Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система планирования работы школы 1 страница




План

Темы рефератов

1. Содержание и организация руководства учебно-воспитательным процессом школы.

2. Проблемы руководства современной школой.

3. Роль личности руководителя школы.

4. Характеристика важнейших качеств, необходимых директору современной школы.

5. Совершенствование управления школой и руководства учебно-воспитательной работой школы как важнейшей предпосылки повышения качества обучения и воспитания учащихся.

3.3 Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса школы (класса) как основа управления

Цель: формирование знаний о диагностике педагогического процесса как основа повышения качества управления. Задачи:

а) Дать определение основных понятий «диагностика педагогического
процесса», «педагогическая информация», «характеристика (переменная)
педагогического процесса», «показатель педагогического процесса».

б) Раскрыть сущность педагогического процесса как основы
управления.

в) Рассмотреть виды педагогической информации и условия ее отбора.

г) Определить основные характеристики педагогического процесса и
их показатели.

д) Показать нозможности применения комплекса методов
педагогического исследования для изучения характеристик педагогического
процесса.

1. Сущность диагностики педагогического процесса как основы управления.


2. Педагогическая информация.

3. Основные характеристики (переменные) и показатели
педагогического процесса.

Основные понятия: педагогический процесс, управление педагогическим процессом, педагогическая информация, диагностика педагогического процесса, характеристика (переменная) педагогического процесса, показатели педагогического процесса.

Межпредметные связи: философия, психология, социология, методики преподавания.

Сущность диагностики педагогического процесса как основы управления. Труд педагога требует постоянного совершенствования как психолого-педагогической, так и методической подготовки учителя. Соответствие результата деятельности поставленной цели находится в прямой зависимости от степени владения учителем информацией о состоянии педагогического процесса. Отсюда с необходимостью вытекает требование наличия у учителя знаний и умений диагностировать педагогический процесс школы (класса) в целях получения информации о ходе, поэтапных результатах протекания педагогического процесса и итоговых результатах.

Диагностика состояния и качества протекания трудового процесса играет ведущую роль в любой отрасли знаний. В современной научной литературе существует несколько определений термина «педагогическая диагностика». В большинстве случаев эти определения даются с точки зрения психологии, и поэтому в них особое внимание уделяется содержанию педагогической диагностики как изучению психологических процессов и сформированное™ личных качеств педагогов и учащихся.

«Диагноз» в переводе с греческого означает распознание (это общенауч­ный термин). В психолого-педагогических исследованиях определяются структура, функции, задачи и направления педагогической диагностики (Б.С. Кобзарь, Л.И. Катаева, Е.А. Берулава, Б.П. Макарова, Б.П. Битинас, В.П. Симонов и др.). В частности, Б.П. Битинас определяет основную задачу педагогической диагностики как научного направления, которое выявляет оптимальную совокупность показателей состояния педагогического процесса.

В последние десятилетия педагогическая диагностика рассматривается с позиции учета объекта деятельности и управления учителя. В современной педагогической науке объектом деятельности учителя признан педагогический (учебно-воспитательный) процесс. Следовательно, эффективность работы учителя будет зависеть от того, насколько он знает теорию целостного педагогического процесса как объекта деятельности учителя и владеет умениями диагностировать его состояние. Педагогическую диагностику можно определить как «совокупность знаний и действий, необходимых для характеристики и определения причин состояния педагогического процесса, выявления противоречий между целью и возможностями системы «педагоги - учащиеся» (В.К. Омарова).


Педагогическая информация. Сведения об объекте управления -педагогическом процессе школы (класса), семьи всегда очень разнообразны. Следовательно, необходимо отделить педагогически значимую информацию от второстепенной, несущественной. Педагогическая информация - это ограничение разнообразия сведений об объекте управления. Данное ограничение имеет свои границы, которые определяются следующими условиями:

- информация должна составить основу перспективного планирования на длительный срок (год, полугодие, четверть);

- информация должна дать возможность учителю сформулировать задачи работы с отдельными учащимися, коллективом класса;

- информация должна быть положена в основу отбора содержания работы с учащимися;

- информация должна привести учителя к пониманию того, какие виды деятельности ему следует организовать с учащимися, пониманию, чему эта деятельность должна научить учащихся;

- информация должна служить основой для уточнения того, чему должна научить конкретная деятельность каждого школьника.

