КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический вектор, направленный на три объекта профессионального внимания, гарантирует позитивные социально психологические образования в личностной структуре воспитанника
Педагогический вектор это избранное педагогом направление профессионального постоянного и неизменного внимания на объект, который, по мнению педагога, является существенным в становлении и развитии личности. Если объектом избирается поведение, то педагог невольно станет скатываться на позицию дрессировки. Если педагог избрал таким объектом нормативные знания, то он преобразуется в проповедника и нравоучителя. Если педагога волнует объект образовательный (система научных знаний), то он играет роль преподавателя — не более того. Объектами педагогического внимания во время взаимодействия с детьми и работы с ними всегда являются знания, умения, отношения ребенка как содержательное наполнение организуемого взаимодействия с ним. Но такое содержание, чтобы быть реализованным, должно постоянно быть на «экране внимания» педагога. Назовем экраном внимания то поле актуального сознания, в центре которого располагаются мысленные объекты, представляющие значимость для профессионала. Профессиональный экран внимания располагает те объекты, внимание к которым обусловлено планируемым результатом. Педагогический вектор внимания направлен на объекты, обеспечивающие содержательность взаимодействия педагога с детьми. Содержательный блок знаний предписывает разместить на «экране постоянного педагогического внимания такой объект, как «истина» - сформулированная человеком объективная закономерность устройства мира, всего того, что не зависит от воли субъекта. Если такой объект находится постоянно в поле внимания педагога, то взаимодействие его с детьми становится информационно насыщенным, а производимые действия и поступки обретают аргументированность, основательность и мотивированность. Содержательный блок отношений направляет педагогическое внимание на такой объект, как «идея» — ценностное отношение, оформленное в виде суждения или понятия, отражающее основания жизни человека на земле. Присутствие идеи в момент взаимодействия педагога с детьми обеспечивает личностный смысл производимого и проживание детьми удовлетворения происходящим, придает эмоциональную окрашенность происходящему. Содержательный блок умений диктует педагогу держать на «экране профессионального внимания» такой объект, как опыт ребенка — реальные практические действия, обеспечивающие отсутствие страха перед взаимодействием с миром и обществом, свободу взаимодействия, а также успешность производимых практических действий по взаимодействию с миром. Направленность профессионального внимания педагога на опыт содействует накоплению практического жизненного опыта, повышает подготовленность к самостоятельной жизни. А теперь представим, как выглядит в нашем сознании «экран профессионального внимания», начертим схематическую картинку:
Стрелки, обозначающие взаимную связь выдвинутых профессиональным сознанием объектов, указывают на прямые и обратные влияния:
Как видим, три объекта на экране профессионального внимания. Объекты составляют единство: они необходимы и достаточны, чтобы активизировать воспитанника на свободное взаимодействие с миром и обеспечить культурный уровень такого взаимодействия. Мастерства достигает педагог, умеющий данное единство учитывать постоянно, привыкший такое совершать, а главное — умеющий производить такое соединение как в процессе группового дела (мероприятия), так и в процессе мгновенного лаконичного обращения к детям. Канатоходец во время преодоления длинного и опасного пути строго ограничивает экран своего внимания - иначе произойдет падение вниз. Хирург во время операции не выходит за пределы экрана внимания - даже если вокруг рвутся бомбы. Юному педагогу рекомендуется во имя избавления от чрезмерного волнения и страха поместить экран профессионального внимания в сознании и направлять педагогический вектор на объекты истины, идеи и опыта детей. Восхождение к истине совершается поступенчато:
Последний шаг - от закономерности к норме жизни - совершает сам школьник как субъект, производящий выбор. В этом сила предложенного пошагового предъявления истины: она не декларируется и не навязывается, она принимается как основа для конструирования собственной жизни. Восхождение к идее производится аналогично:
И в этом случае пошаговое движение обеспечивает самостоятельность воспитанника на последнем этапе. Принцип жизни формулирует он самостоятельно как выбор, произведенный его сознанием, теперь он станет (попробует) руководствоваться понятым и принятым принципом. Это будет его решение, и он станет ответственным за свой выбор и исход данного выбора. Опыт тоже имеет свои ступени; восхождение по этим ступеням может проследить каждый человек, если захочет анализировать свой жизненный опыт: сначала человек видит действия других людей, потом он пробует воспроизводить то, что видел, а затем, осмысливая совершенное и последствия совершенного, он корректирует свои будущие действия в своем сознании. Так выстраивается трехступенчатая лестница опыта:
Оснастив воспитанника «картинкой» действия, оказав инструктивную помощь в первом исполнении действия и содействуя осмыслению обретенного опыта, педагог завершает свои функции. Финал создает психика школьника, закономерно наделив его соответствующей опыту привычкой. От такого ценностного образования он не сможет и не захочет избавляться. Развернем технологическую карту воспитания, чтобы оценить перспективы профессиональной подготовки человека к воспитательному процессу. Мы вновь обнаружим теснейшие связи между предложенными алгоритмическими элементами, их взаимозависимость и взаимообусловленность ставят педагога перед необходимостью овладения всей системой профессиональных умений, ибо выпадение одного звена из этой общей цепи чревато неудачами и профессиональными провалами. В момент любого рода и вида внимания воспроизведение технологической карты может оказать большую услугу педагогу, открыв педагогическую ошибку либо предложив технологический новый шаг в дальнейшей работе с детьми. Вот как теперь выглядит в полном содержании технологическая карта воспитания (см. схему 7):
Данная технологическая карта возникает всегда на «экране профессионального внимания», как только педагог решает воспитательную проблему. Со временем вырабатывается профессиональный алгоритм, открывающий свободу творчества в его широких границах. Вопросы и задания для самоконтроля
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |