Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологическая карта воспитания




Педагогическая технология1 — совокупность профессиональных умений, обеспечивающих благотворное воспитательное воздействие педагога на ребенка в контексте взаимодействия с ним и позволяющих ребенку вступать во взаимодействие с миром на уровне культуры, а педагогу быть профессионально свободным в достижении воспитательной цели.

Появление педагогической технологии как некоего профессионального феномена обусловлено тем, что ребенок как личность и индивидуальность является субъектом и требует особого осторожного прикосновения щадящего и гуманного, но содействующего восхождению ребенка к достижениям культуры путем непрерывного физического и духовного усилия как единственного способа стать рядом с человечеством на уровень современной культуры. И педагогу приходится разрешать противоречие, чтобы, с одной стороны, не подавить личность, закрывая ей путь к проявлению своего Я, а с другой стороны, чтобы не допустить превращения ее в дикаря.

Педагогическая технология - это профессиональное искусство прикосновения к личности в момент взаимодействия с нею. Впервые понятие «прикосновение к личности» ввел в педагогический лексикон А.С. Макаренко, педагог поразительного таланта и удивительной способности индивидуализировать педагогические взаимодействия с детьми на фоне общеустановленных и принятых социально ценностных традиций коллективной жизни.

Слагаемые педагогической технологии определяются функциями педагога во время взаимодействия с детьми. Педагог передает информацию, вступает в общение, дифференцирует при учете поло-ролевых особенностей детей воздействие на мальчиков и девочек, организует групповую работу, создает соответствующий психологический климат в группе, предъявляет вполне определенные требования в момент совместной работы в согласии с нормами культурной жизни, разрешает конфликты, ему приходится производить этическую защиту, он подбирает воспитательные средства, он вынужден прослеживать и выстраивать педагогическую позицию по отношению к детям в разные моменты взаимодействия с ними... И все это производится с использованием ресурсов психофизического аппарата педагога: голоса, мимики, пластики, темпоритма движений, а также платья, завершающего внешний облик.

Каждый отдельный названный функциональный элемент педагогической технологии составляет отдельное слагаемое, обеспеченное системой профессиональных умений.

Но кто задает систему умений? Представляют ли профессиональные умения педагога некую беспредельную совокупность или существует четкое системное описание этих умений?

Общие руководящие положения, предписывающие постоянство и последовательность действий, называемые принципами, определяют характер и систему профессиональных умений. Обратясь к принципам воспитания, педагог обретает систему необходимых профессиональных умений.

Принцип субъектности, обеспечивающий развитие способности ребенка становиться субъектом деятельности, поведения и собственной жизни, диктует особенность профессионального воздействия в любых ситуациях, заключающуюся в том, чтобы постоянно и неуклонно апеллировать к сознанию ребенка, предоставляя ему возможность воспринимать суть происходящего явления и здесь и сейчас выстраивать свое отношение к течению события.

Система профессиональных операций включает в себя те, и только те операции, которые могут инициировать субъектность ребенка и совершенствовать его способность осознавать себя в связях с окружающим миром.

Приведем пример. Операция «Ты-сообщение» предполагает, что педагог, прежде чем выразить свое отношение к содеянному, воспроизведет версии психологического состояния ребенка, его мотива действия и его цели. Он говорит примерно такое: Ты хотел... потому что ты рассердился... и думал, что я... поэтому тебе сейчас хочется, чтобы я... Для сознания ребенка выставляется своеобразное психологической зеркало, в которое он смотрится. Сознанию ребенка помогает педагог осмыслить сущность коллизии и сделать свой выбор по осмыслении, то есть, выразить субъектную волю и субъектное отношение.

Может ли педагог, не зная о существовании такой операции, как «Ты-сообщение» произвести нечто подобное в своей практической работе? Разумеется. Однако овладение педагогическим принципом и оснащение его умениями гарантирует воспитательный успех и облегчает труд педагога, избавляя его от самостоятельных длительных поисков и множества профессиональных ошибок.

Принцип ценностной ориентации в практическом технологическом воплощении обеспечивает ценностное содержание совместной деятельности педагога и детей, сохраняет в ходе воспитывающей деятельности практическую направленность на ценности жизни.