При соблюдении этих условий информация дает сведения о состоянии объекта управления и окружающем мире, на основе которых можно разработать оптимальные управленческие решения. Учителю необходимы три вида информации:

1. Исходная информация, которая поможет получить первичные знания об учащихся. Исходная информация формируется за достаточно длительный отрезок времени (1-3 года и более) и отражает те тенденции педагогического процесса, которые действуют достаточно длительное время (статусное положение ученика в классе, качество знаний, умений, навыков учащихся).

2. Тактическая информация, которая позволяет правильно построить те или иные формы работы с учащимися (проведение отдельного мероприятия). Тактическая информация отражает возможности учителя в оптимальном решении отдельных вопросов педагогического процесса на конкретном этапе его протекания (состав пары и группы на уроке, распределение ролей в подготовке школьного спектакля и т.п.).

3. Оперативная (текущая) информация, которая позволяет дополнить первые два вида, не упустить существенного, получить конкретные сведения о состоянии педагогического процесса. Эта информация накапливается за короткий отрезок времени (день, неделя). Зачастую она очень быстро исчерпывается (устранение причин пропуска учеником уроков или полного учебного дня, оказание помощи в случае непонимания материала и т.п.).

Важно понимать: чем более обобщенный характер имеет информация, тем точнее она отражает реальное состояние педагогического процесса. Поэтому основаниями для отбора информации должны быть деятельность во


всех ее видах и анализ ее результатов. Таким образом, педагогическая информация - это не любые сведения об изучаемом объекте, а наиболее значимые, существенные, отражающие состояние основных характеристик педагогического процесса.

Основные характеристики (переменные^ в показатели педагогического процесса. Источником информации являются материалы анализа основных характеристик (переменных) педагогического процесса и их показателей: успеваемость учащихся, сформированность ученического коллектива, общественная (социальная) активность учащихся, социально-психологический портрет семьи школьников, состояние педагогического коллектива (Н.Д. Хмель),

Каждая из указанных пяти характеристик (переменных) педагогического процесса имеет ряд показателей, основными из которых являются нижеследующие:

1. Показателями характеристики «успеваемость учащихся» служат:
общий процент успеваемости учащихся; процент качества успеваемости;
среднечетвертной балл; процент качества овладевания школьниками учебно-
познавательными умениями (по теме, разделу учебной программы); статусное
положение ученика в коллективе класса.

Полученная информация по характеристике «успеваемость учащихся» позволит определить уровень овладения ими основами наук.

2. Показателями характеристики «с форм ир о ванн ости ученического
коллектива» являются: процент совпадения выбранного и фактического актива
в классе; процент «изолированных» детей; процент школьников без круга
общения; процент педагогически запущенных детей; процент учащихся,
имеющих общественные поручения; процент учащихся, выполняющих
общественные поручения.

Анализ материалов по данной характеристике позволит получить сведения о межличностных отношениях внутри коллектива класса, статусном положении актива. Практика показывает, что чем сплоченнее коллектив, тем выше в нем процент совпадения формальных и неформальных лидеров, меньше детей «без круга общения», а значит, и «трудных детей».

3. Показателями характеристики «общественная (социальная) активность
учащихся» являются: процент учащихся класса, имеющих общественное
поручение по собственной инициативе; процент учащихся, отчитывающихся
за выполнение поручений; характер поручений (учебные, внеучебные,
классные, школьные, другие); форма отчетности и кто принимает отчет о
выполнении общественного поручения (учитель, классный руководитель,
класс, актив класса).

