КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Период выздоровления
Существует целый ряд признаков, которые характеризуют наступление периода выздоровления после острого респираторного заболевания и обострения хронических респираторных недугов. Это и улучшение самочувствия, и появление аппетита, и близкая к нормальной температура, и желание проявлять физическую активность. Естественно, сам факт начала выздоровления должен радовать, но ни в коем случае не расслаблять в ведении домашнего физкультурного режима, поскольку в этом периоде путь к рецидиву респираторного заболевания куда как короче, чем к относительному или полному здоровью. Разберем, какую программу занятий физкультурой использовать в периоде выздоровления. Грудной возраст. Основные задачи: комплексным использованием определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечивать организму ребенка нормальные физиологические условия для восстановления после болезни, поддерживать и развивать закаленность, постоянно нормализовывать носовое дыхание, развивать способность к диафрагмальному дыханию, повышать физическую активность. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с умыванием, питье холодной воды, массаж тела и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, ходьба босиком, рациональная одежда, умеренное питание. За основу следует принять 2-часовой цикл физкультурного ухода за ребенком круглосуточно, до наступления ремиссии, используя следующие мероприятия. Обливание теплой водой и пользование мылом в гигиенических целях – 2 мин. Если тело ребенка чистое, то эта процедура может быть отменена. Обливание тела ребенка холодной водой из ковша. Дозировка: н. – 6–8 раз, ф. – 10–12 раз. Еще лучше искупать его в холодной ванне (н. – 1–2 мин, ф. – 3–4 мин). Наименее выгодно обливать ребенка из душа (н. – 1–2 мин, ф. – 3–4 мин). Промокание тела пеленкой или простынкой. Массаж лица и умывание (1–2 раза до нормализации носового дыхания) – в процессе воздушной ванны. Массаж тела и конечностей б мин. Основные приемы: поглаживание, щадящее растирание, «тесто», «живот – грудь», похлопывание, «гусеничка», точечная вибрация намежреберных промежутках, выкручивание. Усадите ребенка на массажном столе или на своих коленях и поиграйте с ним в выжимания: сдавливая его грудную клетку в области нижних ребер и диафрагмы, обеспечьте долгий-долгий выдох, а затем, переместив кисти на верхнюю часть груди, оставьте на 30 с свободными для дыхания среднюю и нижнюю часть груди. В чередовании со свободным дыханием (2 мин) повторите эту «игру» 3–4 раза. Свободные движения – голышом или в рубашке – 5 мин. Гимнастика, переступание с ноги на ногу, ходьба – б мин. Бодрствование и, возможно, сон до начала следующего цикла. Физкультурный уход за младенцем в ночные часы. Как правило, ровно через час после засыпания ослабленный ребенок обильно потеет. Оставить это без внимания – значит получить рецидив простуды. Именно заботой о предупреждении острого респираторного заболевания и вызвана необходимость проведения следующих мероприятий после первого часа сна. Купание в теплой ванне – 2 мин или промокание пота простынкой, если нет условий для пользования теплой водой. Купание в холодной воде (н. – 1–2 мин, ф. – 2–3 мин) или обливание из ковша (н. – 5–6 раз, ф. – б-8 раз). Промокание тела пеленкой или простынкой. При необходимости массаж лица и умывание – 1–2 раза. Уложить в постель. Сон – 2 ч. В течение всей ночи повторять водные процедуры каждые 2 ч. Прогулка. При подготовке младенца к прогулке на свежем воздухе необходимо проделать следующие мероприятия. Массаж лица и умывание. Купание или обливание холодной водой. Промокание тела простынкой или пеленкой. Массаж тела и конечностей – 6 мин. Длительность пребывания на свежем воздухе (бодрствование или сон) ограничивается двумя часами. Сразу же по возвращении домой ребенка следует искупать и выполнить мероприятия, положенные в 2-часовом цикле занятий). Кормление. Перед кормлением нужно сделать малышу массаж лица и умыть его холодной водой. Питание должно быть строго умеренным в течение всего периода выздоровления. Ясельный возраст. Основные задачи: комплексным использованием определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечить организму ребенка нормальные физиологические условия для восстановления жизненных сил после болезни, предупредить возникновение простуд и вирусных заболеваний, поддерживать и развивать закаленность, постоянно нормализовывать носовое дыхание, развивать способность к диафрагмальному дыханию, обучать правильному кашлю, всемерно повышать физическую активность. Основные средства физкультуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, выжимания, ходьба и бег трусцой, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, рациональная одежда, сухая постель, умеренное питание. За основу следует принять 2-часовой цикл физкультурного ухода за ребенком круглосуточно, естественно, за вычетом того времени, когда малыш находится в яслях. Обливание теплой водой и пользование мылом (в гигиенических целях). 