Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика диагностической деятельности педагога




I. Педагогическая диагностика.

Сущность и функции педагогической диагностики

Тяжелую болезнь в начале легко вылечить, но трудно распознать, когда же она усилилась, ее легко распознать, но уже трудно вылечить. Никколо Макиавелли
В любой профессиональной деятельности особая роль отводится диагностике. Состояние и качество производимой продукции, особенности производственного процесса, условия труда и т.д. – все это предмет диагностики. Широко распространенными отраслями сегодня являются «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.

Данное понятие широко представлено и в современной педагогике. Так, например, психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, а педагогическая диагностика направлена, прежде всего, на оценку результатов формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В отличие от психологической диагностики, педагогическая диагностика осуществляется внутри педагогического процесса.

Разработкой проблем педагогической диагностики занимались многие ученые-педагоги, перечислим некоторых из них: Ю.К. Бабанский, В.С. Безрукова, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Н. Кузнецов, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, В.Ю. Огвоздин, Е. Сидоренко, М.Н. Скаткин, В.С. Черепанов, В.А. Штофф, Ярошевский В.Г. и др.

Педагогическая диагностика присутствует в любом педагогическом процессе, во взаимодействии учителя и ученика на уроке, во внеклассной и внеучебной деятельности, в проектировании образовательного процесса школы, в работе с родителями учащихся, в управлении системой государственного образования и т.д.

В понятии «педагогическая диагностика» прилагательное «педагогическая» характеризует следующие особенности данной диагностики:

1. диагностика дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя;

2. диагностика осуществляется для педагогических целей (ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика);

3. диагностика осуществляется теми методами, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя;

4. с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя;

5. некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.

 

Диагностика при выборе пути образования в детском учебном заведении имеет целью получение информации, служащей оптимизации педагогической деятельности. В соответствии с этим различают педагогическую диагностику в узком и широком смысле.

Педагогическая диагностика в узком смысле – предмет составляют планирование и контроль учебного процесса и процесса познания.

Педагогическая диагностика в широком смысле – охват всех диагностических задач в рамках консультирования по вопросам образования, в том числе и в воспитательном аспекте.

Педагогическая диагностика устанавливает связь между успеваемостью и предпосылками к учебе, оценивает правильность выбора учебных целей или учебно-организационных мер на базе определения условий, в которых протекает учебный процесс, а также определяет уровень развития и воспитанности личности.

 

Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации. Эти задачи следующие:

  • Получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в первый класс, что позволяет спланировать состав классов, обучающихся по программа разного уровня сложности;
  • Оценка возможностей учеников начальной школы и определение готовности их к обучению в классах среднего звена, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации;
  • Изучение развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей, позволяющее организовать саморазвитие подростков на основе самопознания;
  • Изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей школьников для организации профессиональной ориентации старшеклассников;
  • Получение информации о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, об особенностях личности учителя в целях управления жизнедеятельностью педагогического коллектива, создания хорошего психологического климата в коллективе, совершенствования стиля деятельности отдельных учителей;
  • Диагностика уровня развития отдельных учащихся младших и средних классов и на ее основе организация коррекционной работы с ними.

 

В современных условиях постепенного перехода к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в школе. Такую информацию может предоставить педагогическая диагностика, потому что ее назначение в школе выражается в следующих основных функциях:

1. функция обратной связи

Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует такому пониманию, как самоуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основная причина здесь – неполноценность информации о результатах обучения и воспитания, доступной для учителя и учащихся.

Создание возможностей получения каждым школьником и учителем необходимой информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для своевременной его корректировки – важнейшая задача педагогической диагностики.

 

2. оценочная функция

Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов:

· ценностно-ориентировочный,

Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации.

· регулятивно-корригирующий,

Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.

· стимулирующий

Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает с реальным развитием и поведением ученика. Как только воспитанник осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки.

· измерительный.

Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает влияние на ученика тем, что она побуждает к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.

3. управленческая функция

Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики:

· начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика.

 

Существует три основных варианта начальной диагностики:
Характеристика коллектива Использование диагностики
Первый – коллектив сформирован впервые и педагог незнаком учащимся. начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников.
Второй – коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом. педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему.
Третий – когда коллектив и педагог уже работали вместе. педагог проводит выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

 

Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности.

Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

· текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

· обобщающая диагностика – дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года.

