Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая формула успешного обучения (Л.Д. Столяренко)




Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

Психика ребенка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. В совместной деятельности ребенка и взрослого с предметами внешнего мира формируется психика ребенка. Руководство деятельностью ребенка со стороны взрослого осуществляется в специально организованных способах передачи общественно-исторического опыта – воспитания и обучения.

Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научения, к учащемуся относятся: его мотивация учения, произвольность познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативных качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях. Учителя касаются такие обстоятельства, обусловливающие успех научения, как наличие у него необходимых для осуществления педагогической деятельности психологических качеств: увлеченности преподаваемым предметом, умения передать эту увлеченность учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения.

Кратковременная память (КП) обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время. «В среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счёт группировки … Объём КП (ОКП) у каждого человека индивидуален, по объёму КП можно прогнозировать успешность обучения по формуле: ОКП/2+1=балл учебный».

Обсудим подчёркнутые нами высказывания.

Первое. Неужели, если один человек может запомнить, допустим, 5 слов, то он так же сможет запомнить примерно 5 букв, 5 чисел или 5 других несвязанных символов. Тогда количество этих запоминаемых объектов и есть индивидуальный объём кратковременной памяти (ОКП). Нам кажется, что ОКП зависит ещё и от самих «кусков» информации, от того насколько они насыщенны. Т.е., при проверке формулы, следует определиться с «кусками» информации.

Второе. Что означает термин «группировка кусков информации»? Нам представляется, что и этот процесс сугубо индивидуален. Например, один в записи «127» видит единое число, а другой последовательность трёх цифр. Отсюда, при измерении ОКП следует определиться и с тем, каким образом предъявлять информацию для определения ОКП.

И, наконец, третье, самое интересное. Неужели так легко и просто можно оценить учебные способности и успешность будущего обучения учащегося. Неужели эта формула «работает»? А если работает, то насколько точно?

Безусловно, изначально нас заинтересовало именно третье высказывание. Однако, без ответа на первые два вопроса, не очень понятно как собственно определить объём кратковременной памяти (ОКП). Именно эти рассуждения и легли в основу нашего исследования, именно эти вопросы и пути их решения составляют содержание и процесс самого исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.