2 мин. Если тело ребенка чистое, то эта процедура отменяется. Обливание ребенка холодной водой или купание в ванне. Дозировка та же, что и для грудных детей. Промокание тела простынкой или банным полотенцем. Голышом и босиком играть, ходить и бегать. До б мин. Надеть на ребенка только легкую рубашечку, или майку и трусики, или тренировочный костюмчик (в зависимости от закаленности и температурных условий квартиры). Массаж лица в сочетании с водными процедурами —, 1–2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки и рук – 8 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки – Руки», «живот – грудь», «плечо – шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация на межреберных промежутках. Выжимания, доступные возрасту ребенка (сидя, лежа, стоя, самостоятельно или с чьей-либо помощью), – б раз. Играть, бегать трусцой, ходить, делать общеразвиваю-щие упражнения (все – босиком) – 10 мин. Отдыхать босиком, в одним трусиках (не допуская озноба). До 10 мин. – Одеться и бодрствовать до очередного купания. Ночью через час после засыпания и через каждые последующие два часа сна проводить те же мероприятия, что и с грудными детьми. Готовя ребенка к яслям или на прогулку, выполните следующее. – Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1 раз. Купание или обливание холодной водой. Промокание тела простынкой или полотенцем. – Подвижная игра и бег трусцой босиком, в одних трусиках. До 6 мин. Массаж грудной клетки, растирание подошв – б мин. Одеться по погоде и выйти на свежий воздух. Собирая ребенка в яслях домой, проделайте такие мероприятия. Массаж лица и высмаркивание – 1–2 раза (до нормализации носового дыхания). Растирание спины ладонью догоряча. Надеть свежее белье, одежду и выйти на свежий воздух. Возвратившись домой с прогулки или из ясель, сразу же начинайте 2-часовой цикл занятий. Если необходимо уложить ребенка спать после прогулки, то перед сном ограничьтесь купанием, промоканием тела полотенцем, массажем лица в сочетании с водными процедурами, массажем грудной клетки, растиранием подошв. Методические замечания. Даже при самом щепетильном выполнении всех рекомендаций ребенок не раз и не два докажет, что дыхательные инфекции у него еще живучи (отек носоглотки, очевидные явления ринита, откашливание мокроты, внезапное повышение температуры). Поводов будет предостаточно – контакт с больными детьми, сквозняки, нахождение в потной рубашке в яслях и т. п. И в этих случаях главное – к утру едва ли не полностью подавить инфекцию в организме ребенка с помощью 1-2-часового физкультурного цикла. Дошкольный возраст. Основные задачи: комплексным использованием определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечить организму ребенка нормальные физиологические условия для восстановления жизненных сил после острого периода болезни, поддерживать и развивать закаленность организма, постоянно нормализовывать носовое дыхание, развивать умение и физическую способность к диафрагмальному дыханию, закреплять навык правильного кашля, проявлять особую заботу о воспитании у ребенка общей выносливости. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, выжимания, бег трусцой, ходьба, дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения, рациональная а одежда, сухая постель, умеренное питание. За основу вам следует принять 2-часовой цикл физкультурного ухода за ребенком круглосуточно, за вычетом того времени, когда он находится в детском саду, используя следующие мероприятия. Обливание теплой водой и пользование мылом (только в гигиенических целях) – 2 мин. Если тело ребенка чистое, эта процедура отменяется. Купание в холодной воде (н. – стоять и лежать в воде суммарно 2–3 мин, ф. – 4 мин или больше (по желанию ребенка); или обливание ребенка, стоящего в тазу, из ковша или душевого рожка до наполнения емкости, затем присевшего малыша облить из таза (н. – 3 раза, ф. – 5–6 раз (по самочувствию). Промокание тела банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусиках – 6 мин. Пляска вприсядку – 20 раз. Надеть тренировочный костюм, при хорошем самочувствии можно остаться босиком. Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1–2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки – 8-10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки – Руки», «живот – грудь», «плечо – шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация ва межреберных промежутках. ВЫЖс (н. – предельно долго, ф. – 10–15 с) – 6 раз. Упражнения А, Б, В. Дозировка: н. – 10, 5, 10 раз, Ф. – 20, 10, 20 раз. Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания – 3 мин. ВЫЖст или ВЫЖст-2 (н. – предельно долго, ф. – 10–15 с) – 6 раз. Бег трусцой в квартире (н. – 6-10 мин, ф. – 6-12 мин). Со второй недели выздоровления бег трусцой нужно проводить утром и вечером на свежем воздухе (н. – 10–20 мин, ф. – 12–30 мин). Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с откашливанием – 3 мин. Пляска, упражнение К, маховые движения, подтягивание на перекладине, борьба (по желанию ребенка чередовать упражнения с отдыхом (н. – 6 мин, ф. – 10 мин). Спокойная ходьба – 3 мин. Привычное обливание холодной водой или купание. Промокание тела банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусах – б мин. Одеться и бодрствовать до очередного цикла оздоровительных занятий. Ночью через час после засыпания и через каждые последующие 2 ч ребенка обливать или купать в холодной ванне (дозировка обычная), обтирать тело насухо, при необходимости массажем лица восстанавливать носовое дыхание и затем укладывать спать. При сборах на прогулку или в детский сад проделать следующие мероприятия. Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1–2 раза. Купание или обливание холодной водой (дозировка обычная). Промокание тела сухим банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусах – б мин. Растирание спины ладонью догоряча. Растирание подошв. ВЫЖс – б раз. Перед уходом из детского сада домой необходимо восстановить носовое дыхание массажем лица и высмаркиванием, растереть ладонью спину догоряча, переодеть нижнюю рубашку. Если после прогулки ребенок должен спать, то прежде облейте или искупайте его в холодной ванне, насухо оботрите, дайте ему возможность побегать обнаженным, босиком (6 мин), восстановите носовое дыхание, разотрите ладонью спину догоряча и только тогда уложите его в постель. Если ребенок будет бодрствовать, то после указанных процедур оденьте его, дайте ему отдохнуть с часок и вновь приступайте к выполнению обычного цикла занятий. Методические замечания. Вести оздоровительную программу с детьми дошкольного возраста – одно удовольствие: им все в охотку, едва ли не все упражнения доступны, а в самостоятельности они подчас не уступают и школьникам. Внушите ребенку, что необходимо делать самомассаж лица, выжимания, дыхательную гимнастику, водные процедуры, в общем все, что он может взять из привычной физкультурной программы. Школьный возраст. Описанную ниже программу домашних занятий оздоровительной физкультурой я настоятельно рекомендую и тем детям, юношам и девушкам, которые уже «подхватили» простуду, и тем, кто на сегодняшний момент никакого дела с ней не имеет, – в целях профилактики этой болезни. Основные задачи: используя в комплексе определенные средства физической культуры и гигиенические мероприятия, обеспечить организму школьника нормальные физиологические условия для восстановления жизненных сил, утраченных в острый период болезни, сделать заметный шаг вперед в развитии закаленности организма, постоянно нормализовывать состояние носоглотки, всемерно развивать навыки и физическую способность к выраженному диафрагмальному дыханию, вырабатывать умение правильно кашлять, воспитывать общую выносливость. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, выжимания, бег трусцой, ходьба, дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения, рациональная одежда, сухая постель, умеренное питание. За основу следует принять 2–2,5-часовой цикл занятий физкультурой круглосуточно (естественно, кроме того времени, когда ребенок находится в учебном заведении), применяя следующие мероприятия. 1 Обливание теплой водой и пользование мылом (только І в гигиенических целях) – 2 мин. 2 Купание в холодной ванне (н. – стоять и лежать в воде суммарно 2–3 мин, ф. – лежать в ванне 4 мин и более (по желанию). Вместо этого можно обливать ребенка, Поящего в тазу, из ковша или душевого рожка до наполнения емкости, затем присевшего ребенка облить из таза (н. – 3 раза, ф. – 5–6 раз (по самочувствию). Промокание тела банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусиках – 6 мин. Пляска вприсядку. 30 раз. Упражнение К – 15 раз. Надеть тренировочный костюм, при желании можно остаться босиком. Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1–2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки – 8-10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки – руки», «живот – грудь», «плечо – шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация на межреберных промежутках. ВЫЖс (н. – предельно долго, ф. – 10–15 с) – 6 раз. Упражнения А, Б, В (н. •– соответственно 10, 5, 10 раз, ф. – 20, 10, 20 раз). Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания – 3 мин. ВЫЖст или ВЫЖст-2 (н. – предельно долго, ф. – 10–15 с) – 6 раз. Бег трусцой с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания (н. – б-10 мин, ф. – б-12 мин). Со второй недели выздоровления утром и вечером занимайтесь на воздухе (н. – до 20 мин, ф. – до 30 мин). Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с откашливанием – 3 мин. Пляска (н. – 20 раз, ф. – ЗО раз). Ходьба в спокойном темпе – 2 мин. Упражнение К (н. – 10 раз, ф. – 20 раз). Ходьба в спокойном темпе – 2 мин. «Маятник» (н. – 10 раз, ф. – 20 раз). Ходьба в спокойном темпе – 2 мин. Подтягивание на перекладине (суммарно н. – 15 раз, ф. – 20 раз). Между упражнениями на перекладине отдыхать в ходьбе. Привычное обливание холодной водой или купание. Промокание тела банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусах – 6 мин. Одевание для бодрствования до наступления очередного цикла. Ночью через час после засыпания и через каждй6 доследующие 2–2,5 ч ребенка обливать или купать в холодной воде (дозировка обычная), обтирать тело насухо, при необходимости массажем лица и водными процедурами восстанавливать носовое дыхание и затем – сон. Перед выходом в школу или на прогулку достаточно проделать массаж лица в сочетании с водными процедурами до полного восстановления носового дыхания. По возвращении домой нужно сразу же искупаться в холодной воде, промокнуть тело насухо, побегать 6 мин босиком, в одним трусах, одеться и дальше действовать по распорядку дня. Методические замечания. В первые три-четыре дня новичкам выполнение этой программы покажется чрезвычайно трудным – нет ни сил, ни выносливости, ни умения, да и сильная мышечная боль весьма и весьма ограничит активную деятельность ребенка. Но уже через 3–4 недели отличить новичка от физкультурника со «стажем» будет невозможно. Купаться в ванне они смогут одинаково долго, с высоким эмоциональным подъемом; 15-секундный рубеж в выжиманиях станет доступным всем; указанная дозировка в беге и упражнениях никого не смутит. Останется только научить ребенка самоконтролю на тренировках: при внезапной утомляемости, при увеличении пульса свыше 150 уд/мин незамедлительно снижать физическую нагрузку; при плохом восстановлении (после 1-й минуты восстановления пульс не опускается ниже 120 уд/мин) в течение нескольких последующих дней, занимаясь бегом и выполняя упражнения, не доводить себя до выраженного утомления. В течение всего выздоровления необходимо уделять исключительное внимание массажу лица, диафрагмальному дыханию и правильному кашлю. Взрослые. Едва закончится острый период болезни, больничный лист будет закрыт и на ваши плечи вновь ляжет привычный груз производственных и семейных обязанностей. Как же совместить все это с заботой о собственном здоровье? Мои предложения на этот счет таковы. Основные физкультурные тренировки, естественно, придутся на ранние утренние и удобные вечерние часы. Вам следует выполнить следующие мероприятия. Теплый душ (только новичкам) – 2 мин. При отсутствии условий – растирание тела сухим банным полотенцем —. 1 мин. Купание в холодной или ледяной ванне или обливание (из душевного рожка, ведра, таза, ковша). Дозировка, как у школьников. Промокание тела банным полотенцем. Бег трусцой босиком, в одних трусах – б мин. Массаж лица в сочетании с водными процедурами – 1 раз. Массаж или самомассаж грудной клетки – 8 мин. ВЫЖс или ВЫЖст (н. – предельно долго, ф. – 10-15с) – б раз. Одеться для тренировки на улице и выйти на свежий воздух. Упражнения А, Б, В ‹н. – соответственно 10, 5, 10 раз, ф. – 20, 10, 20 раз). Бег трусцой с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания (н. – от 12 до 30 мин (по самочувствию) при пульсе 120–140 уд/мин, ф. – от 20 до 45 мин при пульсе 130–150 уд/мин). Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания с правильным откашливанием в момент остановки – 3 мин. Силовая гимнастика (подтягивание на перекладине, отжимания), пляска, упражнение К, прыжок в длину с места (отдых между упражнениями – ходьба) – 10 мин. Бег трусцой, возвращаясь домой. Водная процедура. Промокание тела банным полотенцем. Одеться. При отсутствии комфортного состояния побегать трусцой босиком б мин. Утром, до выхода на работу, обязателен плотный завтрак. После вечерней тренировки, перед сном, достаточно выпить чашку чая. В течение дня надо использовать любую возможность поупражняться. Так, если вы идете на работу пешком, ничто не мешает поупражняться в диафрагмальном дыхании. Оно будет способствовать повышению умственной и физической работоспособности. Правильным кашлем вы не допустите накопления мокроты в бронхах. Массаж лица в минуты отдыха поддержит в норме носовое дыхание. В производственную гимнастику включайте необходимые вам упражнения и, если позволяют условия, в час обеденного перерыва примите холодный душ. Остается в силе и правило ночных купаний или обливаний. Методические замечания. Когда с вами вместе занимается ребенок, утром за полчаса до его подъема примите холодную ванну и выполните упражнения сами и уже потом все делайте вместе с ним, а вечернюю тренировку совершайте с ним от начала до конца. Новый возможный насморк грозит вам возвратом к болезни, поэтому с момента возникновения отека слизистой носа большую часть времени отведите массажу лица в сочетании с водными процедурами – до полной нормализации носового дыхания.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |