нет. У меня нет тела. Вы чувствуете, что я здесь, и вы хотите воспринимать меня в виде человека. Но выбор других форм восприятия очень широк, вы могли бы воспользоваться любой – каждая из них может пригодиться, но ни одна из них не истинна. Лесли повернулась и взглянула на нее. – А какую более высокую форму восприятия мы могли бы выбрать? Я тоже повернулся и увидел бело‑голубую сверкающую звезду, словно в кабине вспыхнул дуговой электрический разряд. Мы отпрянули. Я зажмурился, но даже сквозь закрытые веки этот бушующий свет был невыносим. Затем он погас. Пай тронула нас, и мы снова обрели способность видеть. – Простите меня, – сказала Пай. – Я сделала это, не подумав. Вы не можете видеть меня такой, какая я есть, вы не можете прикоснуться ко мне настоящей. Словами невозможно выразить конечную истину потому, что язык не в силах описать… Для меня сказать "Я", не имея при этом в виду «вы‑мы‑все– дух‑единая‑жизнь», будет просто неправдой, но если не говорить словами, то мы не воспользуемся этой возможностью поговорить. Уж лучше ложь с добрыми намерениями, чем молчание или упущенная возможность общения… В моих глазах все еще полыхало зарево. «О, боже, Пай, а когда мы научимся так гореть?» Она рассмеялась. «Да вы сами такие же звезды. Наоборот, в пространстве‑времени вам приходится учиться гасить свое пламя». – Пай, а когда мы захотим вернуться в наш гидросамолет после того, как приземлимся и побываем в нашей альтернативной жизни, как нам это сделать? – Вам вообще не нужен этот самолет. И эти узоры. Вы создаете их силой своего воображения и можете делать с ними все, что захотите. Ваш мир покажется вам таким, каким вы его себе представляете. – Мне надо представить, что я тяну ручку газа? Но как я могу протянуть к ней руку, если я в другом мире? Как я могу быть одновременно в двух местах? – Вы не можете одновременно быть в двух местах, потому что вы одновременно находитесь повсюду. И вы сами – правители ваших миров, а не слуги складывающихся там обстоятельств. Ну так что, попробуете? Лесли тронула мое колено и взялась за штурвал. «Попробуй, дорогой, – попросила она. – Скажи мне, куда лететь.» Я устроился поудобней и закрыл глаза. «Вперед», – скомандовал я, чувствуя себя довольно глупо. С тем же успехом я мог бы сказать, например, «набирай высоту». Внезапно я уловил во всем этом какой‑то смысл, а чуть позже перед моим внутренним взором появилось некое подобие визира прибора посадки. Насколько реальным может показаться наше воображение! Лесли, следуя моим указаниям, делала повороты, и как только перекрестье оказалось точно в центре моей мысленной картинки, я отдал приказ садиться. Я слышал, как киль нашей летающей лодки начал резать гребни волн, открыл глаза и увидел, как мир, затуманенный водопадом брызг, начал исчезать. Затем все затянуло мраком, в котором неясно светились какие‑то силуэты. Наконец мы остановились. Мы стояли на широком бетонном поле… военно‑воздушная база! Синие сигнальные огоньки по краям поля, взлетные дорожки вдали, реактивные истребители, отливающие серебром в лунном свете. – Где мы? – шепотом спросила Лесли. Перед нами рядами стояли истребители «F‑86E». Я сразу узнал это место. «База ВВС им. Уильямса, штат Аризона, летное училище летчиков‑истребителей. Сейчас 1957 год, – прошептал я в ответ. – Я любил приходить сюда по ночам, чтобы побыть наедине с самолетами». – А почему мы шепчемся? – спросила она. В этот момент из‑за шеренги самолетов вынырнул патрульный джип военной полиции. Он медленно приближался к нам, а затем повернул и остановился за самолетом, стоявшим справа от нас. Мы услышали голос полицейского. – Простите, сэр. Предъявите, пожалуйста, пропуск. Ему ответил низкий голос. Что‑то отрывистое, мы не смогли разобрать. – Полицейский говорит со