Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сатанисты нашего времени 1 страница




 

22 июня 1951 г. в Англии вступил в силу «Закон об отмене закона о ведовстве 1735 г.», сделавший колдовство законным понятием. Ковены (ячейки ведовского союза) были созданы повсеместно в США и Англии теми, кто исповедует «старую религию» ведовства.

Некоторые ковенцы стремятся возродить более мрачную сторону действий ведьм. Членов ковена обычно бывает тринадцать: бог или богиня, шесть мужчин и шесть женщин. Они встречаются один раз в полнолуние на эсбатах — месячных сборищах и на шабашах — в начале каждого времени года, а также в канун первого дня февраля, мая, августа и ноября. В «Книге теней» определены ритуалы, заклинания и другие магические действия, совершаемые на эсбатах и шабашах.

Во время эсбата и шабаша члены ковена, раздеваясь донага (обнажения мотивируются тем, что они излучают внутреннюю энергию огромной силы, которую глушит одежда), очищаются от скверны в солёной воде, потом до изнеможения водят хороводы и поют песни под записанный на магнитофонную ленту аккомпанемент. Иногда во время ритуальных обрядов в честь бога плодородия используется помело. Нередко в конце церемонии пьют вино или чай, сопровождая это чтением «Книги теней». Ряд ритуальных действий, в том числе посвящения в тайны ковена, сопровождаются сценами, которые для «профанов» выглядят как разнузданные оргии, «групповой секс» и т. п.

Говоря о побудительных мотивах к вступлению в ковен, исследователи на первое место выдвигают убеждение, что это является средством высвобождения внутренней энергии человека, которая наделяет его силой и могуществом, способными обеспечить успех в жизни.

Возможно, самой известной современной ведьмой была уроженка Британии Сибил Лик (1923—1983), активно действовавшая в США начиная с 1960-х годов. Она часто появлялась на телевидении (обычно со своей любимой галкой по кличке мистер Хотфут Джексон; среди других «слуг» был и удав) и написала около 60 книг по вопросам магии. В 1964 г. Сибил Лик в своём интервью журналистам сообщила, что в Англии существует 600 тайных групп, каждая из которых включает 13 колдуний, и что 30 октября является днём ежегодного шабаша.

В 1970 г. некий Алекс Сандерс, проживающий в Лондоне, объявил себя «королём ведьм»: у него 1600 «подданных». Кроме того, в Англии было зарегистрировано ещё 3400 колдунов и ведьм. Что же касается США, то в «оккультных кругах» утверждают, будто в стране набралось около 10 млн. ведьм, в том числе 4 млн. зарегистрированных в неких ведовских цензах, и 400 тыс. ведовских ковенов. Скептики называют во много раз меньшие числа. Поскольку руководители многих ковенов не признают друг друга, это изолирует группы и крайне затрудняет подсчёты. Кроме того, многие «ведьмы» считают, что они могут выполнять все магические действия в одиночку, без связи с каким-либо ковеном.

Теория и практика дьяволопоклонников наших дней остались неизменными. И если в обряде «чёрной мессы» вместо живых людей они пользуются куклами, то это не значит, что с ритуальными убийствами покончено. Случаи, о которых время от времени сообщают газеты, свидетельствуют об обратном.

Сатанисты надеются, что тайные силы наделят их дьявольским могуществом, способностью сверхъестественным путём сокрушить всех врагов. Конечно, среди сатанистов немало людей с больной, извращённой психикой (американским судам приходилось рассматривать дела о зверских убийствах и других тяжких преступлениях, совершаемых по «колдовским» мотивам), но не они были главными персонажами «ведовского возрождения».

Среди «слуг дьявола» в наше время находятся представители различных социальных групп и профессий: преподаватели высших учебных заведений и армейские офицеры, служащие федерального правительства, врачи, инженерно-техническая интеллигенция. Именно они заполнили ряды «сатанинской» организаций в Калифорнии, которую основал Энтон Шандор Лавей (род. 1930).

В 1966 г. этот бывший дрессировщик львов, полицейский фотограф и органист, игравший в ночных клубах, обрился наголо, отрастил бороду, без которой, разумеется, немыслим никакой слуга преисподней, и громогласно объявил об основании Церкви сатаны.

