Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции воспитания: социокультурные основания, научно-методическая обоснованность и практическая применимость




Концепция педагогики свободы личности и педагогической поддержки

О.С. Газмана

Под воспитанием автором понимается высоко профессиональная деятельность по созданию условий для свободного саморазвития личности ребенка, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самовоспитании.

Концептуальная цель создание условий для самопознания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации и саморазвития ребенка, направленных на формирования у него образа Я, образа мысли, образа мира и образа жизни свободной, независимой, неповторимой личности человека.

Ключевой идеей концепции О.С. Газмана является культуросообразность воспитания. Он считает, что школа не может ограничиваться только базовым образованием, она, с его точки зрения, должна создавать условия для освоения основ базовой культуры. Отсюда, и особенности содержания воспитания в гуманистической концепции О.С. Газмана. В его основе лежит базовая культура как гармоничное сочетание знаний-убеждений, чувств-эмоций и действий-привычек поведения. К ней автор, прежде всего, относит культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, культуру труда и экологии, физическую, интеллектуальную, демократически-правовую, духовно-нравственную культуру. Только в таком сочетании можно действительно говорить о формировании человека высокой культуры, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме отношений взрослого и ребенка. Таким образом, гуманистическая культура воспитания выстраивается на качественно иных взаимоотношениях равноправия, равноценности, уважения и доверия.

Одной из ведущих идей концепции воспитания О.С. Газмана можно считать природосообразность воспитания, основанную на обязательном учете природы ребенка, его половозрастных особенностей, задатков и свойств, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности.

Примечательным в концепции О.С. Газмана является то, что в ней отражены ведущие положения экзистенциалистского подхода. Как известно, ключевой идеей экзистенциализма является свобода выбора. Педагогика свободы, изучая ребенка как субъекта выбора, предполагает, что человек сам осуществляет этот выбор по отношению к себе. В этом плане очень важно помочь ему освоить способы самопознания, самоанализа и самоопределения. Вместе с тем свобода не исключает отношений человека с миром. Человек не может быть абсолютно свободным от внешней обусловленности, от объективных обстоятельств, от условий внешней среды, но он способен занять свою позицию по отношению к ним, перейти от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения. Это обстоятельство и дает основание рассматривать человека не только как существа биологического и социального, но и экзистенциального (независимого и свободного). Поэтому наряду с такими качествами человека, как независимость, самостоятельность, инициативность, особую значимость приобретает свободоспособность – способность к автономному нонконформистскому существованию; способность независимо реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначения, способность осуществлять собственный индивидуальный выбор. Таким образом, еще раз подтверждается правомерность логики развития человека: от социализации (присвоения человеком социального опыта, социальных норм, ролей и культурных ценностей общества) через его индивидуализацию (максимальную персонализацию, автономию, независимость) к интеграции (успешному вхождению личности в систему социальных отношений).

Особую значимость в данном переходе приобретает идея педагогической поддержки ребенка в автономном духовном развитии, в творческом самовоплощении, в жизненном самоопределении. Ее основное назначение заключается в поддержке развития «самости» ребенка, его самостоятельности и инициативности. В технологическом аспекте педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности воспитателя (диагностической, поисковой, договорной, деятельностной, рефлексивной) в целях помощи воспитаннику в решении его жизненных проблем.

Педагогика свободы, изучая человека как субъекта свободного воспитания, ставит задачу педагогической помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Такой подход предопределяет особенности методики воспитания в рамках педагогики свободы личности и педагогической поддержки. Концепция характеризуется методами, которые способствуют:

- изучению человеком самого себя (самопознание);

- утверждению гуманистических позиций в жизни (самоутверждение);

- реализации личностнообразующих потребностей и возможностей (самореализация);

- полной реализации человеком заложенного в нем физического и духовного потенциала (самоактуализация);

- постоянному восстановлению био-энергетических, психо-физических сил человека (самореабилитация);

- развитию культуры умственного, производственного, общественно-полезного труда (самоорганизация);

- осознанному выбору личности целей, позиций и средств самореализации в конкретных жизненных условиях (самоопределение).

В методиках самоопределения, самоутверждения, самореабилитации и самоорганизации личности ребенка превалируют такие формы, как аутотренинги, психотренинги, тренинги бесконфликтного общения, тренинги преодоления конфликтного общения, общенческие игры, сюжетно-ролевые игры, тренинги памяти, упражнения по воображению и фантазии, скорочтению и скорописи, библиотерапия и музотерапия.

Показателями эффективности концепции педагогической свободы личности и педагогической поддержки О.С. Газмана можно считать сформированное самосознание, самодеятельность, свободоспособность, способность к самоопределению и творчеству.

Концепция формирования общечеловеческих ценностей В.А. Караковского

В.А.Караковский в своем концептуальном видении исходит из утверждения о том, что школу всегда спасали профессионалы своего дела, объединенные единой целью. Образно дополняя, два «К» являются гарантами успешного развития школы – КОЛЛЕКТИВ педагогов и разработанная ими КОНЦЕПЦИЯ возрождения образовательного процесса. В.А. Караковскому удалось сплотить целеустремленный дружный коллектив школы, результатом сотворчества которого стала концепция формирования общечеловеческих ценностей.

В.А. Караковский под воспитанием понимает целенаправленное педагогическое управление процессом развития личности ребенка, способствующее созданию необходимых условий для расцвета дарований, удовлетворения его потребностей и интересов.

Концептуальной целью школы является максимальное развитие возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных, психологических, половозрастных особенностей и возможностей.

Системообразующим ядром воспитательного процесса школы и главным средством воспитания в школе является «разумно организованное общество» – школьное сообщество педагогов и воспитанников, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями и образом жизни.

Ведущими идеями концепции формирования общечеловеческих ценностей являются природосообразность (учет природы ребенка, его психолого-физиологических, половозрастных особенностей, с одной стороны, и максимальное сближение жизни ребенка с жизнью живой природы, с другой,) культуросообразность (учет языковой среды, традиций семьи, рода, этноса, региона, страны, молодежной субкультуры, элементов этнопедагогики), аксиологизация образовательного процесса (формирование ценностного мира ребенка, основанного на этнических, национальных и общечеловеческих ценностях), системность (выявление совокупности условий воспитания в семье и школе, факторов социализации в стране, регионе, микрорайоне и т.д.).

Системообразующей основой содержания воспитания в данной школе являются общечеловеческие ценности. Авторы концепции выделили восемь ценностей (Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек), в соответствии с которыми строится логика воспитательного процесса в школе.

Особенности методики воспитания в школе В.А. Караковского продиктованы гуманистической направленностью на формирование «разумного, доброго, вечного», тех общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались веками. В связи с этим в школе отказались от «лобовых» методов воспитания (назидания, порицания, наказания, опеки и т.д.), и наполнили школу такими способами взаимодействия, как диалоговое общение, сотрудничество, партнерство, сотворчество, воспитывающие ситуации, ситуации творчества, ситуации выбора, ситуации авансирования, ситуации успеха.

Наилучшим достоинством школы В.А. Караковского считается теоретически осмысленная и технологически усовершенствованная методика КТД. В плане воспитательной работы школы коллективных творческих дел насчитывается не более восьми за учебный год, но именно они являются организующим звеном, вокруг которого объединяются разновозрастные творческие группы, перерастающие в здоровый педагогический коллектив воспитателей и воспитанников.

Технологический аспект формирования общечеловеческих ценностей ставит нас перед необходимостью рассмотреть выделенные автором ценности.

Формирование ценности Земля как общего дома человечества направлено на осознание глобальных проблем планеты, необходимости экологизации себя и окружающего мира. Технология формирования данной ценности включает в себя интегрированные уроки, внеклассную работу по предметам, уроки-экскурсии, походы, творческие задания по прогнозу человеческих и природных ресурсов, экологический прогноз Земли, исследовательские кружки по географии, биологии, природоведению, экологии, ежегодное обращение школьников к людям Земли и т.д.

Культ ценности Отечества, единственной ценности, завещанной предками, способствует воспитанию гражданского самосознания и чувства патриотизма. Воспитательная работа включает в себя такие направления, как патриотическое движение, клубные и кружковые объединения по возрождению родного языка, народных обычаев, фольклора, восстановление народных ремесел и промыслов, изучение исторического прошлого городов, сел, улиц и т.д. Одной из эффективных форм организации воспитательной работы в этом направлении также считаются воскресные школы.

