Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная стилистика






 


нам теории информации, как уже говорилось, может оказать­ся полезным в рассмотрении проблем стилистики, поскольку это позволяет рассматривать их в наиболее обобщенном виде.

Итак, индивидуальная речь существует в отдельных реаль­ных высказываниях. Объединение в составе художественно-ре­чевого целого разных стилей данного языка и контрастирова­ние элементов одного стиля с элементами другого выполняют различные экспрессивные функции, на которых мы подробнее остановимся в дальнейшем. Здесь мы напомним только, что сле­дует различать стилистическую окраску, которую слово полу­чает на уровне нормы, и стилистическую функцию, которую слово получает на уровне индивидуальной речи и выполняет в рассматриваемом контексте.

§ 2. Основные противопоставления на уровне нормы

Структура языка и его стандартная общелитературная нор­ма изучаются в курсах грамматики, лексикологии и фонетики. В этой главе мы остановимся на взаимодействии нормы и струк­туры, на вариациях на уровне нормы и их ограничениях, зави­сящих от структуры, сосредоточив свое внимание прежде всего на функциональных стилях как главном предмете лингвостили-стики. После этого можно будет рассмотреть взаимодействие нормы и индивидуальной речи и ограничения, которые накла­дывает норма на вариации в индивидуальной речи.

Стилевая структура языка тесно связана с конкретной ис­торией и условиями жизни говорящего на нем народа и поэто­му оказывается различной на разных этапах истории.

Границы между стилями не могут, разумеется, быть очень жесткими. Так, ораторский стиль может иметь много общего с публицистическим, а к последнему очень близок стиль гумани-тарных научных текстов. Публицистический газетный стиль иног­да сближается с разговорным. Но если мы установим статистические характеристики этих стилей, то указанные сближения можно рассматривать как сочетания разных стилей в индиви­дуальной речи. Каждый стиль языка характеризуется определен­ными статистическими параметрами в отношении лексики и синтаксиса (длины слов и предложений, словообразовательных моделей и синтаксических конструкций).


Термин «нейтральный стиль» неудачен, так как в сущности подразумевает материал, где стилевые черты отсутствуют. Но нам придется сохранить его для обозначения дополнительного по отношению к функциональным стилям множества элементов нормы.

Нейтральный стиль есть немаркированный член стилистичес­ких оппозиций и оказывается как бы фоном для восприятия выраженных стилистических особенностей. Основным свойством его является отсутствие положительной стилистической харак­теристики и возможность использования его элементов в лю­бой ситуации. Как все на уровне нормы, нейтральный стиль является абстракцией и в индивидуальной речи, в тексте отсут­ствие стилистически окрашенных элементов может создавать преднамеренную простоту, которая может использоваться со специальным художественным заданием, как это имеет место, например, в творчестве Э. Хемингуэя или Р. Фроста. Если сти­листическая нейтральность выбранной лексики сочетается с потреблением слов в их прямых значениях, прием называется автологией. Прием не исключает образности, но последняя в этом случае опирается на тематику и сюжет всего произведения в целом. Так, во многих произведениях Р. Фроста сцены из фер­мерской жизни или наблюдения природы дают читателю воз­можность широких философских гуманистических обобщений.

Нейтральному стилю, т.е. стилю, возможному в речевой си­туации любого характера, противопоставляются две основные группы: первая из них соответствует неподготовленной зара­нее речи бытового общения, а вторая — заранее обдуманной речи общения с широким кругом лиц (public speech). Различ­ные стили первой группы обычно называют разговорными, а второй — книжными. В английской стилистике принята несколь­ко иная терминология, а именно различают спонтанный casual (non-formal):: неспонтанный non-casual (formal); эти терми­ны точнее отражают суть дела. Названия «разговорный» и «книжный» соответствуют происхождению этих стилей: в сво­ей специфике первая группа обусловлена характерными осо­бенностями бытового диалога, а вторая группа — условиями письменного общения. Однако в настоящее время это деление необязательно соответствует делению речи по типам речевой деятельности на письменную и устную формы. Так называемый разговорный стиль широко используется в художественной литературе, а образцы второй группы могут (хотя и с неко-



Глава VII


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА



 


торыми модификациями) использоваться в устных формах об­щения, а для одного из них — ораторского — устная форма является даже основной.

Нельзя, впрочем, считать, что разговорная речь в том виде, как она представлена в художественной литературе, тождествен­на устной разговорной речи, поскольку наличие специфичес­ких задач идейно-художественного порядка (необходимая сжа­тость, сценичность — в драматургии, показ характеров, соци­ально-эстетические принципы литературного направления и многое другое) влияет на обработку устно-разговорного мате­риала. Точное, как на магнитофонной ленте, воспроизведение разговора может попасть в литературное произведение только в порядке исключения. Информация должна подвергнуться ком­прессии: писатель отбирает только типическое и существенное, освобождая свой материал от всего случайного1.

Характерные особенности разговорной речи, как уже было сказано выше, проистекают из условий устного бытового обще­ния. Речь не обдумана предварительно, наличествует прямой двусторонний контакт, преобладает диалог. Используются допол­нительные выразительные средства (жест, мимика, показ, ин­тонация). Ситуация служит контекстом. Наличие обратной свя­зи позволяет говорящему не стремиться к большой точности и полноте выражения, он знает, что, если его неправильно пой­мут, он сразу это заметит и может дополнить или пояснить ска­занное. Это обстоятельство, а также стереотипность ситуаций позволяет обходиться меньшим по объему словарем, употреб­лять многозначные слова и слова широкой семантики, а также пользоваться клише, а в синтаксисе широко использовать не­полные предложения.

В разговорном стиле принято различать три разновидности: литературно-разговорный, фамильярно-разговорный и просто­речие. Две последние имеют еще региональные особенности, а также особенности, зависящие от пола и возраста говорящего2. Некоторые авторы полагают, что просторечие не может рассмат­риваться как функциональный стиль, поскольку стиль предпо­лагает выбор, а пользующийся просторечием выбора не имеет

1 См.: Кожевникова К. К. вопросу художественного воспроизведения выс­казываний повседневной устной речи в литературном произведении //Cesko-slovenska russistika. — X. 2. – 1965.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.