До этого «исторического события», уже в 1959 г., Лавей выпустил «Библию Сатаны», которая получила широкое распространение. Она построена на вывёртывании наизнанку евангельских заповедей. «Князь тьмы» для его новоявленных поклонников — это воплощение самовозвеличенного человеческого «я»; они «отвергают слабых», «либералов» и «уродов». Дьявол оказывается чем-то вроде ещё одного варианта «супермена». Вот несколько «заповедей» из «Библии Сатаны»:

«Почему я должен ненавидеть своих врагов? Если я возлюблю их, не отдаст ли это меня на милость их?»

«Не являемся ли мы, следуя инстинктам, хищными зверями? Если человеческие существа полностью перестанут делать друг друга своей добычей, смогут ли они продолжать существование?»

«Тот, кто подставляет другую щёку, — трусливый пёс». «Ты должен следовать своим прирождённым инстинктам». «Да будут прокляты кроткие, ибо они унаследуют угнетение». «Да будут блаженны сильные, ибо они будут владеть землёй».

Лавей потребовал, чтобы его считали единственным представителем Вельзевула на земле. Лавей рассматривает Сатану как символического личного Спасителя, который заботится о мирских, плотских, чувственных потребностях. Сатанисты стремятся отдать дьяволу дьяволово. Они верят, что человек порой более низок, чем животное, что он в основе своей жаден и эгоистичен.

Ныне совершенно легальные объединения сатанистов существуют во многих городах США, Англии, Франции и Италии. Основные центры «Церкви сатаны» расположены в Сан-Франциско и Манчестере.

Союз сатанистов построен на началах строгой иерархии, включающей пять степеней (ученики, колдуньи и ведьмы и пр.). Все члены союза подчинены совету, который имеет право назначения местных руководителей сатанистов, причём выбор определяется обычно богатством и общественным положением кандидатов на эти посты. В сатанинской церкви под Лос-Анджелесом служат «чёрные обедни». Обычно ритуальная церемония начинается так.

Полночь. В темноте гулко раздаются звуки органа. Душистый, обволакивающий запах фимиама заполняет ритуальный зал. В мерцающем свете красных и чёрных свечей постепенно становится возможным разглядеть шесть человек с накинутыми на головы капюшонами. Жрецы склоняются в поклоне перед «алтарём» — рыжей обнажённой девицей, возлежащей на меховом ковре. Неожиданно из тени выступает фигура человека в маске из чёрной шерсти с приделанными к ней тяжёлыми каменными рогами. Он звонит в колокол и, подняв руку над головой, начинает заклинаниями вызывать духов: «Аббадона, Аполлон, Асмодей, Молох». Одно за другим раздаются имена Сатаны, заимствованные из древних языческих культов. Жрецы, стоящие вблизи алтаря, и дьяволопоклонники, столпившиеся возле зала, торжественно провозглашают: «Шемхэм-форэш! Слава Сатане! Слава Сатане! Слава!»

По подсчётам печати, в Союз входит свыше 40 тыс. адептов культа «князя преисподней». Как и столетия назад, существует разделение по профессиям — на специалистов по чёрной и белой магии. Первые могут по заказу причинить ущерб врагу, вторые — способствовать деловым успехам. Магические действия самого Лавея якобы призваны навлечь беды и несчастья.

Особенную известность получило проклятие им популярной голливудской актрисы Джейн Мэнсфилд, ранее вступившей в «Церковь Сатаны». Узнав, что любовник актрисы адвокат Сэм Броуди открыто выражал свою ненависть к сатанистам, Лавей угрожающе пообещал, что они умрут не далее чем через год. В течение этого (1967) года Броуди действительно стал жертвой автомобильной катастрофы близ Нового Орлеана. Погибла и сидевшая с ним рядом в машине Джейн Мэнсфилд.

По свидетельству одного исследователя, С. А. Лайонса, в США существует целый ряд тайных союзов сатанистов, каждый из которых действует на территории нескольких штатов. Союзы эти имеют свою иерархию, штаб-квартиры, надзирающие за местными ковенами. Возникли даже организации, занимающиеся обучением лиц для занятия ими постов жрецов сатанинского культа в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Чикаго.

Одна из «дьявольских» лож завоевала себе позорную славу зверским убийством киноактрисы Шарон Тейт и её друзей — это «семья» «сатаны Менсона» — так себя называли члены шайки Чарльза Менсона, хладнокровно зарезавшие беременную женщину, на которую случайно пал преступный жребий.