 

Актуальное значение для теории и практики педагогической диагностики в современных условиях имеют научные труды и практический опыт А.С. Макаренко. Его богатое педагогическое наследие обладает значительным потенциалом идей и воззрений на роль и значение педагогической диагностики в учебно-воспитательном процессе с трудными детьми. В своей совокупности они представляют собой следующие теоретико-методологические положения:

1. диагностика должна учитывать главную цель воспитания – преобразование личности с учетом ее индивидуальных и общественных интересов;

2. диагностика является педологическим направлением, изучающим особенности развития ребенка, в основе которого – разнообразные методы рефлексологии, психологии, экспериментальной психологии и других наук;

3. результаты диагностического исследования воспитанника должны незамедлительно реализовываться в практической деятельности воспитателя;

4. диагностическое знание – результат не отвлеченного и безразличного изучения личности, а необходимое условие совместной воспитательной работы воспитателя и воспитанника;

5. диагностика поведения основывается на системном подходе, так как диапазон применяемых ею методов зависит от особенностей личности, времени, цели и других обстоятельств.

 

Для того чтобы понять сущность педагогической диагностики, проведем сравнение между работой врача и педагога.

 

Диагностическая деятельность врача Диагностическая деятельность педагога
Начинает лечение пациента с выяснения происхождения болезненных симптомов, устанавливает их причины, прогнозирует течение болезни и ее возможные последствия для больного, и с учетом медицинского заключения (диагноза) назначает лечение и соответствующие лекарства. Педагог в начале своей работы с воспитанником внимательно и обстоятельно изучает социально-педагогические условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных образований, их характер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для него с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции его трудности (неблагополучия).

 

Важным показателем профессионального мастерства педагога выступает способность и умение воспитателя связать разные по отдаленности и педагогической целесообразности цели перевоспитания с потенциальными возможностями воспитанника.

С одной стороны, диагностика осуществляется с целью изучения внешних обстоятельств жизни воспитанников, т.е. условий и характера воспитания и обучения, семьи, круга общения и других известных факторов формирования и развития личности. С другой стороны, для диагностики принципиально значимым становится изучение внутреннего мира воспитанника: соотношение личностных качеств, его направленности, ценностных ориентации и др.

 

Личность как предмет педагогической диагностики

Педагогическая деятельность, как и всякая другая профессиональная деятельность, имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты. Педагогическая диагностика является составной частью профессиональной деятельности учителя и имеет прямое отношение ко всем компонентам этой деятельности.

Предмет педагогической диагностики – развивающаяся личность ученика (дошкольника, младшего школьника, подростка или старшеклассника). Поэтому каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, т.е. разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности школьника.

В философско-социологических науках личность – относительно устойчивая целостная структура, формирующаяся в процессе человеческой деятельности. На этом уровне анализа выделяются общие тенденции развития личности в обществе.

 

 

Выделяют основные направления анализа личности учащегося в педагогике.

1. Воспитание личности в детском возрасте — это целостный процесс. Целостность процесса формирования личности школьника обеспечивается реализацией функций (свойств) воспитания: стимулирующей, соответствием деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, общественно ценной деятельности человека; целостностью компонентов процесса воспитания.

2. Развивающий, воспитывающий потенциал обучения в формировании личности
(Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.А. Кирсанов, И.Я. Лернер, М.И. Махмугов и др.). Учебная деятельность направлена на перестройку личности.

3. Общение школьника как процесс становления субъекта общения. Поведение школьника как субъекта общения определяют социальные установки. Одна из самых важных социальных установок школьника как субъекта общения — «образ Я» (А.В. Мудрик).

4. Самовоспитание личности школьника. Самовоспитание определяется активностью личности, направленной на собственное формирование и совершенствование (А.А. Арет,
А.Г. Ковалев, Л.И. Рувинский и др.).

5. Преодоление отклонений в развитии и поведении личности. Направленность и активность личности, отношение к ведущим деятельностям, индивидуально-психологические особенности и качества — основные критерии трудновоспитуемости детей и подростков (М.А. Алемаскин,
А.С. Белкин, И.А. Невский, Б.Ф. Райский и др.).

 

Таким образом, личность — продукт социального развития общества и является социальным качеством.

Личность как социальное качество воспитывается. Общественная ценность человека определяется тем, насколько он сформировался как личность.

Личность как педагогическое понятие — это самореализующаяся, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся система отношений, которая представляет собой динамическую целостность совокупности устойчивых структур. Общая теория развития личности, нацеленная на познание закономерностей этого процесса, понимает развитие как саморазвитие, некоторым итогом которого является всякая структурная организация, т.е. самоорганизация.

Принципы деятельности педагога в процессе педагогической диагностики

Диагностическая деятельность и отношения, в ней возникающие, сложны, прежде всего, с этической точки зрения, так как в ней участвуют реальные люди, со своими отношениями, моралью, ценностями. Поэтому многими авторами сформулирован ряд этических принципов, которыми должен руководствоваться педагог в своем взаимодействии.

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому – требование организовать деятельность так, чтобы ни ее процесс, ни ее результат не наносили испытуемому какой-либо вред (здоровью, состоянию, социальному положению и др.).

Согласно этому принципу, испытуемый должен быть информирован о целях исследования, методах и формах использования полученных результатов. Необходимо получение согласия испытуемого участвовать в обследовании. Используемые методики должны давать необходимую и достаточную информацию об испытуемом с точки зрения запроса заказчика. Важно также согласовать с испытуемым информацию, предоставляемую заказчику, причем она не должна ухудшить положение испытуемого.

2. Принцип компетентности – требование к педагогу браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и обладает необходимыми умениями и навыками.

Реализуется он в сотрудничестве педагога и испытуемого, т.е. важно педагогическое просвещение относительно возможностей педагогической науки в целом и пределах собственной профессиональной компетентности. Общение с испытуемым строится на взаимной симпатии и доверии, но в то же время позволяет без ущерба решать поставленные задачи. Педагог не работает с испытуемым в состоянии болезни. В то же время при интерпретации результатов педагог опирается на данные психологической и педагогической наук.

3. Принцип беспристрастности – требование не допускать предвзятого отношения к испытуемому, какое бы впечатление он не производил и каково бы не было мнение о нем.

Методики, применяемые педагогом, должны быть стандартизированы и адекватны целям исследования, особенностям испытуемого.

4. Принцип конфиденциальности – требование, согласно которому материалы, полученные диагностом на основе доверительных отношений с испытуемым, не подлежат сознательному или случайному разглашению вне установленных условий.

Для этого материалы диагностики кодируются, доступ к ним заранее регламентируется, согласуются сроки их использования и время уничтожения.

5. Принцип осведомленного согласия – объединение требований, приведенных выше.

Он реализуется в извещении всех участников диагностической деятельности об этических правилах и согласии с ними.

 

 

Диагностическая деятельность педагога

Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации:

· с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.)

· без инструментария (например, методом простого наблюдения).

 

В диагностической деятельности выделяются следующие аспекты:

· сравнение

Сравнение является отправной точкой процесса диагностики. Даже наблюдая за чем-то в быту, мы, не осознавая того, постоянно проводим сравнение. Мы хотим осмыслить увиденное, включить его в свой опыт и дать ему оценку. Для этого мы воспроизводим в памяти точно такие же или сходные наблюдения, сделанные нами раньше. Не только наши собственные наблюдения, но и описания, подготовленные другими людьми, могут помочь нам в классификации наблюдений. Наблюдая за поведением человека, мы сравниваем его поведение с его же прежним поведением или с поведением других индивидуумов в настоящее время или в прошлом, или же с описанием поведения какого-то неизвестного нам лица. По сути, это те аспекты сравнения, которые называются в педагогической диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Если мы выбираем для сравнения несопоставимые объекты, то это приводит к ошибкам. Если у нас в запасе нет наблюдений, основанных на личном опыте, и мы опираемся лишь на расплывчатые описания других лиц, то в таком случае чрезвычайно трудно судить о степени выраженности поведения. В таком положении, к примеру, оказывается молодой преподаватель в начале своей преподавательской практики, когда он должен оценивать уровень воспитанности своих учеников, ориентируясь только на внешнее поведение.

· анализ

При анализе педагог выходит за пределы сопоставительной классификации наблюдений. Ему надо установить, почему поведение того или иного индивидуума отличается от его прежнего поведения, от поведения других индивидуумов или же отклоняется от нормы. Необходимо проанализировать причины, причем в практике делается тем более заинтересованно, чем в большей степени поведение того или иного учащегося не совпадает с ожиданиями.

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать[1] данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. В школе подобное экстраполирование чаще всего выступает в форме прогнозирования.

· прогнозирование

Во время обычного занятия преподаватель постоянно прогнозирует ситуацию и в зависимости от результатов своего прогноза определяет последовательность этапов учебного процесса и план воспитательного воздействия на ученика. Следует заметить, что, учитывая требования сегодняшнего дня, каждый преподаватель просто обязан заниматься прогнозированием.

· интерпретация

Интерпретация – процесс, в ходе которого вся информация в зависимости от ее важности сводится в единое целое. Преподаватель обязан постоянно давать оценку, в которую наряду с его собственной точкой зрения и ожиданиями вплетает также информацию, накопленную им за какой-то промежуток времени. Эта информация должна быть систематизирована и критически оценена, обобщена в виде концепции, содержащей оценку. Эта информация может иметь самые разные источники. К примеру, существуют сведения об опыте прежних учителей и воспитателей, указания родителей, биографические данные, собственные наблюдения, тесты.

О процессе поиска оценки известно не очень много. Как представляется, учителя придают большее значение количественным, а не качественным характеристикам того или иного явления. Кроме того, известно, что процесс интерпретации находится под сильным воздействием имплицитной теории личности того, кто производит оценку. В целом же эта область исследована крайне недостаточно. Процесс интерпретации обнаруживает существенные различия в зависимости от того, интерпретируются ли только личные наблюдения самого учителя или же к ним добавляются результаты наблюдений других лиц и данные, полученные с помощью объективных методов. В первом случае вся субъективная окраска наблюдений полностью просачивается уже в сам процесс сбора данных, и в результате исчезает всякое различие между процессом сбора данных и собственно оценкой. Во втором случае реальна опасность того, что производящий оценку просто заимствует информацию. Но чаще всего, как свидетельствует накопленный нами опыт, оценивающий все-таки сопоставляет полученные данные с личными наблюдениями. Этот процесс проходил бы гораздо успешнее, если бы преподаватели получали более интенсивную подготовку в этой области.

· доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности и контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.

Следующим этапом является доведение результатов диагностической деятельности до сведения учащихся и контроль за воздействием на них этой информации. Сообщение учащимся результатов диагностической деятельности играет несравненно более важную роль в педагогической диагностике, чем в области психологической диагностики при изучении профессиональной пригодности. Обратная связь необходима для того, чтобы добиться педагогического воздействия. До сих пор в педагогической диагностике полностью пренебрегали той ролью, которую играет информация о результатах диагностической деятельности для учащихся.

 

ВЫВОД: Таким образом, следует констатировать, что в педагогической диагностике, прежде всего, сравнивается наблюдаемое поведение с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием поведения какого-нибудь лица или же с описанием стандартного поведения, анализируется с целью определения причины отклонения в поведении, прогнозируется, с тем, чтобы предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем, интерпретируется, чтобы после индексации и оценки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению.

 

Педагогическая диагностика относится ко всей сфере педагогической деятельности, хотя часто она выступает на передний план именно в народном образовании благодаря той огромной роли, которая отводится его институтам в жизни общества. Диагностическая деятельность осуществляется и тогда, когда речь идет не об улучшении учебного процесса для отдельных индивидуумов или лиц, обучающихся совместно, и не о получении помощи, необходимой для принятия индивидуального решения, но о приобретении более общих познаний, например, в вопросе о том, насколько применимы конкретные дидактические методы, средства и т.п. при обучении учащихся, обладающих определенными признаками. В таком случае педагогическая диагностика служит дидактическим или научно-педагогическим исследованиям, в ходе которых даже при эмпирическом характере изысканий почти всегда используются диагностические методы. В то же время это не приводит к стиранию грани между научным исследованием и педагогической диагностикой.

 

Классификация методов научно-педагогического исследования:

Общенаучные Конкретно-научные
теоретические эмпирические
1. Общетеоретические: · абстракция и конкретизация · анализ и синтез · противопоставление · индукция и дедукция 2. Социологические: · анкетирование · интервьюирование · рейтинг 3. Социально-психологические: · социометрия · тестирование · тренинг 4. Математические: · ранжирование · шкалирование · регистрация · корреляция 1. анализ литературы, архивных материалов: · библиография · конспектирование · аннотирование · цитирование · реферирование 2. анализ документации и продуктов деятельности; 3. анализ понятийно-терминологической системы; 4. построение гипотез; 5. построение мысленного эксперимента; 6. прогнозирование; 7. моделирование. 1. наблюдение; 2. беседа; 3. педагогический консилиум; 4. изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта; 5. контент-анализ; 6. педагогический эксперимент; 7. научно-педагогическая экспедиция.

«Методология и методы научно-педагогического исследования.

Диагностические методики»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.