Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и формирование личности




Вопрос 8

Роль обучения в развитии личности

Напомним, что под обучением следует понимать широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, с целью развития личности. Это процесс стимулирования и управ­ления активностью ученика, в результа­те чего происходит освоение человеческого опыта.

Под раз­витием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:

· собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;

· психическое развитие, как своего рода умственное созре­вание.

В психолого-педагогической науке сложились по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обу­чение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созрева­нием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в про­цессе развития.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, не разделяют обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы.

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не толь­ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения, что вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. Определение см. в Кодексе.

Белорусские ученые в понятие «воспитание» вводят структурные элементы: ценности воспитания, воспитательная среда, воспитательный процесс.

Ценности воспитания – это значимые для человека и общества природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни.

Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции.

Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников.

В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностями культуры общества. Поэтому мы говорим не только об усвоении культуры, но и об её освоении.

Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы.

Важнейшие общие закономерности воспитания:

§ воспитание определено культурой общества;

§ воспитание и обучение – два взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

§ эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

§ эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу.

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ цель воспитания и его принципы сформулированы так:

Цель воспитания – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности.

Приоритетными принципами воспитания являются:

§ п ринцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи;

§ п ринцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;

§ принцип купьтуросообразности (формирование личности основывано на ценностях национальной и мировой культуры);

§ принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;

§ принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;

§ принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждении открытого тина, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;

§ принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;

§ принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.

Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития воспитанника в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс — целенаправленный процесс взаимодействия: индивид—индивид, индивид—группа, индивид—коллектив.

Воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса

Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.

Хорошо организованное воспитание приводит к форми­рованию способности человека к самовоспитанию, когда он освобождается от влияния воспитывающих его окружающих и свое «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельно продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, саморазви­тия. В процессе воспитания необходимо побудить человека к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутрен­них душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспи­тание, если оно не насилие, без самовоспитания невозмож­но. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеа­лами и убеждениями. Самовоспитание предполагает опре­деленный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правиль­ность самооценки, умение видеть свои недостатки характе­ризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких при­емов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, реше­ние сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограни­чение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспи­тания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.