Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы совместной работы семьи и школы по вос­питанию учащихся




Объединяя свои педагогические усилия, учите­ля и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг этих проблем до­вольно широкий и с некоторой долей условности их можно разде­лить на три основных группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, которые свя­заны с целями и содержанием образовательно-воспитательной ра­боты школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики стимулирова­ния учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

Наконец, к третьей группе относятся проблемы учета возрас­тных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семей­ного воспитания.

В чем же заключается сущность этих проблем и какой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?

Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной дея­тельности семьи и школы является единый подход к реализации целе­вых установок и повышению содержательности образовательно-воспита­тельной работы с учащимися. Семья должна помогать школе готовить образованных и инициативных граждан нашей страны, формиро­вать у них принципиальность и прогрессивные убеждения. Контак­ты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать следующие вопросы.

Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые уста­новки воспитания, в основе которого лежит необходимость граж­данского формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их разви­тия.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с се­мьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Особенно большую роль в решении этой проблемы играет влия­ние матерей, и их усилия в данном направлении необходимо всячес­ки поддерживать. Английский историк-социолог XIX в. Томас Бокль писал: «Поразительный факт, что у большинства замечатель­ных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от матерей, чем от отцов».

Большой круг сложных вопросов охватывают проблемы побуждения ак­тивности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практи­ка показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддерживать в семье благоприятный психологический микроклимат и служат для них примером трудо­любия, доброжелательности и высокой общественной активности.

Л.Н. Толстой в своих дневниковых записях отмечал, что воспитание вставляется сложным- и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю пи одного дейст­вия воспитания детей, говорил писатель, которое не включало бы воспита­ния себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей.

Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес и побуждают уча­щихся к добросовестному выполнению школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто при­ходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучаемого материала, не имеют нормальных усло­вий для домашнего учения.

Задача родителей – развивать у учащихся здоровые духовные потребно­сти и интересы. В этом смысле большое значение имеет та нравст­венная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют «вещные интересы» и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Вот по­чему школе следует проводить работу по обогащению духовных по­требностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусст­ва и литературы, науки и техники и направлять их внимание на все­мерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать их к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искус­ству и художественному творчеству.

Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отно­шением к детям. Как уже отмечалось в главах о детском коллективе и методах воспитания, требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуканием детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней состоит в том, чтобы устано­вить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, на­пример, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, каким Должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке они долж­ны содержать свои вещи и рабочее место, как относиться к родите­лям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напомина­ний, указаний на допускаемые недостатки, одобрения хороших по­купкой и т.д.) к соблюдению этих требований формировать соответствующие привычки поведения. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и сызмала не приучены к их выполнению родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной рабо­те, что нередко порождает сопротивление и конфликты.

Требования должны сочетаться с проявлением уважительного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо дейст­вуют на детей, травмируют их психику и нередко приводят к невро­зам. Задача школы – ориентировать родителей на ласковое и внима­тельное отношение к детям, учитывать их запросы и интересы, свя­занные с чтением книг, просмотром телепередач, а также с их учас­тием в художественно-эстетических и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Действенным стимулирующим, фактором личностного развития уча­щихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополу­чия и умеют соизмерять свои потребности с материальным достат­ком. А.С. Макаренко насчитывал, как уже отмечалось, более 20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухаживать за цветами, складывать в определенное место получае­мые газеты и журналы, ухаживать за младшими братьями и сестра­ми, помогать родителям в уборке квартиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством стимулирования детей к труду в семье он считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать трудовые поручения, а также совместно выполнять намеченную работу. Вмес­те с тем родителям необходимо помнить, что в народе всегда стре­мились приохотить, а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи. Неумение некоторых родителей расширять сферу применения сил детей в практических делах, осо­бенно это относится к подросткам и старшим школьникам, приво­дит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя иждивенческие настроения.

Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенство­ванию своих личностных качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно отно­ситься к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние от­рицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свои досуг, побуждать к аккуратному выполнению школьных заданий.

Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета возрас­тных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе совместной работы семьи и школы. К сожалению, далеко не все родители с понима­нием относятся к тем изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей и их работу. Так, иногда в семье не учитывают того, что подростки уже тяготят­ся излишней родительской опекой и стремятся к проявлению само­стоятельности, что происходящие в их организме физиологические процессы периодически сопровождаются повышением нервознос­ти и раздражительности. Бывает и так, что в отдельных семьях не в меру удовлетворяют все запросы учащихся в отношении к сверхмод­ной одежде, ограждают их от участия в труде, что формирует у них потребительское отношение к жизни.

Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуаль­ных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно отно­сятся к склонностям учащихся, когда речь идет о кружковых заняти­ях, литературных увлечениях и участии в спортивно-массовой рабо­те, проводимой в школе. В отдельных семьях не создают условий для трудовых занятий детей, не поощряют их стремления к практи­ческой деятельности в сфере материального производства. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает хоро­шую основу для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе.

Какой же должна быть помощь школы семье в решении этих проблем?

Основными формами этой помощи являются: организационно-пе­дагогическая работа с родителями, осуществление их педагогического про­свещения и проведение систематической индивидуальной работы по улуч­шению обучения и воспитания учащихся. Рассмотрим содержание и формы этой работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.