мной, – сказал я Лесли. Я помню этот разговор… Тут до нас донеслось: «Конечно, сэр, просто проверка документов. Все в порядке». Потом джип дал задний ход, развернулся и рванул прямо на нас. Похоже, водитель нас не заметил, хотя фары светили нам прямо в лицо, как два ослепительных солнца. – Осторожно! – закричал я, но было уже поздно. Лесли вскрикнула. Джип врезался в нас и помчался дальше, набирая скорость. – Ну да, – сказал я. – Я и забыл. Прости. – К этому тяжело привыкнуть, – ответила Лесли, с трудом переводя дыхание. Из‑за крыла самолета показался темный силуэт. «Кто здесь? С вами все в порядке?» На нем была куртка и темный нейлоновый летный костюм. В лунном свете он сам был похож на привидение. На куртке вышиты белые крылья – эмблема летчиков, и желтые нашивки лейтенанта. – Иди ты, – прошептала Лесли. – Я постою здесь. Я кивнул и обнял ее за плечи. – Все нормально, – сказал я, подходя к нему. – Разрешите пристроиться? Я улыбнулся – после всех этих лет неожиданно для себя заговорил на курсантском жаргоне. – Кто это? Почему он задает такие непростые вопросы? "Сэр, – отрапортовал я, – лейтенант Бах, Ричард Д., личный номер А– 0‑3‑0‑8‑0‑7‑7‑4, сэр!" – Майз, это ты? – усмехнулся он. – Чего это ты здесь дурака валяешь? «Фил Майзенхолтер, – вспомнил я. – Каким он был отличным другом! Через десять лет он погибнет, его „F‑105“ собъют во Въетнаме». – Я не Майлз, – ответил я. – С тобой говорит Ричард Бах из твоего будущего, старше тебя на тридцать лет. Он всматривался в темноту. «Ты…кто?» "Если нам с Лесли и дальше летать над этим океаном, – подумал я, – нам лучше потихоньку привыкать к таким вопросам". – Я – это ты, лейтенант. Я – это ты, только накопивший чуть больше жизненного опыта. Я уже сделал все ошибки, которые ты только собираешься сделать, но как‑то сумел выжить. Он подошел ближе, пытаясь получше рассмотреть меня в темноте. Он все еще думал, что это шутка. «Я собираюсь совершать ошибки? – переспросил он, улыбаясь. – Что‑то мне не верится». – Давай назовем их неожиданной возможностью кое в чем разобраться. – А мне кажется, я их не сделаю, – заявил он. – Ты уже совершил самую большую ошибку, – я продолжал настаивать. – Ты пошел в армию. Лучше всего уйти в отставку сейчас же. Нет, не лучше всего. А умнее всего – подать в отставку. – Нет, нет! – воскликнул он. – Я только что окончил летное училище! Я даже не успел еще поверить в то, что стал настоящим пилотом ВВС, а ты говоришь, чтобы я ушел в отставку?… Так, ладно. А что ты еще хочешь мне предложить?Похоже, он решил, что это забавная игра, и был готов в нее поиграть. – О'кей, – продолжил я, – раньше, помнится, я думал, что просто использую ВВС в своих целях – научусь летать. А на деле вышло, что ВВС использовало меня, а я этого не знал. – Но я‑то об этом знаю! – воскликнул он. – Понимаешь, я люблю свою страну и, если за ее свободу надо будет сражаться, я хочу быть в самой гуще этой битвы! – А ты помнишь старшего лейтенанта Уайта? Расскажи‑ка мне про лейтенанта Уайта. Он искоса глянул на меня, явно почувствовав себя неловко. – Его фамилия была Уайэт, – поправил он. – Инструктор по предполетной подготовке. С ним в Корее что‑то там произошло, и он немного спятил. Однажды в учебном классе он написал большими буквами на доске: УБИЙЦЫ. А затем повернулся к нам и с улыбкой мертвеца заявил: «Вот вы кто!» Его фамилия была Уайэт. – А знаешь, чему тебя научит твое будущее, Ричард? – начал я. – Ты узнаешь, что из всех, кого ты встретшь в ВВС, только старший лейтенант Уайэт был по‑настоящему в здравом уме. Он покачал головой. «Послушай, – сказал он, – время от времени я представляю себе, что мы с тобой встретились, думаю, о чем бы я поговорил с тем, кем стану через тридцать лет. Ты на него не похож. Совсем не похож! Он гордится