Шарон Тейт была женой известного —режиссёра Романа Поланского, поставившего в Голливуде целую серию «фильмов ужасов», в том числе знаменитый «Бал вампиров», в котором Поланский снялся вместе с Тейт. Эта лента обозначила своеобразный перелом в творчестве режиссёра. Когда общественный интерес к ужасам ради ужасов немного ослаб, и публика потянулась к более «жгучим» новинкам, Поланский сделал ещё больший крен в сторону сатанизма. Подлинной сенсацией стал его фильм «Ребёнок Розмари», рассказывающий о женщине, зачавшей от дьявола младенца-Сатану. Кстати, основной пружиной сюжета является тайная деятельность сатанинской секты, которая приветствует в лице Розмари свою «богородицу», дьявольскую Мадонну, порочную деву.

Мог ли думать Полянский, что затронутая им тема, вполне актуальная для американской действительности, даст знать о себе столь роковым образом. Ребёнку, которого носила Шарон Тейт, не суждено было появиться на свет. «Гонки с дьяволом» — так, кстати, называется захватывающий фильм, в котором озверевшие сатанисты преследуют автобус с двумя супружескими парами, случайно подглядевшими акт жертвоприношения, — далеко не всегда удаётся выиграть. В известном смысле «Ребёнок Розмари» потребовал кровавую жертву, не успев сделать первых шагов.

В то же время, часть сторонников ведовского культа пытается отделить себя от сатанистов. Ведьмы объявляют себя адептами «старой», языческой религии. Мать-богиня в этой религии олицетворяла собой природу, рогатый бог символизировал мужское начало. Это скорее всего древнеримский бог Пан — бог природы. Тем не менее они предпочитают называть его Люцифером — именем, которым христианство нарекло Сатану.

Колдуны-традиционалисты, возглавляемые Моникой Вильсон, известной в мире сатанистов как леди Ольден, открыли свой храм в Шеффилде. Леди Ольден собрала целую библиотеку гарднеровских изданий и редкую коллекцию магического холодного оружия: мечей, ножей с белой и чёрной ручкой, шпаг. После нескольких успешных выставок она открыла постоянно действующий музей волшебства. Вместе с мужем, бывшим лётчиком, которого друзья ласково называют «Скотта — летающий хрен», она ведёт обширную переписку с колдунами со всего света.

Интересный факт: в наши дни ведьмы, оказывается, не такие выносливые, как в Средние века. Тогда ведьмы, как известно, натирали себя «летучей мазью», чтобы волшебным образом переноситься на шабаш. Современные ведьмы тоже мажутся, но только защитными кремами, когда собираются танцевать нагими под открытым небом. Практика калифорнийской Церкви Сатаны включает ритуальное бичевание, но говорят, что тела подвергающихся при этом защищены специальными толстыми рубашками и трусиками.

Среди многих «сатанинских» союзов исследователи стали различать общества поклонников дьявола как такового (что в чистом виде встречается редко) и поклонников того же дьявола как бога (люциферисты). В 70-х годах был создан «Люциферов интернационал», ставящий целью объединить секты поклонников дьяволов, чтобы создать орден арийских рыцарей, высшую элиту хранителей тайн.

В США долгие годы процветает «Международное общество друидов», официально занимающееся использованием ведовства в благотворительных целях. Американский друидизм берёт начало с забавного инцидента: в 1963 г. подростки Миннесоты в знак протеста против обязательного посещения религиозных служб в школах придумали организацию под названием «Друиды — реформаторы Северной Америки». Но некоторые участники этой выходки отнеслись к идее друидизма вполне серьёзно и со временем сделали из неё неоязыческую религию, имеющую Ответвления, как, например, организации «Новые друиды — реформаторы Северной Америки» или «Наш личный друидизм».

По данным самого «Международного общества друидов» его численность составляет 5 млн. человек. Великая ложа друидского ордена, находящаяся в Англии, придерживается масонского «кельтского обряда». Церемонии проводятся в Стоунхендже — каменных развалинах построек, воздвигнутых около 4 тыс. лет назад.

Нечто подобное происходит и в Оксфордшире, где сохранился выложенный камнями круг, ставший храмом местных викки (от англ. witch, ведьма). На холме Брекшир Дауне, снискавшем известность благодаря циклопическому изображению «белой кобылы», приносят жертвы богине луны Эпоне, в Гластонбери вызывают дух чародея Мерлина. В ряде западных стран созданы тайные союзы-колледжи друидов.

