Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охарактеризуйте мировые тенденции развития высшего образования




Образованность - одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания, как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдаёт предпочтение образованию. Образование, будучи древним и важным средством развития человека и общества, цивилизации в целом, достигло своего апогея лишь при создании университетского образования. Остается бесспорным тот факт, что, появившись, университеты, сформировались и завоевали ключевую роль в образовательно-культурной жизни всех стран и на сегодняшний день находятся на вершине образовательной пирамиды.
Известно, что требования к подготовке специалиста исходят из общих экономических и общественных целей государства. Там, где государственная политика строится на приоритетах образования, достаточно быстро появляются прогрессивные социальные изменения и культурные преобразования. Так повышение образовательного уровня работников обеспечивает в США, Германии, Японии до 40 - 60 % прироста национального дохода.
Анализ работ ведущих компаративистов позволяет выявить основные тенденции развития высшего образования в мире: массовость, непрерывность, диверсификация, повышение фундаментальности, международная интеграция, интеграция с наукой и производством.
В большинстве зарубежных развитых стран основным типом высшего учебного заведения является университет, и именно там, по данным Б. Л. Вульфсона, сосредоточена основная масса студентов; в Западной Европе и Японии их доля превышает 80 %, в США -60 % всех студентов. Высшее образование более не является личным призывом или привилегией, оно стаю социальной потребностью современного общества. Американцы первыми стати на путь массового высшего образования. В Великобритании с начала 90-х гг. закрепилась бинарная система, подразумевающая разделение высшей школы страны на два сектора: элитарный университетский и массовый неуниверситетский. Так, в Австралии численность студентов вузов на 1000 жителей в 1980 г составляла 25, в 1998 г. выросла до 80, в Бельгии с 26 до 56, Великобритании с 19 до 58, в США с 56 до 81, в Республике Беларусь этот показатель изменился с 39 до 47.
Количественный рост студенческого контингента обусловил необходимость серьезной структурной перестройки высшей школы. В большинстве западных стран повсеместно внедрена система степеней (бакалавр, магистр и (или) доктор), основанной на двух циклах обучения: додипломном (базовом) и последипломном. Для общепринятой в развитых странах Запада модели высшего образования характерны следующие признаки: высокая селективность при переходе с низшей ступени на высшую и большая вариативность при выборе специализации на одной ступени; гибкая специализация и наличие различных дипломов на одной ступени обучения.

Один из ведущих принципов, положенных в основу многоуровневой системы образования является фундаментализация. Это предполагает создание такой системы и структуры образования, приоритетом которых являются методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях. На таких позициях прочно стоят университеты США, Японии, Великобритании.

В наш век стремительного развития науки и техники даже самые лучшие университеты не могут обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов ".на все времена". В результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на. 50 %. Поэтому все более значительное место в рамках высшей школы занимает последипломное образование, которое предусматривает организованное и систематически осуществляемое обучение дипломированных специалистов.
Налицо усиление связи вузов с наукой и производством в интересах научно-технического прогресса. Заметно расширяются масштабы научных исследований в зарубежной высшей школе, что обеспечивает развитие основных проблемных направлений в области технических, естественных и гуманитарных наук. Активизация вузовской науки обеспечивает широкие возможности для передачи научных достижений в практику хозяйствования, создаются условия для непосредственного участия профессорскопреподавательского состава вузов, студентов, аспирантов в решении прикладных проблем научно-технического и социально-экономического характера.

Глобальные изменения, происходящие в мировом сообществе, расширяют экономическое, социальное, информационное взаимодействие и взаимозависимость различных государств, порождают глобальные тенденции в сфере образования. Так в 1999 г. была подписана Болонская декларация, в которой изложен перечень мер, призванных обеспечить устойчивое развитие высшего образования в современных условиях и модернизацию, направленную на повышение качества подготовки специалистов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.