Проиллюстрируем такое обеспечение на операции «просьба о помощи». Педагогическая технология предписывает использовать такие парадигмы просьбы о помощи, как «Не мог бы ты...», «не хотел бы ты, чтобы...») или же («Я был бы счастлив» (я хотел бы...). Благодаря такому использованию педагог сохраняет ориентацию на ценность Другого, приучает детей к уважению индивидуальности другого человека и той персональной ситуации, в которой этот Другой находится.

Если мы ознакомимся с разделом «Технология предъявления педагогического требований», то найдем там рекомендуемую операцию «доводить требование до логического конца». Реализация данной операции тоже служит выразительным примером воплощенного принципа ценностной ориентации в одном кратком моментном акте воздействия. Педагог, предъявив требование, ждет его неукоснительного исполнения именно потому и в силу того, что в этом требовании содержится уважение ценности, а игнорирование требования является пренебрежением данной ценностью.

Принцип целостности, чтобы быть реализованным практически, нуждается в технологической обеспеченности рядом профессиональных операций. Все они направлены на возбуждение всех форм существования и проявления единого отношения: рациональной, эмоциональной и практически-действенной. Воздействие педагога направляется в одном акте разом по трем каналам, что и порождает реальное отношение «здесь и сейчас».

Идея реального воплощения декларируемого отношения издавна занимала человечество. Древнегреческий баснописец Эзоп выразил ее в своей басне про хвастуна, заявляющего, что совершал высокий прыжок на острове Родос. На что ему сказали: Hic Rhodus, hic saita! (Здесь Родос, здесь прыгай!) Это изречение общеизвестно и употребляется в западной культуре так же часто, как выражение «здесь и сейчас».

Отношение проживается, а значит выявляет себя в комплексе всех субстанциональных форм. Но, чтобы сказанное реализовалось, необходимо особое прикосновение к личности, которое бы возбуждало отношение и одновременно реализовало бы его тут же.

Профессиональные операции педагога должны обеспечить такое послевоздействие. Извлечем одно из профессиональных умений. Скажем, создание ситуации успеха. Педагогический алгоритм такой операции одновременно обеспечивает раскрытие смысла необходимого действия. («Это нам надо... тебе надо, потому что...»), возбуждение положительных эмоций к моменту действия («У тебя получится, при твоих качествах... именно тебя прошу... верим в тебя...»), а также скрытая инструкция реального предметного действия («Лучше, наверное, начинать... вспомни, как выглядит... здесь главное, чтобы...»)

Профессиональные умения технологического плана выявляются на протяжении не одного года, они имеют тенденцию расширяться и модифицироваться, угасать либо увеличивать силу своего эффекта. Одно остается неизменным — это, их непременное присутствие в системе воспитательного процесса в качестве средства и инструмента воздействия. По своему содержанию профессиональные умения нейтральны (как нейтрален процесс расщепления атомного ядра), но в контексте взаимодействия, организуемого по определенной методике и на основании определенной теории, операционные умения педагога приобретают качественную профессиональную оценку.

21.2. Профессиональные педагогические умения «прикосновения к личности»

Выявленные принципы воспитания строго предписывают характер воздействия на ребенка в ходе совместной деятельности педагога и детей. Способы прикосновения к личности во имя активного взаимодействия личности с окружающим миром тоже выявляются и конструируются под диктатом выявленных принципов. Профессиональные операции, которыми овладевает педагог, обеспечивают реализацию принципов воспитания в момент «прикосновения к личности».

Каждый отдельный содержательный раздел педагогической технологии имеет свою систему профессиональных умений. Ознакомление с этой системой умении, практическое овладение всей системной совокупностью и достаточно длительный опыт использования данных операций в повседневной и профессиональной жизни образуют высокий профессионализм педагога, а взаимодействию педагога с детьми придают характер естественной непосредственности, содействуя так называемому «скрытому воспитанию», когда дети воспринимают работу педагога с ними как логический ход жизни, но не специально организованное их воспитание.

Выделим из множественною разнообразия некоторые профессиональные умения для Иллюстрации содержательной стороны данного вопроса педагогической технологии. И поясним их для студента, который пока не работает с детьми, но может овладевать некоторыми умениями в житейской практике, взаимодействуя со взрослыми людьми, родными и близкими. Отбор производится с учетом ключевой роли некоторых операционных умений.

Из раздела «Педагогическое общение» укажем на такие профессиональные умения, как «положительное подкрепление» и «Я-сообщение».