Ведовские, сатанинские, друидские союзы созданы во многих западных странах. Много «кружков Люцифера» разбросано в Западной Европе, в них вербуют сатанистов для участия в обществах ещё более закрытого типа. Примером последних может служить Орден друзей Люцифера, стремящихся к реабилитации «эзотеризма Люцифера». Эмблемой общества является чёрный треножник, нарисованный в круге, водружённом на кресте.

Немалым влиянием среди дьяволопоклонников пользуется Международная ассоциация люциферистов «Кельто-Восточного обряда». Она имеет несколько тысяч приверженцев в США, Англии и Франции. Эта организация пренебрегает обычными для других союзов такого толка церемониями и вызывает на своих встречах потусторонние высшие силы с помощью каббалы.

Учреждённый 6 декабря 1970 г. Зелёный Орден также является союзом люциферистов (преимущественно во Франции), придерживающихся «кельтской» традиции. Его эмблемой служат корона, молот и изображение козла. На церемониях, которые проводятся вокруг белого круглого стола, члены общества носят белые одеяния с зелёным крестом на плечах. Орден проповедует расизм, требует защиты чистоты крови, поскольку она определяет сознание человека, а «хромосомы арийца отличаются от хромосом банту». Зелёный орден практикует даже «сеансы унижения» и бичевания своих адептов для того, чтобы они «превзошли собственные пределы». Зелёный орден поддерживает связь в американским «Народным храмом».

Не обошла чаша сия, т. е. сатанизм, и Россию. На сегодняшний день в одной лишь Москве насчитывается уже около пяти сатанинских сект. Самая крупная и известная из них — «Чёрный Ангел», образованная около 1975 г.

Бот что рассказала член этой секты, теперь уже бывший, о своём пребывании там:

«Сама я попала туда чисто случайно. Мой друг таскал меня по религиозным тусовкам, но однажды из разговора с человеком, оказавшимся „слугой“ „Чёрного Ангела“, он узнал о существовании сатанизма и потащил меня туда. Приняли меня не сразу, а лишь после годового испытательного срока. Причём за этот год я должна была выполнять наказы, необходимые для принятия в секту, например, презирать ближних, отказаться от церкви.

В «Чёрном Ангеле» члены делятся на две категории: ученики (или быдло) и «слуги» — люди, непосредственно служащие мессы, ведающие делами клуба; из этих слуг, которые называются ещё жрецами, выбирается верховный жрец или, точнее, жрица. Существует поверье, культивировавшееся, кстати, ещё церковью, что женщина ближе к дьяволу, нежели мужчина, и поэтому вошло в обычай выбирать верховных из числа женщин. Верховная жрица (возраст примерно 25—30 лет) назначает себе из числа слуг замену, руководит структурой секты, посвящает в жрецы. Ученики же создают необходимый фон для «мессы»: напиваются, трахаются, пьют кровь «за дьявола». Но мессы, как и церковная служба, — лишь внешняя оболочка религии, они мало что значат. Конечно, там все служат дьяволу, кто как может. Действие происходит при зажжённых чёрных свечах, пентаграммах (т. е. перевёрнутых крестах, звёздах, другой символике), читаются «молитвы» из Синей книги (т. е. Библии Сатаны) или церковные молитвы, только задом наперёд. Жрецы размахивают козьими ногами, ученики сексуются. Но, как уже было сказано, мессы — это внешняя оболочка для привлечения внимания, они создают видимость деятельности. Секта существует не только для этого — она объединяет людей на основе веры. Какова конечная цель нашей религии? Помочь людям в выборе: стать либо на тёмную сторону, либо на светлую».

 

(Ф. Светланова, Ш. Русланов «Сатанисты». // «АиФ», 1992 г., № 42)

 

 

Раздел 4.

Религии «Нового века»

 

Секты.

Во многих странах и дня не проходит, чтобы о них не говорили по радио и телевидению, не писали в газетах, журналах и книгах. Секты заявляют о себе плакатами на столбах и рекламных тумбах, листовками, раздаваемыми на платформах станций метро и автомобильных перекрёстках.