мной!» – Я тоже горжусь тобой, – ответил я. – Но совсем по иным причинам. Я горд за тебя потому, что знаю, ты поступаешь, как тебе сейчас кажется, лучше всего. Но я не могу гордиться тем, что, по‑твоему, лучше всего добровольно вызваться идти убивать людей, расстреливать ракетами и жечь напалмом деревни, в которых мечутся перепуганные женщины и дети. – Черта с два я это сделаю! – запальчиво заявил он. – Я буду летат на истребителе противовоздушной обороны! Я промолчал. – Ну, я хотел бы попасть в ПВО… Я просто смотрел на него из темноты. – Слушай, я служу своей стране и сделаю все, что мне только… – Ты мог бы найти тысячи других способов послужить своей стране, – обрезал я. – Зачем ты вообще здесь? Можешь ли ты честно признаться в этом хотя бы самому себе? Он колебался. «Я хотел научиться летать». – Ты умел летать еще до того, как пришел в ВВС. Ты мог бы летать на пассажирских самолетах. – Они слишком… тихоходны. – Не похожи на истребители с бравых плакатов вербовочных пунктов, да? Не такие, как показывают в кинобоевиках? – Да, не такие, – признался он после долгого молчания. – Так почему ты оказался здесь? – Меня завораживает совершенство… – Он осекся, стараясь говорить предельно откровенно. – Меня завораживают истребители. В них есть неповторимая красота. – Как ты понимаешь красоту? – Красоту начинаешь чувствовать, когда… ты познаешь что‑то в совершенстве. Летать на таком самолете… – Он любовно погладил крыло истребителя. – …Понимаешь, я не барахтаюсь в грязи, я не привязан к рабочему столу, домам, ни к чему на земле. Я лечу быствее звука на высоте 14 километров, там, где никогда и никто до меня не был. Какая‑то частичка меня точно знает, что мы рождены для полета, говорят, что мы – беспредельны. Полнее всего я чувствую жизнь, какой она по‑моему и должна быть, когда я лечу на таком вот самолете. Конечно. Именно поэтому я жаждал скорости и ослепительного блеска. Я об этом никогда не говорил, даже не думал. Просто чувствовал. – Мне не нравится, когда на самолет навешивают бомбы, – продолжал он.Но что же я могу поделать. Без них не было бы таких прекрасных самолетов. «А без тебя, – подумал я, – война бы умерла». Я протянул руку к истребителю. И сегодня я считаю «F‑86» самым красивым на свете самолетом. «Прекрасная, – сказал я, – наживка». – Наживка? – Истребители – это наживка. А ты – рыбка. – А что же тогда крючок? – А крючок убъет тебя, когда ты его найдешь, – сказал я. – Крючок – это то, что ты, Ричард Бах, человек, несешь личную ответственность за каждого взрослого, за каждого ребенка, которого ты убъешь при помощи этой штуковины. – Но постой! Я за это не отвечаю, ведь не я принимаю эти решения! я только исполняю приказ… – Ни приказы, ни служба в ВВС, ни война не могут служить оправданием. Каждый из убитых тобой будет преследовать тебя до самой смерти, каждую ночь ты будешь просыпаться от собственного крика, снова и снова убивая их всех, одного за другим. Он весь напрягся. – Послушай, если на нас нападут, что же мы будем делать без ВВС? Я пришел сюда, чтобы защитить нашу свободу! – Ты говорил, что пришелсюда научиться летать и познать красоту. – Я летаю для того, чтобы защищать мою родину. – То же самое говорят и другие, слово в слово. Солдаты из России, Китая, возьми какую хочешь страну. Им вдалбливают: «Мы делаем правое дело», «Защищай Отечество от Них». Но эти самые Они, Ричард, это ты и есть! И вдруг его самонадеянность куда‑то испарилась. «А помнишь модели самолетов? – в его голосе звучала мольба. – Я смотрел на тысячи самолетиков и мечтал, что превращусь в малюсенького человечка и отправлюсь на каждом из них в полет. А помнишь, как я любил залезать на деревья и смотреть вниз? Я был птицей, готовой взлететь. Помнишь, как прыгал с вышки в бассейн, представляя