Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активизация познавательной деятельности учащихся




Цель: выявление системы знаний о роли и сущности познавательной активности учащихся и активизации их деятельности Задачи:

а) Раскрыть сущность понятий «познавательная активность, активизация
деятельности учащихся в процессе обучения».

б) Дать обзор различных подходов к активизации познавательной
деятельности учащихся в школе.

в) Охарактеризовать новые идеи обучения в опыте педагогов.
План

1. Сущность познавательной активности.

2. Средства активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся.

3. Формирование познавательных интересов.

4. Из опыта активизации познавательной деятельности учащихся. Основные понятия: познание, деятельность, познавательная

деятельность, познавательная активность, активизация познавательной деятельности, модернизация, мотивация, алгоритмизация, компьютеризация,

2Л6


дифференциация, проблемное обучение, программированное обучение, профильное обучение.

Межнредметные связи: философия науки и образования, психология, история педагогики.

Сущность познавательной активности. В 70-80-е годы XX века заметно возрос объем дидактических исследований, направленных на активизацию учебного процесса, его переориентацию на ребенка, превращение ученика в активный субъект обучения. Работы Ж. Пиаже (Швейцария), Б. Блюма, Д.Ж. Бруннера, Ж. Ганье, С. Эрриксона (США), В. Давыдова, Л. Запкова (Россия), Л. Херста (Англия) и многих других формировали общественное и педагогические сознание в русле радикального изменения процесса обучения. Школы, призывал Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое; а не просто повторять то, что делали предше­ствующие поколения людей изобретательных, творческих, у которых крити­ческий и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «сопри­косновенности» обучаемого с предметом ею деятельности. Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Активизация - это целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения в целях возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Это постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время четко обозначились два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни исследователи рассматривают познавательную активность как деятельность, а другие - как качество, личностное образование. Внесение ясности в данную проблему, разфаничение понятий «познавательной деятельности» и «познавательной активности» имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение. Если активность и деятельность рассматривать как явления и понятия тождественные, то в этом случае проблема решается как бы сама по себе, поскольку любая деятельность учащихся будет рассматриваться как активная деятельность, в то время как это далеко не так.

Проблема активизации учения школьников - предмет глубокого педагогического исследования. Значительный вклад в ее разработку внесли М.А. Данилов, Р.Г. Лемберг, И.Я. Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, И.Ф.Харламов, Т.П. Шамова, Г.И. Щукина и другие.

Методологической основой активности учения является теория познания. Цель познания заключается в отражении в сознании индивида объективной


реальности. В ходе практической, духовной деятельности субъект, воздействуя на окружающий мир, познает и преобразует его в соответствии со своими потребностями и целями. Это самая общая схема процесса познания. Однако для того, чтобы понять, в чем же заключается особешюсть активного познания, необходимо отметить, что познание как отражение реального мира в сознании субъекта имеет два уровня (репродуктивный и продуктивный), отличающиеся друг от друга полнотой отражения объекта и характером протекания познавательного процесса.

На уровне репродуктивного познания объект (учебный материал) воспринимается в том виде, в каком он дан внешнему восприятию. Некоторые исследователи рассматривают репродукцию как нечто пассивное, что не соответствует истине. Целенаправленная воспроизводящая деятельность школьников при усвоении знаний и способов деятельности всегда является активной со стороны школьника, только уровень этой активности будет разным (к примеру, низким у школьников, имеющих высокие реальные учебные возможности). Кроме того, в воспроизводящей деятельности также могут быть элементы преобразующего характера (Т.И. Шамова). С дидактической точки зрения воспроизводящая деятельность осуществляется путем многократного повторения ранее пройденного материала, путем выполнения различного рода заданий и упражнений.

Высший уровень познания - познание продуктивное, активное. Для него характерно прежде всего преобразующее отношение субъекта (ученика) к объекту познания (учебному материалу). В ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и, что очень важно для цели обучения, воздействующий субъект - ученик. В момент активного познания школьник ставит новые вопросы к содержанию изучаемого материала, формулирует проблему, настойчиво ищет новые способы ее решения. Процесс познания направлен не только на углубление знаний учащихся о явлениях, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу. В активной познавательной деятельности, следовательно, происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и выработка эмопионально-оценочного отношения к процессу и результату познания (рис. I).

11ознавательная акгивность не сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания. Познавательная активность как свойство личности проявляется и формируется в деятельности. Отношения между этими понятиями можно определить как отношения частичного совпадения. Познавательная активность обусловливает интенсивность и характер протекания учения. Она формируется и проявляется в познавательной деятельности, но это вовсе не означает, что эти явления (да и понятия) тождественны.


Познавательная активность в ее компоненты


I

м
Содержательный


Мотиваиионнын

Интрп№

Познавательный мотив

Социальный мотив

Мотивы перспективного стремления

з:

Прямое стремление

Самообразование

Учебные мотивы


Основная система образования

Содержательно-теоретическое знание

Предметное знание

Специально проф ессиональное знание


Операционный




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.