Во всём мире один зарубежный исследователь насчитал 2639 христианских сект. Всего за последние 20 лет объявилось десять Христосов! Так, знахарь Жорж Ру из французского городка Монфавэ, добившийся некоторого успеха на ниве исцеления, объявил себя Христом ещё в октябре 1950 г. Ему удалось убедить в этом более 5 тысяч фанатиков. Обосновывая свои претензии на божественность, Жорж Ру писал: «Я сам Господь Бог, поскольку я есмь воздух, вода и свет». Издаваемая им газета носила название «Мессадор», т. е. «Золотой мессия». Против Жоржа Ру были возбуждены судебные процессы в связи со смертью многих детей, оставленных без медицинской помощи.

Вот некоторые из более поздних «богов»: французы Эрнест Тируэн и Эмиль Дофин, немцы Оскар Бернхзрдт и Йозеф Вайсенберг, швейцарец Эмиль Зендер, который называет себя не иначе как «Иисус Саваоф-Иегова», японец Онисобро Дегуци.

Театральный постановщик из Нью-Йорка О. Бовар также объявил себя Христом и нашёл массу последователей. Когда один из них внезапно умер, Бовар три месяца молился над трупом о его воскресении. Вмешалась полиция, принуждая всё-таки захоронить покойника. «Христос» в знак протеста выбросился из окна небоскрёба.

Один из богов, правда, уже не христианских, «Кришна-Вента» (настоящее имя Франсис Пентович), кончил весьма плохо. Разгневанные беспутством своего «бога», ученики взорвали его на главной квартире секты.

В середине 70-х годов влиятельный американский журнал «United States News and World Report» писал о 1—3 млн. американцев, примкнувших к новым сектам, а в начале 80-х годов — о 2—3 млн. Для начала 80-х годов стало характерным то, что культы в США стали уходить в подполье, создавать чёткую организационную структуру, переселяться из крупных городов в небольшие городки и селения, где можно более эффективно поддерживать связь между членами. В настоящее время в США каждую неделю возникает новая религиозная секта.

Множество секретных сект существует и в других западных странах. В Париже в конце 60-х годов насчитывалось 2 тыс. мистических сект; их численность после войны возросла примерно в 10 раз. Так, в одном «Обществе атлантов» состояло 5 тыс. человек. А в начале 80-х годов во Франции было около 250 официально зарегистрированных «церквей», являвшихся по существу религиозными сектами различного толка. Одни из сект носят характер тайных, другие — закрытых обществ, третьи открыто зазывают в свои ряды. Суть их от этого мало меняется.

Каких только причудливых сект не обнаружили в Париже исследователи мистических обществ! Например, «Омфалопсики», или «Поклонники пупка», надеющиеся длительным его созерцанием вернуть себе утраченную чистоту. Каждую субботу они собираются и, низко склонившись, занимаются лицезрением собственного живота. Или «Ангелы Цикламена». Согласно верованиям секты, её руководитель Роберт Штерн послан Богом для спасения мира путём нежной любви. Он уверяет, что прибыл с невидимой и неизвестной людям планеты Цикламен, одолев за 5 минут 38 секунд 110 999 889 км. Для осуществления своей миссии он основал «абсолютизм». Это религия, цель которой — помогать людям находить родственные души, соединяться в совершенные пары и становиться после смерти очень красивой бабочкой. Собираясь по субботам, «абсолютисты» со страстью готовятся к тому, чтобы в течение вечности порхать с одного цветка на другой.

Орден Мельхиседека (возможный перевод «король праведности») назван так по имени библейского царя Салимского (Бытие, XIV, 18) — иносказательное наименование мудрого, властного и справедливого владыки. Орден ставит целью всеобщее умиротворение с помощью обучения у инопланетян. В 1980 г. глава Ордена Мельхиседека находился в психиатрической лечебнице Сен-Мориса в Шарантоне.

Им несть числа, сектам, именующим себя «огнепоклонниками», «рыцарями белого креста» (символизирующего уничтожение влияния денег), «неомедиевистами», «поклонниками лука», «свидетелями Артемиды, или лунопоклонниками», «крестоносцами Майнингена, или иконоборцами» и т. п. Создаётся впечатление, что уже не осталось известных в истории древности и средневековья сект и секретных обществ, которые не были бы возрождены под тем же названием и вдобавок с претензией на прямую, не прерывавшуюся в веках связь.