При изучении во взаимосвязи показателей данной характеристики и характеристик «успеваемость учащихся» и «сформированность ученического коллектива» выясняется: чем выше общественная активность, тем выше


уровень сформированное™ ученического коллектива и все показатели по характеристике «успеваемость».

4. Показатели характеристики «социально-психологический портрет
семьи школьников»: состав семьи (полный, неполный); профессия родителей,
их общественное положение, интересы (круг чтения, увлечения, форма
проведения досуга и досуга вместе с детьми); процент учащихся и неполных
семей; процент родителей, участвующих в общественной жизни класса,
школы; процент «трудных» семей; процент родителей, посещающих школу
по собственной инициативе.

Всеми этими данными необходимо располагать учителю, так как педагогический процесс школы находится в тесном взаимодействии с педагогическим процессом семьи. Воспитательные цели школы и семьи совпадают, так как семья - элементарная «ячейка» общества, но функции семьи и школы совпадают не всегда, да и не все родители по профессии -педагоги. Поэтому педагогический процесс школы должен оказывать положительное влияние на педагогический процесс семьи. Если по всем названным выше показателям данной характеристики получены положительные результаты, то климат данной семьи следует считать также положительным.

5. Показатели характеристики «состояние педагогического коллектива»:
современное понимание учителем объекта своей деятельности и управления;
уровень теоретической и методической подготовки учителя к управлению
педагогическим процессом; владение методикой формирования ученического
коллектива; готовность к диагностике педагогического процесса; готовность
к работе с семьей учащихся; готовность к работе с одаренными и
педагогически запущенными детьми; самообразовательная работа учителя.

Для получения достоверных диагностических данных по всем характеристикам (переменным) педагогического процесса необходимо использовать в комплексе методы научно-педагогического исследования, изучение продуктов деятельности учащихся, анкетирование, анализ и самоанализ уроков и других форм учебной и внеучебной деятельности, наблюдение, беседы, социометрический анализ, заполнение различных диагностических карт, тестов и т.п. Важно, чтобы данные, полученные с помощью методов педагогического исследования, анализировались в сравнительном плане, то есть нужно сопоставлять отдаленные по времени результаты (диагностические «срезы» успеваемости, социометрические исследования в классе дважды в году и т.д.). При выполнении этого условия диагностические данные являются основой для коррекции педагогического процесса на различных этапах его протекания, а также всех видов планирования работы учителя, классного руководителя, администрации школы. Изучив характеристики педагогического процесса, педагогический коллектив, администрация школы отбирает информацию для подготовки необходимых управленческих решений по целенаправленному изменению состояния и функционирования учебно-воспитательного процесса (рис. 1).


Повседневная ситуация


Школьник


Коллектив класса


Коллективы параллельных


Общешколь­ный коллектив


 


Формирование противоречия,

постановка

педагогических

задач


Средний балл, овладение учебно-познавательными умениями, общественная активность, статусное положение в коллективе


Средний балл,

совпадение

формальных и

неформальных

лидеров, общественная

активность, трудные

учащиеся,

" изолированные"


Средний балл,

совпадение формальных н неформальных

лидеров,

общественная

активность, трудные

учащиеся,

"изолированные"


Средний балл,

совпадение формальных и неформальных

лидеров,

общественная

активность,

трудные учащиеся,

"изолированные"


 


Моделированная ситуация


Планы учителя-предметника


План работы

классного руководителя


План внеучебной работы на

полугодие


У чебно-воспитательн ый

план школы.

Долговременное

планирование


Рис. 1. Последовательность анализа состояния педагогического процесса для разработки управляющего воздействия


В результате анализа полученных данных можно давать конкретные рекомендации методическим объединениям, отдельным учителям (по реализации во взаимодействии традиционных и современных способов обучения; особенностям алгоритма внедрения парной, групповой работы на уроке; выявлению уровня памяти, внимания, мышления учащихся; повышению уровня сформирование сти ученического коллектива и группы).

