Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие системы образования




Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Глава 22

Система образования формируется государством. Государ­ство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют дея­тельность всех образовательных учреждений и органов управ­ления образованием в стране. Кроме того, все образователь­ные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образова­ния отражены в Законе Российской Федерации «Об образова­нии» (О внесении изменений и дополнений в Закон Россий­ской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим Законом, государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом обще­человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобод­ного развития личности, воспитания гражданственности, тру­долюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, регио­нальные культурные традиции и особенности.

3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенно­стям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

493

4. Иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в госу­дарственных, и в муниципальных образовательных учрежде­ниях (к негосударственным учреждениям это не относится).

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учрежде­ниях, органах управления образованием создание и деятель­ность организационных структур политических партий, обще­ственно-политических и религиозных движений и организа­ций не допускается).

6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

Подготовка подрастающего поколения к жизни и осущест­вление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без соответствующей обра­зовательной системы.

Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при мона­стырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результа­том творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем бо­лее централизованной системы отбора содержания препода­ваемых дисциплин в то время не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созда­ны специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учре­ждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система обра­зования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г.

С принятием нового закона в системе образования зна­чительную роль стали играть государственные образова­тельные стандарты. Они определяли содержание тех обра­зовательных программ, которые реализовывались в обра-

494

зевательных учреждениях. Государственные образователь­ные стандарты наряду с органами управления начали регла­ментировать деятельность учреждений образования и опреде­лять общие параметры всей системы образования в целом. По­этому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенны­ми на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей ха­рактеристикой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих;

- государственных образовательных стандартов образо­вательных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание об­разования на каждом конкретном уровне образования в дан­ном образовательном учреждении.

Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формирует­ся на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так назы­ваемый обязательный минил1ум содержания образовательной программы. Он устанавливается государственным образова­тельным стандартом по соответствующему предмету и обяза­телен для всех граждан России.

Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образо­вательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специ­альный курс под названием «Москвоведение». Этот предмет необязателен для школ других регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью ре­гионального компонента.

Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на форми­рование общей культуры подрастающего человека, его адапта­цию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобра­зовательным относятся следующие программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования (I-IV классы);

495

- основного общего образования (V-IX классы);

- среднего (полного) общего образования (X-XI классы). Профессиональные программы предназначены для подго­товки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеоб­разовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;

- послевузовского профессионального образования.

Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обя­зательный минимум содержания.

Кроме основных образовательных программ в образователь­ном учреждении могут реализовываться дополнительные обра­зовательные программы (факультативы, курсы по желанию ро­дителей и детей, программы дворцов детского творчества и т.д.).

Образовательные учреждения. Прямыми задачами обра­зовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержа­ния и воспитания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.

Таким образом, образовательным учреждением можно на­звать только то учреждение, которое решает эти две задачи од­новременно. Поэтому образовательным называется учрежде­ние, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечи­вающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образова­тельные учреждения могут быть государственными, муни­ципальными, негосударственными (частными, учреждения­ми общественных и религиозных организаций).

В связи с тем что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащи­мися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1. Дошкольные.

2. Общеобразовательные (начального, основного и средне­го общего образования).

496

3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).

4. Дополнительного образования (детей, взрослых).

5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с от­клонениями в развитии.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей.

7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут под­разделяться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обо­значают вид общеобразовательного учреждения. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образова­ния, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?

В Москве кроме обычного общеобразовательного учреж­дения (школы) официально утверждены еще три вида обще­образовательных учреждений (распоряжение премьера Пра­вительства Москвы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ори­ентированного на формирование широко образованной ин­теллигентной личности, готовой к творческой и исследова­тельской деятельности в различных областях фундаменталь­ных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Об­разование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) ино­странных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей обра­зует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществ­ления ранней профилизации учащихся и подготовки выпуск­ников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением от­дельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соот-

497

ветствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профес-сорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI классы.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образу­ются и действуют и другие виды общеобразовательных учре­ждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад - школа» и др.

Органы управления образованием. Все мы знаем, что Рос­сийская Федерация состоит из различных субъектов Феде­рации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне кон­кретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуществляется органами мест­ного управления (третий уровень).

Подобно этой хозяйственной системе управления построе­но и управление образованием. Оно включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образовани­ем (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Министерство об­разования Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т.д.).

К третьему, местному, уровню относятся районные и го­родские органы управления образованием (управления обра­зованием при местных администрациях).

К ведению федеральных органов управления образовани­ем относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) разработка и реализация федеральных и международ­ных программ развития образования (в том числе Федераль­ной программы развития образования);

3) установление федеральных компонентов государствен­ных образовательных стандартов;

498

4) разработка и утверждение типовых положений об обра­зовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессио­нальное образование;

6) установление порядка лицензирования, аттестации и го­сударственной аккредитации образовательных учреждений;

7) установление порядка аттестации педагогических ра­ботников государственных и муниципальных образователь­ных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

2) разработка и реализация республиканских, региональ­ных программ развития образования;

3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

4) определение особенностей порядка создания, реорга­низации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

5) формирование бюджетов субъектов Российской Федера­ции в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.