себе, что лечу? Помнишь, как впервые по‑настоящему полетел на самолете? Я очень долго не мог прийти в себя от радости. Я до сих пор не могу прийти в себя». – Именно так все и задумано, – сказал я. – Задумано? – Как только ребенок научится смотреть на окружающий мир – ему подсовывают картинки. Когда научится слушать – рассказы и песни. Когда научится читать – книги, эмблемы, плакаты, флаги, кинофильмы, памятники, славные традиции и уроки истории. Потребовать клятву верности и равнение на знамя! На свете есть Мы и есть Они. Они нас убъют, если мы утратим бдительность, подозрительность, святую ярость и боевую подготовку. Исполняй приказы, делай, как тебе говорят, защищай свою страну. Надо всячески поощрять детскую любознательность, любовь к машинкам, всему, что движется: автомобилям, корабликам, самолетикам. А потом собрать самые прекрастные и чарующие машинки в одном месте: у вояк, в вооруженных силах каждой из стран нашего мира. Засунуть автолюбителей в танки, ценой по миллиону долларов за штуку; тех, кто любит море – сделать капитанами и упрятать в него, упаковав в атомные подводные лодки, ну а тем, кто мечтает о полете, тебе, Ричард, дать сверхскоростные самолеты – бери и летай, дескать, сколько захочешь! И вот ты уже привычно надеваешь блестящий летный шлем и пишешь на борту истребителя свое имя. Они заманивают тебя все дальше и дальше, раззодоривая и требуя, чтобы ты доказал им, что ты и вправду достоин и достаточно крут для такого дела. Они хвалят тебя: «Элита!», «Супермен!» Они укутывают тебя в полотнище флага, цепляют тебе на китель крылышки пилота, офицерские нашивки и медальки на ярких ленточках в награду за то, что ты, не рассуждая, выполняешь приказы тех, кто дергает тебя за веревочки. От плакатов, развешенных на вербовочных пунктах, правды ждать нечего. На них – лихие реактивные истребители. Но под фотографиями забыли написать: «Кстати, если тебя на нем не собьют, ты умрешь на кресте, распятым чувством личной ответственности за всех тех, кого ты убил, пока летал на этом красавце». И вовсе не какие‑то недоноски Они, а именно ты, Ричард, глотаешь наживку и гордишься этим. Гордишься, как здоровенный карась, завернутый в изящную синюю форму пилота, которого подцепили на крючок с наживкой и волокут на встречу со смертью, свой собственной завидной почетной истинно патриотической бессмысленной дурацкой смертью. И Соединенным Штатам будет наплевать, и ВВС, и генералу, который отдает приказы, будет тоже наплевать. И лишь один‑единственный человек никогда не забудет и не простит того, что ты убил всех тех, кого ты вот‑вот убьешь, и этот человек – ты сам. Ты и они, и их семьи. Вот она, твоя красота, Ричард… Я повернулся и пошел прочь. Неужели наши жизни настолько предопределены тем, что нам вбили в голову, что их невозможно изменить? Ну, а я сам изменился бы, прислушался бы ко мне, если бы был на его месте? Он не окликнул меня. Он просто заговорил, как будто даже не заметил, что я ушел: «Ты говоришь, „я несу за это ответственность“, что ты имеешь в виду?» Какое странное чувство. Я говорил сам с собой, но у него уже была своя собственная голова на плечах, и я не мог вложить в нее свои мысли. Мы можем изменить нашу жизнь только в ту мимолетную вечность, которую мы называем «сейчас». Но достаточно пройти хоть одной секунде, и выбор буду делать уже не я, а тот другой. Я напрягся, чтобы услышать его голос. «Сколько человек я лишу жизни?» Я вернулся к нему. «В 1962 году тебя пошлют в Европу в составе 478‑й эскадрильи тактических истребителей. Это назовут „Берлинским кризисом“. Ты выучишь наизусть курс к одной основной цели и двум запасным. Скорее всего, через пять лет ты сбросишь водородную бомбу на город Киев».
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |