Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов




С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась тради­ционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. инте­рес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Фило­софия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотноше­ния личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется зако­номерностями коллективообразования, взаимоотношениями кол­лектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социаль­ную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т. е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с по­зиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и исполь­зования его возможностей для всестороннего развития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

Основной целью воспитания, считал А. В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами"'. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особен­ности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский.

Н. К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ кол­лективного воспитания детей и подростков. В своих многочислен­ных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы

Луначарский А. В. О народном образовании. — М., 1958. — С. 445.

и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребен­ка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоре­тическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличност­ных отношений; самоуправление в детском коллективе и методи­ческие основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое вопло­щение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию ру­ководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность ор­ганизации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы ор­ганизации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей стра­ны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику вос­питания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллекти­ва внес А. С. Макаренко. Он доказал, что никакой метод не мо­жет быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал строй­ную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гума­нистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали чет­кую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответствен­ной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радост­ное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в пе­дагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Усматривая за­дачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как

единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллек­тивом. В. А. Сухомлинский в основу своей воспитательной систе­мы творческого развития личности положил идею направленно­го развития у ребенка субъектной позиции.

В последние десятилетия педагогические исследования были на­правлены на выявление наиболее эффективных форм организа­ции, методов сплочения и формирования воспитательных кол­лективов (Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Муд-рик, О. С. Богданова, И. Б. Первин и др.), на разработку принци­пов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л. Ю. Гор­дин, М. П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций кол­лектива и самоуправления в нем (В. М. Коротов и др.), разработ­ку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э. С. Кузнецова, Н. Е. Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Ку­ракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как свое­образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшест­вующими поколениями'.

В настоящее время исследуются такие вопросы ценностной тео­рии коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в кол­лективе, проблема коллективного целеполагания, ведущими сре­ди которых рассматриваются приобщение к различным аспектам культуры, формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; иден­тификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции;

тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.