Таблицы и графики для сбора и анализа каждой переменной педагоги­ческого процесса предлагаются в работе Н.Д.Хмель и др. «Диагностика педагогического процесса как условие развития творчества учителя».

Таким образом, диагностика педагогического процесса рассматривается в теории и практике обучения как основа современного уровня управления педагогическим процессом. Следовательно, одной из ведущих функций современного учителя является диагностика педагогического процесса, для чего необходимо знание основных видов информации (исходная, тактическая, оперативная). Для сбора достаточной информации о ходе, состоянии, результатах педагогического процесса необходимо знание основных характеристик (переменных) и их показателей. Полноту и доказательство диагностических данных обеспечивает применение комплекса методов педагогического исследования. Диагностические данные позволяют вносить своевременные коррективы в управление педагогическим процессом, качественно планировать работу на перспективу.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определяется термин «педагогическая диагностика»?

2. Какова роль педагогической информации в деятельности учителя по управлению педагогическим процессом?

3. Каковы основные условия ограничения сбора информации об объекте управления учителя?

4. Что такое исходная информация?

5. Что такое текущая информация?

6. Что такое оперативная информация?

7. Каковы основные характеристики (переменные) педагогического процесса?

8. Каковы показатели каждой из характеристик педагогического
процесса?

Литература

1. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности учителей. М., 1998.

2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика. Сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. № 2.


3. Кобзарь Б.С., Макарова Л.М. Обучение студентов диагностике воспитательной работы// Педагогика. 1993. № I.

4. Кочетов А.Н., Коломинский Я.Л. и др. Педагогическая диагностика в школе. В помощь лектору. Алма-Ата, 1990.

5. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе: В помощь лектору. Алма-Ата, 1990.

 

6. Хмель Н.Д., Тригубова Н.Н., Бозжанова К.Б., Хан Н.Н. и др. Диагностика педагогического процесса как условие развития творчества учителя. Алматы, 1996.

7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы, 1998.

Задания для самостоятельной работы

1. Покажите на схеме взаимосвязь между всеми характеристиками
педагогического процесса.

2. На примере конкретного класса покажите возможность использования
комплекса методов педагогического исследования для получения информации
по каждой из характеристик педагогического процесса.

3. Составьте примерную характеристику класса на основе анализа
информации по одной или нескольким характеристикам педагогического
процесса.

4. Составьте примерный план работы классного руководителя на основе
полученной информации о состоянии педагогического процесса в классе.

Темы рефератов

1. Повышение качества управления педагогическим процессом класса на основе диагностики состояния педагогического процесса класса.

2. Функция исследования хода и результатов педагогического процесса как ведущая в деятельности современного учителя.

3. Изучение основных характеристик педагогического процесса и их переменных.

4. Внедрение результатов педагогического исследования в практику работы учителя.

Цель: выявление важнейших требований к составлению планов работы общеобразовательной школы, основного содержания годового плана работы школы, ознакомление с видами внутришкольной документации.


Задачи:

а) Раскрыть значение планирования как основы эффективной
управленческой деятельности.

б) Охарактеризовать основные разделы общешкольного годового плана
работы.

в) Выявить особенности внешнего оформления годового плана.

г) Раскрыть значение информационного обеспечения управления
школой.

д) Ознакомить с основными видами внугришкольной документации.
План

1. Планирование как одна из управленческих функций.

2. Подготовка аналитической части плана.

3. Содержание общешкольного годового плана работы.

4. Оформление годового плана работы школы.

5. Другие виды школьной документации.

Основные понятия: управление школой, планирование работы школы, виды планов, школьная документация.

Межпредметные связи: психология, теория информации, теория управления.