Типичным примером является существующее в Лондоне «Братство ессеев», заимствовавшее название от тайной секты в древней Палестине во II в. до н. э. — I в. н. э.

Здесь несколько слов следует сказать о терминологии. Термин «секта» применительно к религиозно-мистическим течениям обычно употребляется в массовой литературе. Специалисты-религиоведы говорят о «нетрадиционных», «вне-конфессиональных» и тому подобных культах. Употребляется также термин «религии „Нового века“, обозначающий все религиозные новообразования, возникшие в последнюю треть нынешнего столетия.

 

Число религий «Нового века» огромно. Но условно их можно подразделить на три категории.

Во-первых, это культы, провозгласившие себя новейшими вариантами христианства, предлагающие уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества. Среди них такие известные организации, как Семья любви (Дети Бога), Церковь Армагеддона, Церковь библейского понимания, Церковь единения и др.

Во-вторых, это группы, ведущие свою родословную с Востока. Наиболее крупные из них: Движение Харе Кришна (Международное общество сознания Харе Кришна), Миссия Божественного света, Ананда Марга и др.

В-третьих, это объединения, занимающиеся преимущественно «духовными» упражнениями, психотерапевтическими сеансами и процедурами, под которые обычно подводятся религиозные спекуляции. Здесь выделяется Церковь сайентологии, а также Синанон, рекламирующий свои успехи в лечении алкоголиков и наркоманов. К ним следует добавить множество мелких групп, проповедующих астральные и оккультные представления, спиритизм, парапсихологию.

При знакомстве с этими новообразованиями можно выявить ряд черт, которые заметно отличают их от традиционных, сложившихся церквей. Главное отличие состоит, пожалуй, в том, что по своему происхождению они не связаны с уже существующими течениями и вероисповеданиями.

Возникает вопрос: каковы же причины появления и влияния религий «Нового века»? В общей форме ответ очевиден: обострение противоречий, присущих современному обществу, которые так или иначе осознаются людьми. Их угнетает рост преступности, особенно организованной, алкоголизм, наркомания, коррупция, инфляция, непрекращающиеся локальные войны. Всё возрастающую тревогу вызывают проблемы защиты окружающей среды, а также опасность ядерной катастрофы, способной погубить цивилизацию. В сознании людей нередко возникают представления об иррациональных силах, вышедших из-под контроля людей и безжалостно распоряжающихся их судьбами. Человек чувствует себя затерявшимся, заброшенным, одиноким в этом мире, ощущает «духовный вакуум», бесцельность существования. У людей возникает потребность в идеях и ценностях, способных возродить утраченные надежды, обеспечить «человеческие отношения», исцелить, хотя бы иллюзорно, социально-психологические недуги.

В обстановке поисков позитивной программы действий, устойчивых моральных ценностей закономерно расцветают разномастные пророки, спасители, мессии, которые в предельно эмоциональной и агрессивной форме драматизируют пессимистические размышления и предлагают рецепты их врачевания.

О чём бы ни говорили наставники новых культов, их проповеди в конечном счёте сводятся к предсказаниям скорой вселенской катастрофы, к оценке современной эпохи как «железного века» (Харе Кришна), «века невежества» (Общество трансцендентной медитации), периода «великих мук», «конца времён» (Церковь тела Христова), а глава Церкви единения Сан Мунг Мун утверждает, будто космическая борьба с Сатаной, предваряющая наступление «века завершения Нового завета», уже началась.

Именно идея «пограничности» нашего времени, исторической отмеренности его существования и составляет ту «высшую истину», которую самозванные пророки прежде всего спешат поведать миру. Официальные идеологии, утверждают они, не способны ни понять её, ни указать выход из тупика. Сделать это в состоянии лишь «новые мессии» (каждый из них при этом, конечно, имеет в виду лишь самого себя), озарённые неказённой, небесной мудростью. Лишь они вместе со своими верными последователями, вовремя порвавшими с порочным обществом, смогут безболезненно пережить грядущий роковой катаклизм истории.

Подобные настроения легко передаются молодёжи — ведь именно молодые люди прежде всего сталкиваются с материальными трудностями, их ещё не сформировавшееся мироощущение наиболее чутко реагирует на социальную несправедливость, наиболее бескомпромиссно в отстаивании собственных идеалов и наиболее беззащитно в случае их краха. В этом случае у них возрастает интерес к религиозным организациям, которые смогли бы обеспечить надёжной «наукой жизни» и нравственно-психологическими ориентирами. Поиски таких организаций часто приводят не к сложившимся религиям с их застывшей догматикой, а к новым, динамичным «пророкам», которые чутко улавливают изменения в настроениях людей и подчёркивают свою враждебность к погрязшему в. грехах бездуховному обществу.