Своевременное формирование ценности Семья позволяет в дальнейшем успешнее решать экономические и социальные проблемы семьи. Семейное воспитание в данной школе начинается с возрождения семейных устоев и традиций, формирования чувства принадлежности к роду, гордости за историю предков, сохранения и преумножения традиций семьи, заботы о достойном продолжении рода. Воспитательная работа в этом направлении изобилует такими формами, как создание генеалогического древа семьи; конкурсы на лучшие сочинения, стихи, рисунки о семье; спортивные состязания семейных команд; новогодние семейные балы в школе; постановка школьных спектаклей с участием членов семьи; семейные клубы; участие родителей в организации клубной и кружковой работы с детьми.

Принятие и присвоение ценности Труда способствует формированию авторитета честного труда, уважению людей труда и бережливого отношения к продуктам трудовой деятельности. С этой целью в школе создаются игровые модели производственных подразделений, финансово-экономических подструктур, рынков сбыта, бирж труда, центров торговли и сфер услуг, где школьникам предоставляется возможность проиграть разнообразные социально-трудовые роли, конструировать и апробировать некоторые производственные отношения.

Формирование ценности Знание тесно связано с усилением интеграции, информатизации, дифференциации, креативности, индивидуализации школы. В образовательном процессе школы наблюдается приоритет творческих заданий, научно-познавательной деятельности, эвристических и поисковых методов обучения и воспитания.

Формированию ценности Культура способствует реализация таких принципов, как гуманизация, гуманитаризация, эстетизация воспитания и обучения. Формирование человека высокой культуры происходит в определенной логике. Ребенок, в первую очередь, должен усвоить культуру своего рода (семьи), затем вобрать в себя культуру своего этноса (нации), и, наконец, возвысится до ценностей общечеловеческой культуры. С точки зрения автора, человек потерявший культуру рода и нации, не способен усвоить всю палитру ценностей культуры Человечества. Драматизация, театрализация, месячники Театра, Культуры, Литературы, Родного языка и т.д. представляют далеко не полный перечень методов и средств воспитания интеллигентности и духовности воспитанников российской школы.

Формирование ценности Мир и толерантного отношения к различным этносам достигается созданием воспитывающих ситуаций, использованием игровых методов, участием школы в программе «Во что играют дети мира», изучением легенд, мифов, фольклора, участием в международных акциях, операциях и манифестациях в поддержку Мира и Солидарности народов.

Формирование Человека как абсолютной ценности, как «меры всех вещей» является целью, средством, и результатом воспитания в концепции В.А. Караковского.

Триада социально-педагогических процессов социализация – воспитание – саморазвитие – представляется принципиальной позицией автора. Действительно, социализация (присвоение личностью социальных норм и культурных ценностей общества) может быть успешной при целенаправленном воспитании (педагогическом управлении процессом развития личности ребенка). Но вершиной становления человека остается его индивидуальное саморазвитие, сфера, куда педагог за отсутствием инструментария внутреннего препарирования или манипулирования ребенком не имеет доступа. Он может лишь поддержать его, создавая условия для максимального развития личностных возможностей и способностей. Наряду с методами прямого воздействия (воспитание словом, воспитание делом, воспитание примером) особую значимость приобретают методы и приемы косвенного влияния на личность (использование воспитывающих ситуаций, конструирование педагогических задач, создание ситуации доверия), основанные на свободе выбора, творчестве и успешности.

Интересен методический арсенал воспитательной работы в школе. Например, с первого класса ребенок начинает создавать книгу о себе с автопортретом на обложке, которая содержит рисунки, фотографии, рассказы и стихи, способствующие творческому самовыражению личности ребенка. Далее дети с интересом включаются в составление генеалогического древа своей семьи и рода. Дети с энтузиазмом ведут поиск значимых событий и интересных представителей своего рода, изучают историю реликвий своего рода, собирают фольклор и традиции своих предков. Работа в этом направлении способствует формированию ценности семьи и рода в историческом развитии этноса, осознанию своего великого предназначения в жизни рода и всего человечества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.