Планирование как одна из управленческих функций. При самом общем подходе управление представляет собой элемент организованной системы, обеспечивающий сохранение определенной структуры системы, поддержание режима ее деятельности, реализацию цели и программы деятельности. В последние годы широкое распространение получает термин «менеджмент», который в переводе с английского языка также означает «управление». В теории и практике обычно выделяют следующие функции управления: анализ состояния деятельности, планирование, организацию деятельности, стимулирование, контроль и регулирование (коррегирование) процесса выполнения решений, подведение итогов деятельности.

Для эффективного управления необходимо обеспечить гармоничное взаимодействие всех указанных функций, недооценка хотя бы одной из них отрицательно сказывается на результатах деятельности всего коллектива. Органическую взаимосвязь всех управленческих функций обеспечивает обоснованное планирование. Планирование (разработка плана деятельности) понимается как определение основных видов деятельности и тех мероприятий, которые направлены на повышение эффективности всей деятельности. Обоснованное планирование предполагает:

- всесторонний и целенаправленный учет состояния работы и объективную оценку достигнутых результатов деятельности;

- определение основных целей и задач на предстоящий период деятельности;


- выявление эффективных путей и способов, средств, которые могут привести к решению поставленных задач, а также выбор оптимальных путей н средств их решения.

Все это требует наличия объективной информации о состоянии дел в управляемой системе. Под термином «информация» обычно понимается совокупность полезных сведений, фактов, данных, характеризующих состояние управляемой системы, а также используемых для ее развития и совершенствования. Объем и содержание информации определяются целями, основными направлениями и масштабами деятельности системы. По ее направленности можно рассматривать восходящую и нисходящую информацию. Нисходящая информация отражает управленческие действия субъекта управления (нормативные, организационно-распорядительные документы вышестоящих органов, в том числе органов образования и т.д.). Восходящая информация характеризует состояние управляемой системы (отчеты, справки по итогам проверок, текущая внутришкольная информация и т. д.). Для управленческой деятельности одинаково важны и тот, и другой вид информации. Справедливо считается, что «эффективность управления во многом зависит от информационного обеспечения, своевременного и качественного принятия управленческих решений и организации мониторинга всей системы образования» [3].

Управление общеобразовательной школой, как и любая управленческая деятельность, требует обоснованного планирования всей деятельности. Важнейшим видом плана в школе является общешкольный годовой план работы, представляющий собой ведущий документ всей школьной жизни. Он охватывает все стороны деятельности школы, учитывает их единство, их внутренние и внешние связи и взаимозависимости. Результативность работы школы во многом определяется продуманностью, обоснованностью и целенаправленностью годового плана.

Общешкольный годовой план работы создается на основе следующих принципов.

а) Научность планирования. План должен быть составлен с учетом
социальных и экономических условий деятельности, психолого-
педагогических закономерностей педагогического процесса, тенденций и
перспектив развития всей системы образования вообще и данной школы в
частности. План должен быть педагогически целесообразным.

б) Оптимальность плана означает, что он должен содержать необходимое
и достаточное количество и виды деятельности, конкретных мероприятий для
достижения поставленных целей. Данный принцип направлен на обеспечение
реальности плана, на выбор оптимальных путей и средств деятельности
школьного коллектива, на обеспечение целесообразного соотношения
составных частей плана.

в) Конкретность плана. В плане должно быть конкретно указано, каковы
предусмотренные мероприятия, задания тем или иным исполнителям, кто


ответствен за исполнение, каковы сроки, место и время проведения мероприятий. Должны быть учтены те конкретные условия, которые следует создать для успешного решения определенной задачи. Реализация принципа конкретности обеспечивает необходимую точность плана.

г) Перспективность плана. Требуется предусмотреть не только бли­
жайшие перспективы, цели и задачи, но и перспективы на более дальние
периоды деятельности школы. План должен учитывать те учебно-воспита­
тельные задачи, которые будут возникать перед школой и в последующие годы
работы.

д) Принцип объективного учета специфических особенностей
деятельности школьного коллектива. В плане должны быть учтены особенности
данного педагогического и ученического коллективов, реальной обстановки,
а также те условия, в которых функционирует школа. Следует учитывать
индивидуальные особенности каждого исполнителя, возрастные и иные
особенности того ученического коллектива, на который рассчитано
мероприятие.