Учёный из России Л. Н. Митрохин так определяет характерные особенности «новых культов»:

1. Во главе стоит харизматический (т. е. обладающий особой божественной силой) лидер, который уверяет, будто он получил новое уникальное «откровение» относительно Бога и реальности. По его мнению, каждый, кто не разделяет его взглядов, не просто заблуждается, но и является последователем сатаны.

2. Лидер создаёт особую «семью», или коммуну, в которой его называют «отцом». Нередко вступающие в неё принимают новые имена.

3. Руководитель устанавливает обязательные для всех непреложные нормы поведения, но вовсе не обязательно следует им сам. Обычно он живёт в несравненно лучших условиях, чем его последователи.

4. Группа придерживается апокалипсического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства…

5. Применяется определённая техника контроля над поведением обращённых, обычно включающая изоляцию от внешнего мира. Последователи культа рассматривают такую технику как религиозную дисциплину. Люди, к нему не принадлежащие, — как «промывание мозгов»… (Л. Н. Митрохин, «Религии „Нового века“, М., 1985, с. 13…14).

Каждый культ — это сплочённый коллектив, вдохновляемый «групповыми» целями. Вступив в него, человек ощущает себя как бы частицей «общего дела», избавляется от чувства одиночества, приобщается к тем ценностям и взаимоотношениям, которые, по его мнению, давно забыты окружающим миром. Руководители общин понимают притягательность подобных чувств и настроений и настойчиво рекламируют свои организации как оазисы «подлинной человечности», спасительные колонии небожителей. Лишь у нас, говорят они, можно найти искреннюю любовь и бескорыстное самопожертвование, встретить родных людей, потому что речь идёт не о церкви, но о «настоящей семье» во главе со строгим, но заботливым всесильным «отцом».

Такие призывы привлекают не только юношей и девушек, у которых не сложились отношения с родителями, но и пожилых одиноких людей, измученных равнодушием и чёрствостью окружающих.

Как только человек попадает в общину и приобщается к её жизни, он оказывается в мире особых отношений. За рекламным обликом «подлинного отца» начинают всё резче проступать черты беспощадного диктатора. Вновь обращённому внушается, что лидер — это особый, неповторимый спаситель, небесный избранник. У каждого культа на этот счёт имеется своя легенда. Церковь единения, например, учит, что Сан Мунг Мун — это новый мессия, которого Господь направил в мир для завершения дела спасения человечества, не удавшегося Христу. А основатель «Семьи любви» Дэвид Брандт Берг оповестил всех, что имел спиритические контакты с Распутиным, Жанной Д’Арк и даже ухитрился где-то в поднебесье переспать с неким духовным существом женского рода, которое он лично определил как «богиню».

Новообращённый обычно оказывается в полной материальной зависимости от лидера. Если он поселяется в коммуне, от него требуют передавать на «общее дело» всё своё имущество. Другие же должны отдавать в пользу общины значительную часть дохода. Стремясь обеспечить безраздельное влияние, лидеры делают всё, чтобы физически и духовно изолировать членов общины от внешнего мира, отвратить от прежних ценностей и привязанностей. Это достигается предельно насыщенной программой различных! групповых мероприятий. Она включает «семинары», совместные молитвы и собеседования, повторения одних и тех же гимнов (Харе Кришна), зубрёжку библейских высказываний и прослушивание записей уроков лидера (Семья любви), отупляющие лекции о принципе веры (Церковь единения), механические танцы и т. д. Кроме того, верующего заставляют работать на предприятиях, принадлежащих тому или иному культу, собирать пожертвования на улицах, попрошайничать и т. д. Одним словом, день в подобных коммунах распланирован так, чтобы верующий ни на минуту не оставался наедине е собой. К этому следует добавить постоянное недосыпание, скудное питание, ночные собрания, объявляемые внезапно и длящиеся часами. Руководители общин стремятся поставить под свой контроль все переживания, раздумья, интересы своих подопечных, вмешиваются в их самые интимные отношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.