Положительное подкрепление - это публичное провозглашение достоинств ребенка, внешних и внутренних, признание его особенности как личности от имени всех присутствующих. Парадигма такой методы - «Ты такой...» или «Он (имя) такой». Данная метода возвышает ребенка, ставит его на духовный пьедестал, укрепляет уверенность в своих силах, повышает авторитет в группе. Возрастных границ данная операция, не имеет. Например, педагог в адрес ребенка: «Ты добрый» или «Ты такой веселый, с тобою всем приятно находится».

«Я-сообщение» - оглашение вслух своего состояния, самочувствия или мыслей в связи со свершившимся событием или произведенными действиями в качестве их как явления жизни. Парадигма здесь такая: «Я всегда... Мне всегда... У меня всегда...» факт как бы игнорируется - речь ведется о некоем явлении, существующем в обществе. Например: «Я всегда нервничаю, когда люди друг друга не слушают» или «Мне всегда так плохо, когда обижают кого-то».

Из системы технологических умений по предъявлению педагогического (читай: культурологического!) требования укажем на «позитивное требование» и «акцент на детали».

Позитивность предъявляемого педагогом требования означает раскрытие положительной программы действий, которые необходимо здесь и сейчас выполнять в силу аргументированного целесообразного предложения - как правило, это предложение звучит в универсальной форме просьбы. Бессмысленным становится негативное требование (требование чего-либо не делать), ибо оно пусто по содержанию (а что же, собственно, делать?). Педагог просит «Пожалуйста, приступим к работе!», или «Послушаем Другого - это интересно!»

«Акцент на деталь» - операция, помогающая ребенку почувствовать личностную свободу при выполнении общепринятых норм поведения. Педагог, организуя работу на уровне культуры и вводя достойные нормы взаимоотношений, акцентирует внимание детей или одного ребенка на какой-то незначительной стороне исполнения требования. Тем самым - инструментуя естественное принятие детьми данной культурной нормы. Он говорит, например: «Когда будешь решать эти задачи, обрати внимание...», «Будьте осторожны, когда станете переставлять мебель, не поцарапайте рук...»

Среди профессиональных умений по этической защите выделим тоже два: «окультуренное воспроизведение» и «великодушное прощение».

«Окультуренное воспроизведение» используют, когда ребенок нарушил культуру общения по причине этического неумения или незнания. Педагог говорит: «Если я тебя правильно понял...» - и воспроизводит сказанное ребенком, но уже в культурном варианте. Таким образом, корректируется грубая форма поведения и предлагается инструкция кипой форме.

«Великодушное прощение», как правило, используется в работе со старшеклассниками, которые способны осознать нарушение культурной нормы. В этой операции важен подтекст. Педагог говорит «нарушителю»: «Если ты хочешь, чтобы было так... пусть будет».

Поло-ролевая дифференциация детей требует тоже своего операционного оснащения, выделим и поясним тоже лишь два умения: «номинация» и «инициирование».

Номинация производится через дифференцированное обращение («Дамы и господа!», «Девушки и юноши!»), через обозначение присутствия в группе представителей двух полов («У нас есть сильные мужчины в группе... Здесь присутствуют нежные дамы...»).

Инициирование активного поло-ролевого поведения легко произвести путем собственного примера («У меня нет стула, кто-нибудь из юношей заметил, что дама стоит?»), путем намека («У нас ведь есть мужчины...»).

Из множества операций ораторского искусства (информативная речевая технология) поясним «логическое основание» и «инструментовка совместной мыслительной работы».

Логическим основанием любого выступления является формула «тезис - аргумент- иллюстрация». Выстраивая таким образом свою речь, педагог достигает два результата: обеспечивает понятность сказанного и оснащает логическими умениями своих учеников. Пример: «Дисциплина необходима человеку - только при таком условии каждый в группе обретает свободу - вспомним, как себя чувствуем, когда нас слушают и не перебивают...»

Инструментовка совместной мыслительной работы производится постановкой вопросов, апелляцией к воспоминаниям, сохранением позиции «мы». Педагог начинает занятия: «Мы с вами сегодня...», или при завершении встречи: «Нам удалось хорошо поработать...»

Из раздела «Педагогический конфликт» выделим для примера такие операции, как «компромисс» и «третейский суд».

Компромисс - обоюдная уступка двух субъектов, решение вопроса в пользу обоих субъектов при некотором усечении желаний обоих субъектов. Выглядит это так:

«Я согласен... но при условии, что ты...» Педагог говорит детям: «Да, я не возражаю, чтобы вечер танцев продолжался дальше, но при условии, что каждую девушку юноши проводят до дома...»

К третейскому суду обращаются, если есть какое-то третье лицо, одинаково авторитетное для детей и для педагога. Тогда: «Давайте спросим Ивана Ивановича, которому мы все доверяем...» - предлагает один субъект конфликта.

Обозревая краткий перечень технологических умений педагога, можно легко заметить, что все они направлены на пробуждение у субъекта осмысления происходящего и пробуждение его воли, на обнаружение за предметами их ценностной сущности, а также на актуализацию всех сторон отношения целостной личности — то есть операции обслуживают функции, заданные принципами.

Практическое воплощение найденных и описанных педагогической технологией профессиональных умений — это гармоничное единство нескольких операций в одном педагогическом акте. Приведем пример самого обыденного школьного эпизода.

Педагог экспонирует диапозитив картины художника, предлагает детям высказать свои суждения «Что я вижу» Дети робеют, и тогда педагог говорит: «Мне нравится, когда человек не торопится высказать мнение, думает основательно... Вы всегда отличались умением думать... Любое высказывание будет интересным - здесь нет неверных суждений... Поделимся, дамы и господа, своим духовным богатством!..

Поверхностное непрофессиональное восприятие эпизода не отыщет профессиональных операций, но оценит культуру воздействия и заметит эффективность такого обращения к детям, отнеся плодотворность ситуации к личным достоинствам педагога. На самом деле в этом кратком эпизоде несколько операционных воздействий — именно они сыграли свою роль в дальнейшей активной работе детей и их общении.

Подчеркнем еще раз: никто не придумывал систему умений, их порождала практика воспитания по мере осознания гуманистического воспитания. Более того, в истории педагогической практики выдающиеся педагоги последовательно расширяли веер профессиональных умений прикосновения к личности. Первым «технологом» можно назвать Сократа, древнегреческого философа, методика работы с учениками которого полна поразительных находок2. Но теперь, когда они достаточно осознаны, овладеть новыми технологиями можно разом в процессе профессионального обучения.

Чтобы овладеть операциями педагогической технологии, следует их использовать сознательно и целенаправленно много раз выстраивая аутотренинг либо групповой профессиональный тренинг.

Почти все профессиональные операции обладают столь же сильнейшим благодатным влиянием на взрослых, как и на детей. Поэтому оснащенный педагогической технологией педагог, как правило, становится способным улучшить личные взаимоотношения в собственной семье, со своими родными, близкими, друзьями, коллегами и администрацией. Репутация педагога повышается, самочувствие растет, педагог начинает ощущать профессиональное удовольствие.

И профессиональную гордость.

В практической повседневной работе с детьми педагогу не приходится постоянно вспоминать о названных профессиональных операциях и производить сложный выбор одного воздействия из огромного множества суммированных воздействий. Если данные операции отработаны на профессиональных тренингах, то такой выбор производится почти автоматически. Однако рассчитывать на быстроту решения (ситуации часто требуют почти мгновенной реакции) не приходится, потому что быстрый перебор множества операций и подбор соответствующих совершает мозг человека, нуждающийся во времени для анализа.

Поэтому появляется надобность в создании некоторой опоры для технологического решения, некоторого алгоритма, который бы определял качественность операционного выбора.

Представим, что путешествуем в неизведанных краях. В этом случае нам необходима карта. По прошествии некоторого времени мы ознакомились с местностью, теперь карту воспроизводим, не заглядывая в нее, но вспоминая основные направления и блоки данной карты.

Что-то подобное представляет собою и мысленная технологическая карта воспитания: она воссоздается перед мысленным взором при затруднениях, при проверке своих действий, но она помнится всегда, находясь на периферии нашего сознания, и может быть востребована в любой момент профессиональной работы педагога с детьми.

Предложим такую опору в виде «Технологической карты воспитательного воздействия». Заметим, что она могла бы быть создана любым, кто владеет педагогической технологией, если произвести обобщение и анализ пестрого разнообразия рассмотренных выше профессиональных умений. Тут важно осознавать педагогический вектор воспитательного воздействия, как важно при создании или прочтении географической карты предварительное определение направления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.