е) Принцип коллективности предусматривает привлечение учителей,
воспитателей, других работников школы к активному участию в обсуждении
и составлении плана. Общешкольный план должен стать плодом коллективного
творчества с индивидуальной ответственностью каждого члена коллектива.

Можно указать следующий алгоритм подготовки общешкольного годового плана работы:

1. Изучение нормативной документации, а также психолого-педагогической литературы по проблемам планирования и специальной литературы, посвященной новейшим педагогическим технологиям.

2. Всесторонний анализ накопленной информации об учебно-воспитательном процессе школы за предыдущий период, выявление основных недостатков и упущений, определение важнейших достижений в деятельности коллектива школы.

3. Определение основных перспектив развития школы, а также важнейших целей и задач деятельности на будущий год.

 

4. Установление эффективных путей и средств, призванных обеспечить ликвидацию нелостатков в работе и развитие достипгутых положительных результатов. Обоснование выбора оптимальных путей и средств достижения целей.

5. Определение основных, важнейших общешкольных мероприятий, а также обязательных мероприятий, проводимых по классам, группам классов и т.д. Составление рабочего варианта плана.

6. Широкое коллективное обсуждение рабочего варианта плана.
Внесение необходимых изменений и дополнений в план с учетом поступивших
предложений.

7. Составление и утверждение окончательного варианта общешкольного
плана работы.


Данный алгоритм не должен быть понят как перечень независимых и изолированных друг от друга шагов. Пункты алгоритма накладываются друг на друга, пересекаются. Изучение соответствующей литературы, например, сопровождает весь ход составления плана. 11одобным же образом происходит и коррегирование целей и задач, выбор путей и средств и т.д.

Подготовка аналитической части плана. Анализ информации об учебно-воспитательном процессе школы, об уровне его эффективности (анализ работы школы) является важнейшим этапом создания плана. В.А. Сухомлинский обоснованно считал, что «без глубокого анализа работы школы за истекший год невозможно конкретное планирование на предстоящий год. От того, насколько глубоко и всесторонне будет проанализирована работа за прошлый год, зависит исправление недостатков» [7]. Анализ работы должен обеспечивать выявление причинно-следственных и функциональных связей и зависимостей в предыдущий период деятельности школьного коллектива. Анализ должен выявить, каковы полученные конкретные результаты воспитания и обучения учащихся, насколько целесообразными были пути и средства достижения педагогических целей, каковы наиболее характерные упущения и т.д. Короче говоря, анализ работы школы должен быть осуществлен «в свете четкой целевой установки: мобилизации педагогического коллектива на борьбу за прочные знания учащихся и более высокую успеваемость, за быструю и своевременную ликвидацию обнаруженных недостатков» [2].

Существует немало подходов к проведению анализа работы школы за прошедший учебный год. По одному из них, разработанному Ю.А. Конар-жевским, анализ должен содержать необходимую информацию по следующим блокам деятельности школы:

- деятельность администрации по управлению школой;

- состояние методической работы в школе;

- составление качественного преподавания, работа педагогического
коллектива по повышению его уровня;

- состояние работы педагогического коллектива с родителями учащихся;

- педагогическая помощь общественным ученическим организациям по улучшению результативности их работы;

- уровень воспитанности учащихся;

- состояние посещаемости учебных занятий школьниками;

- состояние знаний, умений, навыков учащихся;
-деятельность коллектива по осуществлению всеобуча.
Очевидно, при анализе работы школы во главу угла следует поставить

уровни воспитанности и обученностн школьников, а также реализацию положения об обязательном всеобщем среднем образовании. Иные же блоки должны быть рассмотрены с точки зрения того, насколько действенно и оптимально они способствовали получению необходимых высоких результатов по трем основным указанным блокам. Следует помнить, что, например,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.