Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Калинина Надежда Викторовна аспирант. 23 страница




2. Понятие социальной роли.

 

10.2. Структура межличностного взаимодействия

Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия

Стиль поведения и действий

Основные механизмы взаимопонимания

Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия

Условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, в психологии получил название интерактивной стороны общения. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными.

Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания.

Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие "общение" употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая "другая" - на этот вопрос еще надо ответить.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна регуляция действий одного индивида "планами, созревшими в голове другого" (Борис Федорович Ломов (1927-1989), 1975, с. 132), которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же "другая" сторона общения раскрывается понятием "взаимодействие", можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, "по поводу" ее и именно в этом процессе, людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: Макс Вебер (1864-1920), Питирим Александр Сорокин (1889-1986), Толкотт Парсонс (1902-1979) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают:

 

деятель;

"другой" (объект, на который направлено действие);

нормы (по которым организуется взаимодействие);

ценности (которые принимает каждый участник);

ситуация (в которой совершается действие). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении "другого" деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его "анатомию", была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. Поэтому логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном направлении (см., например: Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), 1972). Направление же, предложенное Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (иными словами, всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Яном Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

 

пространственного контакта;

психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность);

социального контакта (здесь это - совместная деятельность);

взаимодействия (что определяется как "систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...");

социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Щепаньский, 1969, с. 84). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Хотя все сказанное относится к характеристике "социальной связи", такой ее вид, как "взаимодействие", представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия "социального контакта", понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Эрик Берн (1902-1970), 1988). С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция "Хочу!", позиция Родителя как "Надо!", позиция Взрослого - объединение "Хочу" и "Надо"). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят "дополнительный" характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются "пересекающимися".

Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия, например:

 

социальноориентированные;

предметно-ориентированные;

личностноориентированные ситуации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет:

 

официальные социальные события;

случайные эпизодические встречи;

формальные контакты на работе и в быту;

асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Э. Берн уделяет особое внимание различным:

 

ритуалам;

полуритуалам (имеющим место в развлечениях);

играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Стиль поведения и действий

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий:

 

ритуальный;

манипулятивный;

гуманистический. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: "Как дела?" отвечать "Прекрасно!", как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать "по существу", притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия ("Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает" и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Основные механизмы взаимопонимания

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются:

 

идентификация;

эмпатия;

рефлексия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Термин "идентификация" имеет в социальной психологии несколько значений.

Идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Эмпатия - также мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека. Слово "понимание" здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть "аффективное понимание".

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента:

 

принятие личности человека в целостности;

собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.

Аттракция (от англ. attract - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Проблемы для обсуждения:

1. Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия.

2. Основные стили действий.

3. Основные механизмы взаимопонимания.

 

10.3. Формирование психологического портрета в межличностных отношениях

Межличностное восприятие и понимание человека

Формирование межличностных отношений

Психология межличностного воздействия

Межличностное восприятие и понимание человека

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия:

 

межличностное восприятие и понимание человека;

формирование межличностных отношений;

оказание психологического воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Психологический портрет индивида (как он воспринимается ближайшим окружением) формируется в ходе решения первой задачи.

Понятие "восприятие человека человеком" недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие "понимание человека", что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющим ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Особенности воспринимающего зависят от:

 

пола;

возраста;

национальности;

темперамента;

состояния здоровья;

установок;

опыта общения;

профессиональных и личностных особенностей и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

К анатомическим (соматическим) особенностям относятся:

рост;

голова;

руки и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Физиологические характеристики включают:

дыхание;

кровообращение;

потоотделение и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Функциональные особенности включают:

осанку;

позу;

походку. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее (рис. 1). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Рис 1. Дифференциация эмоций

 

Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу "Пигмалион". (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процесс познания человека включает:

 

механизмы, искажающие представления о воспринимаемом;

механизмы межличностного познания;

обратную связь от объекта;

условия, в которых происходит восприятие. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:

 

механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта);

механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);

механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);

механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. Favor - благосклонность). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Формирование межличностных отношений

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности (Н. Н. Обозов). В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процесс развития межличностных отношений включает в себя:

 

динамику;

механизм регулирования межперсональных отношений;

условия их развития. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов:

 

знакомство;

приятельские;

товарищеские;

дружеские отношения.

Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества.

Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений.

На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят "поступить по-товарищески", "товарищ по оружию").

Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Одним из механизмов развития межличностных отношений, как мы уже говорили ранее, является эмпатия - отклик одной личности на переживания другой.

Эмпатия имеет несколько уровней:

 

первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния);

второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию;

третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично.

 

Психология межличностного воздействия

Психологическое воздействие сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Субъект психологического воздействия может выступать в роли:

 

организатора;

исполнителя (коммуникатора);

исследователя своего процесса воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Субъект межличностного воздействия:

 

изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;

организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипуля-тивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи, в свою очередь, многомерной системой, включает:

 

стратегию;

тактику;

средства;

методы;

формы;

аргументацию и критерии эффективности воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.

Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

К методам воздействия относятся:

 

убеждение;

принуждение (на уровне сознания);

внушение;

заражение;

подражание (на неосознаваемом уровне психики). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.